Законодательство РФ

"Вопросы практики применения технических регламентов Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013)"

ВОПРОСЫ

ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ТАМОЖЕННОГО

СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ"

(ТР ТС 033/2013) И "О БЕЗОПАСНОСТИ МЯСА И МЯСНОЙ

ПРОДУКЦИИ" (ТР ТС 034/2013)

N п/п

Вопрос

Ответ

1

В соответствии с Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 67 и от 9 октября 2013 г. N 68 приняты соответственно технические регламенты Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013).

Установлены ли переходные положения по введению в действие указанных технических регламентов? Каким образом будет организована работа в этот период?

Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года N 67 и N 68 предусмотрено соответственно, что технические регламенты Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" и "О безопасности мяса и мясной продукции" вступают в силу с 1 мая 2014 года, за исключением отдельных положений указанных технических регламентов, которые вступают в силу в более поздние сроки с учетом готовности государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к их реализации. Таким образом, указанные технические регламенты вступят в силу не ранее чем через 6 месяцев после их принятия, с целью обеспечения плавного перехода на требования технических регламентов Таможенного союза и в соответствии с обязательствами Российской Федерации при вступлении в ВТО.

С учетом практики введения в действие технических регламентов Таможенного союза приняты решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 297 и от 10 декабря 2013 г. N 298 о порядке введения в действие технических регламентов Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" и "О безопасности мяса и мясной продукции", которыми предусматривается установление "переходных" положений по применению требований принятых технических регламентов.

Так, в частности, установлено, что ранее выданные в соответствии с национальным законодательством документы о соответствии действуют до 31 декабря 2015 года.

К таким документам относятся декларации, сертификаты, свидетельства о государственной регистрации продукции.

Также до указанного срока действительны ранее выданные документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (свидетельства о государственной регистрации продукции). Вместе с тем данные документы будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2015 года только в случае, если они выданы или приняты до 1 мая 2014 года в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования указанных технических регламентов.

Со дня вступления в силу технических регламентов (с 1 мая 2014 года) выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, не допускается.

Таким образом, указанные документы о соответствии (декларации, сертификаты, свидетельства о государственной регистрации продукции), предусмотренные требованиями национального законодательства государства-члена или ранее принятых актов договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, могут выдаваться только до дня вступления в силу данных технических регламентов, то есть до 1 мая 2014 года.

Также до 31 декабря 2015 г. допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента.

Такая продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка данной продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.

Таким образом, при наличии выданных до 1 мая 2014 года в отношении указанной продукции документов о соответствии в соответствии с требованиями национального законодательства государства-члена или ранее принятых актов договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства указанная продукция может производиться и выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза до 31 декабря 2015 года.

При этом обращение продукции, выпущенной в обращение на таможенной территории Таможенного союза в период действия указанных документов об оценке (подтверждении) соответствия, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена.

Вместе с тем продукция при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, выданных в соответствии с национальным законодательством, обращается на территории того государства-члена, в соответствии с законодательством которого выдан документ о соответствии.

Также установлено, что до 1 мая 2015 г. допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке). Таким образом, продукция, в отношении которой до 1 мая 2014 года не были установлены указанные обязательные требования, может производиться и выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза до 1 мая 2015 г. без документов о соответствии и маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке), предусмотренных национальным законодательством государства-члена или ранее принятыми актами договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2

Возможна ли реализация мяса, полученного от убоя сельскохозяйственных животных, получаемого гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством?

Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (далее - Технический регламент на пищевую продукцию), который вступил в силу с 1 июля 2013 года, за исключением требований к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Статьей 1 Технического регламента на пищевую продукцию определено, что он устанавливает, в частности, объекты технического регулирования, требования безопасности к объектам технического регулирования, а также формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям Технического регламента.

Объектами технического регулирования Технического регламента на пищевую продукцию в соответствии с его статьей 3 являются пищевая продукция, включающая, в том числе, продукты животного происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, а также продовольственное (пищевое) сырье, и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Согласно статье 1 Технического регламента на пищевую продукцию требования к отдельным видам пищевой продукции, в том числе мясу и мясной продукции, и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, устанавливаемые иными техническими регламентами Таможенного союза, не могут изменять требования Технического регламента на пищевую продукцию.

Статьей 4 Технического регламента на пищевую продукцию установлено понятие "пищевая продукция непромышленного изготовления", под которым понимается пищевая продукция, полученная гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и иными видами деятельности.

Частью 2 статьи 3 Технического регламента на пищевую продукцию определено, что его действие не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.

Технический регламент на пищевую продукцию устанавливает требования безопасности к непереработанной продукции животного происхождения, в том числе требования к процессам получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения, определяемые статьей 19 указанного технического регламента, и требования к мясу и другому мясному сырью, определяемые Приложением 5 к указанному техническому регламенту.

В частности, положениями указанной статьи Технического регламента на пищевую продукцию предусмотрено, что к убою для использования на пищевые цели допускаются здоровые продуктивные животные из хозяйств и (или) местности, благополучных в ветеринарном отношении.

Непосредственно перед убоем продуктивные животные подлежат предубойному ветеринарному осмотру. После убоя туши продуктивных животных и другое непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, полученное от их убоя, подлежат послеубойному осмотру и ветеринарно-санитарной экспертизе.

Кроме того, частью 1 статьи 19 Технического регламента установлено, что убой продуктивных животных производится в специально отведенных для этой цели местах, в том числе определены требования к проведению убоя продуктивных животных на производственных объектах.

Согласно определению, предусмотренному статьей 4 данного технического регламента, "производственный объект, на котором осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения" - объект (здание, строение, помещение, сооружение и иной объект), предназначенный для осуществления деятельности по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения и используемый при осуществлении указанной деятельности, принадлежащий юридическому лицу или физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющему указанную деятельность на праве собственности или ином законном основании.

Таким образом, статьей 19 Технического регламента на пищевую продукцию устанавливаются требования к процессам получения предназначенной для выпуска в обращение непереработанной пищевой продукции животного происхождения, осуществляемым как в условиях промышленного, так и непромышленного изготовления.

Вместе с тем статьей 21 Технического регламента на пищевую продукцию установлено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

При этом согласно статье 30 Технического регламента на пищевую продукцию оценка соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения требованиям, установленным Техническим регламентом на пищевую продукцию и иными техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, может проводиться в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 68 (далее - Технический регламент на мясо и мясную продукцию), вступает в силу с 1 мая 2014 года, за исключением отдельных его положений, предусмотренных указанным Решением Совета Евразийской экономической комиссии.

Согласно пункту 1 Технического регламента на мясо и мясную продукцию данный технический регламент распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Пунктом 4 Технического регламента на мясо и мясную продукцию установлено, что его действие не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Исходя из установленного пунктом 5 указанного технического регламента определения понятия "продукт убоя" (непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включающая мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье), следует, что Технический регламент на мясо и мясную продукцию устанавливает требования к продуктам убоя и мясной продукции, полученным на производственных объектах, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения и подлежащих государственной регистрации согласно пункту 21 данного технического регламента в соответствии с положениями Технического регламента на пищевую продукцию.

При этом в соответствии с пунктом 147 Технического регламента на мясо и мясную продукцию продукты убоя и мясная продукция, прошедшие оценку (подтверждение) соответствия требованиям технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, должны маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно статье 39 Технического регламента на пищевую продукцию пищевая продукция непромышленного изготовления, предназначенная для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, не маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, Технический регламент на пищевую продукцию и Технический регламент на мясо и мясную продукцию устанавливают требования, в том числе к предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевой продукции животного происхождения (включая мясо и другое мясное сырье, в том числе продукты убоя), как полученной в результате убоя продуктивных животных в промышленных условиях, так и произведенной (полученной) гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством (т.е. непромышленного изготовления), а также к процессам, установленным в области применения указанных технических регламентов.

Следовательно, с даты вступления в силу Технического регламента на мясо и мясную продукцию (с 1 мая 2014 года) в соответствии со статьей 7 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года мясо и другое мясное сырье, полученное от убоя продуктивных (сельскохозяйственных) животных, в том числе полученное гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством, может выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что убой продуктивных (сельскохозяйственных) животных, принадлежащих гражданам и (или) содержащихся в личных подсобных хозяйствах, осуществлялся в специально отведенных для целей убоя местах, а мясо и другое мясное сырье, полученное от убоя этих животных, прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные указанными техническими регламентами Таможенного союза.

Принимая во внимание, что ни Технический регламент на пищевую продукцию, ни Технический регламент на мясо и мясную продукцию не устанавливают требования к специально отведенным для целей убоя местам в отношении пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, уполномоченные в области ветеринарии органы государств - членов Таможенного союза, руководствуясь нормами национального законодательства, могут определять требования к специально отведенным местам для проведения убоя продуктивных животных с целью получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, выпускаемой в обращение, обеспечивающие ее безопасность.

До дня вступления в силу Технического регламента на мясо и мясную продукцию (до 1 мая 2014 года) в соответствии с пунктом 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" в отношении указанной продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства - члена Таможенного союза.

3

Ограничивает ли технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) выпуск в обращение (реализацию) мяса и мясной продукции непромышленного изготовления, полученные в результате убоя продуктивных (сельскохозяйственных) животных, выращенных гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) или гражданами, занимающимися животноводством?

Не ограничивает, так как в соответствии с подпунктом ж) пункта 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) его действие не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Исходя из установленного пунктом 5 указанного технического регламента определения понятия "продукт убоя", положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) не распространяются на непереработанную продукцию животного происхождения (в том числе мясо и другое мясное сырье), полученную гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) или гражданами, занимающимися животноводством (далее - непереработанная мясная продукция непромышленного изготовления).

Требования к непереработанной мясной продукции непромышленного изготовления, а также к процессам получения указанной продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880.

Принимая во внимание, что технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" не устанавливает требования к специально отведенным для целей убоя местам в отношении непереработанной мясной продукции непромышленного изготовления, уполномоченные в области ветеринарии органы государств - членов Таможенного союза, руководствуясь нормами национального законодательства, могут определять требования к специально отведенным местам для проведения убоя продуктивных животных.

4

Каким образом будут действовать документы по подтверждению соответствия на молоко и молочную продукцию, мясо и мясную продукцию, выданные по национальному законодательству и действующие до 31 декабря 2015 года в связи с окончанием переходных периодов технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021) и "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022) в сфере безопасности пищевой продукции?

Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. N 880 принят технический регламент Таможенного союза (ТС) "О безопасности пищевой продукции", а также установлены переходные периоды введения его в действие.

Положениями указанного технического регламента закреплен "пакетный" принцип установления требований в технических регламентах Таможенного союза в сфере безопасности пищевой продукции.

Технический регламент ТС "О безопасности пищевой продукции" вступил в силу и применяется с 1 июля 2013 года, за исключением требований к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 11 июня 2013 г. N 129.

Согласно указанному Решению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, которые устанавливают требования к такой продукции и связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, действуют положения нормативных правовых актов ТС или законодательства государства - члена ТС (государство-член).

Технические регламенты ТС "О безопасности молока и молочной продукции", "О безопасности мяса и мясной продукции" приняты Решениями Совета ЕЭК от 9 октября 2013 г. N 67 и N 68 соответственно и применяются с 1 мая 2014 года.

Согласно Решению Коллегии ЕЭК от 10 июня 2014 г. N 91 требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" применяются в том числе в отношении молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции.

В отношении объектов регулирования технических регламентов ТС "О безопасности молока и молочной продукции" и "О безопасности мяса и мясной продукции" Решениями Коллегии ЕЭК от 10 декабря 2013 г. N 297 и N 298 соответственно установлены переходные положения.

В соответствии с установленными переходными положениями, действие документов об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП), или законодательством государства-члена, выданных или принятых в отношении указанной продукции до 1 мая 2014 года, завершается не позднее 31 декабря 2015 года.

Следует отметить, что до 1 мая 2015 года допускаются производство и выпуск в обращение молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу указанных технических регламентов ТС обязательной оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).

Молоко и молочная продукция, мясо и мясная продукция, выпущенная в обращение до 31 декабря 2015 года, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, выданных или принятых в соответствии с национальным законодательством до 1 мая 2014 года, обращается на территории того государства-члена, в соответствии с законодательством которого выдан или принят документ о соответствии в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена.

В соответствии с положениями статьи 5 технического регламента ТС "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии данному техническому регламенту, а также иным техническим регламентам, действие которых на нее распространяется.

Таким образом, на переходный период до 31 декабря 2015 года в отношении продукции, являющейся объектом регулирования технических регламентов ТС "О безопасности молока и молочной продукции", "О безопасности мяса и мясной продукции", выпускаемой в обращение с действующими документами об оценке (подтверждении) соответствия требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, или законодательством государства-члена, требования иных технических регламентов ТС в сфере безопасности пищевой продукции, устанавливающих требования к такой продукции, в том числе части ее маркировки, не применяются.

Кроме того, согласно Решению Коллегии ЕЭК от 25 февраля 2014 года N 23 переходной период для документов, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента ТС "О безопасности упаковки" в отношении продукции, предназначенной для упаковывания молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции, продлен до 31 декабря 2015 года.

Справочная информация:

Технический регламент ТС "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), принятый Решением Совета ЕЭК от 9 октября 2013 г. N 67, вступил в силу 1 мая 2014 года и распространяется на молоко - сырье, обезжиренное молоко - сырье, сливки - сырье; молочную продукцию (молочные продукты, молочные составные продукты, молокосодержащие продукты, побочные продукты переработки молока), в том числе для детского питания, функциональные компоненты, необходимые для производства продуктов переработки молока, а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции. ТР ТС 033/2013 не распространяется, в том числе, на продукты, изготовленные на основе молока и молочной продукции: предназначенные для использования в специализированном питании (за исключением молока и молочной продукции для детского питания), кулинарные и кондитерские изделия, пищевые и биологически активные добавки.

Технический регламент ТС "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), принятый Решением Совета ЕЭК от 9 октября 2013 г. N 67, вступил в силу 1 мая 2014 года и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, в том числе для детского питания, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации. ТР ТС 034/2013 не распространяется, в том числе, на выпускаемое в обращение мясо и другое мясное сырье непромышленного изготовления; мясо птицы и продукты его переработки, а также пищевую продукцию, в рецептуре которой мясо птицы и продукты его переработки по массе в совокупности превышают продукты убоя других продуктивных животных; пищевую продукцию предприятий питания (общественного питания), изготовленную с использованием или на основе продуктов убоя, предназначенную для реализации при оказании услуг, а также процессы реализации указанной пищевой продукции; пищевую продукцию, в которой в соответствии с рецептурой содержание мясных ингредиентов составляет менее 5 процентов.

5.

Допускается ли действующими техническими регламентами Таможенного союза в сфере безопасности пищевой продукции и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) повторное использование стеклянной упаковки (стеклянных бутылочек) при изготовлении детского питания на молочных кухнях?

Обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности к молоку и молочной продукции, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (далее - ТР ТС 033/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 67.

ТР ТС 033/2013 вступил в силу с 1 мая 2014 года и применяется с учетом переходных положений, установленных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 297, согласно которым до 31 декабря 2015 года допускаются производство и выпуск в обращение на территории Союза продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства - члена Союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР ТС 033/2013.

Продукция, выпущенная в период действия указанных документов, обращается в течение срока годности, установленного в соответствии с законодательством государств - членов Союза.

В соответствии с пунктом 2 ТР ТС 033/2013 требования данного технического регламента Таможенного союза распространяются, в том числе, на продукцию детского питания на молочной основе, включая продукцию детского питания на молочной основе, произведенную на молочных кухнях.

Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 47 ТР ТС 033/2013 производство пищевой продукции для детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесей (в том числе сухих), сухих кисломолочных смесей, молочных напитков (в том числе сухих) для питания детей раннего возраста, молочных каш, готовых к употреблению, и молочных каш сухих (восстанавливаемых до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста осуществляется на специализированных производственных объектах, или в специализированных цехах, или на специализированных технологических линиях.

Требования к упаковке молочной продукции установлены разделом XI ТР ТС 033/2013. Согласно пункту 60 ТР ТС 033/2013 молочная продукция, предназначенная для реализации, должна быть расфасована в упаковку, соответствующую требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) (далее - ТР ТС 005/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769, и обеспечивающую безопасность и сохранение потребительских свойств молока и молочной продукции требованиям ТР ТС 033/2013 в течение срока их годности.

Кроме того, положениями пунктов 61 и 62 ТР ТС 033/2013 установлены дополнительные требования к упаковке продукции для детского питания на молочной основе.

ТР ТС 005/2011 вступил в силу с 1 июля 2012 года, при этом следует учитывать, что согласно переходным положениям, установленным Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769, до 31 декабря 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции, предназначенной для упаковывания молока и молочной продукции, в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными законодательством государств - членов Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР ТС 005/2011.

ТР ТС 005/2011 распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства в соответствии с приложением 5 к ТР ТС 005/2011, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на территории Союза, независимо от страны происхождения.

Требования безопасности к упаковке (укупорочным средствам) и процессам ее хранения, транспортирования и утилизации установлены статьей 5 ТР ТС 005/2011. Пунктом 6.2 указанной статьи предусмотрено, что упаковка стеклянная не должна повторно использоваться для контакта с детским питанием.

Таким образом, руководствуясь положениями указанных технических регламентов Таможенного союза, повторное применение, в том числе на молочных кухнях, ранее использованной стеклянной упаковки для контакта с детским питанием не допускается.

6.

Применяются ли в настоящее время требования подпункта "в" пункта 107 технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) в части использования придуманного названия мясной продукции?

Пунктом 3 технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 68 (далее соответственно - ТР ТС 034/2013, Решение), предусмотрено, что ТР ТС 034/2013 устанавливает, в том числе, обязательные для применения и исполнения требования к маркировке продуктов убоя и мясной продукции, дополняющие требования технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 (далее - ТР ТС 022/2011).

ТР ТС 022/2011 установлено следующее определение термина "придуманное название пищевой продукции" - слово или словосочетание, которые могут дополнять наименование пищевой продукции. Придуманное название пищевой продукции может не отражать ее потребительские свойства и не должно заменять собой наименование пищевой продукции.

Подпунктом "в" пункта 107 ТР ТС 034/2013 установлено, что не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, "Докторская", "Любительская", "Московская", "Зернистая", "Молочная").

Положения раздела XI ТР ТС 034/2013 в части использования придуманного названия мясной продукции, с учетом подпункта "в" пункта 2 Решения, вступают в силу после разработки соответствующих межгосударственных (региональных) стандартов и внесения их в перечень стандартов, определенный пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Согласно Договору неприменение стандартов, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза, не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза.

В соответствии с положениями пункта 3 части 4.1 и пункта 4 части 4.2 статьи 4 ТР ТС 022/2011 в маркировке соответственно упакованной пищевой продукции и пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе придуманное название пищевой продукции.

Стандарты, включенные в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. N 81 (далее - Перечень), в соответствии с графой 2 Перечня применяются по разделу II ТР ТС 034/2013, устанавливающему основные понятия для целей применения ТР ТС 034/2013.

Согласно пунктам 7 и 8 ТР ТС 034/2013 включенные в Перечень стандарты применяются для идентификации продуктов убоя и мясной продукции, в том числе в целях установления соответствия продуктов убоя и мясной продукции своему наименованию.

Таким образом, положение подпункта "в" пункта 107 ТР ТС 034/2013, в соответствии с которым не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам, не применяется в отношении использования придуманных названий мясной продукции до разработки соответствующих межгосударственных (региональных) стандартов и включения их в Перечень.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления