<Письмо> МНС РФ от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@ "Об отдельных вопросах применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контроля за исполнением Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@
ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 18.06.93 N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин.
На основании статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно - кассовых машин рассматривают налоговые органы.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
В соответствии со статьей 3 Закона требования к контрольно - кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение).
На основании статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта "е" пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно - кассовых машин.
Таким образом, применение не зарегистрированных в налоговых органах контрольно - кассовых машин является нарушением требований Закона, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины и влечет применение к нарушителям ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Использование контрольно - кассовых машин должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными подпунктами "а" - "е" пункта 7 Положения. Вышеупомянутые требования являются обязательным условием допуска контрольно - кассовой машины к применению.
Использование контрольно - кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины и, следовательно, их нарушение влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно - кассовой машины, в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Основанием для применения статьи 14.5 КоАП РФ является также нарушение части четвертой пункта 7 Положения, так как контрольно - кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия - изготовителя или одно из средств визуального контроля, не допускаются к применению.
На основании части первой пункта 7 Положения допускается применение только исправных контрольно - кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно - кассовой машины перечислены в пункте 8 Положения. Нарушение требований части первой пункта 7 Положения является основанием для применения административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения контрольно - кассовой машины в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью второй пункта 5 Положения применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно - кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно - кассовых машин и, следовательно, является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями), организации (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Минфином России. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения организаций (индивидуальных предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Сказанное выше подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Статьей 2 Закона установлены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно - кассовые машины.
Статьей 6 Закона определены обязанности налоговых органов в части осуществления контроля за применением контрольно - кассовых машин.
Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями вышеупомянутых обязанностей, а также неповиновение ими законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа или воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей, установленных статьей 6 Закона, является основанием привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
На основании пункта 5 части 2 статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются судами общей юрисдикции.
В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
Неисполнение вышеперечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (с изменениями и дополнениями) и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ.
На основании абзаца 5 статьи 6 Закона проверку правильности выдачи чеков осуществляют налоговые органы.
Вместе с тем в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, вправе составлять органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (часть 1), должностные лица органов внутренних дел (пункт 1 части 2) и должностные лица федеральных органов налоговой полиции (пункт 6 части 2). На основании статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Таким образом, выявленные налоговыми органами правонарушения, предусмотренные статьей 14.15 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в акте проверки, который затем должен быть направлен в орган, полномочный составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.
налоговой службы 1 ранга
А.В.СМИРНОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления