"Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере гражданской авиации" (утв. Ространснадзором 02.05.2024)
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
В.Ф.БАСАРГИН
02.05.2024
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Руководство по соблюдению обязательных требований (далее - Руководство) подготовлено в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", п. 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - ФЗ-248).
Руководство содержит разъяснения о наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований, пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований, ответственность за нарушения обязательных требований.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1064, устанавливающим порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет государственный контроль (надзор) за следующими объектами:
а) деятельность по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;
б) деятельность по использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;
в) деятельность по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
г) деятельность по осуществлению воздушных перевозок опасных грузов;
д) деятельность по выполнению авиационных работ;
е) деятельность по подготовке членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением;
ж) деятельность по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов;
з) деятельность операторов аэродромов, вертодромов и владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов;
и) деятельность, связанная с выполнением условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:
сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 и со статьями 36 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
документы, выданные в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации;
к) гражданские воздушные суда;
л) объекты инфраструктуры воздушного транспорта;
м) помещения и оборудование организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, подготовку членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением.
Перечни актов, содержащих обязательные требования в области гражданской авиации, размещены в разделе на странице "Документы" на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
2. Наиболее часто встречающиеся нарушения
обязательных требований
2.1. Деятельность по подготовке и выполнению полетов,
эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску
к полетам
1. В отсутствие сертификата авиационного учебного центра эксплуатант проводит подготовку, выдает документы (справки, задания на тренировку, удостоверения) членам летных экипажей по направлениям: аварийно-спасательная подготовка (суша), аварийно-спасательная подготовка (вода), опасные грузы, авиационная безопасность, ограничений человеческих возможностей ("человеческого фактора").
2. Неправомерный допуск к полетам лиц, не прошедших необходимую подготовку.
3. Эксплуатант допускает членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций с превышением нормы рабочего времени.
4. Эксплуатант не предоставляет дни отдыха летному составу перед прохождением ВЛЭК.
5. Эксплуатант не проводит медицинский осмотр авиационного персонала после авиационного инцидента.
6. Эксплуатант не обеспечивает своевременное выполнение технического обслуживания тренажерных устройств имитации полета.
7. Программа подготовки специалистов авиационного персонала эксплуатанта не соответствует требованиям пункта 6 Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 (далее - ФАП-399).
8. Нарушение членами летного экипажа стандартных операционных процедур.
9. Отсутствие в личных делах при квалификационной проверке данных результатов обработки полетной информации.
10. Эксплуатантом не обеспечивается хранение в течение двух лет параметрических данных средств объективного контроля при проведении квалификационных проверок пилотов.
11. Эксплуатантом не принимаются надлежащие меры относительно поступившей информации о факторах риска, содержащихся в добровольных и конфиденциальных сообщениях от сотрудников авиакомпании, информирующих о наличии, форме, степени приемлемости каких-либо факторов риска.
2.2. Деятельность по использованию воздушного пространства
и обеспечению полетов воздушных судов
1. Использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации при разрешительном порядке использования воздушного пространства.
2. Полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).
3. Строительство зданий, строений и сооружений с превышением допустимой высотности в проекциях границ воздушных подходов, с затенением радиосигналов служб организации воздушного движения и с попаданием в зоны опасного шумового или эмиссионного воздействия, строительство опасных промышленных объектов без оценки рисков и угроз для безопасности полетов воздушных судов, осуществление деятельности по привлечению массового скопления птиц.
4. Недооснащенность районов аэродромов средствами технического контроля и обеспечения связи, метеорологического обеспечения, низкая помехоустойчивость отдельных элементов радиотехнического обеспечения.
2.3. Деятельность по осуществлению воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов и почты
1. Перевозчиком не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами и уведомлением об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
2. Перевозчик не уведомляет лицо, предъявившее претензию, в течение тридцати дней со дня поступления претензии о результатах ее рассмотрения.
3. В терминалах аэропортов отсутствует дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
4. В терминалах аэропортов краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой, не установлены предупредительные тактильные полосы.
5. Не осуществляется информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. При входе в здание аэропорта отсутствует (либо находится в неисправном состоянии) кнопка вызова персонала для оказания помощи маломобильным пассажирам.
7. При входе и выходе из здания аэропорта, а также в здании аэропорта участки пола на коммуникационных путях движения не имеют предупреждающих тактильных напольных указателей.
8. При входе в здание терминала аэропорта отсутствует информация о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта.
9. Отсутствует место/площадка для выгула собак-поводырей.
10. Отсутствует специальное подъемное устройство, обеспечивающее посадку на воздушное судно и высадку из него неспособного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
2.4. Деятельность по осуществлению воздушных перевозок
опасных грузов
Эксплуатантами, не перевозящими в качестве груза или почты опасные грузы, не обеспечивается прохождение подготовки по перевозке опасных грузов своих сотрудников в соответствии с выполняемыми ими обязанностями.
2.5. Деятельность по выполнению авиационных работ
1. Эксплуатантом не обеспечивается функционирование системы управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов.
2. Эксплуатант допускает к выполнению должностных обязанностей членов летного экипажа, не прошедших в установленные сроки надлежащую подготовку для выполнения возложенных на них обязанностей.
3. Допуск к полетам лиц, не имеющих свидетельств авиационных специалистов.
4. Эксплуатантом не выявляются факторы опасности, не производится оценка риска и выработка корректирующих мероприятий, не выявляются отклонения техники пилотирования, в том числе по результатам расшифровок средств объективного контроля.
5. Эксплуатантом не принимаются надлежащие меры относительно поступившей информации о факторах риска, содержащихся в добровольных и конфиденциальных сообщениях от сотрудников авиакомпании, информирующих о наличии, форме, степени приемлемости каких-либо факторов риска.
2.6. Деятельность по подготовке членов экипажа
гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению
полетов гражданской авиации, специалистов по техническому
обслуживанию воздушных судов, диспетчеров
управления воздушным движением
1. Проведение АУЦ практических занятий без наличия учебного оборудования, предусмотренного программами подготовки членов летных и кабинных экипажей.
2. Выдача АУЦ документов, подтверждающих прохождение обучения, при проведении подготовки не в полном объеме.
3. Несвоевременное выполнение технического обслуживания инженерами авиационного учебного центра на тренажерных устройствах имитации полета.
4. Невнесение авиационным учебным центром во внутренние руководящие документы изменений в части актуализации нормативно-правовых актов.
5. Отсутствие контроля со стороны авиационного учебного центра за правильностью оформления документации, фиксирующей процесс обучения.
6. Проведение подготовки авиационным учебным центром членов летного экипажа по программам, не внесенным в приложение к сертификату авиационного учебного центра.
7. Допуск к самостоятельной работе диспетчеров управления воздушным движением при прохождении стажировки не в полном объеме.
2.7. Деятельность по техническому обслуживанию гражданских
воздушных судов
1. Допуск к полету неисправного воздушного судна, а также воздушного судна с невыполненным или с незавершенным техническим обслуживанием.
2. Несоблюдение требований по проведению поверок (испытаний, проверок либо калибровок) инструмента и оборудования, используемых при выполнении ТО ВС.
3. Отсутствие инструмента, оборудования, соответствующего требованиям эксплуатационной документации разработчика воздушного судна.
4. Допуск к выполнению работ по ТО ВС инженерно-технического персонала, не имеющего практического опыта (не прошедшего практическую стажировку) по техническому обслуживанию эксплуатируемых воздушных судов или не имеющего за предшествующие 24 месяца не менее шести месяцев опыта по осмотру, техническому обслуживанию, технической эксплуатации или ремонту воздушного судна.
5. Не выполняются требования Руководства по деятельности и РОТО.
6. К выполнению работ по ТО ВС допускается инженерно-технический персонал с истекшим сроком прохождения периодической подготовки (КПК).
7. Нарушения технологий выполнения технического обслуживания, установленных эксплуатационными документами.
8. Программы подготовки, обеспечивающие реализацию требований, установленных федеральными авиационными правилами, к периодической подготовке и контролю знаний и навыков лиц из числа специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, не утверждены уполномоченным органом и не актуализированы в связи с изменением воздушного законодательства Российской Федерации.
9. Допуск инженерно-технического персонала к выполнению должностных обязанностей в отсутствие пройденной подготовки в соответствии с действующим воздушным законодательством Российской Федерации.
2.8. Деятельность операторов аэродромов,
вертодромов и владельцев посадочных площадок,
предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки
гражданских воздушных судов
1. Наличие на поверхности искусственного покрытия ВПП:
- продуктов разрушения покрытия;
- выбоин и раковин с наименьшим размером в плане более 50 мм и глубиной 25 мм, не залитых мастикой;
- трещин шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой.
2. Наличие на поверхности искусственных покрытий перрона:
- продуктов разрушения покрытия;
- выбоин и раковин с наименьшим размером более 50 мм и глубиной 25 мм, не залитых мастикой;
- участков шелушения поверхности покрытий глубиной более 30 мм.
3. Не осуществляется вырубка зарослей кустарника в пределах территории аэродрома.
4. Отсутствие Аэронавигационных паспортов посадочных площадок.
5. Содержание недостоверной информации в Аэронавигационных паспортах посадочных площадок.
6. Бетонные основания опорных конструкций кабельных колодцев ССО на спланированной части летной полосы выступают над поверхностью земли.
7. Основания опорных конструкций аэродромных знаков выступают над поверхностью земли, что является нарушением требований ФАП-262.
8. В аэродромных службах аэропортов отсутствуют средства для получения данных о расположении и высоте препятствий, которые могут представлять опасность для выполнения полетов.
9. Не обновлена маркировка осевой линии ИВПП на участках зоны фиксированного приземления.
10. Нанесенная маркировка края РД, отделяющая несущее покрытие от ненесущего, не соответствует требованиям ФАП-262.
11. Грунтовая поверхность спланированной части МРД в местах сопряжения с искусственным покрытием располагается не на одном уровне (имеется уступ).
13. В аэропортах искусственное освещение мест стоянок на перронах не обеспечивает средний уровень освещенности (не менее 20 лк), что является нарушением требований ФАП-262.
14. На посадочных площадках не произведен замер уровня горизонтальной освещенности в зоне приземления и отрыва (не менее 10 лк).
15. Отсутствует доказательная документация о несущей способности покрытия посадочной площадки согласно требованиям ФАП-69.
16. На посадочных площадках сочетание цветов ветроуказателя не обеспечивает необходимую контрастность с окружающей местностью.
17. Маркировка посадочных площадок с искусственным покрытием не соответствует требованиям ФАП-69.
18. Отсутствует журнал технического обслуживания системы светосигнального оборудования.
19. Отсутствуют паспорта на стационарные заземляющие устройства на посадочных площадках.
2.9. Деятельность, связанная с выполнением условий,
содержащихся в следующих разрешительных документах:
- сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1
статьи 8 и со статьями 36 и 37 Воздушного
кодекса Российской Федерации;
- документы, выданные в соответствии с пунктом 3
статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
- свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1
статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации
1. Разработчиком разрабатываются и утверждаются бюллетени по изменению типовой конструкции авиационной техники в нарушение требований Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Минтранса России от 17.06.2019 N 184 (далее - ФАП-21), без одобрения изменений типовой конструкции авиационной техники.
2. Сотрудники, задействованные в разработке или производстве АТ, не проходят аттестацию в установленные сроки и порядке, предусмотренном внутренней нормативной документацией.
3. Изготовитель авиационной техники осуществляет техническое обслуживание компонентов без наличия сертификата соответствия.
4. Руководство по качеству разработчика в части, касающейся маркировки, не соответствует требованиям раздела Q ФАП-21.
5. В организации изготовителе АТ не внедрена или ведется с нарушениями процедура по ведению дела изделия.
6. Разработанная эксплуатационная документация не представляет полный объем информации, необходимый для выполнения заявленных технологических операций по ТО компонентов.
7. Изготовитель не доводит до соответствующего персонала предприятия документы о политике предприятия и системы управления безопасностью полетов.
8. Изготовитель не осуществляет контроль сторонних организаций, осуществляющих изготовление и поставку частей изделия, испытания изделия, различные услуги по выполнению отдельных технологических процессов и/или операций технологического процесса, поддержание летной годности и сопровождение изделия в эксплуатации.
9. У изготовителя отсутствует реестр поставщиков материалов, комплектующих изделий, частей, деталей и агрегатов, а также услуг, необходимых для производства изделий, изменений изделий, а также методика их оценки и входной контроль поставляемых материалов с подтверждением марок материалов, комплектующих изделий, частей, деталей и агрегатов.
10. Изготовитель не обеспечивает и не поддерживает уровень квалификации персонала для выполнения возложенных на него функций (обучение, аттестация и т.д.).
11. Изготовитель не проводит/проводит не в полном объеме корректирующие действия по результатам проведенных внутренних аудитов.
12. Изготовитель не провел в полном объеме испытания по определению соответствия изделий и их составных частей утвержденной конструкторской документации.
13. У изготовителя отсутствует система подготовки и повышения квалификации кадров.
14. Изготовитель не ведет учета и анализа данных об отказах, неисправностях, дефектах и авиационных событиях, связанных с производственными недостатками, предусмотрев организацию исследования отказавших изделий, разработку и внедрение корректирующих мероприятий.
15. Изготовитель не получает данные об отказах, неисправностях, дефектах и авиационных событиях от эксплуатантов ВС, не внедряет корректирующие мероприятия.
16. У разработчика отсутствуют требования к поставляемым материалам, комплектующим изделиям, частям, деталям и агрегатам, а также к выполняемым соисполнителями работам в целях обеспечения соответствия типовой конструкции изделия требованиям к летной годности.
17. У разработчика отсутствуют квалифицированные сотрудники, ответственные за функционирование системы управления безопасностью полетов.
18. Разработчик не ведет подготовку персонала в области системы управления безопасностью полетов.
19. Разработчик не ведет обмен информацией о безопасности полетов.
20. Допуск персонала до работы без проведенной аттестации.
21. Изготовление АТ, не соответствующей одобрительному документу.
2.10. Гражданские воздушные суда
Перед вылетом ВС не дается оценка о возможности продолжения эксплуатации с дефектами согласно документации разработчика ВС.
К типовым нарушениям относятся:
- неоцененные вмятины и иные повреждения на фюзеляже;
- неоцененные повреждения в БГО, включая повреждения конструкций и нарушения герметизации отсеков (багажный скотч);
- отсутствие пружины на замке сетки багажного грузового отсека;
- повреждение аэродинамического резинового уплотнителя;
- царапины на передней кромке воздухозаборника двигателя;
- недопустимый порез авиашины колеса;
- следы течи гидрожидкости на плоскости крыла;
- следы течи гидрожидкости гидроцилиндра системы уборки/выпуска шасси;