Законодательство РФ

"Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (утв. МВД России)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ

ОЦЕНИВАЕТСЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ

С ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> и имеет целью оказание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ <2>.

--------------------------------

<1> Далее - "Федеральный закон N 294-ФЗ".

<2> Далее - "обязательные требования".

Обязательные требования установлены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы II и III списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <3>, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 <4>.

--------------------------------

<3> Далее - "юридические лица, индивидуальные предприниматели".

<4> Далее - "прекурсоры и перечень соответственно".

Государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров <5>, осуществляется посредством организации и проведения должностными лицами плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ.

--------------------------------

<5> Далее - "государственный контроль".

Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований:

о предоставлении отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключения доступа к ним посторонних лиц;

о соблюдении правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;

ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, а также документов, подтверждающих совершение операции, или их копий;

соответствия сведений, содержащихся в уведомлениях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о планируемом объеме производства прекурсоров, планируемом объеме переработки прекурсоров, объеме переработанных прекурсоров;

соответствия сведений о фактическом количестве ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации прекурсоров;

исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.


Основные нормативные правовые акты в сфере контроля

за оборотом прекурсоров, содержащие обязательные требования

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере контроля за оборотом прекурсоров, устанавливающим обязательные требования, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "Федеральный закон N 3-ФЗ".

С 1 марта 2022 года юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 28 октября 2021 г. N 1846 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" <2>;

--------------------------------

<2> Далее - "Постановление N 1846".

от 15 октября 2021 г. N 1752 "Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 640 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" <3>;

--------------------------------

<3> Далее - "Постановление N 1752".

от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" <4>.

--------------------------------

<4> Далее - "Постановление N 181".

Постановлением N 1846 утверждены Правила представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила представления отчетов), и Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила ведения журналов), которые в целом отражают положения, содержащиеся в ранее действующей редакции вышеуказанных Правил.

В соответствии с Правилами представления отчетов юридические лица, индивидуальные предприниматели направляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя:

а) квартальные отчеты о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в таблицы II и III списка IV перечня - не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января года;

б) отчет о деятельности за истекший календарный год (далее - годовой отчет) о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в таблицы II и III списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля;

в) годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в таблицу II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля;

г) годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицу II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля.

Для надлежащего сопоставления информации, содержащейся в отчетах, важно обеспечить представление всех данных в стандартной форме.

Форма отчетов предусматривает в качестве единиц измерения представляемых сведений - килограммы.

Обращаем внимание, что Правилами представления отчетов в новой редакции не определен способ представления отчетов в территориальные органы внутренних дел Российской Федерации, из чего следует, что отчеты о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, могут быть представлены любым удобным для субъекта предпринимательской деятельности способом.

Кроме того, Постановлением N 1846 внесены некоторые изменения в Правила ведения журналов.

Так, новыми Правилами ведения журналов предоставлена возможность ведения учета прекурсоров как на бумажном носителе, так и в электронной форме с учетом современных тенденций по цифровизации экономики.

Технические и программные средства ведения журнала регистрации в электронной форме Правилами ведения журналов не предусмотрены.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" при ведении электронного документооборота должны быть обеспечены следующие требования:

предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации, а также иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере использования информационных технологий и защиты информации.

При ведении журнала регистрации в электронной форме документы, подтверждающие совершение каждой операции, также допускается хранить в электронной форме в специально созданной для этих целей папке.

Требования по ведению журналов регистрации операций с прекурсорами на бумажном носителе остались прежними.

Как и раньше, регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.

Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

Записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.

При этом нумерацию записей операций с прекурсорами необходимо вести в соответствии с количеством проведенных соответствующих операций, то есть операции по приходу и расходу должны нумероваться отдельно.

Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

Пунктом 7 Правил ведения журналов введены исключения из общего порядка учета ряда прекурсоров, если суммарное количество отпущенного, реализованного, приобретенного или использованного прекурсора за месяц не превышает 100 килограммов. В этом случае допускается занесение записи в журнале регистрации один раз в месяц и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется. При этом Правилами ведения журналов не запрещается ведение учета операций с прекурсорами в общем порядке.

В случае реализации физическому лицу прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV перечня, копия документа, удостоверяющего его личность, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списком IV перечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов, в том числе усиленной квалифицированной электронной подписью. Исправления в журналах также заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах не допускаются.

Журнал хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала.

Следует также отметить, что Правилами ведения журналов упрощен порядок внесения записей в специальный журнал, а именно допускается внесение записей один раз в конце рабочего дня, а не непосредственно после совершения каждой операции.

Также из Правил ведения журналов исключена обязанность прочеркивать в журнале регистрации операций по окончании календарного года неиспользованные страницы. Из чего следует вывод о том, что ведение журнала регистрации может быть продолжено в новом году. Однако необходимо учитывать, что нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. По окончании календарного года нумерация записей завершается, остатки переносятся на начало нового года, и ведение записей в журналах регистрации начинается заново.

Правилами ведения журналов утверждена форма специального журнала регистрации операций с прекурсорами.

Учитывая, что Правила ведения журналов применяются и в отношении операций с прекурсорами, внесенными в Таблицу I списка IV перечня, графа 18 специального журнала дополнена положением о внесении фактического остатка на последний рабочий день месяца отметки об инвентаризации, так как согласно статье 38 Федерального закона 3-ФЗ юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей. Сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводятся до сведения органов внутренних дел.

По аналогии с ведением журнала учета регистрации операций с наркотическими средствами и психотропными веществами в графе 18 журнала регистрации помимо номера и (или) даты документа, составленного при проведении инвентаризации, рекомендуется указывать расхождение между фактическим наличием и данными учета (книжным остатком) в случае его выявления.

Документы или их заверенные копии, составленные при проведении инвентаризации прекурсоров, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующими журналами регистрации с возможностью представления их по требованию контролирующих органов.

Также полагаем возможным проведение инвентаризации прекурсоров в организациях (структурных подразделениях организаций) с круглосуточным режимом работы в дни, не совпадающие с последним рабочим днем месяца.

Для этого в указанных организациях (структурных подразделениях организаций) в последний рабочий день месяца необходимо произвести снятие фактических остатков прекурсоров и их сверку с книжными остатками, рассчитанными по журналу, для последующего выведения остатка на первый рабочий день следующего месяца.

Инвентаризацию указанных прекурсоров можно провести как в первый рабочий день следующего месяца, так и в любой другой день месяца при условии соблюдения требования, предусмотренного статьей 38 Федерального закона N 3-ФЗ, о необходимости проведения ежемесячной инвентаризации и составления баланса товарно-материальных ценностей. При этом отметка об инвентаризации, предусмотренная графой 18 журнала, должна быть обозначена в соответствующей части журнала в зависимости от даты проведения инвентаризации.

Обращаем внимание, что в вышеуказанном случае особенности проведения инвентаризации в организациях (структурных подразделениях организаций) с круглосуточным режимом работы должны быть определены в приказе руководителя организации.

При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, не подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в графе 18 журнала регистрации вносятся данные о фактическом остатке прекурсора.

Постановлением N 1752 обновлены Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

В частности, исключена обязанность уведомления территориальных органов МВД России о планируемом объеме производства прекурсоров, а также о планируемом объеме переработки прекурсоров на очередной год.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с переработкой прекурсоров, представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 30 дней с даты осуществления переработки - уведомление об объеме переработанных прекурсоров.

При этом, по нашему мнению, в уведомлении об объеме переработанных прекурсоров в разделе 2 "Объем переработки за указанный период" указывается как количество переработанных прекурсоров, так и количество полученных в процессе переработки прекурсоров.

Количество прекурсоров, полученное в результате их переработки, должно сопоставляться со сведениями о количестве реализованных прекурсоров и их остатках на конец отчетного года, указанных в отчете о количестве реализованных прекурсоров, представленном в соответствии с Правилами представления отчетов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут хранить и использовать прекурсоры в количестве, не превышающем их производственных нужд.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приобретение прекурсоров для производственных нужд, в течение 10 дней после приобретения прекурсоров уведомляют территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о количестве приобретенных прекурсоров.

Порядок определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют при осуществлении собственного производства продукции прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, внесенные в Таблицу I и Таблицу II Списка IV перечня, утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 638, в соответствии с которым производственные нужды определяются с учетом производственной программы, на основании производственной и технологической документации при условии, когда производство продукции осуществляется при полной загрузке производственных мощностей.

В соответствии с отраслевым стандартом "Стандарт отрасли. Продукция медицинской промышленности. Технологические регламенты производства. Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения. ОСТ 64-02-003-2002", утвержденным распоряжением Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N Р-10, производство (производственный процесс) - это все операции по производству конечной продукции.

Производство включает в себя технологический регламент производства, то есть нормативный документ, устанавливающий методы производства, технологические нормативы, технические средства, условия и порядок проведения технологического процесса в производстве, а также устанавливающий безопасность ведения работ и достижение оптимальных технико-экономических показателей конкретного производства. Промышленный регламент - технологический документ действующего серийного производства.

Оказание медицинской организацией медицинской помощи в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 804н, к производству отношения не имеет, определение производственных нужд для оказания таких услуг законодательством в сфере оборота прекурсоров не предусмотрено.

Учитывая изложенное, медицинским организациям, приобретающим прекурсоры для оказания медицинской помощи, направлять в территориальные органы МВД России уведомление о количестве приобретенных прекурсоров, необходимых для обеспечения производственных нужд, не требуется.

Хранение прекурсоров осуществляется в металлическом шкафу (сейфе) или изолированном помещении, которые после окончания рабочего дня запираются на ключ и опечатываются (опломбировываются).

При невозможности хранить прекурсоры в помещении их хранение осуществляется в расположенных на охраняемых территориях емкостях (цистернах, резервуарах, бочках и другой транспортной таре), которые после окончания рабочего дня опечатываются (опломбировываются).

Руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) назначаются лица, ответственные за хранение прекурсоров, устанавливается порядок хранения ключей от помещений, а также печатей (пломбировочных устройств).

Юридические лица, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации прекурсоров, представляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации:

в соответствии с пунктом 25 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденного Постановлением N 181, в течение 15 дней со дня истечения срока действия разовой лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации копию справки об исполнении лицензии, выдаваемой таможенными органами:

в соответствии с пунктом 21 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденного Постановлением N 181 и статьей 8 Соглашения о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза, принятым Решением Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 г. N 51 юридические лица не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока действия разрешения на право ввоза (вывоза) направляют сведения о количестве ввезенных (вывезенных) прекурсоров.

Одновременно сообщаем, что в случаях нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем вышеперечисленных Правил виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 6.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

ГУНК МВД России



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления