Законодательство РФ

Приказ Минобрнауки РФ от 21.06.2010 N 653 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 180403.01 Судоводитель-помощник механика маломерного судна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 июня 2010 г. N 653

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

180403.01 СУДОВОДИТЕЛЬ-ПОМОЩНИК МЕХАНИКА МАЛОМЕРНОГО СУДНА

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 180403.01 Судоводитель-помощник механика маломерного судна и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр

А.ФУРСЕНКО




Приложение

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 21 июня 2010 г. N 653

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

180403.01 СУДОВОДИТЕЛЬ-ПОМОЩНИК МЕХАНИКА МАЛОМЕРНОГО СУДНА


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 180403.01 Судоводитель-помощник механика маломерного судна всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1

┌────────────────────┬─────────────────────────────────┬──────────────────┐
│Образовательная база│    Наименование квалификации    │   Нормативный    │
│       приема       │  (профессий по Общероссийскому  │  срок освоения   │
│                    │классификатору профессий рабочих,│ ОПОП при очной   │
│                    │ должностей служащих и тарифных  │ форме получения  │
│                    │    разрядов) (ОК 016-94) <*>    │   образования    │
├────────────────────┼─────────────────────────────────┼──────────────────┤
│на базе среднего    │Матрос                           │     10 мес.      │
│(полного) общего    │Моторист (машинист)              │                  │
│образования         │Рулевой (кормщик)                │                  │
├────────────────────┤                                 ├──────────────────┤
│на базе основного   │                                 │2 года 5 мес. <**>│
│общего образования  │                                 │                  │
└────────────────────┴─────────────────────────────────┴──────────────────┘

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: руководство деятельностью экипажа по безаварийной эксплуатации маломерного судна и управление маломерным судном при перевозке грузов и пассажиров, техническая эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем и технических судовых устройств.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

маломерные суда;

судовое навигационное оборудование;

судовое энергетическое оборудование;

вспомогательные механизмы, системы, технические средства и судовые устройства.

4.3. Обучающийся по профессии Судоводитель-помощник механика маломерного судна готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Управление маломерным судном.

4.3.2. Эксплуатация и техническое обслуживание двигателей, вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов.

4.3.3. Обеспечение безопасности плавания.


V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1 Управление маломерным судном.

ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение маломерного судна.

ПК 1.2. Маневрировать и управлять маломерным судном.

ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

5.2.2. Эксплуатация и техническое обслуживание двигателей, вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов.

ПК 2.1. Эксплуатировать двигатели, вспомогательные механизмы и судовые системы маломерных судов.

ПК 2.2. Выполнять техническое обслуживание двигателей, вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов.

ПК 2.3. Осуществлять ремонт двигателей и вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов.

5.2.3. Обеспечение безопасности плавания.

ПК 3.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

ПК 3.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.

ПК 3.3. Организовывать действия членов экипажа судна при проведении тревог.

ПК 3.4. Организовывать действия членов экипажа судна при аварии.

ПК 3.5. Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 3.6. Организовывать членов экипажа судна при его оставлении, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.

ПК 3.7. Организовывать действия членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнений окружающей среды.


VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.


Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования

Таблица 2

┌────────┬─────────────────────────────────────────┬────────┬───────┬──────────────────┬────────────┐
│ Индекс │ Наименование циклов, разделов, модулей, │Всего   │В т.ч. │     Индекс и     │   Коды     │
│        │     требования к знаниям, умениям,      │макси-  │часов  │   наименование   │формируемых │
│        │           практическому опыту           │мальной │обяза- │    дисциплин,    │компетенций │
│        │                                         │учебной │тельных│междисциплинарных │            │
│        │                                         │нагрузки│учебных│   курсов (МДК)   │            │
│        │                                         │обучаю- │занятий│                  │            │
│        │                                         │щегося  │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │Обязательная часть циклов ОПОП и раздел  │  864   │  576  │                  │            │
│        │"Физическая культура"                    │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│ОП.00   │Общепрофессиональный цикл                │  288   │  192  │                  │            │
│        ├─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │В результате изучения обязательной       │        │       │ОП.01. Основы     │ОК 1 - 7    │
│        │части цикла обучающийся по               │        │       │инженерной графики│ПК 1.1 - 1.3│
│        │общепрофессиональным дисциплинам         │        │       │                  │ПК 2.1 - 2.3│
│        │должен:                                  │        │       │                  │            │
│        │уметь:                                   │        │       │                  │            │
│        │  читать рабочие и сборочные чертежи и   │        │       │                  │            │
│        │схемы;                                   │        │       │                  │            │
│        │  выполнять эскизы, технические рисунки и│        │       │                  │            │
│        │простые чертежи деталей, их элементов,   │        │       │                  │            │
│        │узлов;                                   │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  виды нормативно-технической и          │        │       │                  │            │
│        │производственной документации;           │        │       │                  │            │
│        │  правила чтения технической             │        │       │                  │            │
│        │документации;                            │        │       │                  │            │
│        │ способы графического представления      │        │       │                  │            │
│        │объектов, пространственных образов и     │        │       │                  │            │
│        │схем;                                    │        │       │                  │            │
│        │  требования государственных стандартов  │        │       │                  │            │
│        │Единой системы конструкторской           │        │       │                  │            │
│        │документации и Единой системы            │        │       │                  │            │
│        │технологической документации;            │        │       │                  │            │
│        │  правила выполнения чертежей,           │        │       │                  │            │
│        │технических рисунков и эскизов           │        │       │                  │            │
│        ├─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                                   │        │       │ОП.02. Основы     │ОК 1 - 7    │
│        │  анализировать условия работы деталей   │        │       │механики          │ПК 2.1 - 2.3│
│        │машин и механизмов; оценивать их         │        │       │                  │            │
│        │работоспособность;                       │        │       │                  │            │
│        │  соединять разъемные соединения;        │        │       │                  │            │
│        │  читать кинематические схемы;           │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  классификацию механизмов и машин;      │        │       │                  │            │
│        │  звенья механизмов;                     │        │       │                  │            │
│        │  кинематику механизмов (механизм и      │        │       │                  │            │
│        │машина, кинематические пары и цепи, типы │        │       │                  │            │
│        │кинематических пар);                     │        │       │                  │            │
│        │  классификацию, назначение деталей и    │        │       │                  │            │
│        │сборочных единиц и требования к ним; виды│        │       │                  │            │
│        │соединения деталей (разъемные и          │        │       │                  │            │
│        │неразъемные соединения);                 │        │       │                  │            │
│        │  назначение, характеристики механизмов и│        │       │                  │            │
│        │устройств передач вращательного движения;│        │       │                  │            │
│        │  виды передач вращательного движения    │        │       │                  │            │
│        │(механические, ременные, фрикционные,    │        │       │                  │            │
│        │зубчатые, цепочные, червячные) и их      │        │       │                  │            │
│        │обозначение, кинематические схемы,       │        │       │                  │            │
│        │определение передаточного числа;         │        │       │                  │            │
│        │  основные сведения по сопротивлению     │        │       │                  │            │
│        │материалов;                              │        │       │                  │            │
│        │  основные виды деформации и             │        │       │                  │            │
│        │распределение напряжения при них;        │        │       │                  │            │
│        │  внешние силы и их виды, внутренние силы│        │       │                  │            │
│        │упругости и напряжения, действительные,  │        │       │                  │            │
│        │предельно опасные и предельно допустимые │        │       │                  │            │
│        │напряжения;                              │        │       │                  │            │
│        │  основные понятия гидростатики и        │        │       │                  │            │
│        │гидродинамики                            │        │       │                  │            │
│        ├─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                                   │        │       │ОП.03. Основы     │ОК 1 - 7    │
│        │  читать принципиальные, электрические и │        │       │электроники и     │ПК 2.1 - 2.3│
│        │монтажные схемы;                         │        │       │электротехники    │            │
│        │  рассчитывать параметры электрических   │        │       │                  │            │
│        │схем;                                    │        │       │                  │            │
│        │  собирать электрические схемы;          │        │       │                  │            │
│        │  пользоваться электроизмерительными     │        │       │                  │            │
│        │приборами и приспособлениями;            │        │       │                  │            │
│        │  проводить сращивание, спайку и изоляцию│        │       │                  │            │
│        │проводов и контролировать качество       │        │       │                  │            │
│        │выполняемых работ;                       │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  электротехническую терминологию;       │        │       │                  │            │
│        │  основные законы электротехники;        │        │       │                  │            │
│        │  типы электрических схем;               │        │       │                  │            │
│        │  правила выполнения электрических схем; │        │       │                  │            │
│        │  методы расчета электрических цепей;    │        │       │                  │            │
│        │  основные элементы электрических сетей; │        │       │                  │            │
│        │  принципы действия, устройство, основные│        │       │                  │            │
│        │характеристики электроизмерительных      │        │       │                  │            │
│        │приборов, электрических машин, аппаратуры│        │       │                  │            │
│        │управления и защиты;                     │        │       │                  │            │
│        │  схемы электроснабжения;                │        │       │                  │            │
│        │  основные правила эксплуатации          │        │       │                  │            │
│        │электрооборудования;                     │        │       │                  │            │
│        │  способы экономии электроэнергии;       │        │       │                  │            │
│        │  основные электротехнические материалы; │        │       │                  │            │
│        │  правила сращивания, спайки и изоляции  │        │       │                  │            │
│        │проводов;                                │        │       │                  │            │
│        │  принципы работы типовых электронных    │        │       │                  │            │
│        │устройств                                │        │       │                  │            │
│        ├─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                                   │        │       │ОП.04. Основы     │ОК 1 - 7    │
│        │  выбирать основные конструкционные и    │        │       │материаловедения и│ПК 1.3      │
│        │эксплуатационные материалы;              │        │       │технология        │ПК 2.1 - 2.3│
│        │  проводить первичную обработку          │        │       │общеслесарных     │            │
│        │материалов с разными свойствами;         │        │       │работ             │            │
│        │  пользоваться стандартами и другой      │        │       │                  │            │
│        │нормативной документацией;               │        │       │                  │            │
│        │  определять правильность работы         │        │       │                  │            │
│        │контрольно-измерительных приборов,       │        │       │                  │            │
│        │пользоваться ими;                        │        │       │                  │            │
│        │  анализировать условия работы, оценивать│        │       │                  │            │
│        │работоспособность деталей машин и        │        │       │                  │            │
│        │механизмов;                              │        │       │                  │            │
│        │  использовать механическое оборудование │        │       │                  │            │
│        │судовой мастерской, ручные инструменты,  │        │       │                  │            │
│        │измерительное и испытательное            │        │       │                  │            │
│        │оборудование при эксплуатации и ремонте  │        │       │                  │            │
│        │судовых технических средств;             │        │       │                  │            │
│        │  выполнять общеслесарные работы:        │        │       │                  │            │
│        │разметку, рубку, правку, гибку, резку,   │        │       │                  │            │
│        │опиливание, шабрение металла, сверление, │        │       │                  │            │
│        │зенкование и развертывание отверстий,    │        │       │                  │            │
│        │клепку, пайку, лужение и склеивание,     │        │       │                  │            │
│        │нарезание резьбы;                        │        │       │                  │            │
│        │  обеспечивать качество слесарных работ  │        │       │                  │            │
│        │при обслуживании и ремонте судовых       │        │       │                  │            │
│        │механизмов и устройств;                  │        │       │                  │            │
│        │  выполнять смазку деталей и узлов;      │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  основные свойства конструкционных и    │        │       │                  │            │
│        │эксплуатационных материалов, применяемых │        │       │                  │            │
│        │при ремонте, эксплуатации и техническом  │        │       │                  │            │
│        │обслуживании;                            │        │       │                  │            │
│        │  основные технологические процессы      │        │       │                  │            │
│        │обработки материалов с разными           │        │       │                  │            │
│        │свойствами;                              │        │       │                  │            │
│        │  основы стандартизации, погрешности при │        │       │                  │            │
│        │изготовлении деталей и сборке машин,     │        │       │                  │            │
│        │номинальный и предельные размеры,        │        │       │                  │            │
│        │действительный размер, допуск размера,   │        │       │                  │            │
│        │поле допуска, посадки, их виды и         │        │       │                  │            │
│        │назначение, точность обработки, системы  │        │       │                  │            │
│        │допусков и посадок;                      │        │       │                  │            │
│        │  основы метрологии: понятие, термины,   │        │       │                  │            │
│        │показатели измерительных приборов;       │        │       │                  │            │
│        │  назначение, характеристики, устройство │        │       │                  │            │
│        │и порядок использования универсальных    │        │       │                  │            │
│        │средств измерения;                       │        │       │                  │            │
│        │  виды слесарных работ и технологию их   │        │       │                  │            │
│        │выполнения при техническом обслуживании  │        │       │                  │            │
│        │и ремонте судовых механизмов и устройств;│        │       │                  │            │
│        │  оборудование, инструменты и            │        │       │                  │            │
│        │контрольно-измерительные приборы,        │        │       │                  │            │
│        │применяемые при выполнении слесарных     │        │       │                  │            │
│        │работ                                    │        │       │                  │            │
│        ├─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                                   │        │       │ОП.05. Теория и   │ОК 1 - 7    │
│        │  определять типы маломерных судов;      │        │       │устройство        │ПК 1.1 - 1.3│
│        │  определять системы набора и основные   │        │       │маломерного судна │ПК 3.2      │
│        │элементы корпуса;                        │        │       │                  │            │
│        │  ориентироваться в расположении судовых │        │       │                  │            │
│        │помещений;                               │        │       │                  │            │
│        │  определять посадку судна по маркам     │        │       │                  │            │
│        │углубления;                              │        │       │                  │            │
│        │  определять изменения осадки при приеме │        │       │                  │            │
│        │и снятии груза и при переходе из пресной │        │       │                  │            │
│        │воды в соленую;                          │        │       │                  │            │
│        │  эксплуатировать рулевое, якорное,      │        │       │                  │            │
│        │швартовное устройства в соответствии с   │        │       │                  │            │
│        │Правилами технической эксплуатации;      │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  классификацию маломерных судов по      │        │       │                  │            │
│        │району плавания (бассейну), назначению,  │        │       │                  │            │
│        │типу двигателя и движителя, материалу    │        │       │                  │            │
│        │корпуса, режиму движения;                │        │       │                  │            │
│        │  устройство корпуса: формы обводов,     │        │       │                  │            │
│        │главные размерения и элементы судна,     │        │       │                  │            │
│        │системы набора корпус, штевни, киль,     │        │       │                  │            │
│        │шпангоуты, переборки, бимсы, пиллерсы,   │        │       │                  │            │
│        │другие элементы набора, их назначение,   │        │       │                  │            │
│        │расположение, конструкцию;               │        │       │                  │            │
│        │  наружную обшивку и палубный настил,    │        │       │                  │            │
│        │назначение, расположение, способы        │        │       │                  │            │
│        │крепления; люки, горловины, их закрытие, │        │       │                  │            │
│        │надстройки;                              │        │       │                  │            │
│        │  материалы, используемые для            │        │       │                  │            │
│        │изготовления корпусов маломерных судов;  │        │       │                  │            │
│        │  основы теории судна, эксплуатационные, │        │       │                  │            │
│        │мореходные и маневренные качества        │        │       │                  │            │
│        │маломерных судов;                        │        │       │                  │            │
│        │  понятие о теоретическом чертеже корпуса│        │       │                  │            │
│        │судна, коэффициенты полноты корпуса,     │        │       │                  │            │
│        │водоизмещение, вместимость судна, единицы│        │       │                  │            │
│        │измерения, грузоподъемность,             │        │       │                  │            │
│        │пассажировместимость;                    │        │       │                  │            │
│        │  плавучесть, остойчивость,              │        │       │                  │            │
│        │непотопляемость, элементы волны, качку,  │        │       │                  │            │
│        │ее виды, плавность и амплитуда качки,    │        │       │                  │            │
│        │минимальную высоту надводного борта, ее  │        │       │                  │            │
│        │зависимость от расчетной допустимой      │        │       │                  │            │
│        │высоты волны;                            │        │       │                  │            │
│        │  ходовые и маневренные качества судна   │        │       │                  │            │
│        │(ходкость, устойчивость на курсе,        │        │       │                  │            │
│        │поворотливость, инерция), скорость,      │        │       │                  │            │
│        │дальность плавания и автономность;       │        │       │                  │            │
│        │  общесудовые (рулевое, якорное,         │        │       │                  │            │
│        │швартовное, буксирное, леерное) и        │        │       │                  │            │
│        │специальные (промысловое, добывающее и   │        │       │                  │            │
│        │др.) устройства маломерных судов, их     │        │       │                  │            │
│        │назначение и применение, плавучий        │        │       │                  │            │
│        │якорь, его применение;                   │        │       │                  │            │
│        │  коллективные и индивидуальные          │        │       │                  │            │
│        │спасательные средства, страховочные      │        │       │                  │            │
│        │пояса, их устройство, применение и       │        │       │                  │            │
│        │размещение на маломерных судах;          │        │       │                  │            │
│        │  противопожарные и водоотливные системы,│        │       │                  │            │
│        │оборудование и инвентарь;                │        │       │                  │            │
│        │  средства сигнализации на маломерных    │        │       │                  │            │
│        │судах (световые, звуковые, флажные,      │        │       │                  │            │
│        │пиротехнические)                         │        │       │                  │            │
│        ├─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │уметь:                                   │        │  32   │ОП.06.            │ОК 1 - 7    │
│        │  организовывать и проводить мероприятия │        │       │Безопасность      │ПК 1.1 - 1.3│
│        │по защите работающих и населения от      │        │       │жизнедеятельности │ПК 2.1 - 2.3│
│        │негативных воздействий чрезвычайных      │        │       │                  │ПК 3.1 - 3.7│
│        │ситуаций;                                │        │       │                  │            │
│        │  предпринимать профилактические меры для│        │       │                  │            │
│        │снижения уровня опасностей различного    │        │       │                  │            │
│        │вида и их последствий в профессиональной │        │       │                  │            │
│        │деятельности и быту;                     │        │       │                  │            │
│        │  использовать средства индивидуальной и │        │       │                  │            │
│        │коллективной защиты от оружия массового  │        │       │                  │            │
│        │поражения; применять первичные средства  │        │       │                  │            │
│        │пожаротушения;                           │        │       │                  │            │
│        │  ориентироваться в перечне              │        │       │                  │            │
│        │военно-учетных специальностей и          │        │       │                  │            │
│        │самостоятельно определять среди них      │        │       │                  │            │
│        │родственные полученной профессии;        │        │       │                  │            │
│        │  применять профессиональные знания в    │        │       │                  │            │
│        │ходе исполнения обязанностей военной     │        │       │                  │            │
│        │службы на воинских должностях в          │        │       │                  │            │
│        │соответствии с полученной профессией;    │        │       │                  │            │
│        │  владеть способами бесконфликтного      │        │       │                  │            │
│        │общения и саморегуляции в повседневной   │        │       │                  │            │
│        │деятельности и экстремальных условиях    │        │       │                  │            │
│        │военной службы;                          │        │       │                  │            │
│        │  оказывать первую помощь пострадавшим;  │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  принципы обеспечения устойчивости      │        │       │                  │            │
│        │объектов экономики, прогнозирования      │        │       │                  │            │
│        │развития событий и оценки последствий    │        │       │                  │            │
│        │при техногенных чрезвычайных ситуациях   │        │       │                  │            │
│        │и стихийных явлениях, в том числе в      │        │       │                  │            │
│        │условиях противодействия терроризму как  │        │       │                  │            │
│        │серьезной угрозе национальной            │        │       │                  │            │
│        │безопасности России;                     │        │       │                  │            │
│        │  основные виды потенциальных опасностей │        │       │                  │            │
│        │и их последствия в профессиональной      │        │       │                  │            │
│        │деятельности и быту, принципы снижения   │        │       │                  │            │
│        │вероятности их реализации;               │        │       │                  │            │
│        │  основы военной службы и обороны        │        │       │                  │            │
│        │государства;                             │        │       │                  │            │
│        │  задачи и основные мероприятия          │        │       │                  │            │
│        │гражданской обороны;                     │        │       │                  │            │
│        │  способы защиты населения от оружия     │        │       │                  │            │
│        │массового поражения; меры пожарной       │        │       │                  │            │
│        │безопасности и правила безопасного       │        │       │                  │            │
│        │поведения при пожарах;                   │        │       │                  │            │
│        │  организацию и порядок призыва граждан  │        │       │                  │            │
│        │на военную службу и поступления на нее   │        │       │                  │            │
│        │в добровольном порядке;                  │        │       │                  │            │
│        │  основные виды вооружения, военной      │        │       │                  │            │
│        │техники и специального снаряжения,       │        │       │                  │            │
│        │состоящих на вооружении (оснащении)      │        │       │                  │            │
│        │воинских подразделений, в которых        │        │       │                  │            │
│        │имеются военно-учетные специальности,    │        │       │                  │            │
│        │родственные профессиям НПО;              │        │       │                  │            │
│        │  область применения получаемых          │        │       │                  │            │
│        │профессиональных знаний при исполнении   │        │       │                  │            │
│        │обязанностей военной службы;             │        │       │                  │            │
│        │  порядок и правила оказания первой      │        │       │                  │            │
│        │помощи пострадавшим                      │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│П.00    │Профессиональный цикл                    │  576   │  384  │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│ПМ.00   │Профессиональные модули                  │  576   │  384  │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│ПМ.01   │Управление маломерным судном             │        │       │МДК.01.01.        │ОК 1 - 7    │
│        │В результате изучения профессионального  │        │       │Навигация и       │ПК 1.1 - 1.3│
│        │модуля обучающийся должен:               │        │       │судовождение      │            │
│        │иметь практический опыт:                 │        │       │                  │            │
│        │  управления маломерным судном;          │        │       │                  │            │
│        │  предварительной проработки и           │        │       │                  │            │
│        │планирования перехода судна с учетом     │        │       │                  │            │
│        │гидрометеорологических условий плавания, │        │       │                  │            │
│        │руководств для плавания и навигационных  │        │       │                  │            │
│        │пособий;                                 │        │       │                  │            │
│        │  определения местоположения судна       │        │       │                  │            │
│        │различными способами;                    │        │       │                  │            │
│        │  эксплуатации технических средств       │        │       │                  │            │
│        │судовождения, средств связи и            │        │       │                  │            │
│        │радионавигационных приборов;             │        │       │                  │            │
│        │  швартовки маломерного судна;           │        │       │                  │            │
│        │  постановки и съемки судна с якоря и    │        │       │                  │            │
│        │швартовных бочек, проведения грузовых    │        │       │                  │            │
│        │операций, пересадки людей, буксировки    │        │       │                  │            │
│        │судов и плавучих объектов;               │        │       │                  │            │
│        │  выполнения палубных работ;             │        │       │                  │            │
│        │  соблюдения техники безопасности и      │        │       │                  │            │
│        │охраны труда при выполнении судовых работ│        │       │                  │            │
│        │и операций;                              │        │       │                  │            │
│        │уметь:                                   │        │       │                  │            │
│        │  управлять маломерным судном в различных│        │       │                  │            │
│        │условиях плавания;                       │        │       │                  │            │
│        │  вести надлежащее наблюдение за судном и│        │       │                  │            │
│        │окружающей обстановкой;                  │        │       │                  │            │
│        │  выполнять процедуры постановки судна на│        │       │                  │            │
│        │якорь и швартовные бочки;                │        │       │                  │            │
│        │  осуществлять швартовку судна к причалу,│        │       │                  │            │
│        │к судну на якоре или на ходу;            │        │       │                  │            │
│        │  опознавать огни, знаки и звуковые      │        │       │                  │            │
│        │сигналы;                                 │        │       │                  │            │
│        │  учитывать гидрометеорологические       │        │       │                  │            │
│        │факторы при плавании судна;              │        │       │                  │            │
│        │  использовать технические средства      │        │       │                  │            │
│        │судовождения, средства связи и           │        │       │                  │            │
│        │радионавигационные приборы;              │        │       │                  │            │
│        │  выполнять предварительную прокладку;   │        │       │                  │            │
│        │  использовать навигационные карты;      │        │       │                  │            │
│        │  вести счисление пути судна на карте с  │        │       │                  │            │
│        │учетом различных внешних факторов;       │        │       │                  │            │
│        │  определять местоположения судна        │        │       │                  │            │
│        │различными способами;                    │        │       │                  │            │
│        │  выполнять проработку маршрута перехода │        │       │                  │            │
│        │судна;                                   │        │       │                  │            │
│        │  производить корректуру карт, лоций и   │        │       │                  │            │
│        │других навигационных пособий, необходимых│        │       │                  │            │
│        │для плавания;                            │        │       │                  │            │
│        │  использовать радиолокационную          │        │       │                  │            │
│        │информацию;                              │        │       │                  │            │
│        │  использовать оборудование Глобальной   │        │       │                  │            │
│        │морской системы связи при бедствии       │        │       │                  │            │
│        │(ГМССБ);                                 │        │       │                  │            │
│        │  выполнять требования по безопасной     │        │       │                  │            │
│        │погрузке, размещению, перевозке и        │        │       │                  │            │
│        │выгрузке грузов;                         │        │       │                  │            │
│        │  обеспечивать безопасность членов       │        │       │                  │            │
│        │экипажа судна и пассажиров;              │        │       │                  │            │
│        │  вести судовую документацию;            │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  требования нормативных документов по   │        │       │                  │            │
│        │обеспечению безопасности судна, людей,   │        │       │                  │            │
│        │грузов, технической эксплуатации судна,  │        │       │                  │            │
│        │судовой и водолазной техники;            │        │       │                  │            │
│        │  устав службы на судах;                 │        │       │                  │            │
│        │  правила плавания;                      │        │       │                  │            │
│        │  организацию штурманской службы на      │        │       │                  │            │
│        │судах;                                   │        │       │                  │            │
│        │  основные понятия и определения         │        │       │                  │            │
│        │навигации и лоции;                       │        │       │                  │            │
│        │  назначение, классификацию и компоновку │        │       │                  │            │
│        │навигационных карт;                      │        │       │                  │            │
│        │  судовую коллекцию карт и пособий, их   │        │       │                  │            │
│        │корректуру и учет;                       │        │       │                  │            │
│        │  условные знаки на навигационных картах;│        │       │                  │            │
│        │  средства навигационного оборудования и │        │       │                  │            │
│        │ограждений;                              │        │       │                  │            │
│        │  навигационные пособия и руководства для│        │       │                  │            │
│        │плавания;                                │        │       │                  │            │
│        │  определение направлений и расстояний на│        │       │                  │            │
│        │картах;                                  │        │       │                  │            │
│        │  графическое и аналитическое счисление  │        │       │                  │            │
│        │пути судна;                              │        │       │                  │            │
│        │  способы определения места судна;       │        │       │                  │            │
│        │  выполнение предварительной прокладки   │        │       │                  │            │
│        │пути судна на картах;                    │        │       │                  │            │
│        │  мероприятия по обеспечению плавания    │        │       │                  │            │
│        │судна в особых условиях;                 │        │       │                  │            │
│        │  эксплуатационные, мореходные и         │        │       │                  │            │
│        │маневренные характеристики судна;        │        │       │                  │            │
│        │  порядок маневрирования при швартовых   │        │       │                  │            │
│        │операциях;                               │        │       │                  │            │
│        │  порядок маневрирования при съемке и    │        │       │                  │            │
│        │постановке судна на якорь;               │        │       │                  │            │
│        │  особенности плавания во льдах;         │        │       │                  │            │
│        │  методы снятия судна с мели и буксировки│        │       │                  │            │
│        │судов;                                   │        │       │                  │            │
│        │  правила эксплуатации технических       │        │       │                  │            │
│        │средств судовождения, связи и            │        │       │                  │            │
│        │радионавигационных приборов;             │        │       │                  │            │
│        │  способы ведения радиолокационной       │        │       │                  │            │
│        │прокладки;                               │        │       │                  │            │
│        │  способы маневрирования для             │        │       │                  │            │
│        │предотвращения ситуации чрезмерного      │        │       │                  │            │
│        │сближения;                               │        │       │                  │            │
│        │  основы автоматизации управления        │        │       │                  │            │
│        │движением судна, систему управления      │        │       │                  │            │
│        │рулевым приводом;                        │        │       │                  │            │
│        │  водолазные сигналы и порядок проведения│        │       │                  │            │
│        │водолазных спусков с судна;              │        │       │                  │            │
│        │  правила ведения судовой документации   │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│ПМ.02   │Эксплуатация и техническое обслуживание  │        │       │МДК.02.01. Судовые│ОК 1 - 7    │
│        │двигателей, вспомогательных механизмов   │        │       │энергетические    │ПК 2.1 - 2.3│
│        │и судовых систем маломерных судов        │        │       │установки,        │            │
│        │В результате изучения профессионального  │        │       │вспомогательные   │            │
│        │модуля обучающийся должен:               │        │       │механизмы и       │            │
│        │иметь практический опыт:                 │        │       │судовые системы   │            │
│        │  технического обслуживания и ремонта    │        │       │                  │            │
│        │двигателей, вспомогательных механизмов   │        │       │                  │            │
│        │и судовых систем маломерных судов;       │        │       │                  │            │
│        │уметь:                                   │        │       │                  │            │
│        │  подготавливать к пуску, пускать,       │        │       │                  │            │
│        │включать в работу и прекращать работу    │        │       │                  │            │
│        │судовых двигателей, котлов,              │        │       │                  │            │
│        │вспомогательных механизмов и             │        │       │                  │            │
│        │оборудования, обслуживающих эти          │        │       │                  │            │
│        │установки;                               │        │       │                  │            │
│        │  обеспечивать техническую эксплуатацию  │        │       │                  │            │
│        │судовых двигателей, вспомогательных      │        │       │                  │            │
│        │механизмов, валопроводов и судовых систем│        │       │                  │            │
│        │маломерных судов;                        │        │       │                  │            │
│        │  осуществлять контроль за работой       │        │       │                  │            │
│        │двигателей и других судовых механизмов   │        │       │                  │            │
│        │маломерных судов и своевременно          │        │       │                  │            │
│        │предупреждать, и устранять их            │        │       │                  │            │
│        │неисправности;                           │        │       │                  │            │
│        │  выполнять техническое обслуживание и   │        │       │                  │            │
│        │ремонт судовых двигателей,               │        │       │                  │            │
│        │вспомогательных механизмов, валопроводов │        │       │                  │            │
│        │и судовых систем маломерных судов;       │        │       │                  │            │
│        │  подготавливать техническую документацию│        │       │                  │            │
│        │для ремонта судовых двигателей,          │        │       │                  │            │
│        │механизмов и систем;                     │        │       │                  │            │
│        │  организовывать и осуществлять контроль │        │       │                  │            │
│        │за правильным хранением и использованием │        │       │                  │            │
│        │запасных частей, топлива, масла и других │        │       │                  │            │
│        │материальных средств;                    │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  виды судовых энергетических устройств, │        │       │                  │            │
│        │вспомогательных механизмов и судовых     │        │       │                  │            │
│        │систем;                                  │        │       │                  │            │
│        │  принципы работы судовых двигателей,    │        │       │                  │            │
│        │судовых вспомогательных механизмов;      │        │       │                  │            │
│        │  устройство и техническое обслуживание  │        │       │                  │            │
│        │судовых двигателей, вспомогательных      │        │       │                  │            │
│        │механизмов, судовых систем валопроводов, │        │       │                  │            │
│        │палубных и промысловых механизмов        │        │       │                  │            │
│        │маломерных  судов;                       │        │       │                  │            │
│        │  параметры технической эксплуатации     │        │       │                  │            │
│        │двигателей, вспомогательных механизмов,  │        │       │                  │            │
│        │электрооборудования и других             │        │       │                  │            │
│        │обеспечивающих их работу систем, а       │        │       │                  │            │
│        │также типовые причины их неисправностей  │        │       │                  │            │
│        │и способы их устранения;                 │        │       │                  │            │
│        │  технологию ремонта судовых двигателей, │        │       │                  │            │
│        │механизмов и устройств;                  │        │       │                  │            │
│        │  правила хранения и использования       │        │       │                  │            │
│        │материальных средств, запасных частей    │        │       │                  │            │
│        │топлива, масла и расходования            │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│ПМ.03   │Обеспечение безопасности плавания        │        │       │МДК.03.01.        │ОК 1 - 7    │
│        │  В результате изучения профессионального│        │       │Безопасность      │ПК 3.1 - 3.7│
│        │модуля обучающийся должен:               │        │       │жизнедеятельности │            │
│        │иметь практический опыт:                 │        │       │на судне          │            │
│        │  действий по тревогам;                  │        │       │                  │            │
│        │  борьбы за живучесть судна;             │        │       │                  │            │
│        │  выполнения указаний при оставлении     │        │       │                  │            │
│        │судна;                                   │        │       │                  │            │
│        │  использования коллективных и           │        │       │                  │            │
│        │индивидуальных спасательных средств;     │        │       │                  │            │
│        │  использования средств индивидуальной   │        │       │                  │            │
│        │защиты;                                  │        │       │                  │            │
│        │  действий при оказании первой           │        │       │                  │            │
│        │медицинской помощи;                      │        │       │                  │            │
│        │  устранения последствий различных       │        │       │                  │            │
│        │аварий;                                  │        │       │                  │            │
│        │уметь:                                   │        │       │                  │            │
│        │  действовать при различных авариях;     │        │       │                  │            │
│        │  применять средства и системы           │        │       │                  │            │
│        │пожаротушения;                           │        │       │                  │            │
│        │  применять средства по борьбе с водой;  │        │       │                  │            │
│        │  пользоваться средствами подачи сигналов│        │       │                  │            │
│        │аварийно-предупредительной сигнализации  │        │       │                  │            │
│        │в случае происшествия или угрозы         │        │       │                  │            │
│        │происшествия;                            │        │       │                  │            │
│        │  применять меры защиты и безопасности   │        │       │                  │            │
│        │пассажиров в аварийных ситуациях;        │        │       │                  │            │
│        │  производить спуск и подъем спасательных│        │       │                  │            │
│        │и дежурных шлюпок, спасательных плотов;  │        │       │                  │            │
│        │  управлять коллективными спасательными  │        │       │                  │            │
│        │средствами;                              │        │       │                  │            │
│        │  предотвращать неразрешенный доступ на  │        │       │                  │            │
│        │судно;                                   │        │       │                  │            │
│        │  оказывать первую медицинскую помощь, в │        │       │                  │            │
│        │том числе под руководством               │        │       │                  │            │
│        │квалифицированных специалистов с         │        │       │                  │            │
│        │применением средств связи;               │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  нормативно-правовые документы в области│        │       │                  │            │
│        │безопасности плавания и обеспечения      │        │       │                  │            │
│        │транспортной безопасности;               │        │       │                  │            │
│        │  расписание по тревогам, виды и сигналы │        │       │                  │            │
│        │тревог;                                  │        │       │                  │            │
│        │  порядок действий при авариях;          │        │       │                  │            │
│        │  мероприятия по обеспечению             │        │       │                  │            │
│        │противопожарной безопасности на судне;   │        │       │                  │            │
│        │  особенности тушения пожаров в различных│        │       │                  │            │
│        │судовых помещениях;                      │        │       │                  │            │
│        │  виды средств индивидуальной защиты;    │        │       │                  │            │
│        │  мероприятия по обеспечению             │        │       │                  │            │
│        │непотопляемости судна;                   │        │       │                  │            │
│        │  методы восстановления остойчивости и   │        │       │                  │            │
│        │спрямления аварийного судна;             │        │       │                  │            │
│        │  виды и способы подачи сигналов         │        │       │                  │            │
│        │бедствия;                                │        │       │                  │            │
│        │  способы выживания на воде;             │        │       │                  │            │
│        │  виды коллективных и индивидуальных     │        │       │                  │            │
│        │спасательных средств и их снабжения;     │        │       │                  │            │
│        │  устройства спуска и подъема            │        │       │                  │            │
│        │спасательных средств;                    │        │       │                  │            │
│        │  порядок действий при поиске и спасании;│        │       │                  │            │
│        │  порядок действий при оказании первой   │        │       │                  │            │
│        │медицинской помощи;                      │        │       │                  │            │
│        │  мероприятия по обеспечению транспортной│        │       │                  │            │
│        │безопасности;                            │        │       │                  │            │
│        │  комплекс мер по предотвращению         │        │       │                  │            │
│        │загрязнения окружающей среды             │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│ФК.00   │Физическая культура                      │   80   │  40   │                  │ОК 1        │
│        │В результате освоения раздела            │        │       │                  │ОК 2        │
│        │обучающийся должен:                      │        │       │                  │ОК 6        │
│        │уметь:                                   │        │       │                  │ОК 7        │
│        │  использовать физкультурно-             │        │       │                  │            │
│        │оздоровительную деятельность для         │        │       │                  │            │
│        │укрепления здоровья, достижения          │        │       │                  │            │
│        │жизненных и профессиональных целей;      │        │       │                  │            │
│        │знать:                                   │        │       │                  │            │
│        │  о роли физической культуры в           │        │       │                  │            │
│        │общекультурном, профессиональном и       │        │       │                  │            │
│        │социальном развитии человека;            │        │       │                  │            │
│        │  основы здорового образа жизни          │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │Вариативная часть циклов ОПОП            │  216   │  144  │                  │            │
│        │(определяется образовательным            │        │       │                  │            │
│        │учреждением)                             │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│        │Итого по обязательной части ОПОП,        │        │       │                  │            │
│        │включая раздел "Физическая культура", и  │  1080  │  720  │                  │            │
│        │вариативной части ОПОП                   │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│УП.00   │Учебная практика (производственное       │        │       │                  │ОК 1 - 7    │
│        │обучение)                                │        │       │                  │ПК 1.1 - 3.7│
├────────┼─────────────────────────────────────────┤ 19 нед.│  684  ├──────────────────┤            │
│ПП.00   │Производственная практика                │        │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│ПА.00   │Промежуточная аттестация                 │ 1 нед. │       │                  │            │
├────────┼─────────────────────────────────────────┼────────┼───────┼──────────────────┼────────────┤
│ГИА.00  │Государственная (итоговая) аттестация    │ 1 нед. │       │                  │            │
└────────┴─────────────────────────────────────────┴────────┴───────┴──────────────────┴────────────┘

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

┌─────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"   │    20 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Учебная практика (производственное обучение)                 │           │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┤    19 нед.│
│Производственная практика                                    │           │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Промежуточная аттестация                                     │     1 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Государственная (итоговая) аттестация                        │     1 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Каникулярное время                                           │     2 нед.│
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Итого                                                        │    43 нед.│
└─────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной
    нагрузке 36 часов в неделю)                                 57 нед.
    промежуточная аттестация                                    3 нед.
    каникулярное время                                          13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

Кабинеты:

инженерной графики;

механики;

электроники и электротехники;

материаловедения;

теории и устройства судна;

навигации и лоции;

безопасности жизнедеятельности;

обеспечения безопасности плавания.

Лаборатории:

управления судном и технических средств судовождения;

судовых энергетических установок, вспомогательных механизмов, систем и технических устройств;

тренажерной подготовки судоводителей.

Мастерские:

слесарно-механические;

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления