"Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по интеллектуальной собственности на 2023 год" (утв. Роспатентом 05.06.2023)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Руководитель Федеральной службы
по интеллектуальной собственности
Ю.С.ЗУБОВ
5.06.2023 г.
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ НА 2023 ГОД
Цель 1. Повышение удовлетворенности граждан, науки и бизнеса уровнем предоставления государственных услуг
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- внедрение принципов и стандартов клиентоцентричности в деятельность Роспатента по предоставлению государственных услуг;
- формирование комфортной информационной среды в сфере интеллектуальной собственности за счет цифровой трансформации:
- замена российских правил объединения изобретений в группу (требование единства изобретения) на правила объединения изобретений в группу, установленные Договором о патентной кооперации, путем внесения соответствующих изменений в положения подзаконных актов;
- подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающих правоустанавливающий характер записей в государственных реестрах Роспатента, для перехода на реестровую модель предоставления Роспатентом государственных услуг;
- создание системы признания действия исключительного права на территории Российской Федерации, установление с этой целью правил составления, подачи и рассмотрения заявления и документов, являющихся основанием для признания действия исключительного права на территории Российской Федерации
Ответственные: В.Г. Галковская, А.В. Солонович, В.Е. Фролов
Цель 2. Содействие развитию рынка интеллектуальной собственности посредством повышения ее значения в качестве объекта инвестиций
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- развитие подходов к бухгалтерскому учету объектов интеллектуальной собственности в целях повышения их привлекательности в качестве объекта инвестиций;
- расширение применения объектов интеллектуальной собственности в качестве экономически значимых активов, в том числе в рамках пилотных проектов по кредитованию технологических компаний, а также в рамках мер налогового стимулирования высокотехнологичного бизнеса;
- введение в ряде регионов в качестве пилотного проекта режима льготного налогообложения с нулевой ставкой по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в отношении деятельности от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности (введение режима "патентной коробки");
- развитие доверенных механизмов оценки стоимости интеллектуальной собственности в целях повышения капитализации организаций-правообладателей и поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, в том числе посредством создания методических рекомендаций по оценке стоимости интеллектуальных прав и создания отечественной системы по определению среднеотраслевых ставок лицензионных соглашений;
- содействие развитию мер налогового стимулирования для производителей народно-художественных промыслов, продукции сельского хозяйства, продуктов питания, регистрируемых в качестве региональных брендов;
- содействие включению показателей патентной активности и уровня коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в систему оценки деятельности научных и образовательных организаций, занимающихся научно-исследовательской и инновационной деятельностью;
- содействие обороту прав на программы для ЭВМ и базы данных, в том числе в качестве залога, посредством развития механизмов депонирования в целях гарантирования неизменности исходного кода;
- разработка методических рекомендаций по оценке стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности;
- создание типовых рекомендаций для научно-образовательных организаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в целях повышения экономического эффекта от их применения.
Цель 3. Встраивание механизма экспертно-аналитической поддержки в государственную систему управления исследованиями и разработками
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- организация масштабируемой распределенной инфраструктуры экспертно-аналитического сопровождения научно-технических, технологических государственных и корпоративных исследований и разработок, с широким набором взаимодополняющих компетенций по интеллектуальному анализу патентной и непатентной информации:
- проведение эксперимента по экспертно-аналитическому сопровождению научно-технических проектов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 3364-р), в рамках которого будет обеспечена комплексная поддержка процессов разработки перспективных технологий, подготовки продукции к промышленному производству и выводу на рынок; | |
- проработка архитектурных, организационных и технологических решений по созданию инфраструктуры экспертно-аналитического сопровождения; |
- создание баз знаний, компендиумов, содержащих ценные сведения о современном состоянии российских и зарубежных исследований и разработок, ведущих отраслевых компаниях, центрах компетенций, прорывных продуктах и технологиях по широкому спектру секторов экономики;
- развитие компетенций и осведомленности сообщества в современной патентной аналитике, ее направленности на решение задач управления технологиями, продуктами, исследованиями и разработками на государственном и корпоративном уровнях:
- ведение непрерывной консалтинговой поддержки российских отраслевых компаний и организаций по широкому спектру задач научно-технического и инновационного развития:
- выполнение консалтинговых проектов в интересах российских отраслевых компаний и организаций; |
- исследование современных мировых теории и практик использования патентной аналитики при определении и своевременной корректировке научно-технологических приоритетов, оценке конкурентоспособности перспективных технологий, определению стратегий вывода инновационной продукции на глобальные рынки, а также поиску ведущих исследователей и технологических партнеров для высокотехнологичных организаций:
Цель 4. Обеспечение научно-образовательных организаций, промышленных предприятий и органов власти высокопрофессиональными кадрами, повышение правовой культуры и осведомленности в вопросах обращения с интеллектуальной собственностью
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- повышение доступности качественного образования в сфере интеллектуальной собственности для слушателей из всех субъектов Российской Федерации, насыщение профильными специалистами российских предприятий, организаций, бизнес-структур:
- расширение спектра реализуемых образовательных программ в области интеллектуальной собственности, в том числе с использованием дистанционных форм обучения; |
- реализация масштабных практико-ориентированных образовательных и просветительских программ и проектов для детей и молодежи, а также для сотрудников органов исполнительной власти, организаций и предприятий;
- развитие материально-технической базы РГАИС в целях увеличения количества вовлеченных в сферу интеллектуальной собственности учащихся общеобразовательных школ, в том числе обучающихся в РГАИС по образовательным программам предпрофессионального образования в "профильных" и "предпринимательских" классах;
- подготовка специалистов в области предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности по заявкам на изобретение и полезную модель в целях аккредитации российских научных и образовательных организаций.
Ответственные: А.В. Солонович, В.Г. Галковская
Цель 5. Содействие созданию опережающего научно-методического задела обеспечения процессов правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- создание системы устойчивых долгосрочных кооперационных связей, расширение числа российских участников совместных проектов по разработке и продвижению научно-методического инструментария;
- развитие научной коммуникации с исследователями стран евразийского региона по вопросам обеспечения процессов правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности:
- проведение совместных научных исследований по вопросам обеспечения процессов правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; |
- развитие функционала Роспатента как методического центра в сфере интеллектуальной собственности на евразийском пространстве по вопросам экспертизы, правовой охраны, использования и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации:
Ответственные: А.В. Солонович, О.П. Неретин, А.О. Аракелова
Цель 6: Продвижение интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в рамках международного сотрудничества на глобальном, региональном и двустороннем уровнях
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- продвижение подходов и инициатив Российской Федерации на площадке Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в том числе направленных на деполитизацию сферы интеллектуальной собственности, недопущение дискриминации по национальному признаку, сохранение роли Представительства ВОИС в Российской Федерации в развитии национальной системы интеллектуальной собственности;
- развитие евразийской интеграции:
- выполнение функций председателя в Межгосударственном совете по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (МГСИС); | |
- формирование общего патентно-информационного пространства; | |
- техническая имплементация Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС; |
- расширение взаимодействия с международными организациями и объединениями и национальными ведомствами по интеллектуальной собственности по приоритетным направлениям (Организация исламского сотрудничества, ведомства стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и др.) с учетом текущих внешнеполитических условий, в том числе с целью защиты интересов российских правообладателей за рубежом.
Цель 7. Содействие развитию в регионах России систем управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- создание доступных информационных сервисов и обобщение передовых практических подходов управления интеллектуальной собственностью в целях обеспечения коммуникации с изобретателями, бизнес-сообществом из субъектов Российской Федерации;
- оказание консультационной и информационной поддержки администрациям и уполномоченным органам регионов России в целях содействия достижению их целей в области развития интеллектуальной собственности, в том числе развитие доступных статистических панелей и базы знаний для регионов;
- организация информирования руководства регионов Российской Федерации о практических подходах к обеспечению экономической отдачи от использования создаваемой (приобретаемой) в регионах интеллектуальной собственности;
- расширение практики содействия формированию инфраструктуры интеллектуальной собственности в регионе на основе трехсторонних соглашений между Минэкономразвития России, Роспатентом и главами регионов России;
- мониторинг исполнения целевых показателей субъектами Российской Федерации в рамках подписанных трехсторонних соглашений между Минэкономразвития России, Роспатентом и администрацией регионов России в целях своевременного выявления проблем в вопросах управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и оказания помощи в оперативном реагировании администрации регионов на выявленные проблемы.
Ответственные: В.Е. Фролов, О.П. Неретин
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления