Приказ Минтранса России от 19.03.2024 N 86 Об утверждении Правил управления автономными судами внутреннего водного транспорта
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 марта 2024 г. N 86
УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМИ СУДАМИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии с пунктом 1 статьи 41.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила управления автономными судами внутреннего водного транспорта.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
В.Г.САВЕЛЬЕВ
приказом Минтранса России
от 19 марта 2024 г. N 86
УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМИ СУДАМИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
1. Управление автономными судами внутреннего водного транспорта (далее - автономное судно) независимо от их флага и прав на них должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 7 статьи 41.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).
2. При управлении автономным судном владелец автономного судна, организация, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов <2> (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), члены экипажа автономного судна <3>, члены внешнего экипажа автономного судна <4>, осуществляющие управление автономными судами, должны осуществлять контроль над автономным судном и управление автономным судном независимо от его типа (полуавтономное судно <5> или полностью автономное судно <6>) непосредственно и (или) с применением технических средств.
--------------------------------
<2> Пункт 2 статьи 41.1 КВВТ.
<3> Пункт 1 статьи 26 КВВТ.
<4> Пункт 1 статьи 26 КВВТ.
<5> Абзац тридцать второй статьи 3 КВВТ.
<6> Абзац тридцать третий статьи 3 КВВТ.
3. Управление автономным судном должно осуществляться посредством:
1) организации и несения службы, включая несение вахт экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна, и (или) внешним экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией;
2) планирования и выполнения рейса;
3) обеспечения годности автономного судна к плаванию по заданному маршруту;
4) несения сигнальных огней и сигнальных знаков в соответствии с состоянием автономного судна и районом плавания, приема и подачи звуковых сигналов;
5) визуального, слухового наблюдения, а также наблюдения с помощью технических средств за окружающей средой, состоянием автономного судна и находящегося на нем груза;
6) приема, передачи и актуализации информации о безопасности судоходства, включая гидрометеорологическую информацию, навигационные предупреждения, путевую информацию, электронные карты;
7) ведения радиосвязи с другими судами, береговыми службами, службами управления движением судов, лоцманскими станциями, между экипажем автономного судна и внешним экипажем автономного судна;
8) маневрирования автономного судна, управления судовыми техническими средствами и системами с учетом режима управления автономным судном;
9) выполнения судовых операций, включая швартовые и якорные операции;
10) планирования грузовых операций и наблюдения за выполнением грузовых операций;
11) приема и (или) высадки лоцмана, осуществления швартовных команд;
12) взаимодействия с береговыми службами и должностными лицами инспекций государственного портового контроля;
13) ведения судовой документации;
14) получения, хранения и защиты данных о рейсе на автономном судне и в компетентной в области автономного судоходства организации;
15) принятия мер по поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
4. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном прием-сдача, организация и несение вахты на автономных судах должны осуществляться в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 7 июля 1978 года <7> (далее - Конвенция ПДНВ), уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области автономного судоходства организации, когда управление автономным судном передано такой организации владельцем автономного судна, а также письменными инструкциями владельца автономного судна.
--------------------------------
<7> Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Вступила в силу для СССР 28 апреля 1984 года.
5. Компетентная в области автономного судоходства организация должна обеспечить осуществление управления автономными судами посредством использования технических средств и персоналом, которые расположены на берегу или на борту другого судна, в котором размещается внешний экипаж судна. Компетентная в области автономного судоходства организация должна соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 1 статьи 41.5 КВВТ.
6. Управление автономным судном должно осуществляться в ходовом режиме, режиме выполнения судовых операций, режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций.
7. В ходовом режиме автономное судно должно совершать рейс в соответствии с планом рейса.
8. Для управления автономным судном в режиме выполнения судовых операций осуществляются постановка автономного судна на якорь, снятие автономного судна с якоря, швартовные операции, балластные операции, специальные операции, определяемые функциональным назначением автономного судна.
9. Управление автономным судном в режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций осуществляется при:
1) столкновении судов, ударе автономного судна о другое стоящее у берега судно, берег, гидротехническое сооружение или подводное препятствие, посадке на мель, пожаре, нарушении непроницаемости или затоплении автономного судна;
2) ухудшении остойчивости автономного судна вследствие смещения, утраты или разжижения груза;
3) проведении спасательных операций;
4) гибели человека или получении телесных повреждений, связанных с эксплуатацией автономного судна;
5) падении человека за борт автономного судна;
6) отказе судовых технических средств, связанных с обеспечением безопасности автономного судна, его ходкости и управляемости;
7) внезапном ухудшении гидрометеорологических условий плавания;
8) потере связи с автономным судном;
9) несанкционированном доступе к средствам управления автономным судном;
10) несанкционированном доступе на борт автономного судна.
10. Управление автономным судном в режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций с использованием технических средств и персоналом, которые размещены на берегу, осуществляется:
1) при пожаре, отсутствии или прекращении электроснабжения в месте размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организации;
2) при потере связи с автономным судном;
3) при несанкционированном доступе к средствам управления автономным судном, находящимся в месте размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией;
4) при несанкционированном доступе к месту размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией.
11. Управление автономным судном должно осуществляться из одного места, в котором размещены технические средства и внешний экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией. Допускается наблюдение за автономным судном из одного или из нескольких мест, в которых размещены технические средства и внешний экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией, удаленных между собой.
12. Для полуавтономного судна переход к управлению от экипажа полуавтономного судна к внешнему экипажу полуавтономного судна должен осуществляться:
1) по решению внешнего капитана полуавтономного судна с последующим устным информированием внешнего капитана полуавтономного судна о переходе управления полуавтономным судном к внешнему экипажу полуавтономного судна;
2) при возникновении аварийной ситуации с автономным судном.
13. При возникновении аварийной ситуации с полностью автономным судном внешний экипаж такого судна должен осуществить переход от режима наблюдения к управлению автономным судном.
14. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном владелец автономного судна должен:
1) укомплектовать экипаж автономного судна согласно штатному расписанию в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 26 и пунктом 2 статьи 34 КВВТ;
2) контролировать выполнение требований к продолжительности рабочего времени и времени отдыха членов экипажа полуавтономного судна <9>, а также установить состав и расписание несения вахт для безопасного управления полуавтономным судном;
--------------------------------
<9> Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
3) контролировать работу судовых устройств, машин и механизмов;
4) разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном (в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном), который должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов <10>;
--------------------------------
<10> Пункт 5 статьи 41.1 КВВТ.
5) обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц <11>;
--------------------------------
11 Пункт 7 статьи 41.1 КВВТ.
6) обеспечить безопасные условия работы лоцмана;
7) обеспечить осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.
15. Внешний экипаж полностью автономного судна должен осуществлять дистанционное управление автономным судном.
16. Внешний экипаж полуавтономного судна должен оказывать удаленную помощь в управлении полуавтономным судном капитану и экипажу полуавтономного судна, находящимся на полуавтономном судне, или осуществлять дистанционное управление полуавтономным судном.
17. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном внешний экипаж автономного судна должен:
1) соблюдать должностные инструкции и положение о распределении обязанностей при эксплуатации автономного судна между экипажем и внешним экипажем автономного судна, разработанные владельцем автономного судна;
2) выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области автономного судоходства организации, когда управление автономным судном передано такой организации владельцем автономного судна, а также письменными инструкциями владельца автономного судна.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления