<Письмо> Росавиации от 02.09.2016 N 02.3-3633 "Информация по безопасности полетов N 17"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
от 2 сентября 2016 г. N 02.3-3633
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 17
В августе 2016 года с самолетами коммерческой авиации произошло две аварии и серьезный инцидент при выполнении посадки.
11.08.2016 при посадке в аэропорту Полярный произошла авария с самолетом Ан-2 RA-17812 АО "Авиакомпания АЛРОСА".
После посадки в условиях бокового ветра, во второй половине пробега, произошло уклонение самолета влево от оси ВПП. В процессе дальнейшего движения под углом 50 - 55° к оси ВПП самолет выкатился на спланированную часть летного поля и получил значительные повреждения. Находившиеся на борту ВС два члена экипажа и бортоператор не пострадали.
12.08.2016 в аэропорту Уфа произошел серьезный инцидент с самолетом Як-42Д RA-42340 ГП КК "КрасАвиа".
При выполнении посадки в условиях грозовой деятельности и дождя в результате перелета (1200 метров) и автоматического невыпуска спойлеров произошло выкатывание ВС за пределы ВПП на 427 метров по курсу посадки.
Обстоятельства авиационного события подробно изложены в Информации по безопасности полетов N 16 от 25.08.2016 N 4.02-328.
24.08.2016 в аэропорту Норильск произошла авария с самолетом Ту-204С RA-64021 ООО Авиакомпания "Авиастар-ТУ".
Посадка в аэропорту Норильск выполнялась на ВПП-01 в сложных метеоусловиях (по предварительным данным): ветер 340° 5 м/с; дальность видимости 1800 метров; слабый ливневой дождь; дымка; облачность сплошная высотой 540 метров, кучево-дождевая; температура +7 °C, точка росы +7 °C; давление QNH 998 гПа, ВПП-01 покрыта водой от 50 до 100%, Ксц = 0,39.
После первого жесткого приземления произошло отделение самолета от ВПП, сопровождаемое автоматическим выпуском интерцепторов. Повторное грубое приземление произошло с вертикальной перегрузкой 3,05 ед. Экипаж ВС самостоятельно зарулил на стоянку. При осмотре самолета обнаружено разрушение вертикальной стенки заднего лонжерона крыла в месте крепления траверсы левой опоры шасси, а также повреждение узлов навески левого двигателя.
В течение последних 10 лет в коммерческой авиации произошло три тяжелых авиационных происшествия с самолетами, связанных с выкатыванием за пределы ВПП:
9 июля 2006 года в аэропорту Иркутск катастрофа самолета А-310-324, в результате которой погибло 125 человек. При посадке самолет выкатился за пределы ВПП (по курсу посадки) и столкнулся с препятствиями;
7 сентября 2011 года в аэропорту Ярославль катастрофа самолета Як-42Д, в результате которой погибло 44 человека. При взлете самолет выкатился за пределы ВПП (по курсу взлета) и столкнулся с препятствиями;
29 декабря 2012 года в аэропорту Внуково катастрофа самолета Ту-204-100В, в результате которой погибло 5 человек. При посадке самолет выкатился за пределы ВПП (по курсу посадки) и столкнулся с препятствиями.
Статистические данные об основных факторах, приводящих к авиационным происшествиям и инцидентам, связанным с выкатыванием самолетов за пределы ВПП, приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные причины авиационных событий, связанных
с выкатываниями за пределы ВПП (самолеты с максимальной
взлетной массой более 2250 кг, период 2002 - 2013 годы)
Факторы, обуславливающие грубые посадки, в целом аналогичны факторам, характерным для выкатываний за пределы ВПП: повышенная скорость при посадке в сочетании с ошибками при выравнивании; неправильное управление режимом работы двигателей; неучет ветровой обстановки.
При этом, основу ошибок при посадке и послепосадочном пробеге составляют, как правило, недостаточная координация, слабые взаимоконтроль и поддержка членами экипажа друг друга (CRM), а также несоблюдение стандартных эксплуатационных процедур (SOP) или их неэффективность (недостаточное понимание пилотами требований SOP; неучет при их разработке факторов, влияющих на безопасность летной эксплуатации). В связи с этим SOP авиакомпании должны по мере необходимости пересматриваться и дополняться с учетом опыта летной эксплуатации и рекомендаций разработчика воздушного судна.
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до эксплуатантов воздушных судов.
2. Руководителям эксплуатантов воздушных судов:
2.1. Довести настоящую информацию до летного состава, выполняющего полеты на самолетах. Обратить внимание командиров воздушных судов на требования пункта 3.90 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", в части, касающейся необходимости прекратить снижение и выполнить прерванный заход на посадку (уйти на второй круг) в случае нестабилизированного захода на посадку (с учетом требований РПП и РЛЭ), если положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения относительно ВПП не обеспечивают безопасность посадки, а также если расчет на посадку не обеспечивает безопасность ее выполнения.
2.2. При организации летной работы и разработке профилактических мероприятий по предотвращению выкатываний и грубых посадок использовать информационные и методические материалы разработчиков воздушных судов, а также размещенные на официальном сайте Росавиации в сети Интернет и в Архиве материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации:
методическое пособие "Рекомендации по разработке и внедрению стандартных эксплуатационных процедур (SOP)" (http://www.favt.ru/dejatelnost-lms-standartniye-procedury/);
учебный фильм "Рутинных посадок не бывает" (http://www.favt.ru/dejatelnost-lms-beopasnost-vpp-predotvr-vikatyvaniy/);
отчет по результатам НИР по теме: "Проведение исследований техники пилотирования самолетов коммерческой гражданской авиации (с газотурбинными двигателями и максимальной взлетной массой более 27000 кг) по случайной выборке полетов, не закончившихся авиационными происшествиями или инцидентами. Выявление тенденций и особенностей техники пилотирования, создающих риск преждевременного снижения, грубого приземления, касания земли крылом (двигателем, фюзеляжем) или выкатывания за пределы ВПП" (раздел "Материалы НИР, выполненные ГосЦентром безопасности полетов по заказу Росавиации"; категория ARC, RE).
2.3. Эксплуатантам самолетов Ан-2 обратить внимание летного состава на рекомендации раздела "Посадка при боковом ветре" главы 4 РЛЭ самолета Ан-2.
2.4. Эксплуатантам самолетов типа Як-42 обратить внимание летного состава на содержащееся в РЛЭ самолета Як-42 предупреждение о том, что: "приземление на повышенной скорости уменьшает обжатие амортстоек шасси, что приводит к недостаточной раскрутке колес в начале пробега и возможному невыпуску спойлеров, а также нарушает нормальную работу автоматов растормаживания".
2.5. Эксплуатантам самолетов типа Ту-204/Ту-214 обратить внимание летного состава на рекомендации разделов 4.6 и 4.7 РЛЭ самолета Ту-204/Ту-214 в части, касающейся техники выполнения посадки (в том числе выдерживание скорости захода на посадку с учетом условий полета и контроль рекомендованного РЛЭ угла атаки в установившемся режиме снижения), а также использования интерцепторов при приземлении.
инспекции по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления