Приказ Росфинмониторинга от 16.03.2022 N 47 "Об утверждении Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2022 год"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
от 16 марта 2022 г. N 47
ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ
МОНИТОРИНГУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА, НА 2022 ГОД
В целях организации проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных Федеральным законом от 7 июля 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2022 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Росфинмониторинга Г.В. Бобрышеву.
Ю.А.ЧИХАНЧИН
к приказу Федеральной службы
по финансовому мониторингу
от __________ N ___
ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ
МОНИТОРИНГУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА, НА 2022 ГОД
1.1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 года N 219 утверждено Положение о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ).
Профилактические мероприятия, являясь одним из элементов контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, позволяют при незначительной регуляторной нагрузке обеспечить эффективное снижение рисков неисполнения обязательных требований.
В этой связи применение профилактики правонарушений становится особенно актуальным в текущих условиях принятия Правительством Российской Федерации мер по обеспечению финансовой стабильности и поддержки бизнеса.
В соответствии с вышеуказанным Положением профилактические мероприятия реализуются посредством:
а. анкетирования (опроса) контролируемого лица;
б. обобщения правоприменительной практики и доведения ее результатов до сведения контролируемых лиц;
в. доведения до контролируемого лица информации о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении ими внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ);
1.2. Настоящая Программа разработана в целях организации проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами в 2022 году мероприятий по профилактике, направленных на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Субъектами профилактики являются организации, осуществляющие операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, указанные в статье 5 Федерального закона, N 115-ФЗ, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - контролируемые лица).
Программа учитывает практику проведения Росфинмониторингом профилактических мероприятий в 2020 - 2021 годах в условиях действия ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), и предусматривает приоритетное использование средств дистанционного взаимодействия, в том числе:
а. проведение совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга (https://mumcfm.ru/) мероприятий по повышению уровня осведомленности контролируемых лиц о требованиях законодательства и актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - ОД/ФТ) посредством видео-конференц-связи;
б. доведение до контролируемых лиц через функционал Личного кабинета организаций и индивидуальных предпринимателей на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Личный кабинет) информации об изменениях законодательства в сфере ПОД/ФТ, результатов проведенных опросов (анкетирования), обобщения правоприменительной практики, информационных сообщений и типологий ОД/ФТ;
в. обсуждение сложных вопросов правоприменительной практики, обмен опытом по отдельным аспектам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на базе Консультативного совета и Совета комплаенс при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ, а также его региональных подразделений (https://www.fedsfm.ru/activity/supervisory-sovet).
1.2. Целями профилактических мероприятий, осуществляемых Росфинмониторингом, являются:
а. обеспечение осведомленности контролируемых лиц об обязательных требованиях и рисках ОД/ФТ, повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры руководителей и должностных лиц;
б. стимулирование добровольного сотрудничества и механизмов частно-государственного партнерства в сфере ПОД/ФТ;
в. реализация риск-ориентированного подхода, обеспечение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении государственного контроля (надзора);
г. снижение административной нагрузки на контролируемых лиц, в том числе посредством предупреждения нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований и др.
1.3. Планирование и осуществление профилактических мероприятий Росфинмониторингом и его территориальными органами осуществляется на основе программно-целевого подхода и следующих принципов:
а) понятности - представление информации об обязательных требованиях законодательства о ПОД/ФТ в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и разъяснение административных последствий за нарушение обязательных требований);
б) информационной открытости - доступность сведений о проводимых Росфинмониторингом профилактических мероприятиях. Информация о планируемых к проведению мероприятиях доводится до контролируемых лиц заблаговременно и адресно (с учетом территориальной привязки) через функционал Личного кабинета;
в) вовлеченности и полноты охвата - обеспечение включения максимально возможного числа контролируемых лиц в профилактические мероприятия и учет их потребностей в конкретных видах профилактических мероприятий;
г) оценки результативности - результативность профилактических мероприятий оценивается посредством анализа изменения характера исполнения контролируемыми лицами обязательных требований, а также поступающей от них обратной связи. В 2022 году запланирована реализация технической возможности предоставления оценки (по 5-балльной шкале) контролируемыми лицами проведенных Росфинмониторингом и его территориальными органами профилактических мероприятий, а также направления предложений и замечаний по ним через функционал Личного кабинета;
д) принцип обязательности - профилактические мероприятия проводятся на постоянной основе в соответствии с утверждаемой программой профилактических мероприятий, публикуемой на официальном сайте Росфинмониторинга и в справочно-информационных системах.
Глава II. Итоги реализации профилактических мероприятий
в 2021 году
2.1. С 2020 года акценты в контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ, осуществляемом Росфинмониторингом, смещены на развитие дистанционных форм взаимодействия с контролируемыми лицами, а также внедрение в практику элементов консультативного надзора.
В целом это позволяет снижать количество выездных проверок и обеспечивать достижение целевых показателей контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ. Так, например, по результатам 2021 года уровень вовлечения представителей поднадзорных Росфинмониторингу секторов в работу по ПОД/ФТ увеличился на 5 п.п., а доля контролируемых лиц, относимых к низкому уровню риска неисполнения обязательных требований, достигла 82%.
Кроме того, в 2021 году зафиксировано снижение значений показателей, характеризующих вовлеченность поднадзорных секторов в проведение сомнительные операции, в том числе уменьшение объемов таких операций с участием представителей поднадзорных секторов и количество субъектов, участвующих в их совершении.
С 2021 года Росфинмониторинг внедрил ряд новых показателей оценки эффективности контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, ориентированных не только на исполнение обязательных требований законодательства, но и на оценку качества работы контролируемых лиц в системе.
Среди таких показателей - число и доля контролируемых лиц, информирующих Росфинмониторинг о подозрительных операциях, участвующих в различных форматах взаимодействия с Росфинмониторингом (участие в анкетировании, предоставление через Личный кабинет информации о новых рисках и типологиях, признаках подозрительных операций (сделок) и др.).
2.2. В целях реализации риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ Росфинмониторингом с участием представителей поднадзорных субъектов в 2021 году были проведены секторальные оценки рисков в отношении сектора посредников на рынке недвижимого имущества, лизинговых и факторинговых компаний, а также операторов по приему платежей.
Для целей оценки рисков было проведено анкетирование субъектов поднадзорных секторов для определения угроз, уязвимостей, а также уровня и характера подверженности рискам ОД/ФТ отдельных видов деятельности. В опросе с использованием функционала Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга приняло участие свыше 1 тыс. поднадзорных субъектов.
2.3. В 2021 году в рамках реализации Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2021, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 18.12.2020 N 316, были проведены профилактические мероприятия в отношении 4,6 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основные акценты при организации и проведении профилактических мероприятий территориальными органами Росфинмониторинга были сделаны на разъяснении сложных вопросов правоприменительной практики, таких как выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания публичных должностных лиц, применение целевых финансовых санкций (мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества), выявление необычных операций, направление сведений о подозрительных операциях (СПО) и др.
Например, МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю 25.11.2021 провело с представителями лизинговых компаний и операторов по приему платежей совместный практический семинар в формате видео-конференц-связи, направленный на повышение осведомленности подконтрольных субъектов о рисках и отдельных требованиях законодательства о ПОД/ФТ.
01.12.2021 в УФО состоялось совещание с представителями частного сектора по обсуждению проектов секторальных оценок рисков (СОР) и формированию итоговых отчетов СОР, а также рассмотрены вопросы о требованиях законодательства по выявлению необычных операций.
Аналогичные семинары проведены в всех федеральных округах.
Дополнительно при проведении практических семинарах были рассмотрены следующие вопросы:
- критерии и признаки необычных сделок в поднадзорных секторах, подготовка и направление в Росфинмониторинг сообщений о подозрительных операциях;
- выявление бенефициарных владельцев, публичных должностных лиц и эффективное управление рисками обслуживания данной категории клиентов.
2.3. Примером, применяемого Росфинмониторингом программно-целевого подхода в работе с поднадзорными секторами, является комплекс мероприятий, реализованный во взаимодействии с представителями наиболее масштабного из них - сектором посредников на рынке недвижимого имущества.
В 2021 году организована совместная работа более чем с 20 региональными ассоциациями риелторов, что позволило максимально широко охватить профилактическими мероприятиями участников рынка. Только с использованием каналов и обучающих инструментов АНО "МУМЦФМ" при организационной поддержке территориальных органов Росфинмониторинга в систему обучения было вовлечено несколько сотен представителей риелторского сектора.
Через возможности Совета Комплаенс, а также взаимодействие с крупнейшими "маркет-плейсами" на рынке недвижимости, по сути, были созданы новые механизмы коммуникаций с сектором. Так, на сайтах крупнейших профессиональных объединений (гильдий, ассоциаций) размещены требования для риелторов по постановке на учет, видеоролики, разработанные АНО "МУМЦФМ" разъясняющие требования законодательства о ПОД/ФТ. Все это позволило, в том числе, вовлечь в антиотмывочный контур субъектов, ранее не исполнявших требования законодательства.
Качественно изменился уровень понимания риелторами рисков ОД/ФТ, с которыми они сталкиваются в текущей деятельности. Помимо результатов, проводимых через Личный кабинет опросов (анкетирования), это отражается и в качестве применения превентивных мер, а также информирования о подозрительных операциях. Так, по итогам 2021 года количество поступивших от риелторов СПО выросло более чем в 3 раза, а их объемные характеристики - в 5 раз по сравнению с 2020 годом.
2.4. Разъяснение требований законодательства о ПОД/ФТ проводилось Росфинмониторингом и территориальными органами также в форме консультирования по "горячим линиям", ответов на обращения контролируемых лиц, публикации информационных писем по отдельным вопросам исполнения требований законодательства.
Например, в связи с внесением изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ Росфинмониторинг разместил на официальном сайте в сети "Интернет" и Личных кабинетах информационные письма, разъясняющие порядок и особенности применения новых норм законодательства, в частности:
- информационное письмо Росфинмониторинга от 22 сентября 2021 г. N 64 "О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением поднадзорных Банку России";
- информационное сообщение Росфинмониторинга от 01.10.2021 "О порядке представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, контроль и надзор за которыми осуществляет Банк России), сведений об операциях по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2.5. Проведение профилактических мероприятий Росфинмониторингом базировалось, прежде всего, на учебно-методических материалах и обучающих видео-курсах, подготовленных АНО "МУМЦФМ".
Помимо официального интернет - портала Росфинмониторинга (https://www.fedsfm.ru/companies/lk) видео-курсы по различным тематикам исполнения обязательных требований в сфере ПОД/ФТ были размещены на сайтах 27 профессиональных объединений (например, Дальневосточной Гильдии Риелторов, Уральской палаты недвижимости, Ассоциации риелторов "Недвижимость Севастополя", Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, Союза Риелторов Ставропольского края, Саморегулируемой организации аудиторов "Ассоциация "Содружество", Ассоциации факторинговых компаний и др.), а также 20 нотариальных палат и 4 адвокатских палат.
В 2021 году АНО "МУМЦФМ" была разработана серия учебно-методических материалов для ВУЗов Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ (https://aml.university/), включающих тестовые задания, кейс-стади, презентационные материалы, задания для деловых игр и круглых столов.
2.6. Росфинмониторингом проводилась постоянная актуализация размещенного на официальном сайте перечня нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования в сфере ПОД/ФТ (https://www.fedsfm.ru/activity/supervisory/requirements);
2.7. В 2021 году продолжено взаимодействие на базе Совета комплаенс при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ, объединяющего ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации.
Работа региональных советов комплаенс (РСК) позволяет обеспечивать обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, формировать постоянную "обратную связь" с контролируемыми лицами по вопросам исполнения обязательных требований. За 2021 год проведено в общей сложности 27 заседаний РСК, преимущественно в дистанционном формате.
По результатам работы Совета комплаенс и региональных подразделений в 2021 году было выявлено 20 новых типологий подозрительной деятельности, информация о которых была доведена через Личный кабинет.
Учитывая опыт работы данного консультативного органа, как механизма частно-государственного партнерства в сфере ПОД/ФТ, в 2021 году под эгидой Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) был создан Международный совет комплаенс, первое заседание которого состоялось 28 - 29 апреля 2021 г. Мероприятие в онлайн формате охватило более 300 участников - руководителей комплаенс подразделений финансовых организаций, представителей надзорных органов и подразделений финансовой разведки стран-участниц и наблюдателей ЕАГ.
Ключевой темой обсуждения стали результаты оценки рисков ОД/ФТ в Евразийском регионе, а также актуальные тренды и угрозы в условиях борьбы с пандемией коронавирусной инфекции. Большое внимание на площадке Международного совета комплаенс было уделено обсуждению рисков использования платежной инфраструктуры и финтех-инструментов в противоправных целях, а также мошенническим схемах на финансовом рынке.
Участники Международного совета комплаенс приняли активное участие в мероприятиях Международной олимпиады по финансовой безопасности (https://rosfinolymp.ru/), проведении тематических мастер-классов для школьников и студентов.
2.8. 14 - 15 октября 2021 года состоялся Международный форум по надзорной деятельности. Ставший уже традиционным формат мероприятий объединил более 200 экспертов надзорных органов и подразделений финансовой разведки из стран - участниц и наблюдателей Евразийской группы. Ключевой темой форума стало развитие механизма риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ. Активное участие в работе форума приняли эксперты - представители организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.
Раздел III. Приоритеты в профилактических мероприятиях
Росфинмониторинга на 2022 год
3.1. По состоянию на конец 2021 г. среди состоящих на учете в Росфинмониторинге подконтрольных субъектов порядка 72% приходилось на организации (ИП), оказывающих посреднические услуги на рынке недвижимого имущества, 14% - на лизинговые компании, 13% - на операторов по приему платежей и порядка 1% - на факторинговые компании. За 2021 год территориальными органами Росфинмониторинга проведено 272 проверки, из них более 60% - в виде камеральных. В 98% проведенных проверок выявлены нарушения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ.
3.2. Среди нарушений, которые выявлялись по результатам проверок, следует отметить следующие:
- невыполнение отдельных требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
- несвоевременное проведение систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- несоответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ;
- нарушение порядка выявления необычных операций (сделок) и информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях (сделках);
- несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров организаций.
Профилактические мероприятия Росфинмониторинга будут нацелены на предупреждение совершения вышеуказанных нарушений, повышение уровня осведомленности контролируемых лиц о новых рисках ОД/ФТ.
3.3. В качестве критериев оценки результативности профилактических мероприятий Росфинмониторингом будут использоваться показатели по следующим направлениям:
а) повышение уровня законопослушности и качества поступающей от контролируемых лиц информации;
б) минимизация количества и доли повторных нарушений обязательных требований;
в) охват контролируемых лиц профилактическими мероприятиями;
б) доля подконтрольных субъектов, у которых были устранены признаки нарушений обязательных требовании по результатам профилактических мероприятий.
3.4. Профилактические мероприятия планируется реализовывать на основании плана проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2022 год (приложение N 1 к настоящей Программе).
3.5. График проведения территориальными органами Росфинмониторинга профилактических мероприятий в дистанционном режиме приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Раздел IV. Учет и анализ результативности
профилактических мероприятий
4.1. Руководители территориальных органов Росфинмониторинга назначают должностных лиц, ответственных за учет проведенных профилактических мероприятий в компоненте КСАНД Единой информационной системы Росфинмониторинга. Сводная информация о проведенных профилактических мероприятиях направляется в Управление организации надзорной деятельности Росфинмониторинга в срок до 20 января 2023 г. по форме согласно приложению N 3 к настоящей Программе.
4.2. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий, приведен в приложении N 4 к настоящей Программе.
к Программе проведения
Федеральной службой
по финансовому мониторингу
профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
законодательства о противодействии
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма,
на 2022 год
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА, НА 2022 ГОД
Взаимодействие с организациями (ИП), осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом в формате Совета комплаенс при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ, а также Международного Совета комплаенс, созданного под эгидой Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в целях повышения уровня осведомленности о рисках ОД/ФТ, повышения качества информационного взаимодействия по линии ПОД/ФТ | Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга | ||
Доведение до иных надзорных органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ, информации о новых рисках и типологиях через функционал Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга | |||
Проведение мероприятий по повышению уровня осведомленности субъектов Федерального закона N 115-ФЗ об актуальных рисках и признаках подозрительных операций, а также требованиях законодательства, в том числе по сложным вопросам правоприменительной практики: - управление рисками обслуживания публичных должностных лиц; - выявление бенефициарных владельцев; - применение целевых финансовых санкций (мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества); - направления СПО по отказам по проведению операций) | Автономная некоммерческая организация "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" при методической поддержке Управления организации надзорной деятельности и Юридического управления | ||
Информирование субъектов Федерального закона N 115-ФЗ об изменениях законодательства о ПОД/ФТ (комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, сроках и порядке их вступления в действие, о необходимых организационных и технических мероприятиях для подконтрольных субъектов в целях соблюдения ими обязательных требований) | По мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты | ||
Актуализация размещенных на официальном сайте Росфинмониторинга перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля | Не позднее 15 рабочих дней с даты вступления в законную силу изменений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования | ||
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ в целях соблюдения ими обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующие: | |||
Подготовка руководств (разъяснений) по соблюдению обязательных требований (информационные письма, размещаемые на сайте Росфинмониторинга и в Личных кабинетах, ответы на обращения, рекомендации по проведению контролируемыми лицами необходимых организационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований); | Управление организации надзорной деятельности, Юридическое управление, территориальные органы Росфинмониторинга | По результатам анализа информации, имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга; по фактам поступления обращений от граждан и организаций | |
Проведение семинаров, консультаций, рабочих встреч и тематических конференций с представителями частного сектора по рассмотрению текущих вопросов осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и оптимизации регуляторной нагрузки | Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга | На постоянной основе в течение 2022 года. Информация о конкретных датах проведения семинаров будет дополнительно анонсирована на сайтах территориальных органов Росфинмониторинга и Личных кабинетах | |
Размещение разъяснений по соблюдению обязательных требований по наиболее часто поступающим от контролируемых лиц вопросам, на официальном сайте Росфинмониторинга сайтах территориальных органов Росфинмониторинга, сайте автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" и в Личных кабинетах; | Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга, АНО "МУМЦФМ" | По мере необходимости, а также при обновлении или подготовке новых нормативных правовых актов | |
Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, включая выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений; размещение обобщения на сайте Росфинмониторинга и в Личных кабинетах | Управление организации надзорной деятельности, Юридическое управление, территориальные органы Росфинмониторинга | (за 2021 год) |
к Программе проведения
Федеральной службой
по финансовому мониторингу
профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
законодательства о противодействии
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма,
на 2022 год
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
РОСФИНМОНИТОРИНГА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОД/ФТ, НА 2022 ГОД
Иные участники мероприятий - представители профессиональных объединений, образовательных учреждений и др. | ||||
Проведение вебинара с представителями лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей по вопросам правоприменительной практики (изменения законодательства о ПОД/ФТ, выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания ПДЛ, выявление СПО и применение ЦФС) | Преподаватели кафедры "Экономическая теория и национальная экономика", "Финансы, кредит и бухгалтерский учет", "Инженерная кафедра" ТОГУ (участник Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | ||
Проведение вебинара с представителями сектора посредников на рынке недвижимого имущества по вопросам правоприменительной практики (изменения законодательства о ПОД/ФТ, выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания ПДЛ, выявление СПО и применение ЦФС) | Преподаватели кафедры "Экономическая теория и национальная экономика", "Финансы, кредит и бухгалтерский учет", "Инженерная кафедра" ТОГУ (участник Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ), Ассоциация Саморегулируемая организация "Региональная гильдия риелторов Дальневосточного федерального округа" | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте, сайт СРО | ||
Проведение вебинара с представителями сектора посредников на рынке недвижимого имущества по сложным вопросам правоприменительной практики (управление рисками обслуживания ПДЛ, применение целевых финансовых санкций и др.) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | |||
Проведение вебинара с представителями лизинговых и факторинговых компаний по сложным вопросам правоприменительной практики (управление рисками обслуживания ПДЛ, применение целевых финансовых санкций и др.) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | |||
Проведение вебинара с представителями операторов по приему платежей по сложным вопросам правоприменительной практики (управление рисками обслуживания ПДЛ, применение целевых финансовых санкций и др.) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | |||
Проведение вебинара с представителями сектора посредников на рынке недвижимого имущества по сложным вопросам правоприменительной практики (выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания ПДЛ и др.) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу", сайт НП "Уральская палата недвижимости" | |||
Проведение вебинара с представителями организаций/ИП, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества по повышению качества информационного потока в рамках направления СПО | Крупнейшие гильдии риелторов на территории ПФО, Преподаватель кафедры Финансы и кредит Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского (участник Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте, сайты гильдий и ассоциаций риелторов | ||
Проведение вебинара с представителями лизинговых компаний по анализу актуальных типологий с приоритетом рисков, связанных с осуществлением возвратного лизинга | Преподаватель кафедры Финансы и кредит Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского (участник Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | ||
Семинар для лизинговых компаний по вопросам выявления бенефициарных владельцев и ПДЛ, управление рисками, применение мер по замораживанию (блокированию) операций, направление СПО, в т.ч. по отказам в проведении операций | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | |||
Семинар с представителями сектора операторов по приему платежей по вопросам практики исполнения отдельных положений ФЗ N 115-ФЗ от 07.08.2001. | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | |||
Проведение вебинара с представителями сектора посредников на рынке недвижимого имущества по актуальным вопросам исполнения требований законодательства о противодействии ОД/ФТ (выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания ПДЛ, критерии и признаки необычных сделок по сектору, направление СПО) | Южно-Крымская Ассоциация риелторов, Ассоциация профессиональных участников рынка недвижимости КФО, Ассоциация риелторов "Недвижимость Севастополя". | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по республике Крым и городу Севастополю", адресная рассылка по электронной почте, сайты ассоциаций риелторов | ||
Проведение вебинара с представителями лизингового и факторингового секторов по сложным вопросам правоприменительной практики (выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания ПДЛ и др.) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | |||
Проведение вебинара с представителями сектора посредников на рынке недвижимого имущества по сложным вопросам правоприменительной практики (выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания ПДЛ и др.) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте, сайт Союз риелторов Ставропольского края | |||
Проведение вебинара с представителями сектора операторов по приему платежей по сложным вопросам правоприменительной практики (выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания ПДЛ и др.) | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте | |||
Проведение вебинара с представителями сектора риелторов по вопросу направления СПО (качественная и количественная составляющая) | Ассоциация риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте, сайт Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области | ||
Проведение вебинара с представителями секторов лизинга и факторинга по вопросу направления СПО (качественная и количественная составляющая) | Северо-Западная Лизинговая Ассоциация/Ассоциация факторинговых компаний | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте, сайт Северо-Западной Лизинговой Ассоциации/ Ассоциации факторинговых компаний | ||
Проведение вебинара с представителями сектора риелторов по вопросу использования Личного кабинета (в т.ч. подключения и закрытия) | Ассоциация риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте, сайт Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области | ||
Проведение вебинара с представителями сектора посредников на рынке недвижимого имущества по сложным вопросам правоприменительной практики (выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания ПДЛ, направление СПО и отказов по проведению информации идр.) | Гильдии риелторов г. Москвы, Московской и Рязанской областей | Личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга, сайт Росфинмониторинга - раздел "Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу", адресная рассылка по электронной почте, сайты общественных организаций риелторов |
к Программе проведения
Федеральной службой
по финансовому мониторингу
профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
законодательства о противодействии
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма,
на 2022 год
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОВЕДЕННЫХ МРУ
РОСФИНМОНИТОРИНГА ПО ________ В 2022 ГОДУ
к Программе проведения
Федеральной службой
по финансовому мониторингу
профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
законодательства о противодействии
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма,
на 2022 год
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ
И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления