Законодательство РФ

Приказ Минстроя России от 09.08.2024 N 528/пр Об утверждении методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 августа 2024 г. N 528/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОСОБОГО РЕЖИМА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ

НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,

ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктами 5 и 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, пунктом 1, подпунктами 5.4.113 и 5.4.118 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2255 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" приказываю:

утвердить прилагаемую методику оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Министр

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН




Приложение

Утверждена

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 9 августа 2024 г. N 528/пр

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОСОБОГО РЕЖИМА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ

НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,

ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ


I. Общие положения

1. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне (далее - СЭЗ) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - налоговые расходы Российской Федерации), осуществляется в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила), а также настоящей Методикой.

Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации.

2. Настоящая Методика используется в отношении следующих налоговых расходов Российской Федерации:

освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 2023 г. N 266-ФЗ "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";

освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 2023 г. N 266-ФЗ "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";

пониженная ставка налога на прибыль для участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области при зачислении в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.7-1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс);

пониженная ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля и (или) железной руды, добытых в рамках реализации инвестиционного проекта в СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 342 Кодекса;

освобождение от уплаты налога на имущество организаций участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в соответствии с пунктом 29 статьи 381 Кодекса;

освобождение от уплаты земельного налога участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 395 Кодекса;

пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 427 Кодекса.

3. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации включает в себя оценку целесообразности налоговых расходов Российской Федерации и оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации.

4. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, указанных в пункте 2 настоящей Методики, проводится агрегировано.

5. Целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, указанных в пункте 2 настоящей Методики, относится к стимулирующим налоговым расходам Российской Федерации.

6. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, в соответствии с настоящей Методикой могут использоваться данные Министерства финансов Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, а также публично-правовой компании "Фонд развития территорий", необходимые для оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации.


II. Оценка эффективности налоговых расходов

Российской Федерации

7. Налоговые расходы Российской Федерации должны соответствовать критериям целесообразности, указанным в настоящем пункте. Если налоговые расходы Российской Федерации не соответствуют хотя бы одному из таких критериев, и (или) при недостижении положительных значений оценки вклада, предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и (или) достижения более высоких показателей результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, по результатам оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации, и (или) недостижения положительных значений оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обуславливающей налоговый расход Российской Федерации.

Оценка целесообразности налоговых расходов Российской Федерации проводится в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии со следующими критериями:

соответствие налоговых расходов Российской Федерации целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;

востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, за 5-летний период.

В рамках проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, устанавливается их соответствие целям государственной программы Российской Федерации "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2255 (далее - государственная программа).

Численность плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы определяется как количество участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на основании данных единого реестра участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 266-ФЗ "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях".

Для определения востребованности плательщиками предоставленных льгот используется следующая формула:

где:

К - коэффициент, характеризующий востребованность плательщиками предоставленных льгот за 5-летний период (если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет);

Nвсп - количество плательщиков, воспользовавшихся льготами в году i;

Nобщ - численность плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы в году i;

i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5.

Налоговая льгота считается востребованной в случае, если ей воспользовались не менее 51 процента плательщиков от их общего количества.

8. В соответствии с пунктами 16 - 18 Правил оценка результативности налоговых расходов Российской Федерации состоит из:

оценки вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход Российской Федерации, в изменение значения показателя (индикатора) достижения цели и задачи государственной программы;

оценки бюджетной эффективности;

оценки совокупного бюджетного эффекта.

8.1. Для оценки вклада налоговых льгот проводится сравнительный анализ разности общего объема инвестиций в основной капитал на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) с учетом льгот, предоставленных участникам СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и аналогичного показателя без учета льгот по отношению к общему объему инвестиций в основной капитал на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) с учетом льгот.

Вклад налоговых льгот в достижение показателя государственной программы (Внл) рассчитывается по следующей формуле:

где:

Vквл - общий объем инвестиций в основной капитал на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с учетом льгот (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

Vсэз - объем инвестиций в основной капитал, осуществленный участниками СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Все показатели для расчета вклада налоговых льгот в изменение значения показателя государственной программы (Внл) за отчетный период применяются нарастающим итогом начиная с базового периода.

8.2. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления налоговых льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения цели и задачи государственной программы. Сравнительный анализ включает оценку куратора налоговых расходов Российской Федерации по сопоставлению объемов предоставленных налоговых льгот и объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения цели и задачи государственной программы на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя.

Альтернативным механизмом достижения цели и задачи государственной программы настоящая Методика рассматривает предоставление в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

При этом при рассмотрении указанного механизма объем предоставляемой субсидии предполагается равным объему капитальных вложений, осуществленному участниками СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Все показатели для проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации за отчетный период применяются нарастающим итогом начиная с базового периода.

8.3. Для проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации используется следующая формула:

А = Vн.р. - Vсуб.,

где:

А - показатель, характеризующий анализ соотношения механизма предоставления налоговых льгот и альтернативного механизма достижения цели и задачи государственной программы;

Vн.р. - объем налоговых расходов Российской Федерации бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возникших в связи с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

Vсуб. - объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

В соответствии с пунктом 20 Правил оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов Российской Федерации, указанных в пункте 2 настоящей Методики, проводится агрегировано в отношении участников СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеющих право на получение соответствующих льгот в рамках особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости), производится в порядке, определенном пунктами 20 - 21 Правил.

9. Выводы по результатам оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации должны включать в себя:

выводы о достижении целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации;

выводы о вкладе налоговых расходов Российской Федерации в достижение цели государственной программы и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации;

выводы о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

При формировании выводов принимаются во внимание результаты оценки эффективности функционирования СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области за отчетный год, а также информация, содержащаяся в ежегодных отчетах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о результатах функционирования СЭЗ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, сформированных в соответствии с Правилами ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2023 г. N 1088.

По итогам оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формулирует вывод о достижении целевых характеристик налогового расхода Российской Федерации, о вкладе налогового расхода Российской Федерации в достижение целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.


III. Отчеты по результатам проведения оценки эффективности

налоговых расходов Российской Федерации и рекомендации

по результатам оценки эффективности налоговых

расходов Российской Федерации

10. По результатам оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот.

11. Указанные в пункте 23 Правил сведения совместно с паспортами налоговых расходов Российской Федерации направляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации до 15 декабря, уточненные данные направляются до 1 марта, в Министерство финансов Российской Федерации и в Министерство экономического развития Российской Федерации, а также размещаются на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 рабочих дней со дня направления уточненных данных в Министерство финансов Российской Федерации.

12. Все результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах. Рекомендации по результатам оценки налоговых расходов Российской Федерации включают в себя обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговых льгот.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления