Приказ Минобрнауки РФ от 20.04.2010 N 405 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 131003.02 Оператор по ремонту скважин
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 апреля 2010 г. N 405
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
131003.02 ОПЕРАТОР ПО РЕМОНТУ СКВАЖИН
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 131003.02 Оператор по ремонту скважин и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
А.ФУРСЕНКО
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 20 апреля 2010 г. N 405
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
131003.02 ОПЕРАТОР ПО РЕМОНТУ СКВАЖИН
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 131003.02 Оператор по ремонту скважин всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ПК - профессиональная компетенция;
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
┌───────────────────┬─────────────────────────────────┬───────────────────┐ │ Образовательная │ Наименование квалификации │ Нормативный срок │ │ база приема │ (профессий по Общероссийскому │ освоения ОПОП при │ │ │классификатору профессий рабочих,│ очной форме │ │ │ должностей служащих и тарифных │ получения │ │ │ разрядов) (ОК 016-94) <*> │ образования │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────┼───────────────────┤ │на базе среднего │Оператор по подземному ремонту │ 10 мес. │ │(полного) общего │скважин │ │ │образования │Оператор по подготовке скважин к │ │ ├───────────────────┤капитальному и подземному ├───────────────────┤ │на базе основного │ремонтам │ 2 года 5 мес. <**>│ │общего образования │Помощник бурильщика капитального │ │ │ │ремонта скважин │ │ │ │Машинист подъемника │ │ └───────────────────┴─────────────────────────────────┴───────────────────┘
--------------------------------
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
оператор по подземному ремонту скважин - оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам;
помощник бурильщика капитального ремонта скважин - оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам;
машинист подъемника - оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: проведение работ при капитальном и подземном ремонте скважин, освоении скважин, обслуживании и эксплуатации оборудования, подъемных механизмов и сооружений, контрольно-измерительных приборов под руководством лиц технического надзора.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ремонте скважин;
передвижные подъемные сооружения и механизмы, подъемно-транспортное оборудование;
контрольно-измерительные приборы;
технологические процессы капитального и подземного ремонта скважин, освоения скважин;
промывочные жидкости и растворы, тампонирующие смеси, химические реагенты.
4.3. Обучающийся по профессии Оператор по ремонту скважин готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Подготовка скважин к капитальному и подземному ремонтам.
4.3.2. Капитальный ремонт скважин.
4.3.3. Подземный ремонт скважин.
4.3.4. Эксплуатация и обслуживание нефтепромыслового оборудования, подъемно-транспортных средств и вспомогательных механизмов.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Подготовка скважин к капитальному и подземному ремонтам.
ПК 1.1. Устанавливать и центрировать подъемные сооружения на устье скважины.
ПК 1.2. Производить монтаж и устранение неполадок оборудования для подвески и установки труб, приспособлений для отвода в сторону головки балансира.
ПК 1.3. Приготавливать и применять растворы для глушения скважин.
ПК 1.4. Выполнять такелажные, плотничные, слесарные и земляные работы по подготовке скважин к ремонту.
5.2.2. Капитальный ремонт скважин.
ПК 2.1. Выполнять верховые работы по установке насосно-компрессорных и бурильных труб.
ПК 2.2. Контролировать параметры работы промывочных насосов, состояние ротора с приводом, параметры жидкости глушения, тампонирующих смесей и химических реагентов.
ПК 2.3. Осуществлять подвеску вспомогательных механизмов и установку автоматических ключей.
ПК 2.4. Производить очистку циркуляционной системы от шлама.
ПК 2.5. Выполнять работы по установке и укладке бурильных насосно-компрессорных труб.
ПК 2.6. Участвовать в проведении кислотных и гидротермических обработок скважин, в производстве ловильных, исследовательских и прострелочных работ, в сборке-разборке и опробовании забойных двигателей.
ПК 2.7. Включать и выключать электрооборудование и осветительную аппаратуру на скважине.
5.2.3. Подземный ремонт скважин.
ПК 3.1. Производить техническое обслуживание оборудования, средств механизации и автоматизации спускоподъемных операций.
ПК 3.2. Производить промывку эксплуатационной колонны через насосно-компрессорные трубы и инструмент.
ПК 3.3. Контролировать качество подготовки скважины к прострелочным работам и геофизическим исследованиям.
ПК 3.4. Производить техническое обслуживание, сборку и разборку устьевого оборудования скважин при различных способах эксплуатации.
ПК 3.5. Расставлять и обвязывать передвижные агрегаты, сооружения и канатную технику.
ПК 3.6. Выполнять работы по восстановлению и увеличению приемистости нагнетательных скважин.
5.2.4. Эксплуатация и обслуживание нефтепромыслового оборудования, подъемно-транспортных средств и вспомогательных механизмов.
ПК 4.1. Подготавливать к работе и управлять подъемником при испытании скважин.
ПК 4.2. Выполнять работы по монтажу и демонтажу подъемника, оснастке талевой системы, монтажу и обслуживанию вспомогательных механизмов.
ПК 4.3. Управлять лебедкой при спускоподъемных операциях.
ПК 4.4. Управлять силовым электрогенератором, установленным на подъемнике.
ПК 4.5. Управлять передвижной электростанцией.
ПК 4.6. Производить техническое обслуживание и текущий ремонт.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
учебная практика (производственное обучение);
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования
┌──────┬────────────────────────────────────────┬────────────┬────────────┬──────────────────┬────────────┐ │Индекс│ Наименование циклов, разделов, │ Всего │В т.ч. часов│ Индекс и │ Коды │ │ │ модулей, требования к знаниям, │максимальной│обязательных│ наименование │формируемых │ │ │ умениям, практическому опыту │ учебной │ учебных │ дисциплин, │компетенций │ │ │ │ нагрузки │ занятий │междисциплинарных │ │ │ │ │обучающегося│ │ курсов (МДК) │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ │Обязательная часть циклов ОПОП и │ 864 │ 576 │ │ │ │ │раздел "Физическая культура" │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ОП.00 │Общепрофессиональный цикл │ 300 │ 200 │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ │В результате изучения обязательной │ │ │ОП.01. │ОК 1 - 7 │ │ │части цикла обучающийся │ │ │Техническое │ПК 1.1 - 1.2│ │ │по общепрофессиональным дисциплинам │ │ │черчение │ПК 2.5 │ │ │должен: │ │ │ │ПК 3.4 │ │ │уметь: │ │ │ │ПК 4.2 │ │ │ читать и выполнять эскизы, рабочие и │ │ │ │ │ │ │сборочные чертежи несложных деталей, │ │ │ │ │ │ │технологических схем и аппаратов; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ общие сведения о сборочных чертежах, │ │ │ │ │ │ │назначение условностей и упрощений, │ │ │ │ │ │ │применяемых в чертежах, правила │ │ │ │ │ │ │оформления и чтения рабочих чертежей; │ │ │ │ │ │ │ основные положения конструкторской, │ │ │ │ │ │ │технологической и другой нормативной │ │ │ │ │ │ │документации; │ │ │ │ │ │ │ геометрические построения и правила │ │ │ │ │ │ │вычерчивания технических деталей, │ │ │ │ │ │ │способы графического представления │ │ │ │ │ │ │технологического оборудования и │ │ │ │ │ │ │выполнения технологических схем; │ │ │ │ │ │ │ требования стандартов Единой системы │ │ │ │ │ │ │конструкторской документации (ЕСКД) и │ │ │ │ │ │ │Единой системы технологической │ │ │ │ │ │ │документации (ЕСТД) к оформлению и │ │ │ │ │ │ │составлению чертежей и схем │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ │уметь: │ │ │ОП.02. │ОК 1 - 7 │ │ │ контролировать выполнение заземления, │ │ │Электротехника │ПК 2.7 │ │ │зануления; │ │ │ │ПК 3.1 │ │ │ производить контроль параметров работы│ │ │ │ПК 4.1 │ │ │электрооборудования; │ │ │ │ПК 4.4 │ │ │ пускать и останавливать │ │ │ │ПК 4.6 │ │ │электродвигатели, установленные на │ │ │ │ │ │ │эксплуатируемом оборудовании; │ │ │ │ │ │ │ рассчитывать параметры, составлять и │ │ │ │ │ │ │собирать схемы включения приборов при │ │ │ │ │ │ │измерении различных электрических │ │ │ │ │ │ │величин, электрических машин и │ │ │ │ │ │ │механизмов; │ │ │ │ │ │ │ снимать показания работы и │ │ │ │ │ │ │пользоваться электрооборудованием с │ │ │ │ │ │ │соблюдением норм техники безопасности │ │ │ │ │ │ │и правил эксплуатации; │ │ │ │ │ │ │ читать принципиальные, электрические и│ │ │ │ │ │ │монтажные схемы; │ │ │ │ │ │ │ проводить сращивание, спайку и │ │ │ │ │ │ │изоляцию проводов и контролировать │ │ │ │ │ │ │качество выполняемых работ; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ основные понятия о постоянном и │ │ │ │ │ │ │переменном электрическом токе, │ │ │ │ │ │ │последовательное и параллельное │ │ │ │ │ │ │соединение проводников и источников │ │ │ │ │ │ │тока, единицы измерения силы тока, │ │ │ │ │ │ │напряжения, мощности электрического │ │ │ │ │ │ │тока, сопротивления проводников, │ │ │ │ │ │ │электрических и магнитных полей; │ │ │ │ │ │ │ сущность и методы измерений │ │ │ │ │ │ │электрических величин, конструктивные │ │ │ │ │ │ │и технические характеристики │ │ │ │ │ │ │измерительных приборов; │ │ │ │ │ │ │ основные законы электротехники; │ │ │ │ │ │ │ типы и правила графического │ │ │ │ │ │ │изображения и составления │ │ │ │ │ │ │электрических схем; │ │ │ │ │ │ │ методы расчета электрических цепей; │ │ │ │ │ │ │ условные обозначения │ │ │ │ │ │ │электротехнических приборов и │ │ │ │ │ │ │электрических машин; │ │ │ │ │ │ │ основные элементы электрических сетей;│ │ │ │ │ │ │ принципы действия, устройство, │ │ │ │ │ │ │основные характеристики │ │ │ │ │ │ │электроизмерительных приборов, │ │ │ │ │ │ │электрических машин, аппаратуры │ │ │ │ │ │ │управления и защиты, схемы │ │ │ │ │ │ │электроснабжения; │ │ │ │ │ │ │ двигатели постоянного и переменного │ │ │ │ │ │ │тока, их устройство, принцип действия, │ │ │ │ │ │ │правила пуска, остановки; │ │ │ │ │ │ │ способы экономии электроэнергии; │ │ │ │ │ │ │ правила сращивания, спайки и изоляции │ │ │ │ │ │ │проводов; │ │ │ │ │ │ │ виды и свойства электротехнических │ │ │ │ │ │ │материалов; │ │ │ │ │ │ │ правила техники безопасности при │ │ │ │ │ │ │работе с электрическими приборами │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ │уметь: │ │ │ОП.03. Основы │ОК 1 - 7 │ │ │ выполнять основные слесарные работы │ │ │технической │ПК 1.2 │ │ │при техническом обслуживании и ремонте │ │ │механики и │ПК 1.4 │ │ │оборудования; │ │ │слесарных работ │ПК 2.5 │ │ │ пользоваться инструментами и │ │ │ │ПК 3.1 │ │ │контрольно-измерительными приборами │ │ │ │ПК 3.4 │ │ │при выполнении слесарных работ, │ │ │ │ │ │ │техническом обслуживании и ремонте │ │ │ │ │ │ │оборудования; │ │ │ │ │ │ │ собирать конструкции из деталей по │ │ │ │ │ │ │чертежам и схемам; │ │ │ │ │ │ │ читать кинематические схемы; │ │ │ │ │ │ │ определять напряжения в │ │ │ │ │ │ │конструкционных элементах; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ виды износа и деформации деталей и │ │ │ │ │ │ │узлов; │ │ │ │ │ │ │ виды слесарных работ и технологию их │ │ │ │ │ │ │выполнения при техническом │ │ │ │ │ │ │обслуживании и ремонте оборудования; │ │ │ │ │ │ │ виды смазочных материалов, требования │ │ │ │ │ │ │к свойствам масел, применяемых для │ │ │ │ │ │ │смазки узлов и деталей, правила │ │ │ │ │ │ │хранения смазочных материалов; │ │ │ │ │ │ │ кинематику механизмов, соединения │ │ │ │ │ │ │деталей машин, механические передачи, │ │ │ │ │ │ │виды и устройство передач; │ │ │ │ │ │ │ назначение и классификацию │ │ │ │ │ │ │подшипников; │ │ │ │ │ │ │ основные типы смазочных устройств; │ │ │ │ │ │ │ принципы организации слесарных работ; │ │ │ │ │ │ │ типы, назначение, устройство │ │ │ │ │ │ │редукторов; │ │ │ │ │ │ │ трение, его виды, роль трения в │ │ │ │ │ │ │технике; │ │ │ │ │ │ │ устройство и назначение инструментов и│ │ │ │ │ │ │контрольно-измерительных приборов, │ │ │ │ │ │ │используемых при выполнении слесарных │ │ │ │ │ │ │работ, техническом обслуживании и │ │ │ │ │ │ │ремонте оборудования; │ │ │ │ │ │ │ виды механизмов, их кинематические и │ │ │ │ │ │ │динамические характеристики; │ │ │ │ │ │ │ методику расчета элементов конструкций│ │ │ │ │ │ │на прочность, жесткость и устойчивость │ │ │ │ │ │ │при различных видах деформации │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ │уметь: │ │ │ОП.04. Охрана │ОК 1 - 7 │ │ │ оценивать состояние техники │ │ │труда │ПК 1.1 - 1.4│ │ │безопасности на производственном │ │ │ │ПК 2.1 - 2.7│ │ │объекте; │ │ │ │ПК 3.1 - 3.6│ │ │ пользоваться средствами индивидуальной│ │ │ │ПК 4.1 - 4.6│ │ │и групповой защиты; │ │ │ │ │ │ │ применять безопасные приемы труда на │ │ │ │ │ │ │территории организации и в │ │ │ │ │ │ │производственных помещениях; │ │ │ │ │ │ │ использовать экобиозащитную и │ │ │ │ │ │ │противопожарную технику; │ │ │ │ │ │ │ определять и проводить анализ │ │ │ │ │ │ │травмоопасных и вредных факторов в │ │ │ │ │ │ │сфере профессиональной деятельности; │ │ │ │ │ │ │ соблюдать правила безопасности труда, │ │ │ │ │ │ │производственной санитарии и пожарной │ │ │ │ │ │ │безопасности; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ виды и правила проведения инструктажей│ │ │ │ │ │ │по охране труда; │ │ │ │ │ │ │ возможные опасные и вредные факторы и │ │ │ │ │ │ │средства защиты; │ │ │ │ │ │ │ действие токсичных веществ на организм│ │ │ │ │ │ │человека; │ │ │ │ │ │ │ законодательство в области охраны │ │ │ │ │ │ │труда; │ │ │ │ │ │ │ меры предупреждения пожаров и взрывов;│ │ │ │ │ │ │ нормативные документы по охране труда │ │ │ │ │ │ │и здоровья, основы профгигиены, │ │ │ │ │ │ │профсанитарии и пожаробезопасности; │ │ │ │ │ │ │ общие требования безопасности на │ │ │ │ │ │ │территории организации и в │ │ │ │ │ │ │производственных помещениях; │ │ │ │ │ │ │ основные источники воздействия на │ │ │ │ │ │ │окружающую среду; │ │ │ │ │ │ │ основные причины возникновения пожаров│ │ │ │ │ │ │и взрывов; │ │ │ │ │ │ │ особенности обеспечения безопасных │ │ │ │ │ │ │условий труда на производстве; │ │ │ │ │ │ │ правовые и организационные основы │ │ │ │ │ │ │охраны труда в организации, систему │ │ │ │ │ │ │мер по безопасной эксплуатации опасных │ │ │ │ │ │ │производственных объектов и снижению │ │ │ │ │ │ │вредного воздействия на окружающую │ │ │ │ │ │ │среду, профилактические мероприятия по │ │ │ │ │ │ │технике безопасности и │ │ │ │ │ │ │производственной санитарии; │ │ │ │ │ │ │ права и обязанности работников в │ │ │ │ │ │ │области охраны труда; │ │ │ │ │ │ │ правила безопасной эксплуатации │ │ │ │ │ │ │установок и аппаратов; │ │ │ │ │ │ │ правила и нормы охраны труда, техники │ │ │ │ │ │ │безопасности, личной и производственной │ │ │ │ │ │ │санитарии и противопожарной защиты; │ │ │ │ │ │ │ предельно допустимые концентрации │ │ │ │ │ │ │(ПДК) вредных веществ и индивидуальные │ │ │ │ │ │ │средства защиты; │ │ │ │ │ │ │ принципы прогнозирования развития │ │ │ │ │ │ │событий и оценки последствий при │ │ │ │ │ │ │техногенных чрезвычайных ситуациях и │ │ │ │ │ │ │стихийных явлениях; │ │ │ │ │ │ │ средства и методы повышения │ │ │ │ │ │ │безопасности технических средств и │ │ │ │ │ │ │технологических процессов │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ │уметь: │ │ 32 │ОП.05. │ОК 1 - 7 │ │ │ организовывать и проводить мероприятия│ │ │Безопасность │ПК 1.1 - 1.4│ │ │по защите работающих и населения от │ │ │жизнедеятельности │ПК 2.1 - 2.7│ │ │негативных воздействий чрезвычайных │ │ │ │ПК 3.1 - 3.6│ │ │ситуаций; │ │ │ │ПК 4.1 - 4.6│ │ │ предпринимать профилактические меры │ │ │ │ │ │ │для снижения уровня опасностей │ │ │ │ │ │ │различного вида и их последствий в │ │ │ │ │ │ │профессиональной деятельности и быту; │ │ │ │ │ │ │ использовать средства индивидуальной и│ │ │ │ │ │ │коллективной защиты от оружия │ │ │ │ │ │ │массового поражения; │ │ │ │ │ │ │ применять первичные средства │ │ │ │ │ │ │пожаротушения; │ │ │ │ │ │ │ ориентироваться в перечне │ │ │ │ │ │ │военно-учетных специальностей и │ │ │ │ │ │ │самостоятельно определять среди них │ │ │ │ │ │ │родственные полученной профессии; │ │ │ │ │ │ │ применять профессиональные знания в │ │ │ │ │ │ │ходе исполнения обязанностей военной │ │ │ │ │ │ │службы на воинских должностях в │ │ │ │ │ │ │соответствии с полученной профессией; │ │ │ │ │ │ │ владеть способами бесконфликтного │ │ │ │ │ │ │общения и саморегуляции в повседневной │ │ │ │ │ │ │деятельности и экстремальных условиях │ │ │ │ │ │ │военной службы; │ │ │ │ │ │ │ оказывать первую помощь пострадавшим; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ принципы обеспечения устойчивости │ │ │ │ │ │ │объектов экономики, прогнозирования │ │ │ │ │ │ │развития событий и оценки последствий │ │ │ │ │ │ │при техногенных чрезвычайных ситуациях │ │ │ │ │ │ │и стихийных явлениях, в том числе в │ │ │ │ │ │ │условиях противодействия терроризму │ │ │ │ │ │ │как серьезной угрозе национальной │ │ │ │ │ │ │безопасности России; │ │ │ │ │ │ │ основные виды потенциальных опасностей│ │ │ │ │ │ │и их последствия в профессиональной │ │ │ │ │ │ │деятельности и быту, принципы снижения │ │ │ │ │ │ │вероятности их реализации; │ │ │ │ │ │ │ основы военной службы и обороны │ │ │ │ │ │ │государства; │ │ │ │ │ │ │ задачи и основные мероприятия │ │ │ │ │ │ │гражданской обороны; │ │ │ │ │ │ │ способы защиты населения от оружия │ │ │ │ │ │ │массового поражения; меры пожарной │ │ │ │ │ │ │безопасности и правила безопасного │ │ │ │ │ │ │поведения при пожарах; │ │ │ │ │ │ │ организацию и порядок призыва граждан │ │ │ │ │ │ │на военную службу и поступления на нее │ │ │ │ │ │ │в добровольном порядке; │ │ │ │ │ │ │ основные виды вооружения, военной │ │ │ │ │ │ │техники и специального снаряжения, │ │ │ │ │ │ │состоящих на вооружении (оснащении) │ │ │ │ │ │ │воинских подразделений, в которых │ │ │ │ │ │ │имеются военно-учетные специальности, │ │ │ │ │ │ │родственные профессиям НПО; │ │ │ │ │ │ │ область применения получаемых │ │ │ │ │ │ │профессиональных знаний при исполнении │ │ │ │ │ │ │обязанностей военной службы; │ │ │ │ │ │ │ порядок и правила оказания первой │ │ │ │ │ │ │помощи пострадавшим │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │П.00 │Профессиональный цикл │ 484 │ 336 │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ПМ.00 │Профессиональные модули │ 484 │ 336 │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ПМ.01 │Подготовка скважин к капитальному и │ │ │МДК.01.01. │ОК 1 - 7 │ │ │подземному ремонтам │ │ │Технология │ПК 1.1 - 1.4│ │ │В результате изучения профессионального │ │ │подготовки скважин│ │ │ │модуля обучающийся должен: │ │ │к ремонту │ │ │ │иметь практический опыт: │ │ │ │ │ │ │ установки и центрирования подъемных │ │ │ │ │ │ │сооружений на устье скважины; │ │ │ │ │ │ │ монтажа и устранения неполадок │ │ │ │ │ │ │оборудования для подвески и установки │ │ │ │ │ │ │труб, приспособлений для отвода │ │ │ │ │ │ │головки балансира; │ │ │ │ │ │ │ приготовления и применения растворов │ │ │ │ │ │ │для глушения скважин; │ │ │ │ │ │ │ выполнения такелажных, плотничных, │ │ │ │ │ │ │слесарных и земляных работ по │ │ │ │ │ │ │подготовке скважин к ремонту; │ │ │ │ │ │ │уметь: │ │ │ │ │ │ │ оформлять документацию на ремонт и │ │ │ │ │ │ │составлять план ремонтных работ; │ │ │ │ │ │ │ выполнять основные виды плотничных, │ │ │ │ │ │ │такелажных, слесарных работ; │ │ │ │ │ │ │ выполнять правила погрузки и выгрузки,│ │ │ │ │ │ │транспортировки и хранения оборудования,│ │ │ │ │ │ │осмотра вышки и мачты; │ │ │ │ │ │ │ применять правила безопасности труда │ │ │ │ │ │ │при подготовительных работах на │ │ │ │ │ │ │скважинах; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ правила установки и центрирования │ │ │ │ │ │ │подъемных сооружений на устье │ │ │ │ │ │ │скважины; │ │ │ │ │ │ │ устройство и монтаж оборудования для │ │ │ │ │ │ │подвески и установки труб, │ │ │ │ │ │ │приспособлений для отвода в сторону │ │ │ │ │ │ │головки балансира; │ │ │ │ │ │ │ способы приготовления различных │ │ │ │ │ │ │растворов для глушения скважин, методы │ │ │ │ │ │ │их применения; │ │ │ │ │ │ │ основные виды плотничных и такелажных │ │ │ │ │ │ │слесарных и земляных работ; │ │ │ │ │ │ │ способы и методы глушения скважин │ │ │ │ │ │ │различными растворами │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ПМ.02 │Капитальный ремонт скважин │ │ │МДК.02.01. │ОК 1 - 7 │ │ │В результате изучения профессионального │ │ │Технология │ПК 2.1 - 2.7│ │ │модуля обучающийся │ │ │производства работ│ │ │ │должен: │ │ │по капитальному │ │ │ │иметь практический опыт: │ │ │ремонту скважин │ │ │ │ выполнения верховых работ по установке│ │ │ │ │ │ │насосно-компрессорных и бурильных │ │ │ │ │ │ │труб; │ │ │ │ │ │ │ контроля параметров работы промывочных│ │ │ │ │ │ │насосов, состояния ротора с приводом, │ │ │ │ │ │ │параметров жидкости глушения, │ │ │ │ │ │ │тампонирующих смесей и химических │ │ │ │ │ │ │реагентов; │ │ │ │ │ │ │ подвески вспомогательных механизмов и │ │ │ │ │ │ │установки автоматических ключей; │ │ │ │ │ │ │ очистки циркуляционной системы от │ │ │ │ │ │ │шлама; │ │ │ │ │ │ │ выполнения работ по установке и │ │ │ │ │ │ │укладке бурильных насосно-компрессорных │ │ │ │ │ │ │труб; │ │ │ │ │ │ │ проведения кислотных и │ │ │ │ │ │ │гидротермических обработок скважин, │ │ │ │ │ │ │ловильных, исследовательских и │ │ │ │ │ │ │прострелочных работ, сборки, разборки │ │ │ │ │ │ │и опробования забойных двигателей под │ │ │ │ │ │ │руководством квалифицированных │ │ │ │ │ │ │специалистов; │ │ │ │ │ │ │ включения и выключения │ │ │ │ │ │ │электрооборудования и осветительной │ │ │ │ │ │ │аппаратуры на скважине; │ │ │ │ │ │ │уметь: │ │ │ │ │ │ │ осуществлять пуск промывочных насосов;│ │ │ │ │ │ │ устанавливать трубы за палец и │ │ │ │ │ │ │укладывать их на мостки при спуске и │ │ │ │ │ │ │подъеме бурильных и насосно- │ │ │ │ │ │ │компрессорных труб; │ │ │ │ │ │ │ проводить замер труб; │ │ │ │ │ │ │ подготавливать ключи, элеваторы и │ │ │ │ │ │ │автоматы для свинчивания и │ │ │ │ │ │ │развинчивания труб и штанг к │ │ │ │ │ │ │спускоподъемным операциям; │ │ │ │ │ │ │ приготавливать тампонирующие смеси и │ │ │ │ │ │ │химические реагенты; │ │ │ │ │ │ │ проводить кислотные и гидротермические│ │ │ │ │ │ │обработки скважин; │ │ │ │ │ │ │ выполнять операции по ремонту скважины│ │ │ │ │ │ │канатным методом; │ │ │ │ │ │ │ подключать и отключать │ │ │ │ │ │ │электрооборудование и осветительную │ │ │ │ │ │ │аппаратуру на скважине; │ │ │ │ │ │ │ снимать показания контрольно- │ │ │ │ │ │ │измерительных приборов; │ │ │ │ │ │ │ ремонтировать полы, мостки и маршевые │ │ │ │ │ │ │лестницы, полати; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ конструкции скважин, характер и │ │ │ │ │ │ │особенности производимых работ; │ │ │ │ │ │ │ технологии подготовки скважин к │ │ │ │ │ │ │капитальному ремонту и производства │ │ │ │ │ │ │работ по капитальному ремонту скважин; │ │ │ │ │ │ │ технологию установки насосно- │ │ │ │ │ │ │компрессорных и бурильных труб; │ │ │ │ │ │ │ порядок пуска промывочных насосов, их │ │ │ │ │ │ │конструкцию, устройство контрольно- │ │ │ │ │ │ │измерительных приборов; │ │ │ │ │ │ │ способы подвески машинных и установки │ │ │ │ │ │ │автоматических ключей; │ │ │ │ │ │ │ методы очистки циркуляционной системы;│ │ │ │ │ │ │ устройство и правила эксплуатации │ │ │ │ │ │ │талевой системы; │ │ │ │ │ │ │ устройство подъемных сооружений и │ │ │ │ │ │ │механизмов; │ │ │ │ │ │ │ последовательность операций при спуске│ │ │ │ │ │ │и подъеме труб, штанг и при наращивании │ │ │ │ │ │ │инструмента; │ │ │ │ │ │ │ способы замера труб; │ │ │ │ │ │ │ типы и размеры элеваторов, подъемных │ │ │ │ │ │ │крюков, талевых блоков, кронблоков, │ │ │ │ │ │ │вертлюгов и канатов, способы подготовки │ │ │ │ │ │ │к спускоподъемным операциям; │ │ │ │ │ │ │ устройство маршевых лестниц, полатей; │ │ │ │ │ │ │ сведения о применяемых тампонирующих │ │ │ │ │ │ │смесях, химических реагентах, │ │ │ │ │ │ │глинистых растворах и способы их │ │ │ │ │ │ │приготовления; │ │ │ │ │ │ │ приемы ловильных, исследовательских и │ │ │ │ │ │ │прострелочных работ, их выполнение; │ │ │ │ │ │ │ методы освоения скважин; │ │ │ │ │ │ │ технологию ремонта скважины канатным │ │ │ │ │ │ │методом; │ │ │ │ │ │ │ правила сборки и разборки турбобуров и│ │ │ │ │ │ │забойных двигателей; │ │ │ │ │ │ │ устройство и обслуживание │ │ │ │ │ │ │контрольно-измерительных приборов, │ │ │ │ │ │ │правила снятия показаний; │ │ │ │ │ │ │ правила подключения и отключения │ │ │ │ │ │ │электрооборудования и осветительной │ │ │ │ │ │ │аппаратуры на скважине; │ │ │ │ │ │ │ слесарные работы │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ПМ.03 │Подземный ремонт скважин │ │ │МДК.03.01. │ОК 1 - 7 │ │ │В результате изучения профессионального │ │ │Технология │ПК 3.1 - 3.6│ │ │модуля обучающийся должен: │ │ │подземного ремонта│ │ │ │иметь практический опыт: │ │ │скважин │ │ │ │ технического обслуживания │ │ │ │ │ │ │оборудования, средств механизации и │ │ │ │ │ │ │автоматизации спускоподъемных │ │ │ │ │ │ │операций; │ │ │ │ │ │ │ промывки эксплуатационной колонны │ │ │ │ │ │ │через насосно-компрессорные трубы и │ │ │ │ │ │ │инструмент; │ │ │ │ │ │ │ контроля качества подготовки скважины │ │ │ │ │ │ │к прострелочным работам и │ │ │ │ │ │ │геофизическим исследованиям; │ │ │ │ │ │ │ технического обслуживания, сборки и │ │ │ │ │ │ │разборки устьевого оборудования скважин │ │ │ │ │ │ │при различных способах эксплуатации; │ │ │ │ │ │ │ расстановки и обвязки передвижных │ │ │ │ │ │ │агрегатов, сооружений и канатной │ │ │ │ │ │ │техники; │ │ │ │ │ │ │ выполнения работ по восстановлению и │ │ │ │ │ │ │увеличению приемистости нагнетательных │ │ │ │ │ │ │скважин; │ │ │ │ │ │ │уметь: │ │ │ │ │ │ │ выбирать оборудование в зависимости от│ │ │ │ │ │ │глубины скважины, вида ремонта, │ │ │ │ │ │ │геологических и местных условий; │ │ │ │ │ │ │ определять виды и назначение │ │ │ │ │ │ │агрегатов, механизмов, инструментов и │ │ │ │ │ │ │приспособлений при технической │ │ │ │ │ │ │эксплуатации; │ │ │ │ │ │ │ читать чертежи схем расположения и │ │ │ │ │ │ │обвязки оборудования на скважинах; │ │ │ │ │ │ │ производить смену однорядного и │ │ │ │ │ │ │двухрядного лифтов, запарафиненных │ │ │ │ │ │ │труб, глубинных насосов, оборудования │ │ │ │ │ │ │раздельной эксплуатации, газлифтных │ │ │ │ │ │ │клапанов; │ │ │ │ │ │ │ изменять погружение глубинных насосов,│ │ │ │ │ │ │ликвидировать обрывы и отвороты штанг; │ │ │ │ │ │ │ разбирать и чистить газовые и песочные│ │ │ │ │ │ │якоря; │ │ │ │ │ │ │ промывать и чистить скважины от │ │ │ │ │ │ │песчаных пробок, глинистого раствора; │ │ │ │ │ │ │ промывать скважины горячей нефтью и │ │ │ │ │ │ │другими химическими реагентами; │ │ │ │ │ │ │ ликвидировать гидратные пробки в │ │ │ │ │ │ │стволе скважин, очищать │ │ │ │ │ │ │эксплуатационную колонну от парафина, │ │ │ │ │ │ │отложений солей и смол; │ │ │ │ │ │ │ собирать и разбирать устьевое │ │ │ │ │ │ │оборудование скважин при различных │ │ │ │ │ │ │способах эксплуатации; │ │ │ │ │ │ │ выполнять погрузочно-разгрузочные │ │ │ │ │ │ │работы, связанные с подземным ремонтом │ │ │ │ │ │ │скважин; │ │ │ │ │ │ │ устанавливать и крепить передвижные │ │ │ │ │ │ │агрегаты и сооружения; │ │ │ │ │ │ │ подключать и отключать │ │ │ │ │ │ │электрооборудование и осветительную │ │ │ │ │ │ │аппаратуру на скважинах, оснащенных │ │ │ │ │ │ │штепсельными разъемами; │ │ │ │ │ │ │ применять правила безопасности труда │ │ │ │ │ │ │при эксплуатации оборудования, │ │ │ │ │ │ │инструментов и приспособлений; │ │ │ │ │ │ │ применять правила безопасности труда │ │ │ │ │ │ │при спускоподьемных операциях; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ виды работ при ремонте скважин, │ │ │ │ │ │ │порядок их выполнения; │ │ │ │ │ │ │ устройство и принцип действия │ │ │ │ │ │ │автоматов для механизированного │ │ │ │ │ │ │свинчивания и развинчивания │ │ │ │ │ │ │насосно-компрессорных труб и штанг, │ │ │ │ │ │ │кабеленаматывателя, индикатора веса, │ │ │ │ │ │ │средств механизации и автоматизации │ │ │ │ │ │ │спускоподъемных операций; │ │ │ │ │ │ │ типы газопесочных якорей и их │ │ │ │ │ │ │применение; │ │ │ │ │ │ │ расчет процесса промывки песчаной │ │ │ │ │ │ │пробки; │ │ │ │ │ │ │ способы и технологию промывки скважин;│ │ │ │ │ │ │ технологию очистки скважин от │ │ │ │ │ │ │гидратных пробок, парафина, отложений │ │ │ │ │ │ │солей и смол; │ │ │ │ │ │ │ технологию подготовки скважин к │ │ │ │ │ │ │прострелочным работам, способы │ │ │ │ │ │ │геофизических исследований; │ │ │ │ │ │ │ устройство и технологию ремонта │ │ │ │ │ │ │устьевого оборудования скважин; │ │ │ │ │ │ │ основные приспособления, применяемые │ │ │ │ │ │ │при погрузочно-разгрузочных работах; │ │ │ │ │ │ │ способы восстановления и увеличения │ │ │ │ │ │ │приемистости нагнетательных скважин; │ │ │ │ │ │ │ технологию установки и крепления │ │ │ │ │ │ │передвижных агрегатов и сооружений; │ │ │ │ │ │ │ технологию установки подземных │ │ │ │ │ │ │сооружений и подготовки скважин к │ │ │ │ │ │ │ремонту; │ │ │ │ │ │ │ правила подключения и отключения │ │ │ │ │ │ │электрооборудования и осветительной │ │ │ │ │ │ │аппаратуры; │ │ │ │ │ │ │ межколонные газопроявления и методы их│ │ │ │ │ │ │ликвидации; │ │ │ │ │ │ │ правила безопасности труда при │ │ │ │ │ │ │подземном ремонте скважин │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ПМ.04 │Эксплуатация и обслуживание │ │ │МДК.04.01. │ОК 1 - 7 │ │ │нефтепромыслового оборудования, │ │ │Эксплуатация и │ПК 4.1 - 4.6│ │ │подъемно-транспортных средств и │ │ │обслуживание │ │ │ │вспомогательных механизмов │ │ │подъемно-транспор-│ │ │ │В результате изучения профессионального │ │ │тного оборудования│ │ │ │модуля обучающийся должен: │ │ │буровых установок │ │ │ │иметь практический опыт: │ │ │ │ │ │ │ подготовки к работе и управления │ │ │ │ │ │ │подъемником при испытании скважин; │ │ │ │ │ │ │ монтажа и демонтажа подъемника, │ │ │ │ │ │ │оснастки талевой системы, монтажа и │ │ │ │ │ │ │обслуживания вспомогательных │ │ │ │ │ │ │механизмов под руководством │ │ │ │ │ │ │квалифицированных специалистов; │ │ │ │ │ │ │ управления лебедкой при │ │ │ │ │ │ │спускоподъемных операциях; │ │ │ │ │ │ │ управления силовым электрогенератором,│ │ │ │ │ │ │установленным на подъемнике; │ │ │ │ │ │ │ управления передвижной │ │ │ │ │ │ │электростанцией; │ │ │ │ │ │ │ технического обслуживания и текущего │ │ │ │ │ │ │ремонта механизмов подъемника; │ │ │ │ │ │ │уметь: │ │ │ │ │ │ │ управлять подъемно-транспортным │ │ │ │ │ │ │оборудованием с использованием │ │ │ │ │ │ │сигнализации; │ │ │ │ │ │ │ выполнять операции по монтажу и │ │ │ │ │ │ │демонтажу подъемника, агрегата, │ │ │ │ │ │ │оборудования буровых установок; │ │ │ │ │ │ │ выполнять работы по оснастке талевой │ │ │ │ │ │ │системы; │ │ │ │ │ │ │ выполнять спускоподъемные операции при│ │ │ │ │ │ │опробовании и оборудовании устья │ │ │ │ │ │ │скважин; │ │ │ │ │ │ │ управлять силовыми агрегатами, │ │ │ │ │ │ │установленными на подъемнике; │ │ │ │ │ │ │ определять причины возможных │ │ │ │ │ │ │неисправностей при эксплуатации │ │ │ │ │ │ │подъемника, лебедки, вспомогательных │ │ │ │ │ │ │механизмов и приспособлений, устранять │ │ │ │ │ │ │их; │ │ │ │ │ │ │ проводить профилактический и текущий │ │ │ │ │ │ │ремонт двигателя, трансмиссии и │ │ │ │ │ │ │ходовой части подъемных лебедок; │ │ │ │ │ │ │ вести журнал учета работы подъемника │ │ │ │ │ │ │(агрегата), расхода горюче-смазочных │ │ │ │ │ │ │материалов; │ │ │ │ │ │ │ применять правила технической │ │ │ │ │ │ │эксплуатации и ухода за оборудованием, │ │ │ │ │ │ │приспособлениями и инструментом; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ технологический процесс добычи нефти, │ │ │ │ │ │ │газа и других полезных ископаемых; │ │ │ │ │ │ │ конструкцию скважин; │ │ │ │ │ │ │ технологический процесс и виды работ │ │ │ │ │ │ │по опробованию скважин; │ │ │ │ │ │ │ технические характеристики и правила │ │ │ │ │ │ │эксплуатации подъемника, передвижного │ │ │ │ │ │ │агрегата, применяемых механизмов, │ │ │ │ │ │ │приспособлений, талевых систем; │ │ │ │ │ │ │ технологию проведения спускоподъемных │ │ │ │ │ │ │операций, методы ускорения │ │ │ │ │ │ │спускоподъемных работ; │ │ │ │ │ │ │ технологический процесс и виды │ │ │ │ │ │ │капитального и текущего ремонтов, │ │ │ │ │ │ │методы опробования скважины; │ │ │ │ │ │ │ порядок производства работ по оснастке│ │ │ │ │ │ │талевой системы; │ │ │ │ │ │ │ марки и сорта горюче-смазочных │ │ │ │ │ │ │материалов; │ │ │ │ │ │ │ основы электротехники и слесарное дело│ │ │ │ │ │ │в объеме выполняемых работ; │ │ │ │ │ │ │ способы ремонта двигателя, трансмиссии│ │ │ │ │ │ │и ходовой части подъемных лебедок; │ │ │ │ │ │ │ правила учета работы подъемника; │ │ │ │ │ │ │ технологию обслуживания передвижных │ │ │ │ │ │ │электростанций; │ │ │ │ │ │ │ правила безопасности труда при │ │ │ │ │ │ │спускоподъемных работах, при ведении │ │ │ │ │ │ │работ по вскрытию пластов, опробованию │ │ │ │ │ │ │скважин │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ФК.00 │Физическая культура │ 80 │ 40 │ │ОК 2 │ │ │В результате освоения раздела │ │ │ │ОК 3 │ │ │"Физическая культура" обучающийся │ │ │ │ОК 6 │ │ │должен: │ │ │ │ОК 7 │ │ │уметь: │ │ │ │ │ │ │ использовать физкультурно- │ │ │ │ │ │ │оздоровительную деятельность для │ │ │ │ │ │ │укрепления здоровья, достижения │ │ │ │ │ │ │жизненных и профессиональных целей; │ │ │ │ │ │ │знать: │ │ │ │ │ │ │ о роли физической культуры в │ │ │ │ │ │ │общекультурном, профессиональном и │ │ │ │ │ │ │социальном развитии человека; │ │ │ │ │ │ │ основы здорового образа жизни │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ │Вариативная часть циклов ОПОП │ 216 │ 144 │ │ │ │ │(определяется образовательным │ │ │ │ │ │ │учреждением) │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ │Итого по обязательной части ОПОП, │ 1080 │ 720 │ │ │ │ │включая раздел "Физическая культура", │ │ │ │ │ │ │и вариативной части ОПОП │ │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │УП.00 │Учебная практика (производственное │ 19 нед. │ 684 │ │ОК 1 - 7 │ │ │обучение) │ │ │ │ПК 1.1 - 1.4│ ├──────┼────────────────────────────────────────┤ │ ├──────────────────┤ПК 2.1 - 2.7│ │ПП.00 │Производственная практика │ │ │ │ПК 3.1 - 3.6│ │ │ │ │ │ │ПК 4.1 - 4.6│ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ПА.00 │Промежуточная аттестация │ 1 нед. │ │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤ │ГИА.00│Государственная (итоговая) аттестация │ 1 нед. │ │ │ │ └──────┴────────────────────────────────────────┴────────────┴────────────┴──────────────────┴────────────┘
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
┌────────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┐ │Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая │ 20 нед.│ │культура" │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Учебная практика (производственное обучение) │ 19 нед.│ ├────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │Производственная практика │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Промежуточная аттестация │ 1 нед.│ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Государственная (итоговая) аттестация │ 1 нед.│ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Каникулярное время │ 2 нед.│ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Итого │ 43 нед.│ └────────────────────────────────────────────────────────┴────────────────┘
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
--------------------------------
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла; эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических заданий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
безопасности жизнедеятельности.
технологии капитального и подземного ремонта скважин;
контроля и автоматизации добычи нефти и газа.
Тренажеры, тренажерные комплексы
компьютеризированный тренажер-имитатор капитального ремонта скважин.
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления