"Рекомендации субъектам Российской Федерации по повышению качества оценки эффективности налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями"
СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАЛОГОВЫМИ
ЛЬГОТАМИ, ОСВОБОЖДЕНИЯМИ И ИНЫМИ ПРЕФЕРЕНЦИЯМИ
I. Общие положения о порядке проведения оценки эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее - налоговые расходы)
Налоговые расходы являются неотъемлемой частью налоговой и бюджетной политики регионов, поскольку предоставление налоговых льгот, освобождений и иных преференций (далее - налоговые льготы) их обусловливающих, направлено на достижение целей социально-экономического развития и является эффективной мерой государственной поддержки.
Общий порядок учета и оценки налоговых расходов на региональном и муниципальном уровнях установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 (далее соответственно постановление N 796, Общие требования).
Данный порядок предусматривает следующее распределение функций:
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации:
- определяет порядок формирования перечня налоговых расходов;
- определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов;
- определяет порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов, осуществляемой кураторами налоговых расходов.
- устанавливает порядок проведения оценки налоговых расходов;
- обладает правом законодательной инициативы по уточнению, отмене налоговых льгот в случае, если по результатам проведенной оценки их эффективности в соответствии с пунктом 4 раздела I настоящих рекомендаций соответствующая налоговая льгота признана неэффективной.
2. Уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации:
- получает информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов за отчетный год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году, и иную информацию, предусмотренную постановлением N 796;
- обеспечивает доведение данной информации до кураторов налоговых расходов в целях проведения оценки;
- направляет в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) сведения о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением к Общим требованиям;
- представляют в Министерство финансов Российской Федерации данные для оценки эффективности налоговых расходов по перечню согласно приложению к Общим требованиям.
- осуществляет сверку данных с Министерством финансов Российской Федерации;
- представляют при необходимости уточненную информацию в Министерство финансов Российской Федерации;
- на основе данных, представленных куратором налоговых расходов, формирует оценку эффективности налоговых расходов;
- учитывает результаты рассмотрения оценки налоговых расходов при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.
Особенности выполнения требований налогового законодательства о налоговой тайне
В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, установленных пунктом 1 данной статьи.
Положения данной статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.
Таким образом, для обеспечения доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну и необходимым для проведения оценки эффективности налоговых расходов по практике федеральных органов государственной власти необходимо принятие внутриведомственного акта об определении должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну и доведение данной информации до УФНС.
3. Куратор налоговых расходов:
- осуществляет оценку эффективности налоговых расходов в соответствии с Общими требованиями, а также с учетом пункта 4 раздела I настоящих рекомендаций;
- формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода, его вкладе в достижение целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к государственным программам (далее - цели социально-экономической политики), а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики;
- представляет данные по оценке эффективности в уполномоченный исполнительный орган;
- в случае если по результатам проведенной оценки эффективности в соответствии с пунктом 4 раздела I настоящих рекомендаций соответствующая налоговая льгота признана неэффективной, представляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговых льгот для плательщика.
Исходя из характера цели налогового расхода, определяется его целевая категория. Пунктом 2 Общих требований предусмотрено три целевые категории налоговых расходов:
- социальные, включающие налоговые расходы, обусловленные необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности;
- стимулирующие, которые направлены на развитие предпринимательской, инвестиционной, инновационной деятельности, и способствуют дальнейшему росту (либо предотвращают снижение) поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- технические, предполагающие уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
От правильности отнесения налоговых расходов к конкретной категории зависят корректность проведения дальнейшей оценки их эффективности, а также результаты сверки налоговых расходов. Ниже приведены типовые вопросы при отнесении налоговых расходов к определенному типу и объяснения.
Примеры вопросов, возникающих при отнесении налоговых расходов к определенной категории:
4. Оценка эффективности налоговых расходов
Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется ежегодно в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, с соблюдением Общих требований.
Оценка эффективности осуществляется кураторами налоговых расходов на основании методик оценки эффективности, подготовленных в соответствии с Общими требованиями.
Методики оценки эффективности налоговых расходов разрабатываются и утверждаются кураторами налоговых расходов. При разработке методик возможно совместное участие иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Также может быть внедрена федеральная практика разработки методик оценки эффективности налоговых расходов, при котором утверждение методики осуществляется куратором по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (соответственно с финансовым органом и органом, осуществляющим реализацию экономической политики региона).
В рамках оценки налоговых расходов субъекты Российской Федерации вправе принять решение об утверждении единого порядка оценки для всех налоговых расходов (далее - единый порядок), а не отдельных методик оценки по каждому налоговому расходу. В этом случае при принятии такого единого порядка должны быть учтены требования, установленные действующим законодательством для методик оценки эффективности налоговых расходов.
В случае если для отдельных категорий плательщиков, предоставлены льготы по нескольким видам налогов и указанные льготы соответствуют одной цели государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) цели социально-экономической политики, методики оценки эффективности соответствующих налоговых расходов могут предусматривать проведение оценки востребованности, оценки вклада и оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов в целом в отношении соответствующей категории плательщиков, имеющих право на льготы (сводная оценка эффективности налоговых расходов).
Основным условием применения сводной оценки налоговых расходов должно быть одновременное начало использование льготы на одинаковый период одинаковой группой налогоплательщиков.
Например, при предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций на период срока окупаемости инвестиционного проекта одинаковой группе предприятий.
Оценка эффективности осуществляется кураторами налоговых расходов на основании методик (единого порядка) и включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов;
б) оценку результативности налоговых расходов.
Рекомендуемая структура методики (единого порядка) представлена в приложении 1 к настоящим рекомендациям.
Оценка целесообразности налоговых расходов проводится по следующим критериям:
- соответствие целям государственных программ и (или) целям социально-экономической политики;
- востребованность плательщиками предоставленных льгот.
- Соответствие налоговых расходов целям государственных программ и (или) социально-экономической политики
Налоговый расход должен соответствовать минимум одной цели государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) цели социально-экономической политики, оказывая прямое или косвенное влияние на достижение данных целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики.
Следует учитывать, что один налоговый расход может соответствовать нескольким целям государственных программ и (или) социально-экономической политики, при этом такие цели могут носить разнородный характер.
Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой. Косвенное влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
- налоговый расход соответствует цели государственной программы субъекта Российской Федерации:
- налоговый расход соответствует цели социально-экономической политики субъекта Российской Федерации:
- Оценка востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот
Востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговой льготы, или общей численности плательщиков, за 5-летний период.
В целях обеспечения получения репрезентативного результата (особенно когда численность плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, составляет менее 1% от общей численности плательщиков соответствующего налога) при проведении оценки востребованности следует использовать численность плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы (при возможности определения такой категории плательщиков).
Плательщики, потенциально имеющие право на получение налоговой льготы, определяются на основании положений актов, статистических данных и иных сведений. Кроме того, количество потенциальных плательщиков может быть расчетным показателем, в связи с чем в методике (едином порядке) оценки соответствующего налогового расхода требуется отразить порядок расчета указанного показателя, а также источники сведений, используемых при его расчете.
Также в целях проведения оценки востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот в методике (едином порядке) следует определить пороговое значение, при котором льгота признается востребованной. Данное пороговое значение должно быть объективным значением, характеризующим пороговое значение, при недостижении которого должен быть рассмотрен вопрос о внесении изменений (сохранении) данной налоговой льготы.
Установление порогового значения востребованности в методике оценки эффективности налоговых расходов повысит прозрачность проводимой оценки, а также закрепит целевые критерии оценки целесообразности.
Примеры оценки востребованности:
Показатель, используемый для определения общей потенциальной численности плательщиков | ||
Освобождение от уплаты налога на имущество организаций субъектов художественных промыслов (стимулирующая) | Численность организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с кодом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности "32.99.8. Производство изделий народных художественных промыслов" | Показатель "Количество организаций, зарегистрированных в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики", территориальный орган Федеральной службы государственной статистики |
Освобождение от уплаты транспортного налога лиц, удостоенных почетного звания "Почетный гражданин субъекта Российской Федерации" (социальная) | Численность физических лиц, имеющих звание "Почетный гражданин субъекта Российской Федерации" и проживающих на территории субъекта Российской Федерации | Данные органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции в сфере социальной защиты населения |
Пониженная ставка земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (социальная) | Численность лечебно-оздоровительных организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации | Реестр лечебно-оздоровительных организаций, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения |
Оценка результативности налоговых расходов проводится по следующим критериям:
- оценка вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики (далее - оценка вклада);
- оценка бюджетной эффективности;
- оценка совокупного бюджетного эффекта (для стимулирующих налоговых расходов).
- В качестве критерия результативности налогового расхода определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы (далее - целевой показатель).
Под целевым показателем понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) государственной программы и (или) социально-экономической политики, которому (которым) соответствует налоговый расход.
Целевой показатель должен отражать специфику налогового расхода.
В случае если налоговый расход не оказывает существенного влияния на изменение показателей, непосредственно содержащихся в государственных программах и (или) иных документах стратегического планирования для оценки вклада могут быть использованы иные показатели, которые будут характеризовать достижение цели государственной программы или целей социально-экономического развития, не содержащиеся в документах стратегического планирования, которые характеризуют достижение цели, на которые направлен данный налоговый расход (например, показатель, используемый в составе отраслевой статистики РОИВ).
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков налоговых льгот в изменение значения целевого показателя, который рассчитывается как разница между фактическим значением указанного целевого показателя с учетом налоговой льготы и расчетным значением указанного показателя в случае отсутствия налоговой льготы.
В методике следует отразить порядок расчета значения целевого показателя без учета налоговой льготы, который должен детализировать механизм расчета значения без учета льготы с учетом текущего значения этого же показателя (в условиях действия льготы) и имеющихся данных статистических расчетов.
- Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов
Оценка бюджетной эффективности является составным элементом оценки результативности налоговых расходов.
Согласно Общим требованиям в целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления налоговых льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики.
Возможно 2 варианта проведения оценки бюджетной эффективности:
1) сопоставление объема средств бюджета субъекта Российской Федерации на применение альтернативного механизма и объема налогового расхода при идентичных значениях целевого показателя в случае предоставления налоговой льготы и в случае применения альтернативного механизма;
2) сопоставление значений целевого показателя в случае предоставления налоговой льготы и в случае применения альтернативного механизма при идентичных объемах налогового расхода и средств бюджета субъекта Российской Федерации на применение альтернативного механизма.
В качестве альтернативных механизмов могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на налоговые льготы, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
Примером сравнительного анализа может быть проведение сопоставительной оценки объема налоговых расходов субъекта Российской Федерации, обусловленных налоговыми льготами, предоставляемыми резидентам технопарков (технологических парков), технополисов, научных парков, промышленных парков, индустриальных парков в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, и субсидий, предоставляемым указанным резидентам за счет средств бюджета.
б) предоставление государственных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на налоговые льготы;
При выборе данного альтернативного механизма необходимо учитывать не только планируемый объем государственных гарантий (условные обязательства), но и ожидаемый объем средств на их исполнение (прямые обязательства). В качестве суммы для сопоставления рекомендуется использовать расчетный объем средств на исполнение государственных гарантий. Ввиду долгосрочного характера обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями, сопоставительный расчет необходимо производить в одинаковых диапазонах периодов предоставления налоговых льгот и государственных гарантий.
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на налоговые льготы.
Данный альтернативный механизм предполагает совершенствование организационных механизмов взаимодействия между представителями органов государственной власти с плательщиками, имеющими право на налоговые льготы, поскольку достижение целей государственных программ и целей социально-экономической политики может осуществляться не только посредством финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на налоговые льготы, но и посредством создания комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности и получения государственных и муниципальных услуг.
Примеры оценки бюджетной эффективности:
- Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов проводится в отношении стимулирующих налоговых расходов по единой для всех налоговых расходов формуле, установленной Общими требованиями.
Основные принципы оценки совокупного бюджетного эффекта:
- самоокупаемость (дополнительные доходы от налоговый льготы должны окупать выпадающие доходы);
- долговая устойчивость (эффективные льготы не приводят к росту долговой нагрузки);
- межбюджетное стимулирование (создание стимулов для отмены неэффективных льгот на муниципальном уровне).
Общими требованиями рекомендовано рассчитывать оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) в отношении стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, что обусловлено в том числе последующим использованием результатов оценки при расчете индекса налогового потенциала субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
В этой связи Общие требования устанавливают обязанность предоставления УФНС исходных данных для оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. Общими требованиями также устанавливаются сроки и перечень предоставляемой информации.
При этом в Общих требованиях отсутствуют ограничения на проведение оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) в отношении стимулирующих налоговых расходов, обусловленных иными налоговыми льготами.
В случае принятия о решения о необходимости оценки совокупного бюджетного эффекта по иным налоговым расходам куратор данных налоговых расходов:
- совместно с УФНС определяет перечень, формат и сроки предоставления фискальных характеристик налогового расхода, необходимых для проведения оценки совокупного бюджетного эффекта;
- в случае необходимости (предоставление сведений, составляющих налоговую тайну) принимает необходимые внутриведомственные акты об определении должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну и довести данную информацию до УФНС (пункт 1 раздела 1 настоящих рекомендаций);
- вносит соответствующие изменения в порядок проведения оценки налоговых расходов и методику оценки их эффективности.
Порядок формирования выводов по результатам оценки эффективности налогового расхода
По итогам оценки эффективности налогового расхода куратор налогового расхода формулирует следующие выводы:
- о достижении целевых характеристик налогового расхода;
- о вкладе налогового расхода в достижение целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики;
- о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для бюджета субъекта Российской Федерации альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации.
Выводы должны отражать, является ли налоговый расход эффективным или неэффективным, а также предложения в части сохранения, "донастройки" либо отмены соответствующей льготы.
Уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации формирует оценку эффективности налоговых расходов на основе данных, представленных кураторами соответствующих налоговых расходов.
В последующем сводные результаты рассмотрения оценки налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.
Сроки, установленные для отдельных этапов оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации отражены в приложении 2 к настоящим рекомендациям.
Таким образом, в настоящее время постановлением N 796 закреплены базовые основы, необходимые для проведения оценки эффективности налоговых расходов. При этом постановление N 796 предоставляет необходимые возможности для развития данной системы оценки региональных налоговых расходов на уровне региона: субъектами Российской Федерации помимо базового инструмента могут быть внедрены дополнительные элементы оценки, которая позволит повысить качество существующей системы учета, анализа и оценки эффективности налоговых расходов. Ключевой задачей данной работы должна быть интеграция оценки налоговых расходов в процесс принятия решений в области региональной налоговой и бюджетной политики органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональным законодательством могут быть установлены дополнительные критерии оценки эффективности налоговых расходов, кроме предусмотренных постановлением N 796, которые могут быть основанием для куратора представить в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговых льгот.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов следует учитывать при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики и при проведении оценки эффективности реализации государственных программ, что формирует основу для широкого спектра решений на региональном уровне, включающих "донастройку" регионального налогового законодательства, принятие альтернативных более эффективных мер государственной поддержки.
Среди основных направлений повышения качества системы учета, анализа и оценки эффективности налоговых расходов на региональном уровне можно выделить:
- практическое внедрение результатов оценки налоговых расходов в бюджетный процесс субъекта Российской Федерации (контроль и учет результатов оценки эффективности налоговых расходов при принятии решений о пересмотре параметров налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период в рамках бюджетного цикла);
- оценку фактических ресурсов, которые направлены на цели государственной политики и на оказание государственной поддержки с учетом налоговых расходов;
- принятие на основании оценки эффективности налоговых расходов решений по сохранению (уточнению, отмене) налоговых льгот, обусловливающих налоговые расходы, и обеспечение соответствия всех налоговых расходов субъекта Российской Федерации целям социально-экономической политики, критериям востребованности и целесообразности.
Ниже представлена схема "жизненного" цикла налоговой льготы от ее отражения в перечне налоговых льгот, до принятия решения по ее сохранению, "донастройке" либо отмене.