Приказ Генпрокуратуры России N 12, Минфина России N 3н от 20.01.2009 "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования"
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 12
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 3н
от 20 января 2009 года
ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБРАЩЕНИИ В СУД
ГРАЖДАНИНА С ИСКОМ (ЗАЯВЛЕНИЕМ) О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА,
ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕЗАКОННОГО
УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
В последние годы все большее число граждан обращается в суды с заявлениями о возмещении материального и морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования. Растет количество удовлетворенных судами исков и заявлений данной категории.
В силу требований ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного уголовного преследования, взыскивается за счет средств казны Российской Федерации. В случаях рассмотрения исковых заявлений граждан о возмещении ущерба в порядке гражданского судопроизводства от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, которое привлекается к участию в делах в качестве ответчика, а органы прокуратуры - в качестве третьего лица.
В практике рассмотрения заявлений о возмещении вреда имеет место различная трактовка действующего процессуального законодательства. В ряде регионов органы прокуратуры к участию в деле не привлекаются.
В целях единообразия применения процессуального законодательства и упорядочения организации работы, связанной с рассмотрением исков о возмещении за счет средств казны Российской Федерации вреда, причиненного гражданину в результате незаконного уголовного преследования, приказываем:
1. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией:
при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, незамедлительно назначать прокурора для участия в судебном разбирательстве;
в целях обеспечения тщательного изучения материалов дел и подготовки обоснованной позиции организовать участие в рассмотрении данных дел представителей тех подразделений органов прокуратуры, должностными лицами которых принимались соответствующие решения;
в случаях привлечения к участию в деле Генеральной прокуратуры Российской Федерации своевременно оформлять и направлять в подчиненные прокуратуры доверенность на участие в деле от имени Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
иметь в виду, что право на компенсацию данного вида вреда предусмотрено Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцией против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации, УПК РФ, ГК РФ;
при рассмотрении дел руководствоваться требованиями гл. 18 УПК РФ, ст. 151, 1070, 1099 - 1101 ГК РФ, Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленума и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, касающимися вопросов возмещения вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования; учитывать судебную практику;
активно участвовать в исследовании доказательств, использовать полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством, давать пояснения по вопросам, возникающим во время судебного разбирательства и по существу дела в целом. При подготовке к судебному разбирательству проверять, вступили ли соответствующие судебные решения (приговор, определение либо постановление суда) в законную силу, а также выяснять, не отменены ли в установленном законом порядке постановления органа дознания, дознавателя, следователя либо прокурора;
при рассмотрении судами дел данной категории учитывать, что причиненный в результате уголовного преследования вред возмещается государством за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1070 ГК РФ). Принимать во внимание, что от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, которое привлекается к участию в делах в качестве ответчика, а органы прокуратуры привлекаются к участию в делах в качестве третьего лица и материальную ответственность не несут;
при рассмотрении судом данных дел учитывать положения ч. 1 ст. 133 УПК РФ, в соответствии с которыми право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Иметь в виду, что вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также то, что лицо не имеет право на реабилитацию в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 133 УПК РФ;
принимать меры к своевременному обжалованию незаконных судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке;
систематически анализировать практику рассмотрения судами дел данной категории. Результаты анализа использовать для совершенствования прокурорского надзора, оказания консультативной и методической помощи прокурорским работникам, участвующим в судебных разбирательствах по делам данной категории, организации работы с кадрами и профессиональной учебы;
в каждом случае вынесения судами или органами предварительного следствия и дознания процессуального решения, влекущего признание права на реабилитацию, проводить соответствующую проверку (служебное расследование), по результатам которой ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности. Иметь в виду, что участвующему в судебном разбирательстве прокурору следует знакомиться с материалами проверок и, при необходимости, учитывать их результаты при формировании позиции по заявленным требованиям о возмещении вреда;
информировать Министерство финансов Российской Федерации о вступлении в законную силу приговора суда в отношении должностного лица, виновного в причинении вреда в связи с незаконным уголовным преследованием, для реализации права регресса к этому должностному лицу (ч. 3 ст. 1081 ГК РФ).
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, при вынесении судебными органами актов о возмещении за счет казны Российской Федерации вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, а также о возмещении иного ущерба, причиненного органами прокуратуры, незамедлительно направлять информацию в Генеральную прокуратуру Российской Федерации:
в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами - при рассмотрении судом вопросов, связанных с возмещением вреда реабилитированному, восстановлением его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с ч. 5 ст. 135 и ч. 1 ст. 138 УПК РФ;
в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе - при рассмотрении судом вопроса о возмещении вреда в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства;
в Главную военную прокуратуру - при рассмотрении судами исков (заявлений) данной категории с участием военных прокуроров.
Об обжаловании таких судебных актов, а также их вступлении в законную силу дополнительно сообщать в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Определить порядок, обеспечивающий своевременное поступление требуемой информации от нижестоящих прокуратур для дальнейшего сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, учет и анализ таких дел.
3. Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры:
обеспечить учет и анализ информации, поступающей из прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;
в необходимых случаях принимать решение об обжаловании судебного акта;
ежегодно анализировать практику предъявления и рассмотрения судебными органами заявлений данной категории и участия прокуроров в рассмотрении судами дел, а также практику внесения апелляционных, кассационных и надзорных обращений. Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров.
4. Главному управлению по надзору за следствием, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, соответствующим структурным подразделениям Главной военной прокуратуры систематически анализировать причины незаконного привлечения к уголовной ответственности, а также действий (бездействия) органов прокуратуры или их должностных лиц, которые послужили основанием для обращения в суд с исками о возмещении вреда.
5. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации разработать и издать соответствующий приказ, определяющий порядок участия в делах о возмещении ущерба, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, представителей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в случаях, когда право на реабилитацию возникло на основании решения, принятого на стадии предварительного расследования.
6. Министерству финансов Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией:
при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, обеспечивать участие представителя в судебном разбирательстве;
заявлять ходатайство перед судом о привлечении органов прокуратуры к участию в деле о возмещении ущерба в качестве третьего лица;
при рассмотрении судом дел руководствоваться требованиями гл. 18 УПК РФ, ст. 151, 1070, 1099 - 1101 ГК РФ, Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленума и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, касающимися вопросов возмещения вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования; учитывать судебную практику;
активно участвовать в исследовании доказательств, использовать полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством;
совместно с органами прокуратуры представлять интересы Российской Федерации в судебном разбирательстве по делам данной категории;
принимать меры к своевременному обжалованию незаконных судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
7. Признать утратившим силу распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2007 N 210/20р "Об организации работы, связанной с рассмотрением исков к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов прокуратуры или их должностных лиц".
8. Контроль за исполнением требований Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности и на директора Правового департамента Министерства финансов Российской Федерации.
Приказ направить начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников, в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, а также в Министерство финансов Российской Федерации.
Российской Федерации
Ю.Я.ЧАЙКА
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН
В этой связи необходимо обратить внимание на положения пункта 1 приказа Генпрокуратуры Российской Федерации N 12, Минфина России N 3н от 20.01.2009 "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования", согласно которому на начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией возложена обязанность в каждом случае вынесения судами или органами предварительного следствия и дознания процессуального решения, влекущего признание права на реабилитацию, проводить соответствующую проверку (служебное расследование), по результатам которой ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности. Также участвующему в судебном разбирательстве прокурору следует знакомиться с материалами проверок и, при необходимости, учитывать их результаты при формировании позиции по заявленным требованиям о возмещении вреда, а также информировать Министерство финансов Российской Федерации о вступлении в законную силу приговора суда в отношении должностного лица, виновного в причинении вреда в связи с незаконным уголовным преследованием, для реализации права регресса к этому должностному лицу (ч. 3 ст. 1081 ГК РФ).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления