Законодательство РФ

<Письмо> Росавиации от 13.05.2019 N Исх-14923/02 "Информация по безопасности полетов N 6"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 13 мая 2019 г. N Исх-14923/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 6

25.03.2019 в аэропорту Ульяновск (Баратаевка) произошел серьезный авиационный инцидент с самолетом RRJ-95B RA-89032, связанный с посадкой на неподготовленную взлетно-посадочную полосу (далее - ВПП).

Посадка производилась ночью в условиях сильного снега. По аэродрому Ульяновск (Баратаевка) действовало штормовое предупреждение о снегопаде продолжительностью более 2 часов. По данным, переданным аэродромной службой, к моменту посадки самолета ВПП-02 была покрыта мокрым снегом до 3 мм на 51 - 100%, коэффициент сцепления 0,39. Эти же данные были переданы экипажу воздушного судна (далее - ВС).

Снижение и посадка производились без особенностей.

После приземления, в процессе послепосадочного пробега, экипаж ВС в свете фар увидел слева от осевой линии ВПП высокий снежный бруствер, о чем, после выполнения посадки, доложил диспетчеру: "Вы просто съездите, посмотрите, что здесь происходит на полосе, я такое первый раз в жизни вижу!" (фото 1).

Фото 1. Состояние ВПП при инциденте с самолетом

RRJ-95B RA-89032

По оценке экипажа ВС, в процессе пробега отмечались признаки потери путевой управляемости (по объяснению командира ВС: "Самолет сильно бросало по ВПП из-за разницы снежного покрова под левыми и правыми колесами"). По данным средств объективного контроля, для выдерживания направления пробега (магнитный курс посадки 20°, ветер у земли 360° 5 м/с) требовалось отклонение руля направления вправо до 20,92° (максимальный угол отклонения 27,6°), а также применение раздельного торможения колес левой и правой опор шасси,

В ходе расследования было установлено, что до посадки самолета работы по очистке ВПП производились с применением одной аэродромной уборочной машины ДЭ-224. После завершения очистки ВПП (за 10 минут до посадки самолета) коэффициент сцепления на ВПП не измерялся. Наличие на ВПП снежного бруствера высотой 40 - 45 см может свидетельствовать о том, что контроль качества очистки ВПП не осуществлялся. При контрольном замере (через 30 минут после посадки) значения коэффициента сцепления на ВПП составили 0,08/0,1/0,08.

Материалы расследования серьезного инцидента с самолетом RJRJ-95B RA-89032 размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 191662.

Следует отметить, что некачественная подготовка ВПП аэродрома Ульяновск (Баратаевка) 20.04.2015 привела к серьезному авиационному инциденту (выкатыванию) с самолетом ATR-72-212A VQ-BLF (Информация по безопасности полетов N 26 за 2015 год). Материалы расследования серьезного авиационного инцидента размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 152181.

В ходе расследования было установлено, что ВПП не была подготовлена к приему ВС: находилась под слоем слякоти до 5 мм и была очищена только на 10 м по обе стороны от осевой линии (при ширине ВПП 60 м). На нерасчищенной части ВПП слой слякоти доходил до 50 мм.

Повторение нарушений при подготовке летного поля к приему ВС позволяет сделать вывод о том, что организация работ по обеспечению безопасности полетов со стороны руководства ФГБОУ ВО "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева", в введении которого находится аэродромная служба аэродрома Ульяновск (Баратаевка), не соответствует требованиям пункта 5 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1215.

Случаи неудовлетворительной подготовки летного поля к приему ВС часто отмечаются в ходе расследований инцидентов (Информации по безопасности полетов N 19 за 2017 год, N 19 за 2018 год и N 2 за 2019 год). С учетом этого можно сделать вывод о том, что фактическая реализация принципов управления безопасностью полетов операторами сертифицированных аэродромов находится на низком уровне и прогресс в этой основополагающей сфере деятельности является недостаточным.

Например, 25.10.2016 на аэродроме Магас (Слепцовская) посадка самолета Боинг-737-800 VQ-BTJ была произведена на неподготовленную ВПП (очищенную от снега на 5 - 10 м от осевой линии). При этом на ВПП были оставлены снежные отвалы (фото 2). Материалы расследования размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 165965.

Фото 2. Состояние ВПП при инциденте с самолетом

Боинг-737-800 VQ-BTJ

Следует также обратить внимание на результаты расследования аварии самолета A-320 EY-623, происшедшей 02.02.2014 на аэродроме Куляб (Таджикистан) при посадке на неподготовленную ВПП, которая была расчищена на ширину 22 м (по 11 - 12 м от осевой линии). При пробеге самолет столкнулся со снежным бруствером на ВПП высотой от 50 до 95 см, что привело к разрушению передней опоры шасси и выкатыванию вправо за пределы ВПП. Отчет по результатам расследования размещен на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/895/report_ey-623.pdf.

Дополнительным фактором опасности, который может приводить к выкатываниям ВС за пределы ВПП при взлете и посадке, является неготовность персонала аэродромной службы объективно определять состояние поверхности ВПП или формальное отношение персонала к контролю толщины слоя и площади покрытия поверхности ВПП водой, слякотью, снегом, льдом или инеем.

В условиях сильных и продолжительных осадков, не позволяющих обеспечить пригодность аэродрома к приему ВС, персонал аэродромной службы оказывается неготовым рекомендовать временное прекращение приема и выпуска ВС. Например, во всех указанных выше случаях непрекращающиеся осадки приводили к значительным изменениям состояния поверхности ВПП в сторону ухудшения характеристик сцепления. Несмотря на то, что в этих условиях аэродромная служба не справлялась с очисткой ВПП, решение о временном прекращении полетов из-за неготовности ВПП не принималось.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести данную информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.

1.2. Использовать Информацию по безопасности полетов N 5 за 2019 год (письмо Росавиации от 23.04.2019 N Исх-13342/04) и настоящую Информацию по безопасности полетов при проведении в течение 2019 года региональных разборов/совещаний с операторами сертифицированных аэродромов, предусмотренных пунктом 2 Протокола инструктивно-методического совещания с начальниками отделов инспекций по безопасности полетов территориальных органов Росавиации от 12.03.2019 N 64/02-ПР.

2. Начальнику Приволжского МТУ Росавиации проконтролировать разработку и реализацию ФГБОУ ВО "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" мероприятий по организации и деятельности аэродромной службы аэродрома Ульяновск (Баратаевка) с учетом результатов расследования серьезных инцидентов с самолетом ATR-72-212A VQ-BLF, произошедшего 20.04.2015, и с самолетом RPJ-95B RA-89032, произошедшего 25.03.2019.

3. Операторам аэродромов довести настоящую Информацию по безопасности полетов до специалистов аэродромной службы, обратив внимание на:

3.1. планирование мероприятий на случай опасных метеорологических явлений (сильный ливень, продолжительный сильный дождь и т.п.), которые могут потребовать увеличения частоты контроля значения коэффициента сцепления и состояния поверхности ВПП, а также принятие решения о временном прекращении приема и выпуска ВС в связи с невозможностью обеспечить подготовку искусственных покрытий или невозможностью выдачи объективной информации о значительном изменении характеристик сцепления;

3.2. планирование и выполнение мероприятий для обеспечения поверхностного стока воды с летного поля и пропускной способности водоотводных и дренажных устройств, включая визуальную оценку на предмет выявления затопления или плохого дренажа;

3.3. подготовку персонала для проведения объективных визуальных оценок площади покрытия ВПП атмосферными осадками, а также контроль качества выполнения работ по эксплуатационному содержанию поверхности элементов летного поля (ВПП, рулежных дорожек и мест стоянок);

3.4. эксплуатационные ограничения самолетов транспортной категории, выполняющих полеты на аэродром, определяющиеся не только значением коэффициента сцепления, но и состоянием поверхности ВПП;

3.5. положения пункта 6.5 раздела 6 "Оценка характеристик сцепления поверхностей с искусственным покрытием, покрытых снегом, слякотью, льдом и инеем. Применяется до 4 ноября 2020 года" и пунктов 6.5 и 6.7 раздела 6 "Глобальный формат сообщаемых данных о состоянии поверхности ВПП. Применимо с 5 ноября 2020 года" Дополнения A Приложения 14 "Аэродромы" (том 1, издание 8, 2018 год) к Конвенции о международной гражданской авиации.

А.В.НЕРАДЬКО



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления