Законодательство РФ

<Письмо> Минфина России от 26.06.2020 N 24-06-08/55289 "О совместных конкурсах и аукционах"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июня 2020 г. N 24-06-08/55289

О СОВМЕСТНЫХ КОНКУРСАХ И АУКЦИОНАХ

В связи с поступающими вопросами о проведении уполномоченными органами (уполномоченными учреждениями) совместных конкурсов и аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Минфин России сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее - организатор, соглашение) часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

Согласно пункту 3 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 (далее - Правила), уполномоченный орган, уполномоченное учреждение на которые возложены полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), могут выступать стороной соглашения только в качестве организатора.

1. Об осуществлении уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) закупки для собственных нужд при проведении совместного конкурса или аукциона.

Положения статьи 26 Закона N 44-ФЗ предусматривают "частичную" или "полную" централизацию закупок - путем возложения на один или несколько уполномоченных органов (уполномоченных учреждений) разного объема полномочий - на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для отдельных заказчиков либо также на планирование закупок и исполнение контрактов для отдельных заказчиков.

При этом согласно частям 10 и 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ:

1) порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей;

2) к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика.

В свою очередь положения пункта 10 части 1 статьи 3, статьи 26 Закона N 44-ФЗ, Правила рассматривают уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) в качестве самостоятельного лица - то есть отдельно от понятия заказчика, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ (но с учетом положений части 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ, предусматривающих распространение на деятельность уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) положений Закона N 44-ФЗ, регламентирующих права и обязанности заказчика в пределах возложенных полномочий).

Принимая во внимание положения пункта 3 Правил, а также обособление (за рамками возложенных на уполномоченный орган полномочий заказчиков) понятия уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) от заказчика, в настоящее время в Законе N 44-ФЗ, Правилах отсутствуют специальные положения о совмещении при проведении совместного конкурса или аукциона таким уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) полномочий организатора (на организацию и проведение совместного конкурса или аукциона для иных заказчиков) с полномочиями заказчика для осуществления закупки для собственных нужд.

Иными словами, из содержания понятия уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) напрямую не следует, что такой орган (учреждение) сам по себе также является заказчиком. При этом из части 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ следует, что организатор "получает" полномочия от других заказчиков, то есть указанное положение также не говорит о том, что уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), будучи таким организатором, "получает" или обладает полномочиями заказчика для осуществления закупок для собственных нужд.

Одновременно Минфин России рекомендует учесть нижеследующее.

Предусмотренные Законом N 44-ФЗ органы и учреждения, на которые могут быть возложены полномочия по централизации закупок, фактически совпадают с лицами, указанными в пунктах 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем по общему правилу уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) одновременно является заказчиком, осуществляющим закупки для собственных нужд.

В целях обеспечения возможности уполномоченному органу (уполномоченному учреждению) при проведении совместного конкурса или аукциона также осуществлять закупки для собственных нужд, целесообразно в решениях о создании таких органов (учреждений) либо решениях о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ отражать, что на такой уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) также возлагаются полномочия по осуществлению закупок таким органом (учреждением) для собственных нужд (то есть "централизуются" закупки также органа, учреждения, который становится уполномоченным органом (уполномоченным учреждением)).

Указанная конструкция позволит наделить уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) полномочиями заказчика для осуществления закупок для собственных нужд такого органа (учреждения), в связи с чем уполномоченный орган (учреждение) будет обладать полномочиями заказчика для осуществления закупок для собственных нужд при проведении совместного конкурса или аукциона.

2. Об организаторе совместного конкурса или аукциона в случае централизации закупок.

Положения части 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ о том, что в качестве организатора совместных конкурса или аукциона может выступать один из заказчиков, следует рассматривать во взаимосвязи с иными положениями Закона N 44-ФЗ, в частности с положениями статьи 26 Закона N 44-ФЗ, предусматривающими передачу полномочий заказчика путем их возложения на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение).

Следовательно, заказчик, соответствующие полномочия которого возложены на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), ограничен в возможности самостоятельной реализации полномочий на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе путем выбора любого иного заказчика в качестве организатора совместного конкурса или аукциона.

Таким образом, вопрос о возможности выбора заказчиком, полномочия на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) которого возложены на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), любого заказчика (помимо такого уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)) в качестве организатора совместного конкурса или аукциона следует рассматривать с учетом:

1) решений о создании уполномоченных органов (уполномоченных учреждений), решений о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ;

2) пределов и объема полномочий уполномоченных органов (уполномоченных учреждений), установленных вышеуказанными решениями;

3) порядка взаимодействия заказчиков с такими уполномоченными органами (уполномоченными учреждениями).

На основании изложенного в отношении закупок, полномочия заказчиков по которым переданы уполномоченному органу (уполномоченному учреждению), заказчики при проведении совместных конкурса или аукциона не обладают полномочиями, которые бы позволили им самостоятельно выбрать иное лицо (помимо уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)), которое станет для них определять поставщика (подрядчика, исполнителя) в качестве организатора.

При этом в отношении закупок, полномочия по которым уполномоченному органу (уполномоченному учреждению) не переданы в установленном порядке, заказчик не ограничен в возможности выбрать иного (участвующего в проведении совестного конкурса или аукциона) заказчика в качестве организатора.

Настоящее письмо носит информационный характер и не является нормативным правовым актом.

А.М.ЛАВРОВ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления