<Письмо> Росстандарта от 07.04.2022 N 30-44-22 "О разъяснении норм национального стандарта ГОСТ Р 57974-2017"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ТК 001
"ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ"
от 7 апреля 2022 г. N 30-44-22
НОРМ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ГОСТ Р 57974-2017
Секретариат технического комитета "Производственные услуги" (далее - ТК 001) в связи с большим количеством обращений о статусе действия и порядке применения ГОСТ Р 57974-2017 "Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 57974-2017) сообщает следующее.
ГОСТ Р 57974-2017 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 21 ноября 2017 г. N 1791 с датой введения в действие с 1 мая 2018 г. и в настоящее время имеет статус "действует".
ГОСТ Р 57974-2017 принят в установленном порядке Росстандартом с целью реализации Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - 123-ФЗ) и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР РФ), и содержит требования к организации проведения проверок работоспособности систем, установок противопожарной защиты, а также их элементов (далее - системы ППЗ), вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) (при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации), до их замены в установленном порядке.
Необходимость разработки ГОСТ Р 57974-2017 была вызвана отсутствием на государственном уровне конкретных требований к организации проведения проверки работоспособности систем ППЗ, в том числе ввиду отсутствия конкретных требований к срокам их эксплуатации, продлению с последующим установлением новых назначенных показателей, в зависимости от конструктивных особенностей и возможных нормативных изменений, а также устранить саму возможность вмешательства человеческого фактора в системы, от которых зависит наша безопасность.
Зачастую ранее руководитель объекта защиты самостоятельно устанавливал срок проведения проверки работоспособности систем ППЗ, основываясь на собственных предположениях, что приводило к небезопасной эксплуатации этих систем и, как следствие, становилось причиной гибели людей, причинения вреда здоровью человека, уничтожения материальных и культурных ценностей.
Таким образом, проведение периодической проверки работоспособности до настоящего времени остается единственным способом подтвердить сохранение способности систем ППЗ выполнять заданные функции и убедиться в возможности их дальнейшей эксплуатации на объектах защиты.
Вместе с тем, согласно ППР РФ п. 54. Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее - объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов устанавливает п. 1 ГОСТ Р 57974-2017. Подтверждение исправного состояния осуществляется согласно формам оценки соответствия, указанным в Статье 144 123-ФЗ "Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности":
ч. 1. Оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах:
3) федерального государственного пожарного надзора;
6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции).
Согласно данной статье наряду с формой оценки соответствия в форме государственного пожарного надзора собственник (хозяйствующий субъект) может выбрать форму оценки соответствия проведением испытаний и подтверждения соответствия. Определение "Испытание" приведено в п. 4.2 ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 "Оценка соответствия. СЛОВАРЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ": испытание - определение одной или более характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре.
Испытания систем противопожарной защиты предусмотрено в составе работ по проверке работоспособности согласно п. 6.8 ГОСТ Р 57974-2017:
Проверка работоспособности системы ППЗ включает в себя следующие этапы:
- анализ нормативной, проектной и (или) технической документации, устанавливающей требования к смонтированной на объекте защиты системе ППЗ;
- осмотр системы ППЗ на объекте защиты;
- испытания (измерения) системы ППЗ. Оформление полученных (фактических) показателей протоколом (актом);
- анализ соответствия фактических показателей требуемым. Оформление результатов проверки работоспособности системы ППЗ в соответствии с пунктом 6.3".
Указанная в ст. 144 123-ФЗ форма оценки соответствия "Подтверждение соответствия" систем противопожарной защиты предусмотрена п. 4.2 ГОСТ Р 57974-2017 и является одной из целей проверки:
- подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ;
- возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.
Также сообщаем о наличии судебной практики необходимости применения ГОСТ Р 57974-2017 при вводе в эксплуатацию объекта (в т.ч. дело N А10-6861/2017) и при его последующей эксплуатации (в т.ч. дело N А65-18339/2018).
Одновременно информирую, что согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком в описании объекта закупки используются ссылки на технические регламенты, стандарты, содержащие показатели, требования, условные обозначения, то в этом случае данная норма является обязательной.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" монтажная организация не может самостоятельно подтверждать выполненные работы.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - 99-ФЗ) Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдается лицензия на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
То есть организация, имеющая лицензию МЧС России, не имеет право проводить проверку работоспособности систем ППЗ, а разрешает только монтировать, сама же процедура лицензирования организаций не включает в себя проверку наличия у организации испытательного оборудования и специалистов по подтверждению качества (экспертов-аудиторов).
К такому же выводу пришел Арбитражный суд Нижегородской области от 30 августа 2021 года по Делу N А43-10449/2021. Данным судебным решением организация, имеющая лицензию МЧС России, не являлась испытательной лабораторией и не имела разрешения (аккредитации) на проведение работ по контролю качества огнезащитной обработки конструкции, вследствие чего была привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в невыполнении требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативным документом по пожарной безопасности.
Также пунктом 2 статьи 145 123-ФЗ установлено, что добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации.
Согласно содержаниям ГОСТ Р 57974-2017 и ГОСТ Р 57369-2016 "Производственные услуги. Термины и определения" руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетентностью, подтвержденной в системе добровольной сертификации (экспертная организация).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию, стандартизации и метрологии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, Росстандарт осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации в открытом доступе на официальном сайте www.gost.ru.
Одновременно сообщаю, что требования к аттестации специалистов (экспертов-аудиторов) устанавливаются внутренними стандартами (правилами) в рамках системы добровольной сертификации.
Ответственный секретарь ТК 001
О.А.ОРЛОВА
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления