<Письмо> Росреестра от 02.02.2023 N 13-0823-АБ/23 <О необходимости нотариального удостоверения в отношении сделок по отчуждению доли в праве общей собственности, заключаемые между сособственниками>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 2 февраля 2023 г. N 13-0823-АБ/23
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с поступающими обращениями по вопросу необходимости нотариального удостоверения в отношении сделок по отчуждению доли в праве общей собственности, заключаемые между сособственниками, в том числе, когда в результате такой сделки один из сособственников становится единоличным собственником объекта недвижимости, принимая во внимание также кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2022 N 88-КАД22-6-К8, в соответствии с которым договор дарения доли в праве собственности на недвижимость между двумя сособственниками не нуждается в нотариальном удостоверении, полагает возможным отметить следующее.
Решение суда по конкретному делу не является источником права, а также нормативным правовым актом Российской Федерации, в том числе не составляет правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2017 N 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.
В силу положений части 1.1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением установленных указанной нормой случаев. При этом исключений из данного правила в отношении сделок по отчуждению доли в праве общей собственности, заключаемые между сособственниками, не установлено.
На основании вышеизложенного сообщаем, что без внесения соответствующих изменений в Закон N 218-ФЗ отсутствуют основания для проведения государственной регистрации прав на основании заключенных в простой письменной форме между сособственниками договоров об отчуждении доли в праве общей собственности, в том числе, в результате которых один из сособственников становится единоличным собственником объекта недвижимости.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10, является Минюст России.
При этом отмечаем, что вопрос относительно отмены необходимости обязательной нотариальной формы при заключении сделки между участниками долевой собственности, в том числе в случае передачи долей в праве общей долевой собственности в пользу единоличного собственника, неоднократно поднимался в рамках обсуждения законодательных инициатив, в частности, аналогичный вопрос прорабатывался при подготовке проекта федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости)", однако, не был поддержан Минюстом России.
Дополнительно сообщаем, что вопрос необходимости нормативно-правового регулирования рассматриваемого вопроса прорабатывается Росреестром с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления