Законодательство РФ

<Письмо> Росавиации от 03.06.2016 N 7.02-277 "Информация по безопасности полетов N 9"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 3 июня 2016 г. N 7.02-277

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 9

09.05.2016 в аэропорту Сочи после взлета самолета Ту-204-100В RA-64050 АО "Ред Вингс" были обнаружены фрагменты разрушенного тормозного диска. Экипаж воздушного судна (далее - ВС) был проинформирован о случившемся органами ОВД, после чего принял решение продолжить полет до аэродрома назначения Тюмень (Рощино). Посадка в аэропорту Тюмень была выполнена без особенностей.

В аэропорту Тюмень экипажем ВС был произведен визуальный осмотр шасси, при этом посторонних предметов, повреждений конструкции и срабатывания термосвидетелей обнаружено не было. Экипажем ВС было принято решение выполнить обратный рейс по маршруту Тюмень - Сочи.

После посадки в аэропорту Сочи экипажем в бортовом журнале была сделана запись о недопустимом износе пакета тормозных дисков колеса позиции N 5 (внешнее колесо задней пары левой основной опоры шасси). При осмотре тормоза было обнаружено разрушение пяти дисков: двух невращающихся (КТ196М.320) и трех вращающихся (КТ196М.310). Наработка тормоза на момент отказа составила 843 посадки (гарантийная наработка тормозных дисков: 1000 посадок; назначенный ресурс и срок службы: 3000 посадок, 10 лет). По информации эксплуатанта ВС, за период эксплуатации самолетов типа Ту-204 в период с 2011 по 2016 годы было оформлено 1316 рекламаций по отказам тормозных дисков.

Следует также обратить внимание на то, что необнаружение разрушения тормозных дисков при осмотре шасси в аэропорту Тюмень привело к вылету самолета, техническое состояние которого было определено недостаточно точно.

В этой связи есть необходимость обратить внимание на происходившие ранее инциденты, связанные с выполнением полета на неисправном воздушном судне:

14.04.2003 в Вологодской области произошел серьезный инцидент с вертолетом Ми-2 RA-14220 (отчет по результатам расследования размещен в АМРИПП Росавиации, учетный номер 32261).

При заходе на подобранную с воздуха площадку произошло столкновение вертолета с проводами ЛЭП, в результате чего лопасти несущего и рулевого винта получили повреждения. Не выходя из вертолета КВС принял решение на перелет на поврежденном вертолете на площадку, расположенную в 20 км от места события, а затем на базовый аэродром Великий Устюг с пассажирами на борту.

В 2015 году вследствие аналогичных нарушений произошла катастрофа вертолета R-44II RA-05765 (27.06.2015 в Кемеровской области). Катастрофа явилась следствием отказа системы управления вертолетом из-за воздействия стального троса на механизм управления шагом лопастей рулевого винта, наматывание которого произошло при столкновении ВС с тросами гидрометрической установки в предыдущем полете.

14.02.2004 при выполнении полета по маршруту Красноярск - Улан-Удэ - Чита произошел серьезный инцидент с самолетом Ту-154Б RA-85201 (отчет по результатам расследования размещен в АМРИПП Росавиации, учетный номер 40881).

При взлете в аэропорту Красноярск произошел отказ системы поперечного управления: разрушение тяги управления правым элероном. Первое проявление отказа правого элерона произошло на разбеге при взлете в аэропорту Красноярск и выразилось в остановке отклонения правого элерона на уровне 10° (с соответствующим этому значению отклонением правого элерона-интерцептора до 25°). Во время набора высоты экипаж заметил тенденцию кренения самолета вправо. Убедившись в отсутствии разницы количества топлива по группам баков, экипаж ошибочно предположил, что кренение самолета вызвано индивидуальными особенностями ВС, указанными в бортжурнале.

После посадки в Улан-Удэ, не выяснив причину недопустимо большого среднего отклонения штурвала, не сообщив о неисправности инженерно-техническому персоналу и не сделав записи в бортовом журнале, экипаж принял решение на продолжение рейса на неисправном самолете.

При взлете в аэропорту Улан-Удэ экипажу для парирования возмущения по крену от полностью отклоненных правого элерона и элерона-интерцептора пришлось отклонить баранку штурвала влево на углы более 70°.

При заходе на посадку в аэропорту Чита экипаж увеличил отклонение руля направления до -3°, что обеспечило запас поперечной управляемости. Посадка в аэропорту Чита производилась в простых метеоусловиях, при слабом встречном ветре, что способствовало безопасному завершению полета в условиях очень малого запаса поперечной управляемости и риска возникновения катастрофической ситуации.

14.02.2014 произошел инцидент с самолетом Ан-140 RA-41253 (отчет по результатам расследования размещен в АМРИПП Росавиации, учетный номер 140883).

При выпуске шасси перед посадкой в аэропорту Якутск левая опора шасси не встала на замок выпущенного положения. Повторные попытки выпуска стоек шасси как от основной, так и аварийной систем не привели к постановке левой опоры на замок выпущенного положения.

По результатам осмотра положения стоек шасси с земли, учитывая темное время суток, однозначно подтвердить постановку левой опоры на замок выпущенного положения не представилось возможным. С целью минимизации повреждений самолета в случае посадки с незафиксированной в выпущенном положении левой опорой шасси, экипажем было решено произвести посадку на заснеженную грунтовую ВПП аэродрома Маган. Посадка была выполнена благополучно, при этом замок выпущенного положения левой опоры шасси оставался в открытом положении.

В ходе расследования было установлено, что 13.02.2014 при заходе на посадку в аэропорту Жиганск выпуск шасси был осуществлен с пятой попытки, а при выполнении обратного рейса, при заходе на посадку в аэропорту Якутск - со второй попытки. Согласно объяснениям экипажа, невыпуск шасси был ими ошибочно связан с малым количеством жидкости в гидросистеме самолета. По прилету в базовый аэропорт Якутск экипажем была сделана запись в бортжурнале о необходимости дозаправки гидрожидкости, запись о проблемах с выпуском шасси не делалась.

Несрабатывание замка выпущенного положения левой опоры шасси явилось следствием деформаций проушин наружной пружинной тяги складывающегося подкоса из-за попадания в зазор между штоком и направляющей посторонних предметов в процессе эксплуатации.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации.

2. Руководителям организаций гражданской авиации:

2.1. изучить настоящую информацию с летным и инженерно-техническим персоналом;

2.2. обратить внимание летного и инженерно-технического персонала на полноту выполнения оперативного технического обслуживания в базовом и транзитных аэропортах, объем и порядок проведения контрольного осмотра воздушного судна перед полетом и после полета, а также на обязательное выполнение записей в производственно-технической и пономерной документации ВС о наличии и методах устранения замечаний как выявленных экипажем, так и обнаруженных при техническом обслуживании;

2.3. при получении от наземных служб информации об обнаружении на этапах взлета, посадки или руления признаков неисправности воздушного судна (отделение частей, появление дыма или течи жидкости и т.п.) более тщательно подходить к определению объема работ для подтверждения летной годности воздушного судна, в том числе, при необходимости, не ограничиваться только внешним осмотром воздушного судна.

3. Руководителям эксплуатантов самолетов Ту-204, Ту-214 проконтролировать выполнение требований телеграммы Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации о проведении разового осмотра тормозных дисков КТ196М.310 и КТ196М.320 (телеграмма от 26.05.2016 N 260615).

Заместитель Руководителя

М.В.БУЛАНОВ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления