Письмо Росстрахнадзора от 20.03.1995 N 16-8р/22 "Рекомендации по аудиторской проверке страховщиков"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО НАДЗОРУ ЗА СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
от 20 марта 1995 г. N 16-8р/22
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ СТРАХОВЩИКОВ
(одобрены Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации;
Протокол N 2 от 13.03.95)
1. Аудиторские проверки страховщиков осуществляются аудиторами и аудиторскими фирмами, получившими лицензию на осуществление аудиторской деятельности в области страхования в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263.
2. Проверкой должны быть установлены:
2.1. Наличие и соответствие законодательству, действующему в Российской Федерации, документов, подтверждающих право на осуществление страховой деятельности:
- свидетельства о государственной регистрации;
- лицензии на осуществление страховой деятельности.
2.2. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства.
2.3. Соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.
2.4. Полнота и своевременность формирования уставного капитала.
2.5. Наличие, правильность оформления и соблюдение принятой на год учетной политики.
2.6. Правильность применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.
2.7. Правильность составления, юридического оформления и учета договоров страхования.
2.8. Правильность осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.
2.9. Обоснованность и своевременность осуществления страховых выплат.
2.10. Обоснованность отказов страхователям в страховых выплатах.
2.11. Обоснованность формирования страховых резервов.
2.12. Правильность формирования и расходования фонда предупредительных мероприятий.
2.13. Соответствие размещения страховых резервов условиям, предусмотренным Правилами, утвержденными Росстрахнадзором.
2.14. Правильность учета долгосрочных инвестиций.
2.15. Правильность оформления, ведения и отражения в учете кассовых операций.
2.16. Соответствие установленному порядку осуществляемых:
- расчетно-платежных операций;
- расчетов с дебиторами и кредиторами;
- расчетов по оплате труда, расчетов со страховыми агентами и страховыми брокерами.
2.17. Правильность и полнота расчетов по обязательным отчислениям в государственные внебюджетные социальные фонды.
2.18. Законность осуществления и правильность учета операций с иностранной валютой.
2.19. Обоснованность включения расходов в себестоимость страховых услуг.
2.20. Правильность формирования финансовых результатов.
2.21. Правильность определения налогооблагаемых баз для расчетов налогов. Полнота исчисления налогов.
2.22. Обоснованность осуществления и правильность отражения операций по использованию собственных средств.
2.23. Соблюдение требования о максимальной ответственности по отдельному риску.
2.24. Соблюдение нормативного соотношения активов и обязательств страховщиком.
2.25. Правильность составления годовой бухгалтерской отчетности.
2.26. Правильность составления отчетов филиалов и реальность составления сводного баланса.
3. Структура аудиторского заключения
3.1. Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
3.2. В вводной части указываются реквизиты аудитора (аудиторской фирмы), осуществляющих проверку, предусмотренные Указом Президента от 22 декабря 1993 г. N 2263.
3.3. Результаты проведенной проверки должны быть отражены в аналитической части аудиторского заключения. В данной части описывается проверенная финансовая информация, период, за который проводилась проверка, в общем виде описывается ход проверки. Если существовали какие-либо ограничения доступа аудитора к информации, это необходимо отразить в данной части заключения, указать на разделение ответственности между аудитором и руководством страховой организации. Здесь же должны быть указаны факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников, страхователей и государства, а также подтверждено соответствие ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности общепринятым принципам в Российской Федерации, соответствие совершенных ею финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
3.4. Итоговая часть аудиторского заключения должна быть краткой и понятной пользователям финансовой отчетности. Она должна содержать мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации.
В случае, если страховой организацией в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в итоговой части заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности финансовой отчетности.
Если аудитор (аудиторская фирма) не может сделать вывод о достоверности финансовой отчетности, то в заключении необходимо четко и определенно указать, по каким причинам вывод невозможен.
Федеральной службы России
по надзору за страховой
деятельностью
В.А.СУХОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления