Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 04.12.2019 N 18-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность начальника правового управления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
от 4 декабря 2019 г. N 18-КЭ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ
НАЧАЛЬНИКА ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность начальника правового управления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, предусматривает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14, статья 20).
Общее правило о праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должности муниципальной службы независимо от возраста и судейского стажа закреплено в пункте 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей).
Исключение из общего правила о допустимости замещения судьей в отставке государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы составляют должности прокурора, следователя и дознавателя.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей установлено, что судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
Законное представительство применительно к юридическим лицам имеет место в тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основано на законе либо положениях учредительных документов юридического лица (полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия, а не доверенностью).
Кодекс судейской этики право судьи быть представителем в судебных органах также ограничивает правом представлять самого себя и случаями законного представительства других лиц (пункт 1 статьи 16).
Согласно Положению об аппарате Тамбовской областной Думы, утвержденному постановлением Тамбовской областной Думы от 23 декабря 2006 года N 412 (с послед. изм.), аппарат Тамбовской областной Думы является постоянно действующим органом, осуществляющим правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности областной Думы.
Должности в аппарате Думы устанавливаются в соответствии с Законом Тамбовской области от 29 сентября 2006 года N 79-N "О реестре должностей государственной гражданской службы Тамбовской области", штатным расписанием Тамбовской областной Думы.
Правовое управление аппарата Тамбовской областной Думы, являющееся структурным подразделением аппарата Тамбовской областной Думы, действует на основании Положения о правовом управлении аппарата Тамбовской областной Думы, утвержденным распоряжением Тамбовской областной Думы от 27 декабря 2006 года N 537-лс (в ред. распоряжения от 06.12.2013 N 523-лс).
Одной из основных функций названного Управления является представительство интересов областной Думы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, правоохранительных органах и иных организациях.
Согласно пункту 8 Положения о правовом управлении аппарата Тамбовской областной Думы начальник Управления:
осуществляет непосредственное руководство Управлением;
информирует председателя областной Думы, первых заместителей председателя областной Думы, заместителей председателя областной Думы по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;
участвует в работе комитетов областной Думы, связанных с подготовкой законопроектов к рассмотрению на заседаниях областной Думы, при обсуждении вопросов, отнесенных к сфере ведения Управления;
подписывает заключения Управления по законопроектам, проектам постановлений, другие документы по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;
визирует принимаемые областной Думой проекты законов Тамбовской области, проекты постановлений областной Думы, распоряжения по вопросам кадровой работы, проекты решений комитета по законодательству областной Думы, а также другие документы по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;
представляет интересы областной Думы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, правоохранительных органах и иных организациях;
представляет Управление во взаимоотношениях с другими структурными подразделениями аппарата областной Думы, соответствующими структурными подразделениями администрации области, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также с иными организациями по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;
распределяет обязанности между работниками Управления;
вносит председателю областной Думы и руководителю аппарата областной Думы предложения: о структуре и штатах Управления, о применении к работникам Управления поощрений и дисциплинарных взысканий, об установлении, изменении, отмене надбавок к должностным окладам работников Управления; о премировании работников Управления.
С учетом того, что должность начальника правового управления аппарата Тамбовской областной Думы является должностью государственной гражданской службы, комиссия исходит из того, что судья, пребывающий в отставке, независимо от стажа работы судьей и возраста может замещать такую должность; его полномочие представлять интересы областной Думы в судах является законным представительством, допускаемым для пребывающего в отставке судьи Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики.
Вместе с тем, принимая решение о поступлении на государственную службу и проходя такую службу, судья, пребывающий в отставке, должен учитывать рекомендательный характер заключений комиссии по этике и обязан самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, Кодекса судейской этики.
Так, несмотря на приостановление членства в судейском сообществе на период осуществления судьей в отставке разрешаемой Законом о статусе судей оплачиваемой деятельности, с него не снимается обязанность соблюдать установленное Законом о статусе судей требование избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти (пункт 2 статьи 3); он должен придерживаться установленных Кодексом судейской этики правил взаимодействия со средствами массовой информации, исключать комментарии по существу дел, по которым не принято окончательных судебных актов, проявлять сдержанность и корректность при комментировании решений своих коллег (статья 13).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления