Законодательство РФ

<Письмо> Росавиации от 04.07.2013 N 02.3-702 "Информация по безопасности полетов N 12"


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 4 июля 2013 г. N 02.3-702

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 12

02.07.2013 в районе нп Депутатский (Республика Саха (Якутия)) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22657 ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии".

Сведения об экипаже:

Командир вертолета - 49 лет, окончил Кременчугское ЛУ ГА в 1985 году. Общий налет 4842 часа (весь на вертолете Ми-8), в качестве командира воздушного судна - 143 часа. Допущен к выполнению полетов по минимуму ПВП (день) 150 x 2000 метров, ветер 25 м/с. Налет за 2012 год - 280 часов; налет за месяц 76 часов 30 минут.

Второй пилот - 40 лет, окончил Кременчугское ЛУ ГА в 1993 году. Общий налет 4720 часов (весь на вертолете Ми-8). Налет за 2012 год - 208 часов; налет за месяц: 18 часов.

Бортмеханик - 49 лет, окончил Выборгское АТУ ГА в 1985 году, КИИ ГА - МГТУ ГА в 1995 году. Общий налет 3719 часов (весь на вертолете Ми-8). Налет за 2012 год - 272 часа, налет за месяц: 21 час 15 минут.

Сведения о вертолете:

Вертолет Ми-8Т RA-22657, заводской номер 8107, выпущен 29.10.1980. Имеет сертификат летной годности N 2112120251 со сроком действия до 17.07.2013.

Имел 14 ремонтов, последний ремонт выполнен 17.07.2008 Омским заводом гражданской авиации. Наработка с начала эксплуатации 22648 часов, 49717 посадок, после последнего ремонта 2235 часов, 2875 посадок. Вертолету установлен назначенный ресурс 26000 часов в течение 35 лет, межремонтный ресурс 2500 часов в течение 5 лет.

Двигатель ТВ2-117А N С97311010, выпущен 19.08.1987. Имел 1 ремонт на Уральском заводе гражданской авиации 01.03.2012. Установлен на вертолет 06.07.2012. Наработал с начала эксплуатации 580 часов, 588 циклов; после последнего ремонта 580 часов, 588 циклов. Двигателю установлен назначенный ресурс 12000 часов, межремонтный ресурс 1500 часов в течение 12 лет.

Двигатель ТВ2-117АГ N С95211196, выпущен 28.06.1985. Имел 3 ремонта, последний ремонт выполнен Уральским заводом гражданской авиации 26.02.2012. Установлен на вертолет 26.12.2012. Наработал с начала эксплуатации 6687 часов, 4411 циклов; после последнего ремонта 224 часа, 234 цикла. Двигателю установлен назначенный ресурс 12000 часов, межремонтный ресурс 1500 часов в течение 12 лет.

Главный редуктор ВР-8А N СР85401044, выпущен 25.10.1975. Имел 7 ремонтов, последний ремонт выполнен Уральским заводом гражданской авиации 05.03.2012. Установлен на вертолет 27.07.2012. Наработал с начала эксплуатации 10940 часов, после последнего ремонта 580 часов. Редуктору установлен назначенный ресурс 12000 часов, межремонтный ресурс 1500 часов в течение 12 лет.

Последнее периодическое техническое обслуживание вертолета выполнено 01.06.2013 по форме Ф-9.

Метеорологическая информация:

По предварительным данным, в период, близкий к моменту авиационного происшествия, в районе аэродрома Депутатский погода характеризовалась следующими параметрами: ветер 290° 2 м/с, видимость 10 км, сплошная облачность на 1800 метров, температура +13 °C, точка росы +10 °C, давление QNH 1004, давление QFE 725.

Выполнялся пассажирский рейс по маршруту Депутатский - Усть-Янск - Казачье. На борту вертолета, кроме трех членов экипажа, находилось 14 взрослых пассажиров, 8 детей до 12 лет и 3 ребенка до 2 лет, а также 426 кг багажа, почты и груза.

Полет выполнялся в горной местности (высота гор до 1500 метров). Взлет в аэропорту Депутатский был произведен в 23:51 UTC. В 00:01 UTC экипаж доложил о занятии высоты 1300 метров. В установленное время (00:20 UTC) экипаж вертолета на связь не вышел.

В дальнейшем, в 00:42 командир вертолета вышел на связь по спутниковому телефону с информацией о падении вертолета, возникшем при этом пожаре, а также о наличии погибших и травмированных среди пассажиров и членов экипажа. Поисково-спасательные работы усложнялись сложными погодными условиями и труднопроходимой местностью в предполагаемом месте авиационного происшествия. Сигнал аварийного маяка системы КОСПАС-САРСАТ не поступил.

03.07.2013 вертолет был обнаружен на маршруте полета (на удалении, примерно, 45 км от нп Депутатский), на склоне горы, полностью разрушенным. В результате авиационного происшествия погибло 24 человека из числа пассажиров, один пассажир и три члена экипажа получили травмы.

Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22657 ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии" является вторым авиационным происшествием, происшедшим в горной местности в течение 2013 года. Как указывалось в информации по безопасности полетов N 4 за 2013 год (письмо Росавиации от 21.03.2013 N 02.3-265) в Демократической Республике Конго, в результате столкновения с горой, 09.03.2013 потерпел катастрофу вертолет Ми-8АМТ RA-22472 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".

Следует также обратить внимание на то, что 12.09.2012 в результате нарушения схемы снижения для захода на посадку на аэродром Палана (Камчатский край), расположенный в горной местности, произошла катастрофа самолета Ан-28 RA-28715. Информация об обстоятельствах и причинах катастрофы приводилась в Приказе Росавиации от 18.03.2013 N 139 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-28 RA-28715".

Проводившиеся в 2003 году (после катастрофы вертолета Ми-8 RA-25194, происшедшей 20.08.2003 в Камчатском крае) исследования проблем обеспечения безопасности полетов в горной местности показали, что за период с 1991 по 2003 годы в гражданской авиации Российской Федерации произошло 56 авиационных происшествий, связанных с особенностями полетов ВС в горной местности, из них 28 катастроф, в которых погибло 511 человек.

Авиационные происшествия в горной местности, несмотря на небольшую их долю (8,7%) от общего количества авиационных происшествий, оказывали существенное влияние на состояние безопасности полетов, увеличив долю происшествий с наиболее тяжелыми последствиями - катастрофы с большим количеством жертв. Каждая пятая катастрофа самолетов и каждая шестая катастрофа вертолетов за этот период произошли в горной местности. При этом в среднем в одной катастрофе, происшедшей в горной местности, погибало в 1,65 раза больше людей, чем в катастрофе, происшедшей не в горной местности.

За период 1991 - 2003 годов наблюдалась четкая тенденция к возрастанию доли катастроф от числа авиационных происшествий, происшедших в горной местности, особенно на самолетах 1 - 3 классов и вертолетах. Доля катастроф в горной местности для самолетов 1 - 3 классов составляла 72,7%, для самолетов 4 класса - 40% и для вертолетов - 45,7%, при средних значениях этих соотношений по отношению ко всем АП по классам ВС - 26,9%; 12% и 27,5% соответственно.

Практически все авиационные происшествия в горной местности были связаны с ошибками и нарушениями, допущенными экипажами ВС, а также с недостатками в деятельности службы ОВД, метеослужб и командно-руководящего состава авиакомпаний.

Все катастрофы самолетов и 13 из 16 катастроф вертолетов за период 1991 - 2003 годов произошли в сложных метеоусловиях или ночью, т.е. в условиях ограниченной видимости для экипажа.

Наиболее аварийными этапами полета в горной местности являются: для самолетов 1 - 3 классов - заход на посадку (81,8% - АП и 100% - катастроф); для самолетов 4 класса - полет по маршруту (70% - АП и 75% - катастроф); на вертолетах - полет по маршруту (42,9% - АП и 68,8% - катастроф), а также маневрирование (25,7% - АП и 18,8% - катастроф).

На самолетах 1 - 3 классов из 11 авиационных происшествий в горной местности в 7-ми (64%) - местом происшествия явились зарубежные аэродромы. Такая высокая доля авиационных происшествий, происшедших на зарубежных аэродромах, свидетельствовала о недостаточном опыте экипажей по производству посадок самолетов этих классов на горные аэродромы, о неудовлетворительной подготовке экипажей к выполнению международных полетов и выполнению посадок на указанных аэродромах, а также о недостатках взаимодействия экипажей с зарубежными диспетчерами ОВД.

Столкновение ВС со склоном горы, возвышенностью в управляемом полете является основным, наиболее опасным, типом события при полетах в горной местности (от 40 до 70% АП, которые в 85,7 - 100% случаев завершились катастрофами). Другими характерными для горной местности типами событий, завершившимися авиационными происшествиями, являются: неуправляемое вращение вертолета (14,3% АП), потеря высоты (просадка) самолетов 4 класса (30% АП) и вертолетов (28,6% АП), а также вынужденная посадка вертолета на склон горы с последующим опрокидыванием вертолета (17,1% АП) и другие.

Большинство столкновений ВС со склоном горы, возвышенностью за период 1991 - 2003 годов были связаны со следующими нарушениями:

- полет на высоте ниже безопасной (79% АП);

- полет при погоде хуже установленного минимума (50% АП);

- полет вне заданного маршрута (32% АП);

- нарушение схемы захода на посадку (29% АП);

- потеря ориентировки (25% АП) и другие.

Основными факторами, обусловившими авиационные происшествия в горной местности по всем классам воздушных судов, являются недостатки и нарушения в деятельности экипажей воздушных судов (58 - 67%), командно-руководящего состава (10 - 13%), управления воздушным движение (4 - 21%) и метеорологического обеспечения полетов (до 9%). Определяющими факторами экипажа являются: неправильные решения (33 - 44%) и неправильные действия при пилотировании и навигации (23 - 37%).

Проведенные в 2003 году исследования также показали, что основное число (более 80%) командиров ВС, потерпевших авиационное происшествие в горной местности, были пилотами 1 - 2 класса со стажем работы более 10 лет, при общем налете более 4000 часов.

В Приложении к настоящей информации также приведен перечень приказов (распоряжений, заключений), выпущенных по результатам расследований авиационных происшествий с воздушными судами коммерческой авиации и АОН, связанных с недостатками обеспечения безопасности полетов в горной местности.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов. Проконтролировать состояние реализации рекомендаций, содержащихся в Приказе Росавиации от 18.03.2013 N 139 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-28 RA-28715" и информации по безопасности полетов N 4 за 2013 год (письмо Росавиации от 21.03.2013 N 02.3-265).

2. Руководителям организаций гражданской авиации:

2.1. довести настоящую информацию до летного состава, персонала по ОВД и метеорологическому обеспечению полетов;

2.2. с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах типа Ми-8, провести занятия по изучению требований раздела РЛЭ, описывающего особенности полетов в горах (раздел 4.8 РЛЭ вертолета Ми-8, раздел 4а.2 РЛЭ вертолета Ми-8МТВ, Ми-8АМТ и Ми-171). Провести аналогичные занятия с летным составом вертолетов других типов;

2.3. провести анализ наличия и реализации мероприятий по предотвращению авиационных происшествий, связанных со столкновением воздушных судов с землей (CFIT) при выполнении полетов в горной местности, с учетом рекомендаций, содержащихся в приказах (распоряжениях, заключениях) по результатам расследований авиационных происшествий (Приложение к настоящей информации).

2.4. обратить внимание персонала, занятого в подготовке и выполнении полетов, на то, что с учетом международной и российской практики, большинства авиационных происшествий в горной местности из-за столкновения с землей в управляемом полете (CFIT) можно было избежать при условии тщательного планирования (учет уровня подготовленности летного состава; определение дополнительных ограничений на полеты в районах с особо сложными климатическими и географическим особенностями; учет характеристик воздушного судна, исходя из условий предстоящего полета и т.п.) и технологической дисциплины (соблюдение и последовательное выполнение стандартных процедур при подготовке и выполнении полетов; правильное распределение обязанностей в экипаже).

Начальник Управления

инспекции по безопасности

полетов

С.С.МАСТЕРОВ




Приложение

к письму Росавиации

от 4 июля 2013 г. N 02.3-702

ПРИКАЗЫ (РАСПОРЯЖЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ), ВЫПУЩЕННЫЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЙ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ,

СВЯЗАННЫХ С НЕДОСТАТКАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЛЕТОВ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ

1. Распоряжение Минтранса России от 22.07.2002 N НА-262-р "О катастрофе вертолета Ми-8АМТ RA-22158".

2. Распоряжение Минтранса России от 17.12.2002 N ПР-32-р "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-28 RA-28932".

3. Распоряжение Минтранса России от 11.04.2003 N КР-21-р "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-2 RA 62587".

4. Распоряжение Минтранса России от 18.11.2003 N НА-325-р "О катастрофе вертолета Ми-8Т RA-25194".

5. Заключение о катастрофе вертолета Ка-32С RA-31025 (письмо Минтранса России от 21.04.2004 N 22.15-497).

6. Заключение о катастрофе вертолета Ми-8Т RA-22643 (письмо Ространснадзора от 27.06.2005 N 8.15-914).

7. Заключение об аварии самолета Ан-2 RA-02252 ГУП "Авиакомпания "Полярные авиалинии" (письмо Ространснадзора от 05.06.2006 N 8.15-754).

8. Заключение об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т RA-22670 (письмо Ространснадзора от 01.11.2007 N 8.10.1434).

9. Приказ Росавиации от 29.04.2011 N 221 "Об авиационном происшествии с вертолетом R-44 Clipper II RA-04228".

10. Приказ Росавиации от 06.11.2012 N 753 "Об авиационных происшествиях с вертолетами R-44 Raven I RA-04331 и R-44 Raven I RA-04332" (см. авиационное происшествие с вертелом R-44 Raven I RA-04331).

11. Приказ Росавиации от 18.03.2013 N 139 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-28 RA-28715".

12. Приказ Росавиации от 21.05.2013 N 285 "Об авиационном происшествии с вертолетом R-44-II RA-04142".



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления