Распоряжение МЧС России от 20.12.2019 N 756 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля в области пожарной безопасности" (вместе с "Программой профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля в области пожарной безопасности на 2020 год")
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 20 декабря 2019 г. N 756
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> и общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 <2>, а также в целях предупреждения нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, соблюдение которых оценивается органами государственного пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю (надзору), устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований, предлагаю:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2019, N 31, ст. 4469.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8709.
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля в области пожарной безопасности на 2020 год.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы полковника внутренней службы Р.Ш. Еникеева.
генерал-полковник
внутренней службы
И.П.ДЕНИСОВ
распоряжением МЧС России
от 20.12.2019 N 756
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ НА 2020 ГОД
Программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля в области пожарной безопасности на 2020 год (далее - Программа) подготовлена в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680).
Сроки и этапы реализации Программы: краткосрочный период - 2020 год, плановый период - 2021, 2022 гг.
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1. Виды осуществляемого государственного контроля (надзора)
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" МЧС России осуществляет лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований по следующим видам деятельности:
тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Обзор текущего состояния подконтрольной среды
При осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований в области пожарной безопасности подконтрольными субъектами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию МЧС России.
2.2. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора)
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69, обязательными требованиями при осуществлении лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, являются:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата):
юридического лица - специалиста, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего документ, подтверждающий получение высшего образования или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность", либо документ, подтверждающий получение иного высшего образования или среднего профессионального образования и наличие стажа работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо документ, подтверждающий прохождение профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательной программе пожарно-технического профиля;
индивидуального предпринимателя - документа, подтверждающего получение высшего образования или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность", либо документа, подтверждающего получение иного высшего образования или среднего профессионального образования и наличие стажа работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо документа, подтверждающего прохождение профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательной программе пожарно-технического профиля;
наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (квалификации, подтвержденной документом о прохождении профессионального обучения);
отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта;
повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет;
выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности;
применение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия;
соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к предоставлению информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 60-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 обязательными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являются:
наличие соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;
наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года - для юридического лица;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года - для индивидуального предпринимателя;
наличие повышения квалификации лиц, осуществляющих лицензируемую деятельность, не реже 1 раза в 5 лет;
выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами;
применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия.
2.3. Количество подконтрольных субъектов
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры осуществляет 1 382 лицензиата.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляет 47 618 лицензиатов.
2.4. Данные о проведенных мероприятиях по контролю, мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах
Данные за 2018 год и 9 месяцев 2019 года о результатах осуществления лицензионного контроля по на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности, представленные территориальными органами МЧС России по форме 22-ГУ, утвержденной приказом МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России", приведены в таблицах N 1 и N 2 соответственно.
Количество действующих лицензий, проведенных плановых
и внеплановых выездных проверок, выявленных и устраненных
нарушений лицензионных требований в области пожарной
безопасности в 2018 году
Количество действующих лицензий, проведенных плановых
и внеплановых выездных проверок, выявленных и устраненных
нарушений лицензионных требований в области пожарной
безопасности за 9 месяцев 2019 года
2.4.1. Данные об административно-правовой деятельности лицензирующих органов
Сведения об административно-правовой деятельности лицензирующих органов на территории Российской Федерации приведены в таблице 3.
Административно-правовая деятельность лицензирующих органов
в 2018 году и 9 месяцев 2019 года
Составлено протоколов об административном правонарушении, ед. | ||
Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении по частям 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) | ||
Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении по статье 15.1 КоАП РФ | ||
Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении по статьям 19.6, 19.7 и частями 1, 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ | ||
2.5. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и причиненного ущерба
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности в области пожарной безопасности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования деятельности в области пожарной безопасности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем лицензионных требований. Соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Проводимый в 2018 году лицензионный контроль решал задачи предупреждения, выявления и пресечения нарушений лицензионных требований, а также позволил проанализировать динамику исполнения лицензиатами указанных требований при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. При этом лицензионный контроль проводился с неукоснительным соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Принятые превентивные меры позволили предотвратить совершения таких нарушений лицензионных требований, которые могли бы повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3. Цели и задачи Программы, направленные на минимизацию рисков вреда охраняемым законам ценностям
Целями профилактики нарушений лицензионного контроля являются:
предотвращение рисков причинения вреда и снижения уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений лицензионных требований;
предупреждение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений установленных лицензионных требований;
устранение существующих и потенциальных причин и условий, способствующих совершению нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности и наступлению возможных негативных последствий.
Задачами профилактики нарушений лицензионного контроля являются:
выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц контрольно-надзорной органов и подконтрольных субъектов;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
4. Планирование мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2020 - 2022 годы
План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля в области пожарной безопасности на 2020 год (далее - План) и проект плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля в области пожарной безопасности на 2021 - 2022 годы (далее - проект плана) приведены в приложении.
На основании Плана и проекта плана осуществляется планирование мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации.
к Программе профилактики нарушений
обязательных требований при осуществлении
лицензионного контроля в области пожарной
безопасности на 2020 год
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2020 ГОД И ПРОЕКТ ПЛАНА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2021 - 2022 ГОДЫ
План мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований при осуществлении лицензионного контроля
в области пожарной безопасности на 2020 год
Подготовка перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. | В порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680). | ||||
Осуществляется в связи со вступлением в силу, признанием утратившими силу или изменением нормативных правовых актов, иных документов. | |||||
Размещение перечней нормативных правовых актов, официальных разъяснений, писем. | |||||
ИНФОРМИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ | |||||
Подготовка руководств по соблюдению обязательных требований. | ФГБУ ВНИИПО МЧС России (далее - ВНИИПО) | В порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680, а также приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России от 25.11.2016 N 630). Разрабатываются непосредственно с участием научных организаций. | |||
Проведение публичных мероприятий, семинаров, тематических конференций по обсуждению актуальных вопросов соблюдения обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля в области пожарной безопасности. | 2 раза в год в рамках работы Комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства МЧС России; | В порядке реализации приказа МЧС России от 14.06.2017 N 254 "Об организации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России от 14.06.2017 N 254). | |||
не реже 1 раза в полугодие. Конкретные мероприятия указываются в планах ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации | |||||
Проведение разъяснительной и консультационной работы по вопросам соблюдения обязательных требований. | федеральные средства массовой информации, официальный интернет-сайт МЧС России, иные способы | В порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680. | |||
официальные интернет-сайты ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, региональные печатные средства массовой информации | |||||
Размещение руководств по соблюдению обязательных требований: по итогам работы за 2019 год; | Размещаются в хронологическом порядке в форматах, обеспечивающих возможность поиска. В порядке реализации приказа | ||||
официальные интернет-сайты ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации | |||||
Сбор данных об организации и проведении надзорных мероприятий, направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке. | ДНПР, ВНИИПО, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации | В рамках реализации приказа МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России". | |||
Выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований. | ДНПР, ВНИИПО, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации | В порядке реализации приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630. | |||
Выявление данных, свидетельствующих о различных подходах к применению и иных проблемных вопросов применения обязательных требований. | ДНПР, ВНИИПО, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации | В порядке реализации приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630. | |||
Выявление проблемных вопросов организации и осуществления лицензионного контроля. | В порядке реализации приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630. | ||||
Проведение анализа проблемных вопросов и выработка оптимальных решений. | В порядке реализации приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630. | ||||
Подготовка обзора практики осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований. | В порядке реализации приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630. | ||||
Размещение обзора практики осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований. | |||||
ВЫДАЧА ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ | |||||
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований должностными лицами органов надзорной деятельности МЧС России при осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований. | Осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения". |
Проект плана мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований при осуществлении лицензионного
контроля в области пожарной безопасности
на 2021 - 2022 годы
Подготовка перечней правовых актов, содержащих обязательные требования. | При наличии изменений правовых актов - в течение месяца после официального опубликования | ||||
ИНФОРМИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ | |||||
Разработка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований. | 1 раз в год в апреле. При возникновении необходимости - в течение месяца после принятия решения | В порядке реализации приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630. | |||
официальные интернет-сайты ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации | |||||
Проведение публичных мероприятий, семинаров, тематических конференций по обсуждению актуальных вопросов соблюдения обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля | 2 раза в год в рамках работы Комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства МЧС России. | В порядке реализации приказа МЧС России от 14.06.2017 N 254. | |||
Не реже 1 раза в полугодие. Конкретные мероприятия указываются в плане мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2019 - 2021 годы ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации | |||||
Проведение разъяснительной и консультационной работы по вопросам соблюдения обязательных требований. | официальный интернет-сайт МЧС России, федеральные средства массовой информации, иными способами | Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680. | |||
официальные Интернет-сайты ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, региональные средства массовой информации, иными способами | |||||
Подготовка обзора практики осуществления лицензионного контроля | В порядке реализации приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630. | ||||
Размещение обзора практики осуществления лицензионного контроля | |||||
ВЫДАЧА ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ | |||||
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований должностными лицами органов надзорной деятельности МЧС России при осуществлении лицензионного контроля | Осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения". |
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления