Законодательство РФ

Решение Суда Евразийского экономического союза от 07.06.2022 N СЕ-1-2/1-22-КС <О признании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.04.2021 N 50 не соответствующим Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 и международным договорам в рамках ЕАЭС>


СУД ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

РЕШЕНИЕ

от 7 июня 2022 г. N СЕ-1-2/1-22-КС

Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе судей Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,

под председательством судьи-докладчика Туманяна А.Э.,

при секретаре судебного заседания Егиазаряне В.В.,

с участием:

представителя общества с ограниченной ответственностью "СМГ ИМПОРТ", общества с ограниченной ответственностью "АЙСТЕК", общества с ограниченной ответственностью "ЭНГО-РУС" Белого А.А.,

представителей Евразийской экономической комиссии Киризлеева Р.О., Юрлова И.А., Фурсова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "СМГ ИМПОРТ", общества с ограниченной ответственностью "АЙСТЕК", общества с ограниченной ответственностью "ЭНГО-РУС" о признании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 апреля 2021 года N 50 "О классификации самоходной ледозаливочной машины в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза,

установила:


1. Обстоятельства дела

Общество с ограниченной ответственностью "СМГ ИМПОРТ", общество с ограниченной ответственностью "АЙСТЕК", общество с ограниченной ответственностью "ЭНГО-РУС" (далее - ООО "СМГ ИМПОРТ", ООО "АЙСТЕК", ООО "ЭНГО-РУС", общества, истцы) являются юридическими лицами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках осуществления своей хозяйственной деятельности истцы ввозят на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) ледозаливочные машины (комбайны), предназначенные для заливки ледяных поверхностей.

До принятия оспариваемого решения ООО "СМГ ИМПОРТ", ООО "АЙСТЕК", ООО "ЭНГО-РУС" классифицировали ввозимый товар по коду 8479 89 970 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС, Товарная номенклатура) "машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: машины и механические приспособления прочие: прочие: прочие", ставка таможенной пошлины по которому составляет 0%.

Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия, ЕЭК) решением от 20 апреля 2021 года N 50 "О классификации самоходной ледозаливочной машины в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - решение N 50) установила, что самоходная ледозаливочная машина, предназначенная для заливки ледяных поверхностей (очистки, выравнивания и наращивания ледовой поверхности на катках и спортивных аренах), состоящая из колесного шасси, на котором установлены двигатель, коробка передач, рулевое управление, платформа оператора, бункер для снега, емкости для воды, бортовая щетка и кондиционер, содержащий системы срезания, удаления, промывки и заливки льда, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируются в субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

В результате принятого ЕЭК решения N 50 истцы обязаны классифицировать импортируемые ледозаливочные машины по коду 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ", что влечет дополнительные расходы в виде уплаты соответствующих сумм утилизационного сбора, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

ООО "СМГ ИМПОРТ", ООО "АЙСТЕК", ООО "ЭНГО-РУС" обратились в Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) с заявлением об оспаривании решения N 50, в котором просят признать его не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и международным договорам в рамках Союза и нарушающим их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.


2. Процедура в Суде

Постановлением Коллегии Суда от 22 марта 2022 года заявление ООО "СМГ ИМПОРТ", ООО "АЙСТЕК", ООО "ЭНГО-РУС" принято к производству.

По предмету спора направлены запросы и получены ответы от Комитета государственных доходов Республики Армения, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Министерства промышленности Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики, Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь, Белорусского государственного института стандартизации и сертификации, Российской таможенной академии.

Комиссией представлены материалы, относящиеся к подготовке и принятию решения N 50, а также возражения на заявление истцов.


3. Доводы истцов

3.1. Истцы полагают, что оспариваемое решение N 50 не соответствует Договору и международным договорам в рамках Союза, а именно статьям 25, 32 Договора, статьям 19, 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года; далее - ТК ЕАЭС).

Ссылаясь на ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС ООО "СМГ ИМПОРТ", ООО "АЙСТЕК", ООО "ЭНГО-РУС" заявляют, что в пояснениях к товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС перечислено оборудование, которое относится к товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, и утверждают, что исходя из этих пояснений очевидно, что в этой товарной подсубпозиции должна классифицироваться дорожная, строительная и аналогичная техника, к которой такой отдельный вид товара, как "ледозаливочные машины", не относится.

Как отмечают истцы, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации ледозаливочных комбайнов "OLYMPIA", "ZAMBONI", "ENGO" - эти машины предназначены исключительно для обработки и заливки ледовых поверхностей. Любое иное применение подобной машины запрещается.

3.2. Истцы ссылаются на понятие общественных работ, установленное в части 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также определения данного термина, размещенные в общедоступных источниках, и на основе их анализа делают вывод о том, что ни под одно из этих определений функциональное назначение ввозимых ими ледозаливочных машин не подпадает, и, соответственно, ледозаливочная машина не является оборудованием для общественных работ.

Кроме этого, ледозаливочным комбайном могут управлять только специально обученные работники, в то время как для выполнения общественных работ обычно не требуется предварительная профессиональная подготовка и особый уровень квалификации.

3.3. Как заявляют ООО "СМГ ИМПОРТ", ООО "АЙСТЕК", ООО "ЭНГО-РУС", согласно технической документации предназначение ледозаливочного комбайна: заливка льда на спортивных ледовых площадках не является строительными работами. Понятие других работ, аналогичных общественным и строительным работам, законодательно не установлено, в связи с чем, по мнению истцов, данное понятие не может применяться в целях отнесения ввезенных ледозаливочных комбайнов к оборудованию для "других аналогичных работ".

Истцы отмечают, что правомерность отнесения ледозаливочных комбайнов к подсубпозиции 8479 89 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2022 года - 8479 89 970 7) подтверждается заключениями экспертов, документами, выданными государственными и иными органами Российской Федерации, сложившейся в Российской Федерации единообразной судебной практикой, а также международной практикой декларирования аналогичных товаров в других странах.

Ссылаясь на нормы Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (далее - Конвенция о Гармонизированной системе), истцы полагают, что классификационный код в отношении рассматриваемого товара, принятый в стране вывоза, должен совпадать с классификационным кодом страны ввоза на уровне первых шести знаков.

3.4. В судебном заседании представитель истцов поддержал заявленные требования и просил признать решение N 50 не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе и международным договорам в рамках Союза.


4. Возражения ответчика

4.1. Комиссия полагает, что, исходя из текстов субпозиций и подсубпозиций, входящих в товарную позицию 8479 ТН ВЭД ЕАЭС, анализа наименований и функционального назначения рассматриваемого отдельного вида товара, он соответствует тексту субпозиции 8479 10 000 0 Товарной номенклатуры как оборудование для общественных работ, и утверждает, что ледозаливочная машина не может быть классифицирована в субпозиции 8479 89 ТН ВЭД ЕАЭС в качестве "прочей машины", поскольку функциональные характеристики ледозаливочных машин описаны в вышестоящей субпозиции.

По мнению Комиссии, истцы неверно интерпретируют содержание термина "общественные работы", отталкиваясь от субъективного критерия и сужая тем самым содержание этого термина до тех работ, которые проводятся людьми, не являющимися специалистами в какой-либо области. Вместе с тем, с учетом того, что данный термин в текстах ТН ВЭД ЕАЭС не раскрывается, он должен использоваться в своем общепринятом значении.

Комиссия, ссылаясь на определение, согласно которому под общественными работами подразумевается широкая категория инфраструктурных проектов, финансируемых и строящихся государством для отдыха, занятости, охраны здоровья и обеспечения безопасности в обществе, к которым относятся общественные здания (муниципальные здания, школы и больницы), транспортная инфраструктура (дороги, железные дороги, мосты, трубопроводы, каналы, порты и аэропорты), общественные пространства (скверы, парки и пляжи), коммунальные услуги (водоснабжение и очистка, очистка сточных вод, электросеть и плотины), а также другие обычно долгосрочные, материальные активы и сооружения, считает, что поскольку ледозаливочная машина предназначена для проведения работ на ледовых катках, спортивных ледовых аренах, т.е. в общественных местах, ее следует относить к категории машин, предназначенных для общественных работ.

Как полагает Комиссия, ссылка истцов на тот факт, что при экспорте из Европейского союза ввозимый обществами товар классифицирован в субпозиции 8479 89 Комбинированной номенклатуры Европейского союза, не может свидетельствовать о неправомерности классификации рассматриваемого товара в субпозиции 8479 10 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку наличие той или иной практики классификации товаров в иных интеграционных объединениях или государствах не означает, что такая практика является априори верной и обоснованной.

Комиссия утверждает, что обществами не приведено правовых оснований классификации отдельного вида товара - ледозаливочной машины в субпозиции 8479 89 ТН ВЭД ЕАЭС.

4.2. Комиссия считает, что в заявлении истцы не приводят аргументов, подтверждающих несоответствие решения N 50 положениям статей 25 и 32 Договора и статей 19 и 22 ТК ЕАЭС, то есть истцами не представлено правового обоснования нарушения норм права Союза решением N 50.

4.3. Комиссия, обращая внимание на то, что в настоящее время размеры ставок ввозных таможенных пошлин в отношении субпозиции 8479 10 000 0 и подсубпозиции 8479 89 970 0 ТН ВЭД ЕАЭС (до 1 января 2022 года - 8479 89 970 8) одинаковы и составляют 0%, утверждает, что вне зависимости от того, по какому из двух указанных кодов ТН ВЭД ЕАЭС будет классифицироваться ввозимый обществами товар, ввозная пошлина не уплачивается. Однако, при изменении таможенными органами Российской Федерации классификационного кода в отношении ввезенного истцами товара, им выставлялись требования об уплате утилизационного сбора, вопросы уплаты которого не входят в право Союза. Каждое государство-член самостоятельно определяет размеры такого сбора и перечень товаров, в отношении которых он должен уплачиваться.

Выражая мнение о том, что фактически утилизационный сбор лежит вне области проверки решения N 50 на соответствие праву Союза, а касается правомерности его взимания таможенными органами в Российской Федерации, Комиссия считает, что нарушение прав обществ связано с решениями таможенных органов, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не имеет отношения к праву Союза.

На основании изложенного Комиссия полагает, что обществами выбран ненадлежащий способ защиты своих прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности и просит Суд отказать в удовлетворении требований обществ, а решение N 50 признать соответствующим Договору и международным договорам, входящим в право Союза.


5. Выводы Суда

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 "Об утверждении Регламента Суда Евразийского экономического союза" (далее - Регламент Суда), при рассмотрении дела по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании решения Комиссии или его отдельных положений Суд осуществляет проверку:

а) полномочий Комиссии на принятие оспариваемого решения;

б) факта нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных им Договором и (или) международными договорами в рамках Союза;

в) оспариваемого решения или его отдельных положений на соответствие их Договору и (или) международным договорам в рамках Союза.

5.1. Решение N 50 принято на основании абзаца первого пункта 1 статьи 22 ТК ЕАЭС, в соответствии с которым Комиссия в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД ЕАЭС вправе принимать решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов. Из материалов дела следует, что решение N 50 принято на основании предложения Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 ТК ЕАЭС под отдельным видом товаров понимается совокупность товаров, которые имеют общие классификационные признаки, позволяющие отнести товары с конкретными наименованиями, конкретных марок, моделей, артикулов, модификаций и с иными подобными индивидуальными характеристиками к одному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Самоходные ледозаливочные машины, предназначенные для заливки ледяных поверхностей (очистки, выравнивания и наращивания ледовой поверхности на катках и спортивных аренах), являются совокупностью товаров, обладающих сходным составом потребительских свойств, а значит, отдельным видом товара, в отношении которого Комиссия вправе принимать решения об их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Учитывая вышеизложенное, Коллегия Суда считает, что Комиссия обладала полномочиями на принятие решения N 50.

5.2. На основании анализа положений статей 25, 32 и 42 Договора, статей 19 и 22 ТК ЕАЭС Коллегия Суда считает, что решения Комиссии о классификации отдельных видов товаров должны соответствовать ТН ВЭД ЕАЭС, которая, в свою очередь, основывается на Гармонизированной системе (далее - ГС) и Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств (далее - ТН ВЭД СНГ).

При этом, первые шесть знаков кодового обозначения товара должны соответствовать ГС, седьмой и восьмой знаки - Комбинированной номенклатуре Европейского Союза, девятый знак - ТН ВЭД СНГ.

Решение N 50 классифицирует товар на десяти знаках, что означает его детализацию на уровне ТН ВЭД ЕАЭС.

Для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на определенном уровне, предназначены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ) (пункт 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522).

Оспариваемым решением N 50 самоходная ледозаливочная машина, предназначенная для заливки ледовых поверхностей (очистки, выравнивания и наращивания ледовой поверхности на катках и спортивных аренах), состоящая из колесного шасси, на котором установлены двигатель, коробка передач, рулевое управление, платформа оператора, бункер для снега, емкости для воды, бортовая щетка и кондиционер, содержащий системы срезания, удаления, промывки и заливки льда, классифицирована в соответствии с ОПИ 1 и 6 в субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

ОПИ 1 установлено правило, согласно которому названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с ОПИ 2 - 6.

Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции согласно ОПИ 6 должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил (ОПИ 1 - 5) при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено другое.

Из этих правил следует, что только наименования товарных позиций, субпозиций и примечания к разделам и группам, уточняющие понятия и определения, принятые в ТН ВЭД ЕАЭС и устанавливающие границы классификационных группировок, в которые попадает товар по своим объективным характеристикам и свойствам, а также по функциональному назначению, имеют правовое значение и учитываются в первую очередь.

Коллегия Суда для целей интерпретации положений ТН ВЭД ЕАЭС учитывает Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 года N 21; далее - Пояснения) как один из вспомогательных рабочих материалов, который содержит толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенному коду ТН ВЭД ЕАЭС.

5.3. Товарная позиция 8479 "Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте не поименованные или не включенные" относится к разделу XVI "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности".

В соответствии с примечанием 5 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85.

При условии соблюдения положений примечания 2 к данной группе и примечания 3 к разделу XVI машина, основное назначение которой не описано ни в одной товарной позиции, или машина, в которой ни одно из ее назначений не является основным, классифицируется в товарной позиции 8479, если в контексте не оговорено другое.

Таким образом, самоходная ледозаливочная машина, основное назначение которой не описано ни в одной товарной позиции в соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется в товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС, что не оспаривается сторонами.

5.4. Оспариваемое решение N 50 в соответствии с ОПИ 1 и 6 классифицирует ледозаливочную машину в товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ".

Из текста данной товарной субпозиции следует, что для классификации в ней отдельного вида товара определяющее значение имеет сфера его применения. К ней отнесено оборудование, которое применяется при осуществлении:

общественных работ;

строительства;

других аналогичных работ.

При этом Комиссия утверждает, что описанная в решении N 50 ледозаливочная машина является оборудованием для общественных работ.

Коллегия Суда отмечает, что ТН ВЭД ЕАЭС и ее международные основы не раскрывают понятия "общественные работы".

Как следует из практики Суда, в соответствии со статьей 6 Договора право Союза составляет единую систему. Следовательно, в отсутствие специальных норм, регулирующих определенную сферу отношений, следует руководствоваться понятиями в их обычном значении, используемыми в применимых актах права Союза (пункт 5.5 решения Коллегии Суда по делу ООО "Шиптрейд").

При отсутствии в праве Союза определения используемого в нем правового понятия, Суд устанавливает его значение, в том числе на основе законодательств государств-членов, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений. Для установления правомерности отнесения ледозаливочной машины к оборудованию для общественных работ и, следовательно, ее классификации в товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, Коллегия Суда считает необходимым определить содержание данного понятия на основе положений соответствующих норм законодательства государств-членов, в соответствии с которым под общественными работами, как правило, подразумеваются временные общедоступные виды работ, не требующие профессиональной подготовки (квалификации), имеющие социальную направленность.

Из материалов дела следует, что управление ледозаливочной машиной осуществляется персоналом, обладающим навыками работы со специализированной техникой.

По мнению Коллегии Суда, данный вид деятельности не имеет социальную направленность и не включен государствами - членами Союза в перечень временных общедоступных работ, что не согласуется с доводом Комиссии о возможности осуществления ледозаливочной машиной общественных работ.

Изложенный вывод также подтверждается определениями понятия "общественные работы", размещенными в общедоступных источниках, а также в толковых словарях, согласно которым общественные работы ограничиваются сферой строительства и дальнейшего надлежащего содержания объектов социальной направленности, осуществляемого при государственном финансировании.

Данный вывод подтверждается анализом перечня примеров оборудования для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, приведенного в пояснениях к товарной позиции 8479 (Том IV Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС) в части (II) (А).

В соответствии с текстом Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС в товарной субпозиции 8479 10 000 0 Товарной номенклатуры подлежат классификации "Машины для определенных отраслей промышленности".

В материалах дела отсутствует информация, подтверждающая возможность отнесения ледозаливочной машины к отраслям промышленности, следовательно, рассматриваемая машина не является оборудованием для общественных работ и необходима исключительно для обеспечения деятельности катков и спортивных арен.

Как следует из Пояснений, классификационным критерием отнесения отдельного вида товара к товарной субпозиции 8479 10 000 0 является предназначение оборудования: для использования в строительстве, дорожно-строительных, дорожно-ремонтных, обслуживающих и подобных работах, к которым заливка, очистка, выравнивание и наращивание ледовой поверхности на катках и спортивных аренах не относится.

Коллегия Суда полагает, что наличие в товарной позиции 8479 других субпозиций, в том числе субпозиции "машины и механические приспособления прочие" указывает на то, что понятие "аналогичные работы" взаимосвязано с понятиями "строительство" и "общественные работы", ограничено смысловой связью с ними и предполагает виды деятельности, соотносимые со строительством и ремонтом.

Коллегия Суда считает, что квалификация работы по заливке ледяных поверхностей, очистке, выравниванию и наращиванию ледовой поверхности на катках и спортивных аренах, осуществляемой посредством ледозаливочной машины как общественной приводит к необоснованному расширению понятия "общественные работы" и выходит за рамки его содержания. Следовательно, отнесение ледозаливочной машины к оборудованию для общественных работ и ее классификация в товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС влечет за собой нарушение принципа однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с установленными признаками и правилами классификации ГС и ТН ВЭД ЕАЭС.

В практике Суда неоднократно отмечалось, что текст классификационного решения Комиссии, содержащий описание кода Товарной номенклатуры и выполняемой отдельным видом товара функции, должен позволить заинтересованным хозяйствующим субъектам сделать однозначный выбор кода Товарной номенклатуры.

Коллегия Суда констатирует, что несоответствие решений Комиссии о классификации отдельного вида товара Судом оценивается как осуществление единого таможенного регулирования в нарушение ТК ЕАЭС и регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, а также положений статей 25 и 32 Договора.

На основании изложенного Коллегия Суда соглашается с доводом истцов о несоответствии оспариваемого решения требованиям статей 25, 32 Договора, статьи 19 ТК ЕАЭС и считает данный довод достаточным для признания решения N 50 не соответствующим Договору и международным договорам в рамках Союза.

5.5. Коллегия Суда отклоняет довод истцов, согласно которому классификационный код в отношении рассматриваемого товара, принятый в стране вывоза, должен совпадать с классификационным кодом страны ввоза на уровне первых шести знаков.

Согласно пункту 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

Как следует из пункта 1 статьи 3 Конвенции о Гармонизированной системе, вне пределов содержащихся в нем обязательств участники Конвенции обладают дискрецией по классификации отдельных видов товаров, что не исключает различные подходы к их отнесению в определенные товарные субпозиции и подсубпозиции таможенно-тарифных номенклатур. Соответственно практика других государств по отнесению товара в определенную субпозицию или подсубпозицию таможенно-тарифной номенклатуры не является для Комиссии обязательной при вынесении решения о классификации отдельного вида товара. Данная правовая позиция изложена в решении Апелляционной палаты Суда от 15 февраля 2021 года по делу ООО "Монокристалл".

5.6. В отношении довода истцов о наличии в Российской Федерации сложившейся единообразной судебной практики классификации ледозаливочных машин (комбайнов) в подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД, Коллегия Суда отмечает, что дискреция Комиссии на принятие актов нормативно-правового характера, в том числе решений о классификации отдельных видов товаров в пределах полномочий, переданных ей государствами-членами Союза, не может быть ограничена и поставлена в зависимость от наличия или отсутствия ранее принятых решений национальных судов по результатам рассмотрения конкретных дел.

5.7. С учетом изложенного Коллегия Суда считает, что решение N 50 противоречит ТН ВЭД ЕАЭС, не соответствует Договору и международным договорам в рамках Союза, вследствие чего нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

5.8. В соответствии с пунктом 64 Статута Суда возврат пошлины, уплаченной хозяйствующим субъектом при обращении в Суд, осуществляется в случае удовлетворения его требований.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 64 и 108 Статута Суда, статьями 77, 78, 80 и 82 Регламента Суда, Коллегия Суда Евразийского экономического союза

решила:

Требования общества с ограниченной ответственностью "СМГ ИМПОРТ", общества с ограниченной ответственностью "АЙСТЕК", общества с ограниченной ответственностью "ЭНГО-РУС" удовлетворить.

Признать решение Евразийской экономической комиссии от 20 апреля 2021 года N 50 "О классификации самоходной ледозаливочной машины в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза.

Пошлины, уплаченные ООО "СМГ ИМПОРТ", ООО "АЙСТЕК", ООО "ЭНГО-РУС" при обращении в Суд Евразийского экономического союза, возвратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Апелляционную палату Суда Евразийского экономического союза в течение пятнадцати календарных дней с даты его вынесения.

Копию настоящего решения направить сторонам.

Председательствующий

А.Э.ТУМАНЯН

Судьи

В.Х.СЕЙТИМОВА

Г.А.СКРИПКИНА

А.А.ФЕДОРЦОВ

К.Л.ЧАЙКА




ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ ФЕДОРЦОВА А.А

(7 июня 2022 года)

Коллегия Суда Евразийского экономического союза (далее - Коллегия Суда), рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "СМГ ИМПОРТ", общества с ограниченной ответственностью "АЙСТЕК", общества с ограниченной ответственностью "ЭНГО-РУС", приняла решение об удовлетворении требований истцов и признала решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 апреля 2021 года N 50 "О классификации самоходной ледозаливочной машины в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 50) не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС).

Полагаю, что судебный акт основан на некорректном анализе и применении права Союза и основных положений Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (далее - Гармонизированная система), являющейся международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

1. Коллегия Суда ограничилась рассмотрением вопроса о соотношении самоходных ледозаливочных машин и оборудования для общественных работ.

При этом в основу анализа понятия "общественные работы" Коллегией Суда положено ограничительное толкование данного термина из национального законодательства о занятости населения, применяемого в государствах - членах Союза без учета смыслового значения данного понятия в рамках таможенного права Союза.

Коллегия Суда в контексте товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС определила, что под общественными работами, как правило, подразумеваются временные общедоступные виды работ, не требующие профессиональной подготовки (квалификации), имеющие социальную направленность (пункт 5.4 судебного решения).

Полагаю, что толкование, предложенное Коллегией Суда, не согласуется с ТН ВЭД ЕАЭС и не учитывает положения Гармонизированной системы.

Исхожу из концептуально разного смыслового наполнения понятия "общественные работы" для сферы трудовых и социальных отношений в государствах - членах Союза, на котором основывает свои выводы Коллегия Суда, и данного понятия в праве ЕАЭС, в том числе во взаимосвязи с терминами "public works" и "les travaux publics" на английском и французском языках в аутентичных текстах Гармонизированной системы - международной основы ТН ВЭД ЕАЭС.

Анализ ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ее международной основой требует разъяснения термина "общественные работы", в частности, применительно к англоязычной версии Гармонизированной системы, в которой данный термин определяется как:

сооружения (такие как школы, автомагистрали, доки), построенные для общественного пользования или удовлетворения общественных потребностей, особенно если они финансируются и принадлежат государству (словари Merriam-Webster и The Britannica Dictionary);

широкая категория инфраструктурных проектов, финансируемых и строящихся государством для отдыха, занятости, охраны здоровья и обеспечения безопасности населения. К ним относятся общественные здания, транспортная инфраструктура, общественные пространства, общественные услуги и другие, обычно долгосрочные, материальные активы и сооружения (словарь Educalingo);

общественные объекты и улучшения, финансируемые государством для общественного блага. Общественные работы включают больницы, мосты, автомагистрали и плотины. Эти проекты могут финансироваться за счет местных, региональных или федеральных ассигнований (словарь The New Dictionary of Cultural Literacy).

Аналогичное понимание термина "общественные работы" приводится в словарях Cambridge Dictionary, Collins English Dictionary, The New Encyclopaedia Britannica и др.

Следует также обратить внимание, что в толковом словаре под общей редакцией д.э.н. Осадчей И.М. общественными работами называются строительные проекты, финансируемые государством.

К ним относят новое строительство и ремонт дорог, мостов, школ, больниц, государственных учреждений, жилого фонда, принадлежащего государству.

Как видно из приведенных выше словарных источников, содержание примененного в ТН ВЭД ЕАЭС и в Гармонизированной системе (субпозиция 8479 10) понятия "общественные работы" существенно отличается от определения данного понятия в национальном законодательстве государств-членов о занятости населения, на котором основано принятое решение Коллегии Суда.

Считаю обоснованным в толковании текста товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС при оценке Решения N 50 исходить именно из общепринятого понимания словосочетания "общественные работы", как широкой категории инфраструктурных проектов для общественного пользования или удовлетворения общественных потребностей.

При этом следует заметить, что к товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС отнесены машины и механические устройства. Это априори исключает предложенную Коллегией Суда трактовку общественных работ как "временных общедоступных видов работ, не требующих профессиональной подготовки (квалификации)". Эксплуатация и использование любых машин и механических устройств требуют соответствующей квалификации и подготовки оператора, и данное оборудование не может обслуживаться временным и неквалифицированным персоналом.

Таким образом, использованная Коллегией Суда трактовка указанного понятия ограничивает и изменяет реальное содержание текста товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в части понимания и наполнения позиции "оборудование для общественных работ".

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что ошибочное толкование понятия "общественные работы", совершенное Коллегией Суда, стало причиной неверной судебной оценки правильности классификации самоходной ледозаливочной машины и правомерности Решения N 50.

2. Полагаю, что Коллегия Суда без достаточных правовых оснований, ссылаясь на текст пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, указала, что в товарной субпозиции 8479 10 000 0 подлежат классификации "Машины для определенных отраслей промышленности".

В обоснование изложенной позиции Коллегия Суда отметила, что в материалах дела отсутствует информация, подтверждающая возможность отнесения ледозаливочной машины к отраслям промышленности, и констатировала, что наличие в товарной позиции 8479 других субпозиций, в том числе субпозиции "машины и механические приспособления прочие", указывает на то, что понятие "аналогичные работы" взаимосвязано с понятием "строительство" и "общественные работы", ограничено смысловой связью с ними и предполагает виды деятельности, соотносимые со строительством и ремонтом.

Обращаю внимание, что примененное в пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС в части товарной позиции 8479 отнесение большого множества самых разнообразных машин, входящих в данную товарную позицию, к категориям машин общего назначения, машин для определенных отраслей промышленности и различных машин не является квалификационным признаком и применено не для классификации или включения в ту или иную товарную позицию, а для удобства группирования и наименования примерного перечня большого множества самых разнообразных машин, входящих в данную товарную позицию.

В соответствии с пояснениями, к категории товаров (II) "машины для определенных отраслей промышленности" отнесены, в том числе: небольшие механические аппараты, управляемые рядом идущим оператором, для обслуживания дорог (например, подметальные машины или аппараты для нанесения линий белой краской), механические вращающиеся щетки, которые могут быть смонтированы вместе с бункером для приема мусора и системой смачивания на колесном шасси, разбрасыватели соли и песка для очистки от снега.

Поименованные в названном перечне товары не имеют отношения к какой-либо отрасли промышленности, а являются машинами, применяемыми в различных сферах деятельности для обслуживания мест общего пользования - дорог, тротуаров, придомовых территорий.

Аналогичным образом, для удобства описания в категорию (III) "различные машины" пояснениями отнесены автоматические машины для чистки обуви, промышленные полотеры, испарительные воздухоохладители, трапы для посадки пассажиров, которые используются как в определенных отраслях промышленности, так и для обслуживания определенных сфер деятельности: мест общего пользования - машины для чистки обуви, сферы авиаперевозок - трапы для посадки пассажиров.

Следует отметить, что для целей классификации товаров применимы пояснения ТН ВЭД ЕАЭС к группе 84, в соответствии с которыми "(3) В товарные позиции 8425 - 8478 включаются машины и устройства, которые за некоторыми исключениями классифицируются по отрасли промышленности, в которой они применяются, независимо от их конкретных функций в этой отрасли. (4) В товарную позицию 8479 включаются машины и механические устройства, не охваченные ни одной из предшествующих товарных позиций данной группы".

Анализ указанных положений пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС дает основания утверждать, что Коллегия Суда пришла к ошибочному выводу, что оборудование для общественных работ, строительства и других аналогичных работ, поименованное в классификационной группировке 8479 10, должно относиться только к отраслям промышленности.

Полагаю, что товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС, обозначенная кодом 8479 10, и соответствующие пояснения относят в данную позицию оборудование, применимое не только в отраслях промышленности, но и в иных широких (разнообразных) сферах деятельности, в том числе в таких, как сфера обслуживания и содержания сооружений общего пользования при осуществлении работ по заливке, подготовке и обслуживанию ледяных поверхностей на катках и спортивных аренах.

3. Согласно ТН ВЭД ЕАЭС к классификационному коду 8479 10 отнесена совокупность товаров, именуемая "оборудование для общественных работ, строительства и других аналогичных работ".

Следует также отметить, что описание ледозаливочной машины в Решении N 50 не ограничено сферой применения оборудования для общественных работ и не исключает также такие свойства, как использование для работ, аналогичных общественным и строительным.

Обращаю внимание, что за рамками судебной проверки остались вопросы соответствия указанных в Решении N 50 признаков самоходной ледозаливочной машины оборудованию для работ, аналогичных общественным работам и строительству, и возможность классификации самоходной ледозаливочной машины по этому основанию.

Объективные характеристики машины, указанные в Решении N 50, позволяют отнести ее к оборудованию, которое необходимо при осуществлении работ, аналогичных общественным и строительным. Так, согласно Решению N 50 предназначением самоходной ледозаливочной машины является заливка ледяных поверхностей. Данный вид работ включает очистку, выравнивание и наращивание ледовой поверхности на катках и спортивных аренах. Для выполнения этих работ в конструкции самоходной ледозаливочной машины предусмотрены, среди прочего, бункер для снега, емкости для воды, бортовая щетка и кондиционер, содержащий системы срезания, удаления, промывки и заливки льда.

Данный вывод подтверждается сравнительным анализом приведенных в пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС и к Гармонизированной системе примеров оборудования для общественных работ, строительства и других аналогичных работ, а также самоходной ледозаливочной машины.

Такие машины являются оборудованием, в том числе, для работ, аналогичных общественным и строительным работам, и исходя из схожих конструкторских и инженерных решений, применяемых в этом оборудовании для формирования и ухода за различного рода поверхностями.

Совершенно закономерно то, что самоходные ледозаливочные машины именуются также ресурфейсерами (от английского to resurface - перекладывать покрытие дороги, покрывать заново, вновь асфальтировать). Толковые словари раскрывают смысловое содержание данного понятия применительно к уходу за различными поверхностями (дорога, лед, другие покрытия), сближая его со сферой строительства.

Данное обстоятельство дает основание полагать, что ресурфейсер - ледовый комбайн и по своему наименованию, которое отражает суть данного товара, также может относиться к оборудованию для работ, аналогичных общественным и строительным работам (дорожно-строительным работам), и классифицироваться в товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

4. Полагаю необходимым акцентировать внимание на том, что Решение N 50 принято Коллегией Комиссии в рамках и в соответствии с Договором и направлено на реализацию основных целей Союза, предусмотренных статьей 4 Договора, в том числе на модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. В свете реально существующей экономической ситуации оно имеет особую значимость и актуальность для развития как экономик государств - членов Союза, так и евразийской интеграции в целом.

В материалах дела имеется информация, что аналогичные ввозимым из Канады и Италии ледозаливочные машины производятся в государствах - членах Союза: в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Необоснованная классификация ввозимых ледозаливочных машин по иному коду ТН ВЭД ЕАЭС, чем в принятом Комиссией решении, не только противоречит праву Союза, но и создаст дискриминационные условия для производителей аналогичной продукции в государствах - членах Союза в сравнении с производителями товаров, ввозимых из третьих стран, что является препятствием для развития национальных экономик, для реализации программы импортозамещения.

Полагаю, что решение Коллегии Комиссии N 50 о классификации ледозаливочных машин соответствует праву Союза и необоснованно отменено Коллегией Суда.

Судья

А.А.ФЕДОРЦОВ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления