"Рекомендации по формированию информации о налоговых расходах субъектов Российской Федерации (дополненные)"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИИ О НАЛОГОВЫХ РАСХОДАХ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДОПОЛНЕННЫЕ)
Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее - Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 (далее - Общие требования), а также с учетом рекомендаций субъектам Российской Федерации по повышению качества оценки эффективности налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями, доведенными письмом Минфина России от 1 декабря 2023 г. N 15-07-15/116090:
- до 1 февраля текущего года - копию сведений о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации <1>, направляемой уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации;
--------------------------------
<1> Предусмотренной приложением к общим требованиям к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796.
- до 1 июня текущего года - Информацию в соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Общих требований;
- до 20 августа текущего года - уточненную Информацию (в том числе с учетом результатов проведенной сверки данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) в соответствии с подпунктом "з" пункта 8 Общих требований.
Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).
В информации к 1 июня данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному, и иные отчетные периоды заполняются на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, предоставленных уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункт 8 Общих требований. Данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный год, на текущий год, на очередной год и плановый период формируются (оцениваются, прогнозируются) уполномоченными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно.
В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.
Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации в рамках нового цикла формирования Информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые - используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке - оранжевая, третья корректировка - красная.
Информация предоставляется в Минфин России в электронном виде по форме, прилагаемой к настоящим Рекомендациям, в формате xls (xlsx) (далее - Форма) на официальный электронный адрес Минфина России 23dep@minfin.gov.ru. Одновременно с электронным файлом направляется сопроводительное письмо субъекта Российской Федерации, которое необходимо отправить официально в Минфин России. В теме электронного письма в обязательном порядке указывается код и полное наименование субъекта Российской Федерации без уточняющих дополнений (пример, Тема: 52 Нижегородская область).
Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:
1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.
2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.
При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.
Формирование информации по действующим налоговым расходам
субъекта Российской Федерации
В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее - льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.
В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.
Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.
Дополнительно по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации, также ведется учет объемов выпадающих доходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, начиная с базового 2011 года (архивная информация). В 2025 году в архивную информацию будут включены графы с данными об объемах выпадающих доходов за 2011 - 2017 годы. Далее количество "архивных" граф (графы N N 23(1) - 23(n)) ежегодно будет увеличиваться на 1 год (в 2026 году - 2011 - 2018 гг.; в 2027 году - 2011 - 2019 гг. и т.д.). Соответственно ежегодно будут корректироваться годы, включаемые в период при проведении оценки налоговых расходов в текущем году (графы N N 24 - 34 формы) в соответствии с Общими требованиями.
В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее - НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:
- налог на прибыль организаций;
- налог на имущество организаций;
- налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);
- земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
- налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
- торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Льготы, утратившие силу, до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов.
Информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), отображаемая в Форме, должна соответствовать редакции положений НПА, действующих в текущем году.
При отражении в Форме сведений об оценке объема конкретного налогового расхода субъекта Российской Федерации за текущий год, прогнозе объема этого налогового расхода на очередной год и плановый период необходимо учитывать дату прекращения действия льготы и период ее действия (например, норма в отношении льготы прекратила свое действие, но может продолжать применяться налогоплательщиком до срока окончания действия соглашения о реализации инвестиционного проекта, т.е. льгота имеет длящийся характер). Год, в котором льгота является не действующей, в Форме всегда отмечается знаком "X".
Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).
Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.
При заполнении Формы следует учитывать следующее.
Не являются новой льготой случаи, связанные с уточнением положений по действующей льготе (например, изменение размера льготной ставки; изменение требований к объему инвестиций; изменение периода применения льготы; введение/изменение условий для получения льготы и т.д.), а также случаи переутверждения действующих льгот (в том числе с уточнениями) в новом "долгосрочном" региональном НПА (например, в связи с большим количеством поправок в ранее действующем НПА или необходимостью изменения внутренней структуры НПА). Соответственно, такие изменения по льготе отражаются в Форме в одной строке.
Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.
Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОР <2> в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).
--------------------------------
<2> Если положения принятых до 14.07.2022 актов содержат слова "территория опережающего социально-экономического развития", указанные слова признаются равнозначными словам "территория опережающего развития" в соответствующем падеже (ФЗ от 14.07.2022 N 271-ФЗ).
При отражении в Форме информации о льготах следует избегать обобщения множества целевых категорий получателей в одну строку, особенно в случаях, когда у таких целевых категорий разная дата вступления в силу положений НПА о льготе (например, согласно ст. 4 п. 1 пп. 1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге" целевые категории получателей в отношении льготы в форме освобождения от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл. с 1 января 2019 года пополнились новой категорией "физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года", информацию по которой следует отразить в Форме в отдельной строке) или конкретная льгота прекращает действовать только для одной целевой категории получателей из общей группы. При этом, в случае отсутствия возможности разделения общего объема налогового расхода (а также численности получателей) между целевыми категориями получателей, допускается объединение в таблице соответствующих ячеек по отдельным строкам (графы N N 24 - 34, а также графы N N 35 - 41 Формы).
Дополнительно в отношении данных, размещаемых до 1 августа текущего года для проведения сверки на официальном сайте Минфина России (подпункт "ж" пункта 8 Общих требований), уполномоченным органам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.
При проведении сверки данных об объемах налоговых расходов субъектов Российской Федерации стимулирующего характера (по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций), имеющих положительный бюджетный эффект, используются данные Федеральной налоговой службы (т.е. центрального аппарата ФНС России), представленные в Минфин России до 25 июля текущего года в соответствии с подпунктом "ж" пункта 8 Общих требований.
В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом ФНС России по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые центральным аппаратом ФНС России (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов ФНС России в период с 1 по 20 августа текущего года).
Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом ФНС России по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.
Формирование информации по архивным налоговым расходам
субъекта Российской Федерации
Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.
Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.
Комментарии к заполнению отдельных граф Формы
Статус НР | (выбор из закрытого перечня). | Указывается статус налогового расхода: - действующий; - архивный. Налоговому расходу присваивается статус "архивный", если льгота утратила силу до начала анализируемого периода (до 1 января года, предшествующего отчетному), в ином случае указывается статус "действующий". | ||||
Номер п/п | Порядковый номер в общем перечне налоговых расходов субъекта Российской Федерации | |||||
Код льготы | Код льготы формируется в соответствии с временным Порядком кодификации налоговых расходов субъектов Российской Федерации, разработанным Минфином России и доведенным в 2020 году до уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации <3>. Временный Порядок применяется для формирования кода льгот до периода разработки и внедрения налоговой службой системы уникальных кодов налоговых льгот, установленных законами субъектов Российской Федерации. Код льготы по конкретному налоговому расходу должен быть уникальным (не повторяться) в пределах перечня налоговых расходов субъекта Российской Федерации. В случае уточнения кода льготы в графе указывается актуальный код, а также дополнительно в скобках отображается ранее действующий код соответствующей льготы. Пример: 1101006700050002020026300 (ранее - 1101006700050002020024300) | |||||
Наименование субъекта Российской Федерации | Указывается полное наименование субъекта Российской Федерации | |||||
НПА субъектов Российской Федерации, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции | дата НПА в формате ДД.ММ.ГГГГ, номер НПА, наименование НПА (+ редакция иного НПА, если льгота введена в основной НПА позднее). | Варианты заполнения графы: 1) указывается основной НПА, если положения о льготе были включены в первоначальную редакцию НПА. Пример: Закон Республики Адыгея от 22.11.2003 N 183 "О налоге на имущество организаций"; | ||||
2) указывается основной НПА и редакция закона, которым льгота была впервые введена в основной НПА Пример: Закон Курганской области от 24.11.2004 N 822 "О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Курганской области" (в ред. от 25.10.2017 N 84) | ||||||
3) указываются редакции законов, которым льгота была впервые введена и затем продолжена в другом НПА Пример: Закон Иркутской области от 04.07.2007 N 53-оз "О транспортном налоге"; Ранее Закон от 27.11.2002 N 61-оз (в ред. от 10.10.2005 N 54-оз) | ||||||
4) указывается действующий в отчетном году НПА, если в субъекте Российской Федерации применяется практика ежегодного принятия нового НПА, устанавливающего льготы. При этом дополнительно указываются реквизиты всех предыдущих НПА, если льгота имеет долгосрочный характер (т.е. действует на протяжении нескольких лет). Пример: Закон Тюменской области от 24.10.2017 N 74 "О предоставлении налоговых льгот на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов отдельным категориям налогоплательщиков"; Ранее законы: от 08.11.2016 N 85; от 05.11.2015 N 113; от 21.11.2014 N 92; от 05.07.2013 N 48; от 11.07.2012 N 55; от 08.07.2011 N 38. | ||||||
Структурные единицы НПА, субъектов Российской Федерации, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции | 1) указывается только структурная единица в действующем НПА, которая содержит основное положение о льготе. Пример: ст. 1/п. 4/пп. "б" ст. 10/п. 2/абз. 3 ст. 2.1/ч. 1/п. 20 При заполнении графы не следует использовать пробелы в качестве разделителей. Элементы структурной единицы следует разделять косой чертой (слэш). | |||||
2) если изменилась структурная единица в рамках действующего НПА - указывается действующая структурная единица НПА, а также структурная единица НПА, которой ранее была установлена льгота. Пример: ст. 10/п. 2/абз. 3 (ранее - ст. 5/п. 1) | ||||||
Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, установленные НПА субъекта Российской Федерации | Заполняется при наличии особых условий применения льготы, указанных в НПА | Варианты заполнения графы: 1) указывается условие, напрямую указанное в НПА о льготе. Пример: Доля производства сельскохозяйственной продукции не менее 70% валового объема производства. | ||||
2) указывается адаптированная (сокращенная) формулировка условия из НПА в случае, если в НПА указана развернутая формулировка, включающая в себя широкий перечень требований. Пример по сокращению формулировок: Доля выручки от реализации товаров (работ, услуг) от установленных видов экономической деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70%; Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника - не ниже среднеотраслевого уровня по осуществляемому виду экономической деятельности; Отсутствует задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней; Налогоплательщик не находится в процессе ликвидации или реорганизации, а также в процедуре банкротства. Если законом субъекта Российской Федерации установлен широкий перечень условий, то в целях оптимизации текста следует указать кратко особо важные (ключевые) из них, а в части остальных условий сделать дополнение - "и иные условия, установленные настоящим Законом" со ссылкой на статью НПА | ||||||
3) в случае отсутствия условия в основном НПА указывается условие, указанное в сопутствующем НПА, определяющем общие условия применения льгот на территории субъекта Российской Федерации. Пример: Льгота установлена в законе субъекта Российской Федерации "О применении пониженных ставок налога на прибыль организаций", а общие условия применения льготы определены в другом законе субъекта Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности на территории..." | ||||||
4) в случае отсутствия условия в основном и сопутствующем НПА указывается условие, определяемое для такого вида льгот Налоговым кодексом Российской Федерации. Пример: Пунктом 4 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено обязательное условие для применения нулевой ставки налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, осуществляющими предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению: Доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0%, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов. Указанное условие может быть не продублировано в НПА, либо в НПА указана отсылочная норма на Налоговый кодекс. При этом в графе N 6 оно должно быть указано. | ||||||
5) указывается формулировка "Особые условия отсутствуют", если условие применения налогоплательщиком льготы не определено региональным и федеральным законодательством Российской Федерации. Пример: Особые условия отсутствуют | ||||||
Целевая категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции | Примерные целевые категории плательщиков: - Резиденты ТОР; - Резиденты ОЭЗ; - Резиденты технопарков; - Организации-инвесторы; - Участники СПИК/Участники РИП (специальных инвестиционных контрактов / региональных инвестиционных контрактов); - Отраслевые организации (например, организации здравоохранения, организации воздушного транспорта и т.д.); - С/х производители; - Казенные/автономные/бюджетные организации; - Организации-владельцы объектов налогообложения; - Учреждения / организации ФСИН (федеральной исполнительной системы наказаний); - ... - Общественные организации инвалидов; - Товарищества собственников жилья; - Пенсионеры; - Ветераны ВОВ; - Ветераны боевых действий; - Граждане, подвергшиеся воздействию радиации; - Многодетные семьи; - ... | |||||
Целевая категория указывается исходя из положений НПА о льготе. При указании целевой категории по возможности следует исключать избыточность формулировок и их дублирование с графой N 12. Если по нескольким льготам по разным видам налогов получателями являются плательщики, относящиеся к одной целевой категории, то формулировки в таких строках должны быть по возможности унифицированы (например, резиденты ТОР, которые являются получателями льгот как по налогу на прибыль организаций, так и по налогу на имущество организаций). Примеры: | ||||||
(если в графе N 12 указано: "Пониженная (0%; 50% - с 2015 г.) ставка налога для организаций автотранспорта общего пользования, по транспортным средствам, зачисленным в установленном порядке в автоколонны войскового типа, а также по транспортным средствам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа", | ||||||
(если в графе N 12 указано: "Освобождаются от уплаты налога организации, привлеченные для выполнения функций по содержанию и эксплуатации объектов инфраструктуры туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Прибайкальского района Республики Бурятия". | ||||||
Дата вступления в силу положений НПА субъектов РФ, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции | ДД.ММ.ГГГГ | При заполнении графы следует учитывать, что дата вступления в силу положений НПА, устанавливающих льготу, может отличаться от даты принятия самого НПА, если в тексте НПА установлен иной срок вступления его в силу. Например, НПА, устанавливающий льготу, может вступать в силу: - со дня его принятия; - со дня его официального опубликования; - начиная с очередного налогового периода; - начиная с конкретной даты, указанной в НПА (например, как это указано в Законе Нижегородской области от 03.09.2019 N 89-З "О применении на территории Нижегородской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций" - с 1 января 2023 года). | ||||
Аналогичные подходы при определении даты вступления в силу положений о льготе следует применять, если льгота введена отдельным НПА путем внесения изменений в основной НПА. Если льгота имеет длящийся характер и впервые была введена НПА, который в настоящее время утратил силу, то дата вступления указывается исходя из вступления в силу положений недействующего НПА. При этом указывается только одна первоначальная дата. | ||||||
Даты начала действия предоставленного НПА субъектов Российской Федерации права на налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам | ДД.ММ.ГГГГ | Обычно датой начала действия льготы является очередной налоговый период, следующий за датой вступления в силу положений НПА, устанавливающих льготу, - в зависимости от вида налога это либо очередной календарный год, либо очередной квартал. В отдельных случаях по решению субъекта Российской Федерации, закрепленному в НПА, действие льготы может распространяться на правоотношения, возникшие ранее даты вступления в силу НПА, устанавливающем льготу. Пример: В Законе Республики Дагестан от 06.05.2009 N 26 "О ставке налога при применении упрощенной системы налогообложения" (в ред. от 01.12.2015) (источник публикации указанного закона "Собрание законодательства Республики Дагестан", 15.05.2009, N 9, ст. 388) - установлено, что НПА вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Т.е. датой начала действия льготы в форме пониженной ставки по УСН является 01.01.2009 (графа N 9), а датой вступления в силу НПА, устанавливающем льготу - 15.05.2009 (графа N 8). | ||||
Период действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций | Заполняется с учетом двух вариантов: (1) ограниченный - <указывается период> (адаптированная формулировка из НПА); (2) неограниченный - до даты прекращения льготы/<возможные иные критерии>. | |||||
Возможные уточнения формулировок следует делать в максимально унифицированном формате. При заполнении графы следует учитывать следующее: - стимулирующие льготы обычно носят срочный (ограниченный) характер применения. Примеры: (1) ограниченный - в течение 10 налоговых периодов; (1) ограниченный - в течение действия соглашения по СПИК. - льгота имеет ограниченный характер, если НПА устанавливает ее действие за конкретный период. Пример: (1) ограниченный - в течение 2017 - 2020 гг. | ||||||
В некоторых случаях в НПА субъекта Российской Федерации напрямую не указывается период их действия, но это следует из норм либо других сопутствующих региональных НПА (например, льгота установлена в законе субъекта Российской Федерации "О применении пониженных ставок налога на прибыль организаций", а период применения льготы определен в другом законе субъекта Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности на территории...") либо из требований Налогового кодекса (например, возможность применения в субъектах Российской Федерации права на применение инвестиционного налогового вычета ограничена ст. 286.1 Налогового кодекса - по 31.12.2027 вкл.). | ||||||
Дата прекращения действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций | ДД.ММ.ГГГГ | В графе указывается конкретная дата. Если в НПА субъекта Российской Федерации установлены конкретные даты применения льготы (например, с 1 января 2018 года до 31 декабря 2020 года), то датой прекращения льготы является день, следующий за днем ее последнего дня действия (например - 01.01.2021). | ||||
Если норма о льготе отменена, но льгота продолжает применяться в течение срока ее применения, к конкретной дате добавляется соответствующее условие. Пример: 01.01.2019 - льгота длящегося характера | ||||||
В противном случае указывается стандартная формулировка "(2) не установлено". | ||||||
Если дата прекращения действия льготы не установлена, но фактически льгота действует с условием, то стандартная формулировка может быть дополнена соответствующим комментарием. Примеры: (2) не установлено - дата снятия статуса резидента ТОР; (2) не установлено - дата снятия статуса ОЭЗ | ||||||
Наименование налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам | Указывается краткое отражение сути льготы. Следует учитывать, что информация, содержащаяся в графах N 6, N 7 и N 12, по возможности, не должна дублироваться, а дополнять друг друга, раскрывая основную суть льготы. | |||||
Рекомендуется наименование льготы начинать со следующих стандартных формулировок (при этом учитывается формулировка льготы в НПА субъекта Российской Федерации, например, используемые в НПА формулировки "освобождаются от уплаты налога" и "пониженная ставка налога в размере 0%" в наименовании льготы в графе должны отражаться по-разному): | ||||||
- Пониженная (XX%) ставка налога... Примеры: Пониженная (0%) ставка налога для организаций - социальных инвесторов, являющихся участниками республиканской инвестиционной программы в социальной сфере; Пониженная (0,7%) ставка налога - в отношении имущества газораспределительных сетей Пониженная (на 50%) ставка налога для организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения автобусами категории МЗ, использующими природный газ в качестве моторного топлива Пониженная (коэф-т 0,5) ставка налога для инвалидов I и II групп, инвалидов с детства - по легковым автомобилям мощностью до 200 л.с. вкл. Если в анализируемом периоде (отчетный год и год, предшествующий отчетному) установленный для группы налогоплательщиков вид льготы изменился (например, в году, предшествующем отчетному действовало освобождений от уплаты налога, а в отчетном году - пониженная ставка, либо наоборот), то в формулировке наименования льготы указывается - пониженная налоговая ставка и, соответственно, размер ставки и периоды ее действия (например, "Пониженная (1,1% - с 01.01.2020; 0% - 2014 - 2019 гг.) ставка налога для организаций..."). | ||||||
- Пониженная (XX%) сумма налога... Примеры: Пониженная (25%) сумма налога для научных организаций - в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений; Пониженная (на 20%) сумма налога для налогоплательщиков - в отношении транспортных средств, оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива; Пониженная (10%) сумма налога - в отношении спортивных сооружений, включающих футбольное (ледовое) поле и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством мест не менее 12 тысяч; Пониженная (25%) сумма налога для мужчин, достигших возраста - 60 лет, женщин, достигших возраста 55 лет. | ||||||
- Освобождаются от уплаты налога... Пример: Освобождаются от уплаты налога организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ; Освобождаются от уплаты налога многодетные семьи. | ||||||
- Освобождаются от налогообложения... Пример: Освобождаются от налогообложения резиденты зон муниципального развития в отношении имущества, используемого в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в пределах территорий зон муниципального развития. | ||||||
- Вычет из налогооблагаемой базы... Пример: Вычет из налогооблагаемой базы величины кадастровой стоимости 150 кв. метров площади объекта недвижимого имущества. | ||||||
- Инвестиционный налоговый вычет... Пример: Инвестиционный налоговый вычет (90% суммы расходов текущего периода, указанных в ст. 257/п. 1/абз. 2 НКРФ, и 90% суммы расходов текущего периода на цели, указанные в ст. 257/п. 2 НКРФ (за искл. расходов на ликвидацию основных средств; размер ставки 10%) для организаций | ||||||
- Уменьшение суммы налога... Пример: Уменьшение суммы налога на 50% суммы налога, исчисленного за 2022 год для организаций, осуществляющих деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма | ||||||
Целевая категория налогового расхода субъекта Российской Федерации | Указывается целевая категория из закрытого списка, исходя из характера цели налогового расхода субъекта Российской Федерации: - Стимулирующая; - Техническая; - Социальная. | |||||
При определении характера цели налогового расхода субъекта Российской Федерации учитывается следующее: - стимулирующие налоговые расходы направлены на стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение (предотвращение снижения) доходов бюджета; - технические налоговые расходы направлены на уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетных средств; - социальные, включают в себя налоговые расходы, обусловленные необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, экологической и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности. | ||||||
Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций | Указываются конкретные цели, установленные в соответствующих государственных программах субъекта Российской Федерации или иных документах социально-экономического развития региона. Примеры: Развитие сельскохозяйственного производства. Рост инвестиций в агропромышленный комплекс. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | |||||
Наименования налогов, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождение и иные преференции | (выбор из закрытого списка) | Указывается из закрытого перечня налогов: - ЕСХН; - ЕНВД; - Земельный налог; - Налог на имущество организаций; - Налог на имущество физических лиц; - Налог на прибыль организаций; - Патентная система налогообложения; - Торговый сбор; - Транспортный налог; - Упрощенная система налогообложения. | ||||
Вид налоговых льгот | (выбор из закрытого списка) | Указывается из закрытого перечня видов налоговых льгот: - Вычет из налогооблагаемой базы; - Инвестиционный налоговый вычет; - Нулевая налоговая ставка; - Освобождение от налогообложения; - Пониженная налоговая ставка; - Уменьшение суммы налога. | ||||
Вид налоговой льготы выбирается с учетом формулировок, используемых в положении НПА о льготе. При этом для пониженных налоговых ставок в размере 0% выбирается вид налоговой льготы "Нулевая ставка". Примеры: | ||||||
(в случае если в НПА используются формулировки "налоговая база уменьшается на..."); | ||||||
(в случае если в НПА используются формулировки "освобождение от налогообложения", "освободить от уплаты налога" и т.д.); | ||||||
(в случае если в НПА используются формулировки "устанавливается ставка налога в размере XX процентов", "уплачивается налог в размере XX процентов от ставок" и т.д.); | ||||||
(в случае если в НПА используются формулировки "устанавливается ставка налога в размере 0 процентов", "уплачивается налог в размере 0 процентов от ставок" и т.д.); | ||||||
(в случае если в НПА используются формулировки "льгота предоставляется в размере XX процентов от суммы налога", "уплачивается налог в размере XX процентов исчисленной суммы налога" и т.д.). | ||||||
Если в анализируемом периоде (отчетный год и год, предшествующий отчетному) установленный для группы налогоплательщиков вид льготы изменился (например, в году, предшествующем отчетному действовало освобождений от уплаты налога, а в отчетном году пониженная ставка), то в качестве вида льготы следует указывать "Пониженная налоговая ставка". | ||||||
Размер налоговой ставки, в пределах которой предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции | Указывается числовое значение (диапазон числовых значений) в процентных пунктах, на сколько снижается налоговая ставка в сравнении с ее стандартным уровнем. При необходимости указывается период действия пониженной налоговой ставки. Вместе с тем, учитывая большую вариативность положений о льготах в НПА субъектов Российской Федерации, рекомендуется по возможности использовать унифицированные формулировки. Примеры: | |||||
(если пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 14%); | ||||||
(в случае если пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль меняется поэтапно в течение периода ее применения - например, для резидентов ТОСЭР применяется пониженная налоговая ставка в размере 12% в течение первых пяти налоговых периодов и 5% в течение следующих пяти налоговых периодов); | ||||||
(если размер пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций изменялся в течение периода действия положения о льготе - например, на 2016, 2018 и 2018 годы устанавливается налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 1,2%, начиная с 2019 года - 1,5%); | ||||||
(в случае если льгота предоставляется, например, в форме уплаты транспортного налога в размере 70% от действующих ставок налога); | ||||||
(если льгота предоставляется в форме уменьшения налогооблагаемой базы). | ||||||
(если льгота установлена в соответствии со ст. 286.1 Налогового кодекса). | ||||||
В отдельных случаях, когда размер такой налоговой ставки невозможно однозначно определить, допускаются самостоятельные варианты заполнения графы по решению субъекта Российской Федерации. | ||||||
Показатель (индикатор) достижения целей государственных программ субъектов Российской Федерации... | Указывается наименование соответствующего показателя (индикатора). Примеры: Объем инвестиций, привлеченный в экономику региона. Количество новых рабочих мест. Доля рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах бизнес-инкубаторов, в общей среднесписочной численности работников, занятых в субъектах малого предпринимательства. | |||||
Код ОКВЭД, к которому относится налоговый расход (если предоставляется для отдельных видов экономической деятельности) | Указывается, если код ОКВЭД установлен непосредственно в положении НПА о льготе, либо такой код можно однозначно определить исходя из отраслевой принадлежности ее получателя (например, льгота для организаций, осуществляющих образовательную деятельность). Указывается только код и/или раздел ОКВЭД. Если льгота установлена в НПА для нескольких видов экономической деятельности, то коды ОКВЭД перечисляются с использованием разделителя - точка с запятой. Примеры: | |||||
В случае льгот, действующих для резидентов территорий со специальным статусом (ТОСЭР, ОЭЗ и пр.), перечень кодов вида экономической деятельности может быть уточнен либо в сопутствующих НПА субъекта Российской Федерации, либо в НПА вышестоящего уровня (например, виды экономической деятельности для резидентов конкретной ТОСЭР установлены в соответствующем постановлении Правительства Российской Федерации о создании данной территории опережающего развития). Если законом субъекта Российской Федерации определены не коды ОКВЭД, а виды либо сферы деятельности, то субъекту Российской Федерации рекомендуется самостоятельно осуществить их сопоставление с кодами ОКВЭД (в действующей редакции). | ||||||
Графы N N 20 - 21: Принадлежность налогового расхода к группе полномочий в соответствии с Методикой распределения дотаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 <4> | Номер группы полномочий и соответственно наименование полномочия указываются из закрытого списка полномочий. Выбор группы полномочия носит аналитический/экспертный характер. Наименование полномочия в графе N 21 должно строго соответствовать группе, указанной в графе N 20. Льгота может затрагивать несколько полномочий, в этом случае заполнение графы N 20 осуществляется с использованием разделителя - точка с запятой, а в графе N 21 указывается формулировка "группы полномочий". Примеры: | |||||
Плательщик | (выбор из закрытого списка) | Указывается из закрытого перечня значений: - индивидуальные предприниматели; - физические лица; - юридические лица; - юридические и физические лица; - юридические лица и индивидуальные предприниматели; - юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели. | ||||
Выбор определяется исходя из положений НПА о льготе и с учетом положений Налогового кодекса по соответствующему виду налога о том, кто может являться налогоплательщиками по данному виду налога (например, для УСН налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели - ст. 346.12 Налогового кодекса). | ||||||
(для льгот в отношении отдельных видов транспортных средств, например, грузовых автомобилей, собственниками которых могут быть как физические, так и юридические лица). | ||||||
Территориальная принадлежность налоговой льготы (ОЭЗ/ТОСЭР/Моногород) | (выбор из закрытого списка) | Заполняется только для льгот, которые действуют для территорий с особым статусом, либо в отношении специальных/региональных инвестиционных проектов. Указывается из закрытого перечня значений: - СПИК; - РИП; - РИП/СПИК; - ОЭЗ; - ОЭЗ регионального уровня; - СЭЗ (свободная экономическая зона); - СПВ (свободный порт Владивосток); - ЗЭБ (зона экономического благоприятствования); - ЗТР (зона территориального развития); - ТОСЭР; - ТОР/Моногород; - ТОР/ЗАТО; - Индустриальный парк; - Технопарк; - Бизнес-инкубатор; - Арктическая зона. | ||||
Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций (архивная информация) | Единица измерения - тысячи рублей | Графы содержат архивную информацию об объемах выпадающих доходов, начиная с базового 2011 года. - учитывается информации органов Федеральной налоговой службы, представленная субъекту Российской Федерации в предшествующие годы. Актуализация архивной информации может проводиться в текущем году при необходимости - с учетом уточненных территориальным управлением ФНС России данных (например, в случае обнаружения ошибок в ранее направленной информации). В графе 23(1) ежегодно указываются данные за 2011 год, который является базовым годом. Количество граф с архивной информацией ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Например, при формировании информации о налоговых расходах количество таких граф: в 2025 году равно 7: графа 23(1) = 2011 г. (базовый год), графа 23(2) = 2012 г., графа 23(3) = 2013 г., графа 23 (4) = 2014 г., графа 23 (5) = 2015 г., графа 23 (6) = 2016 г., графа 23 (7) = 2017 г.; в 2026 году будет равно 8: графа 23(1) = 2011 г. (базовый год), графа 23(2) = 2012 г., графа 23(3) = 2013 г., графа 23(4) = 2014 г., графа 23 (4) = 2014 г., графа 23 (5) = 2015 г., графа 23 (6) = 2016 г., графа 23 (7) = 2017 г., графа 23 (8) = 2018 г.; и т.д. | ||||
Графы N N 24 - 34: Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций | Единица измерения - тысячи рублей | Сведения об объемах за отчетные периоды заполняются на основе информации органов ФНС России. Оценка и прогноз проводится уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Важно: соответствующие ячейки не должны содержать формулы и ссылки и иметь числовой формат. Заполнение данных на прогнозный период (графы N N 32 - 34) является обязательным с учетом предполагаемого периода действия льгот (до даты прекращения действия льгот). | ||||
Графы N N 35 - 41 <*>: Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой, освобождением и иной преференцией, установленными НПА субъектов Российской Федерации | Указывается количество получателей льготы в соответствующих отчетных периодах. Заполняется на основе информации органов ФНС России. | |||||
Графы N N 42 - 52 <*>: Объем налогов, задекларированный для уплаты... | Единица измерения - тысячи рублей | Заполняются только для стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций на основе информации органов ФНС России, а также с учетом оценки и прогноза уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. | ||||
Оценка совокупного бюджетного эффекта (для стимулирующих налоговых расходов) | Единица измерения - тысячи рублей | Бюджетный эффект рассчитывается за год, предшествующий отчетному, только для стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796. | ||||
Графы N N 54 - 55 <*>: Результат оценки эффективности налогового расхода | Графы заполняются по каждому налоговому расходу субъекта Российской Федерации. В графе N 54 отражает вывод об эффективности льготы "да/нет" по итогам комплекса мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода субъекта Российской Федерации. В графе N 55 при необходимости указываются комментарии, дополняющие итоговый вывод. | |||||
Графы N N 56 - 80 <*>: Информация для расчета совокупного бюджетного эффекта | Единица измерения - тысячи рублей | Графы заполняются только для стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций на основе информации органов Федеральной налоговой службы. |
--------------------------------
<3> Краткая схема формирования кода льготы в соответствии с Порядком кодификации налоговых расходов субъектов Российской Федерации прилагается к данным рекомендациям.
<4> Приложение 2 к приложению 4 Методики.
<*> - графы N N 35 - 80 в отношении налоговых расходов субъекта Российской Федерации, включенных в блок архивных льгот, не заполняются.
При заполнении Формы в текущем году:
- рекомендуется придерживаться формулировок, согласованных/учтенных в Информации в предыдущем году (графы N N 6, 7, 12);
- не допускается изменять целевую категорию налогового расхода по графе N 13 в сравнении с предыдущим годом (изменение возможно только после предварительного согласования с Минфином России);
- по возможности сохранять порядок (очередность) льгот, определенный в перечне предыдущего года.
Краткая схема формирования кода льготы
(на основе Порядка кодификации налоговых расходов субъектов
Российской Федерации)
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | |||||||||||||||
(доработана)
о налоговых расходах субъекта Российской Федерации
II. Нормативные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации | III. Целевые характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) | IV. Фискальные характеристики налогового расхода Российской Федерации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
данные УФНС России, полученные в предыдущие годы (не требуют уточнения в текущем году) | до 1 июня - оценка субъекта РФ; до 20 августа - данные УФНС России | до 1 июня - оценка субъекта РФ; до 20 августа - данные УФНС России | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормативные правовые акты (далее - НПА) субъектов Российской Федерации, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции | Структурные единицы НПА субъектов Российской Федерации, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции | Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, установленные НПА субъекта Российской Федерации | Целевая категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции | Даты вступления в силу положений НПА субъектов Российской Федерации, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам | Даты начала действия предоставленного НПА субъектов Российской Федерации права на налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам | Период действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, предоставленных НПА субъектов Российской Федерации | Дата прекращения действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, установленная НПА субъектов Российской Федерации | Наименование налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам | Целевая категория налогового расхода субъекта Российской Федерации | Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, установленных НПА субъектов Российской Федерации | Наименования налогов, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленные НПА субъектов Российской Федерации | Вид налоговых льгот, освобождений и иных преференций, определяющий особенности предоставленных отдельным категориям плательщиков налогов преимуществ по сравнению с другими плательщиками | Размер налоговой ставки, в пределах которой предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам | Показатель (индикатор) достижения целей государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики субъектов Российской Федерации, не относящихся к государственным программам субъектов Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам | Код вида экономической деятельности (по ОКВЭД), к которому относится налоговый расход (если налоговый расход обусловлен налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями для отдельных видов экономической деятельности) | Принадлежность налогового расхода к группе полномочий в соответствии с методикой распределения дотаций (постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670) | Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, тыс. рублей (архивная информация) | Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, тыс. рублей | Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой, освобождением и иной преференцией, установленными НПА субъектов Российской Федерации, единиц | |||||||||||||||||||||||||
(оценка) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрытые перечни для подстановок в соответствующие
графы формы
Целевая категория налогового расхода субъекта Российской Федерации | ||
Наименования налогов, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленные НПА субъектов Российской Федерации | ||
графы N 20 - 21 | Принадлежность налогового расхода к группе полномочий в соответствии с методикой распределения дотаций (постановление Правительства РФ от 22.11.2004 N 670 в ред. от 27.12.2019) | |
1 - Содержание органов государственной власти субъектов РФ (государственных органов субъекта РФ) и органов местного самоуправления, отдельных государственных учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений | ||
1.1 - Расходные обязательства по полномочиям в сфере содержания органов государственной власти субъектов РФ | ||
1.2 - Расходные обязательства по полномочиям в сфере содержания государственных органов субъектов РФ, не являющихся органами государственной власти субъектов РФ: | ||
1.3 - Расходные обязательства по решению вопросов местного значения и осуществлению полномочий в сфере содержания органов местного самоуправления | ||
1.4 - Расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений | ||
2 - Поддержка экономики, малого и среднего предпринимательства | 184-ФЗ: пп. 9 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 28 ч. 1 ст. 14; п. 25 ч. 1 ст. 15; п. 33 ч. 1 ст. 16; п. 11 ч. 1 ст. 16.2 | |
2.1 - Расходные обязательства по полномочиям в сфере поддержки сельского хозяйства в части растениеводства | ||
2.2 - Расходные обязательства по полномочиям в сфере поддержки сельского хозяйства в части животноводства | ||
2.3 - Расходные обязательства по полномочиям в сфере поддержки сельского хозяйства в части рыбоводства | ||
2.4 - Расходные обязательства по полномочиям в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства | ||
2.5 - Расходные обязательства по полномочиям в сфере поддержки промышленности | ||
2.6 - Расходные обязательства по полномочиям в сфере создания и размещения территорий, имеющих особый экономический статус | ||
184-ФЗ: пп. 11, 11.1 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 | ||
184-ФЗ: пп. 12, 12.1, 12.2 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 7 ч. 1 ст. 14; п. 6 ч. 1 ст. 15; п. 7 ч. 1 ст. 16 | ||
4.1 - Организация транспортного обслуживания населения воздушным транспортом | ||
4.2 - Организация транспортного обслуживания населения водным транспортом | ||
4.3 - Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом | ||
4.4 - Организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом | ||
4.5 - Организация транспортного обслуживания населения электрическим транспортом | ||
4.6 - Организация транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом | ||
184-ФЗ: пп. 67, 67.1 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 4, 4.1 ч. 1 ст. 17 | ||
184-ФЗ: пп. 13, 13.1, 13.2, 14, 14.1, 14.1-1, 24.3, 58 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 30 ч. 1 ст. 14; п. 11, 27 ч. 1 ст. 15; п. 13, 34 ч. 1 ст. 16; п. 12 ч. 1 ст. 16.2 | ||
6.2 - Расходные обязательства по организации отдыха и оздоровления детей | ||
184-ФЗ: пп. 15, 16, 17, 18, 19, 20 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 11 - 13.1 ч. 1 ст. 14; п. 19, 19.1, 19.2, 19.3 ч. 1 ст. 15; п. 16, 17, 17.1, 18 ч. 1 ст. 16; п. 6 ч. 1 ст. 16.2 | ||
8 - Расходные обязательства по осуществлению полномочий в сфере здравоохранения | 184-ФЗ: пп. 21, 21.1, 21.2 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 12 ч. 1 ст. 15; п. 14 ч. 1 ст. 16 | |
8.1 - Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи | ||
8.2 - Организация оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан | ||
8.3 - Осуществление иных полномочий, не отнесенных к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи | ||
9 - Обязательное медицинское страхование неработающего населения | 184-ФЗ: пп. 22 п. 2 ст. 26.3 | |
184-ФЗ: пп. 14.2, 24, 24.2, 41 п. 2 ст. 26.3 | ||
10.1 - Расходные обязательства по оплате труда и содержанию организаций социального обслуживания | ||
10.2 - Расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки льготным категориям граждан | ||
10.3 - Расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по установленным критериям нуждаемости | ||
10.4 - Расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей | ||
10.5 - Расходные обязательства по предоставлению региональных социальных доплат к пенсии | ||
10.6 - Расходные обязательства по предоставлению доплат к пенсии гражданам, проходившим государственную службу субъекта РФ | ||
184-ФЗ: пп. 30 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 14 ч. 1 ст. 14; п. 26 ч. 1 ст. 15; п. 19 ч. 1 ст. 16; п. 7 ч. 1 ст. 16.2 | ||
11.2 - Проведение массовых мероприятий в сфере физической культуры | ||
12 - Тушение пожаров (за исключением лесных пожаров); ликвидация чрезвычайных ситуаций, первичные меры пожарной безопасности: | 184-ФЗ: пп. 5, 5.1, 31, 45, 50, 51 п. 2 ст. 26.3 131-ФЗ: п. 7.1, 8, 9, 23, 24, 26 ч. 1 ст. 14; п. 6.1, 7, 21, 24 ч. 1 ст. 15; п. 7.1, 8, 10, 28, 29, 32 ч. 1 ст. 16; п. 4 ч. 1 ст. 16.2 | |
12.1 - Содержание противопожарных (пожарно-спасательных и спасательных) служб субъекта РФ | ||
12.2 - Тушение пожаров (за исключением лесных пожаров), ликвидация чрезвычайных ситуаций, первичные меры пожарной безопасности | ||
13 - Привлечение заемных средств, а также обслуживание и погашение долговых обязательств | 184-ФЗ: пп. 34 п. 2 ст. 26.3 | |
14 - Иные сферы деятельности, предусмотренные статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" | 184-ФЗ: иные полномочия, предусмотренные ст. 26.3 | |
15 - Предоставление гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | ||
16 - Полномочия, не включенные в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" | полномочия, не предусмотренные в ст. 26.3 закона N 184-ФЗ, установленные иными федеральными законами | |
17 - Полномочия по пункту 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" | полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ, установленные до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта РФ | |
18 - Строительство и содержание жилья - вопросы местного значения | 131-ФЗ: п. 6, 33.1 ч. 1 ст. 14; п. 8.1 ч. 1 ст. 15; п. 6, 9.1 ч. 1 ст. 16 | |
131-ФЗ: п. 4, 4.1, 18 ч. 1 ст. 14; п. 4, 14 ч. 1 ст. 15; п. 4, 4.1, 24 ч. 1 ст. 16; п. 4.2, 4.3, 6.1, 8.2 ч. 1 ст. 17 | ||
20 - Градостроительство и землепользование - вопросы местного значения | 131-ФЗ: п. 20, 37, 39 ч. 1 ст. 14; п. 15, 32, 35, 36 ч. 1 ст. 15; п. 26, 41, 43 ч. 1 ст. 16 | |
131-ФЗ: п. 15, 19, 21, 22, 27 ч. 1 ст. 14; п. 15.1, 17, 22, 34 ч. 1 ст. 15; п. 20, 23, 25, 26.1, 27, 30 ч. 1 ст. 16; п. 8, 10 ч. 1 ст. 16.2 | ||
23 - Прочие вопросы местного значения и прочие полномочия, предусмотренные в статьях 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" | 131-ФЗ: п. 7.2, 10, 31, 32, 33, 34, ч. 1 ст. 14; п. 6.2, 8, 9, 18, 23, 28, 29 ч. 1 ст. 15; п. 7.2, 9, 11, 15, 31, 36, 37, 38 ч. 1 ст. 16; п. 5, 13 ч. 1 ст. 16.2; п. 5 ч. 1 ст. 17 | |
24 - Дополнительные полномочия и права всех видов муниципальных образований | ||
184-ФЗ: ст. 26.3-1 | ||
Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели | ||
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления