Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2010 N 636-р (ред. от 19.10.2022) <Об утверждении федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2024 годы)">
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 апреля 2010 г. N 636-р
1. Утвердить прилагаемую федеральную программу "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2024 годы)".
2. Определить в соответствии с пунктом 17.1 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" единственным исполнителем по оказанию услуг по подготовке и переподготовке высшего уровня резерва управленческих кадров в рамках реализации Программы, утвержденной настоящим распоряжением, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
3. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с подготовкой и переподготовкой пилотной группы высшего уровня резерва управленческих кадров в 2010 году, в размере 21 млн. рублей осуществить за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2010 год, предусмотренных Управлению делами Президента Российской Федерации на функционирование Правительства Российской Федерации.
4. Минтруду России и Минфину России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать начиная с 2013 года бюджетные ассигнования на финансирование расходов, связанных с реализацией Программы, утвержденной настоящим распоряжением.
Российской Федерации
В.ПУТИН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 апреля 2010 г. N 636-р
"ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
(2010 - 2024 ГОДЫ)"
федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва
управленческих кадров (2010 - 2024 годы)"
- | федеральная программа "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2024 годы)" | |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы | - | перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров от 23 июля 2008 г., утвержденный 1 августа 2008 г. N Пр-1573; решение Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров (протокол заседания Комиссии от 25 июня 2009 г. N 2); поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N СС-П42-5650; поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N СП-П17-4425; решение Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров (протокол заседания Комиссии от 21 октября 2015 г. N 3) |
- | Аппарат Правительства Российской Федерации | |
- | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации | |
- | образовательные, научные и иные организации, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации | |
- | представители резерва управленческих кадров, в том числе лица, участвующие в реализации национальных проектов (программ), отобранные в установленном порядке для обучения в рамках Программы; представители резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации, принимающие участие в отдельных мероприятиях Программы | |
- | повышение профессиональной и управленческой компетентности лиц, включенных в резерв управленческих кадров; кадровое обеспечение реализации национальных проектов (программ) по направлениям, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года", национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р | |
- | создание необходимых условий для профессионального развития участников Программы; формирование эффективной системы профессионального развития участников Программы, основанной на передовых образовательных технологиях; реализация комплекса мероприятий по профессиональному развитию участников Программы | |
- | 2010 - 2024 годы. Программа осуществляется в 5 этапов: I этап - 2010 - 2011 годы; II этап - 2012 - 2015 годы; III этап - 2016 - 2018 годы; IV этап - 2019 - 2021 годы; V этап - 2022 - 2024 годы | |
- | общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 778473 тыс. рублей, из них: I этап (2010 - 2011 годы) - 31630 тыс. рублей; II этап (2012 - 2015 годы) - 379100 тыс. рублей; III этап (2016 - 2018 годы) - 180000 тыс. рублей; IV этап (2019 - 2021 годы) - 105906 тыс. рублей; V этап (2022 - 2024 годы) - 81837 тыс. рублей | |
- | создание условий профессиональной коммуникации и обмена успешным управленческим опытом между участниками Программы; создание условий для отработки на практике полученных знаний и навыков; создание системы профессионального развития представителей резерва управленческих кадров, в том числе лиц, участвующих в реализации или планируемых к привлечению для участия в реализации национальных проектов (программ), национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года; повышение уровня знаний и навыков участников Программы в сфере управления; внедрение современных методов обучения участников Программы; реализация мероприятий по профессиональному развитию участников Программы в соответствии с их индивидуальными планами профессионального развития; абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2775-р | |
- | контроль выполнения Программы осуществляет координатор Программы; контроль реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы |
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Происходящие в настоящее время в Российской Федерации фундаментальные изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют появления новых лидеров, притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. В современных условиях особенно остро встает вопрос о более качественной государственной кадровой политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей молодых специалистов. Решением одной из важнейших задач по формированию резерва управленческих кадров (далее - резерв) является проведение целенаправленной работы по повышению профессионального уровня лиц, включенных в резерв.
В целях совершенствования государственного и муниципального управления была организована работа по формированию базы данных резерва, включающей информацию о резерве, находящемся под патронажем Президента Российской Федерации (далее - президентский резерв), и федеральном резерве, в который включены лица, рекомендованные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными корпорациями и организациями из различных отраслей экономики.
В этой связи одной из приоритетных задач является построение новой системы работы с резервом, включающей профессиональное развитие, а также дальнейшее привлечение в систему государственного управления наиболее квалифицированных, инициативных и перспективных представителей резерва, в том числе для реализации национальных проектов (программ) по направлениям, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.
Актуальность решения задачи по профессиональному развитию лиц, включенных в резерв, требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке их профессионального потенциала, определения стратегии и выбора конкретных подходов и методик обучения.
При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики обучения, механизмы отбора дополнительных профессиональных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
Для решения указанных задач разработана федеральная программа "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2024 годы)" (далее - Программа).
Комплексный подход к реализации Программы позволит:
обеспечить системность мероприятий по профессиональному развитию участников Программы;
обеспечить развитие управленческих и профессиональных знаний, умений и навыков участников Программы;
контролировать качество проведения Программы.
Программа является основой для дальнейшей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие управленческого потенциала государственной и муниципальной службы, государственных корпораций и организаций, повышения эффективности государственного и муниципального управления путем формирования сообщества профессионалов, способных за счет высокой квалификации и мотивации решать задачи инновационного развития Российской Федерации.
II. Цель и задачи Программы, ожидаемые результаты, сроки
и этапы реализации Программы
Целью Программы является повышение профессиональной и управленческой компетентности лиц, включенных в резерв, в том числе лиц, участвующих в реализации национальных проектов (программ), национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
создание необходимых условий для профессионального развития участников Программы;
формирование эффективной системы профессионального развития участников Программы, основанной на передовых обучающих технологиях;
реализация мероприятий по профессиональному развитию участников Программы в соответствии с их индивидуальными планами профессионального развития.
Программа имеет долгосрочный характер, и ее реализация осуществляется в 2010 - 2024 годах в 5 этапов.
На I этапе (2010 - 2011 годы) реализации Программы предусматривается:
сформировать и внедрить систему управления и мониторинга реализации мероприятий Программы и оценки их качества;
разработать информационную базу;
провести мероприятия Программы для пилотной группы высшего уровня резерва, формируемой координатором Программы, с целью проверки на практике содержания дополнительных профессиональных программ для лиц, включенных в резерв.
На I этапе Программы закладываются следующие основные принципы работы с резервом:
дифференцированный подход к содержанию мероприятий Программы в соответствии со структурированием резерва по следующим уровням:
высший уровень резерва - представители президентского резерва и высшего уровня федерального резерва;
базовый уровень резерва - представители базового уровня федерального резерва;
перспективный уровень резерва - представители перспективного уровня федерального резерва;
модульное построение дополнительных профессиональных программ для участников Программы;
индивидуальный подход в определении потребностей в профессиональном развитии участника Программы с учетом уровня резерва, результатов оценочных мероприятий и пожеланий участника Программы;
актуальность Программы. На основе этого принципа тематика и содержание мероприятий Программы разрабатываются с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и базируются на основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации;
постоянное совершенствование Программы по итогам проводимых контрольных мероприятий, включающих мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы и оценку их качества.
На II этапе (2012 - 2015 годы) реализации Программы, состоящем из 4 циклов, каждый из которых равен календарному году, предусматривается обеспечить:
формирование списков участников Программы;
проведение оценочных мероприятий для участников Программы с целью формирования их индивидуальных планов профессионального развития;
формирование плана-графика обучения участников Программы, ежегодно утверждаемого координатором Программы;
научно-методическое обеспечение Программы;
проведение запланированных мероприятий по профессиональному развитию участников Программы;
информационное обеспечение Программы;
мониторинг реализации мероприятий Программы и их качества, а также проведение текущей оценки эффективности Программы.
На III, IV и V этапах (2016 - 2024 годы) реализации Программы, каждый из которых состоит из 3 циклов (продолжительность одного цикла один год), предусматривается обеспечить:
включение в состав участников Программы новой категории - представителей президентского резерва, направляемых в установленном порядке для участия в отдельных мероприятиях Программы;
усовершенствование процедуры отбора лиц, включенных в федеральный резерв, для обучения в рамках Программы;
формирование плана выполнения мероприятий Программы, утверждаемого государственным заказчиком;
определение перечня обучающих модулей и иных мероприятий Программы для каждой категории участников Программы (в том числе для каждого уровня резерва);
формирование списков участников Программы;
формирование плана-графика обучения участников Программы, ежегодно формируемого государственным заказчиком Программы;
проведение оценочных мероприятий для участников Программы с целью формирования их индивидуальных планов профессионального развития;
проведение мероприятий по профессиональному развитию участников Программы в соответствии с их индивидуальными планами профессионального развития;
информационное обеспечение Программы;
мониторинг реализации мероприятий Программы и их качества, а также проведение текущей оценки эффективности Программы.
Комплекс мероприятий, реализуемых в рамках создания необходимых условий для профессионального развития участников Программы, включает в себя организационное и информационное обеспечение Программы.
Для обеспечения организационно-технической поддержки реализации мероприятий Программы государственным заказчиком Программы по согласованию с координатором Программы создается ресурсный центр, на который возлагаются следующие задачи:
организационно-техническое обеспечение проведения мероприятий Программы;
информационно-аналитическое, методическое и экспертное обеспечение Программы;
организационно-административное обеспечение проведения дополнительных профессиональных программ;
организационное обеспечение проводимого государственным заказчиком Программы контроля за предоставлением отчетов от исполнителей мероприятий Программы государственному заказчику Программы, включая мониторинг реализации мероприятий Программы, их качества и текущую оценку эффективности Программы.
Деятельность ресурсного центра регламентируется положением о ресурсном центре.
В целях информационного обеспечения Программы формируется база данных участников Программы, перечень дополнительных профессиональных программ для участников Программы (содержание, методические материалы и график мероприятий) и дополнительные интерактивные сервисы, доступные участникам Программы.
Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2020 N 1490-р.
На официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке http://gossluzhba.gov.ru/636-r размещаются списки участников Программы, планы-графики обучения участников Программы и иные информационные материалы.
Комплекс мероприятий, реализуемых в рамках формирования эффективной системы профессионального развития участников Программы, основанной на передовых образовательных технологиях, включает в себя:
аналитическое и научно-методическое обеспечение;
формирование списков участников Программы;
разработку индивидуальных планов профессионального развития участников Программы;
оценку степени достижения цели и задач Программы.
В целях аналитического и научно-методического обеспечения предполагается организация разработки пособий, а также научно-методических и аналитических материалов по вопросам кадровой политики и иным направлениям общественной жизни, необходимых для изучения участниками Программы. По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере науки и образования осуществляется разработка и внедрение государственных требований к профессиональному развитию лиц, включенных в резерв.
Контроль качества Программы включает в себя мониторинг качества реализации мероприятий по профессиональному развитию участников Программы, разработку и внедрение показателей эффективности Программы, а также методических рекомендаций по проведению научной экспертизы содержания дополнительных профессиональных программ для участников Программы.
При исключении из резерва участников Программы они могут завершить обучение, кроме случаев исключения их из резерва в связи с увольнением из государственных органов и организаций за совершение виновных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Формирование списков участников Программы осуществляется государственными органами и организациями.
Индивидуальные планы профессионального развития формируются на основе типовых планов индивидуального профессионального развития лиц, включенных в резерв управленческих кадров, предусмотренных приложением N 1, и учитывают в том числе индивидуальные потребности участника Программы соответствующего уровня резерва в обучении и профессиональном развитии, определяемые с помощью оценочных процедур и с учетом пожеланий участника Программы.
Оценочные процедуры при необходимости включают индивидуальное интервью (собеседование), индивидуальные и (или) групповые поведенческие процедуры (деловые игры, групповые дискуссии и другие процедуры), а также лицензированные тестовые методики, в частности тесты на обработку информационных потоков, достижений, когнитивные тесты и личностные опросники.
Оценка степени достижения цели и задач Программы осуществляется по итогам каждого цикла II - V этапов Программы (текущая оценка) и по окончании реализации Программы (итоговая оценка) на основе показателей результативности и целевых показателей эффективности Программы и с учетом анкетирования участников Программы.
Мониторинг показателей результативности Программы осуществляется ресурсным центром.
Для определения степени удовлетворенности участников Программы качеством обучения ресурсным центром проводится анкетирование участников Программы. Периодичность анкетирования и форма анкет согласовываются ресурсным центром с государственным заказчиком.
Комплекс мероприятий по профессиональному развитию участников Программы включает в себя обучающие модули, стажировки, встречи с государственными деятелями и руководством страны, коммуникационные мероприятия (форум, конференции и круглые столы), преподавание и наставничество, а также другие образовательные формы, методы и технологии обучения. Комплекс мероприятий по профессиональному развитию участников Программы осуществляется исполнителями мероприятий Программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации.
Перечень обучающих модулей (включая исполнителей мероприятий Программы) определяется государственным заказчиком Программы.
В рамках IV и V этапов реализации Программы тематика и содержание мероприятий Программы разрабатываются с учетом национальных проектов (программ) по направлениям, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р. Ресурсный центр проводит ежегодный мониторинг практического внедрения проектных работ, разработанных участниками Программы, в соответствии с порядком, согласованным с государственным заказчиком Программы. Результаты указанного мониторинга представляются государственным заказчиком Программы по согласованию с координатором Программы в Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров.
Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2020 N 1490-р.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию мероприятий Программы, и составляет 778473 тыс. рублей, в том числе на I этапе Программы - 31630 тыс. рублей, на II этапе Программы - 379100 тыс. рублей, на III этапе Программы - 180000 тыс. рублей, на IV этапе Программы - 105906 тыс. рублей, на V этапе Программы - 81837 тыс. рублей.
V. Реализация Программы и контроль за ходом выполнения
ее мероприятий
Контроль за реализацией Программы осуществляют координатор Программы и государственный заказчик Программы, которые обеспечивают рассмотрение результатов мероприятий Программы на заседаниях Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров.
Государственный заказчик Программы осуществляет закупку услуг по профессиональному развитию участников Программы в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и контроль за ходом реализации мероприятий Программы.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит достичь следующие результаты:
создание условий профессиональной коммуникации и обмена успешным управленческим опытом между участниками Программы;
создание условий для отработки на практике полученных знаний и навыков;
создание системы профессионального развития лиц, включенных в резерв, в том числе лиц, участвующих в реализации или планируемых к привлечению для участия в реализации национальных проектов (программ), национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года;
повышение уровня знаний и навыков участников Программы в сфере управления;
внедрение современных методов обучения участников Программы;
реализация мероприятий по обеспечению профессионального развития участников Программы в соответствии с их индивидуальными планами профессионального развития;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2775-р.
Показатели результативности Программы предусмотрены приложением N 2.
к федеральной программе
"Подготовка и переподготовка
резерва управленческих кадров
(2010 - 2024 годы)"
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ, ВКЛЮЧЕННЫХ
В РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
I. Типовой план индивидуального профессионального развития
представителей высшего уровня резерва управленческих кадров
и личностно-профессиональные качества
Управленческая готовность (на основе комплексного ресурсного анализа)
Личностно-профессиональный портрет руководителя
Наиболее ярко проявляющиеся личностно-профессиональные особенности
Профиль управленческих компетенций
группа сравнения <1> | |||
Рекомендации по личностно-профессиональному развитию
Индивидуальный тип руководителя
Неблагоприятные условия деятельности
Карьерные ожидания и ориентиры
2. Сведения о прохождении мероприятий профессионального
развития в рамках Программы
Статус мероприятия <2> | ||
Вид мероприятия <3> | Статус мероприятия <2> | |
Наставничество (статус мероприятия - по выбору)
Оценка по результатам обратной связи <4> | ||||
Стажировка (статус мероприятия - обязательный)
Проектная деятельность (статус мероприятия - обязательный)
Наименование проектной работы <5> | ||
--------------------------------
<1> Группой сравнения может выступать:
среднее значение по группе обучающихся;
группа руководителей сопоставимого уровня управления, продемонстрировавших наиболее высокие показатели;
иные группы сравнения (по необходимости).
<2> Обязательное мероприятие или мероприятие по выбору участника Программы.
<3> Форум, конференция, круглый стол.
<4> На основании оценки курируемого участника Программы.
<5> Указывается национальная цель, на реализацию которой направлена проектная работа.
II. Типовой план индивидуального профессионального развития
представителей базового и перспективного уровней резерва
управленческих кадров
и личностно-профессиональные качества
Федеральный резерв управленческих кадров: - представитель базового уровня федерального резерва управленческих кадров; - представитель перспективного уровня федерального резерва управленческих кадров | ||||||
Потенциал управленческой готовности
Профиль управленческих компетенций
группа сравнения <1> | |||
Рекомендации по личностно-профессиональному развитию и индивидуальному стилю управленческой деятельности (на основе личностно-профессиональной диагностики)
2. Сведения о прохождении мероприятий профессионального
развития в рамках Программы
Статус мероприятия <2> | ||
Проектная деятельность (статус мероприятия - обязательный)
Наименование проектной работы <3> | ||
Результаты итогового тестирования по Программе определяются по 100-балльной шкале
--------------------------------
<1> Группой сравнения может выступать:
среднее значение по группе обучающихся;
группа руководителей более высокого уровня управления, продемонстрировавших наиболее высокие показатели;
иные группы сравнения (по необходимости).
<2> Обязательное мероприятие или мероприятие по выбору участника Программы.
<3> Указывается национальная цель, на реализацию которой направлена проектная работа.
к федеральной программе
"Подготовка и переподготовка
резерва управленческих кадров
(2010 - 2024 годы)"
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДГОТОВКА
И ПЕРЕПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
(2010 - 2024 ГОДЫ)"
1. Показатели результативности I и II этапов федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2024 годы)"
2. Показатели результативности III этапа федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2024 годы)"
3. Показатели результативности IV и V этапов федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2024 годы)"
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления