Законодательство РФ

<Письмо> Минпросвещения России от 26.03.2020 N ДГ-126/06 "О методических рекомендациях [по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления]" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 марта 2020 г. N ДГ-126/06

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

[ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА ДЕТЕЙ

И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ]

В целях исполнения пункта 12 Комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019 - 2023 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 28.02.2019 N 1814п-П8, Минпросвещения России совместно с МВД России подготовлены методические рекомендации по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации направляются для информирования органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления и иных заинтересованных лиц.

Заместитель министра

Д.Е.ГРИБОВ




Приложение

к письму Минпросвещения России

от 26.03.2020 N ДГ-126/06

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

СОСТОЯЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕТА В ОРГАНАХ

И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Методические рекомендации подготовлены в целях организации профильных смен для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет с педагогической запущенностью, девиантным и (или) делинквентным поведением (далее - подростки, участники профильной смены), состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и направлены на реализацию комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей.

Профилактическую работу среди несовершеннолетних следует рассматривать как неотъемлемую часть воспитательной работы.

Невнимание взрослых к проблемам несовершеннолетних нередко приводит к тому, что дети, пассивно усваивая негативные модели поведения, становятся жертвами этой модели. Личностные проявления в поведении подростков складываются непроизвольно и выступают результатом сложного процесса воздействия социальных условий, в которых подросток существует и действует.

Причины детского и подросткового отклоняющегося поведения кроются в том числе и обилии сцен насилия и жестокости, которыми пестрят экраны телевизоров и компьютерные игры.

Также некоторые проступки совершаются подростками из-за озорства или любопытства, из желания развлечься, показать силу, утвердиться в глазах сверстников. В "группу риска" попадают несовершеннолетние, в близком окружении которых находятся "криминальные" личности (родственники или друзья). Многим подросткам присуще стремление освободиться от контроля и опеки родителей, критически они относятся и к ценностям, существующим в мире взрослых.

Противоправные действия совершаются подростками не только ввиду незрелости психики, но и часто в силу нарушения психического развития.

Таким образом, самые разные пути приводят подростка к отклоняющемуся поведению, но независимо от тяжести совершенного им, он - личность, нуждающаяся в особой социальной и психолого-педагогической помощи и поддержке.

Организация отдыха детей и их оздоровления является личностно-ориентированным педагогическим пространством, позитивной средой жизнедеятельности подростков, и имеет все возможности для активизации личностного роста подростков.

Участие подростка в различных группах внутри временного детского коллектива позволяет ему совершать социальные пробы: в общении, групповой деятельности, примерять и демонстрировать разные социальные роли.

Для организации образовательного процесса в организациях отдыха детей и их оздоровления характерно разнообразие видов деятельности. Многообразие групповой деятельности превращает временный детский коллектив в тренинговую группу по формированию гражданской идентичности с переносом опыта в повседневную жизнь.

Сочетание индивидуального и коллективного педагогического взаимодействия, применение различных форм и видов деятельности с подростками помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Одной из форм каникулярного отдыха детей и подростков являются профильные смены, обладающие значимым воспитательным и образовательным потенциалом.

Организация и проведение профильной смены для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, требует понимания специфики данной деятельности и по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам несколько отличается от практики традиционного проведения смен.

Главное отличие указанной формы работы заключается в совмещении образовательно-воспитательной деятельности с проведением профилактической и реабилитационной работы, направленной на предотвращение совершения подростками противоправных деяний.

Задачами профильной смены являются:

- снижение уровня агрессивности и тревожности подростков посредством проведения реабилитационных мероприятий;

- корректировка поведенческих реакций на жизненные ситуации бытовой и коммуникативной среды, обучение основам саморегуляции деструктивных состояний;

- сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни;

- раскрытие потенциальных возможностей и скрытых ресурсов каждого подростка с обозначением личных положительных особенностей;

- формирование основы позитивных жизненных ценностей и заинтересованности подростка в их постоянном поддержании и т.д.

Структура профильной смены, как и любой другой, как правило, включает в себя следующие периоды: организационный, основной, итоговый.


Организационный период

Задачи организационного периода: знакомство несовершеннолетних друг с другом; правилами поведения и проживания в организации отдыха детей и их оздоровления; погружение в содержание смены; адаптация к новым условиям жизнедеятельности; сплочение коллектива.

Следует обратить внимание, что при предъявлении подросткам требований к проживанию и поведению необходимо их четко продумывать и формулировать. Требования должны быть простыми, однозначными и понятными.

Рекомендуется разговаривать с подростками и объяснять необходимость соблюдений требований, но не ставить им условия. Подросток должен понять, почему надо вести себя именно так, а не иначе. Не следует ждать и требовать от подростков сразу идеального поведения.


Основной период

Задачи основного периода: реализация программы профильной смены; создание условий для самореализации подростков.

При разработке программы профильной смены необходимо учитывать, что подростки, состоящие на различных видах учета - это дети, которые самостоятельно или с помощью семьи не в состоянии решить проблемы, которые возникают у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Ведущей деятельностью для данной категории подростков должна быть социальная коммуникация, групповое и коллективное взаимодействие. Работа с подростками должна носить преимущественно практический характер и включать в себя: активные виды взаимодействия (спорт, туризм, квесты, игры-испытания, подвижные игры, тренинги и т.д.); прикладные и творческие виды деятельности (конструирование, моделирование, лепка и т.д.); элементы трудотерапии.

Постоянная смена видов деятельности позволит поддерживать познавательный интерес подростков к происходящему.

При реализации программы необходимо отойти от следующих форм организации педагогического процесса (хотя совсем исключать данные формы не стоит): лекции; мероприятия, требующие усидчивости, малой подвижности и повышенной концентрации внимания, длительную аналитическую работу.

Необходимо найти сильные стороны (качества) подростков и использовать их, и, по возможности, развивать. Следует обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении подростков, отмечать их минимальные успехи и достижения ото стимул к самосовершенствованию.

Не злоупотребляйте запретами, найдите причину (или причины) поведения подростков. Важно помнить, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.


Итоговый период

Задачи итогового периода: подведение итогов; создание доброжелательной атмосферы дружеского прощания; формирование перспектив дальнейшего общения; мотивация подростков на социально одобряемое и законопослушное поведение.

Подводя итоги смены, необходимо еще раз разъяснить подросткам возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у них стандартные, общепринятые нормы поведения.

Кроме того необходимо проинформировать подростков о механизмах, которые помогут им в решении возникающих проблемных вопросов, социальной адаптации и реабилитации за рамками профильной смены.

Подготовка организации отдыха детей и их оздоровления к открытию и проведению профильной смены осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

Оформление сотрудников для проведения профильной смены осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом профессиональных стандартов для специалистов, занятых в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

При подборе специалистов для работы с подростками в рамках профильной смены следует обратить внимание на необходимость формирования группы специалистов, помимо педагогических работников и вожатых, работающих с временным детским объединением, будут входить: психологи, медики, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - инспектор ПДН); специалисты управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, уполномоченные по правам ребенка и другие специалисты.

Перед началом смены рекомендуется проведение инструктажа со всеми работниками организации отдыха детей и их оздоровления на предмет работы с подростками, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, целесообразно организовать обучающие занятия для всех работников организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно на объекте проведения профильной смены. При подготовке кадров необходимо учесть, что все специалисты, работающие с подростками, должны профессионально решать возникающие вопросы, так как можно не только усугубить ситуацию, но и сделать ее неконтролируемой.

Отбор подростков - участников профильной смены необходимо осуществлять совместно со специалистами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) и инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

К списку участников профильной смены рекомендуется на каждого подростка подготовить дополнительную информацию, а именно:

- актуальную фотографию подростка, соответствующую возрасту (портрет);

- справку ПДН о совершенном проступке (основание постановки на учет, дата совершения, краткое описание проступка или серии правонарушений);

- характеристику с места обучения (поведение, успеваемость, информация о родителях) либо межведомственную характеристику, совмещающую информацию ПДН и с места обучения.

До начала профильной смены рекомендуется с подростками - участниками профильной смены провести предварительную работу:

- провести диагностику личности;

- изучить неблагоприятные факторы социальной среды, в которой находится подросток;

- разработать индивидуальную программу и привлечь к работе с подростком необходимых специалистов.

Профильные смены рекомендуется проводить совместно с инспекторами ПДН, командированными на этот период распоряжением или приказом начальника территориального органа, с оформлением командировки в порядке, установленном законодательством.

В течение профильной смены инспекторы ПДН наряду с педагогическими работниками, вожатыми и другими специалистами являются активными участниками всех процессов, проводимых в рамках профильной смены, в том числе проходят обучение, принимают участие в разработке программы смены, проводят мероприятия и т.д.

На период профильной смены инспектор ПДН, являясь сотрудником органов внутренних дел, в первую очередь должен стать для подростков наставником, что в дальнейшем положительно повлияет на эффективность индивидуально-профилактической работы.

По итогам проведения профильной смены коллективу организации отдыха детей и их оздоровления рекомендуется подготовить психологический портрет с рекомендациями специалистов на каждого подростка и передать их родителям (законным представителям), а также в образовательные учреждения для дальнейшей работы.

В психологическом портрете необходимо указать: характеристику ребенка и его индивидуальные качества; анализ индивидуальных изменений в поведении ребенка в период проведения профильной смены; наиболее эффективные средства взаимодействия с подростком.

В психологический портрет можно вносить другую дополнительную информацию, которая поможет специалистам в работе с конкретным подростком.

Вся информация о подростках должна использоваться и храниться в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Важно понимать, что работа с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. В связи с этим рекомендуется разработать комплексную программу помощи детям, а проведение профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления для данной категории детей будет являться одним из этапов этой системной работы.

Диагностика личности (психолого-педагогическое изучение личности), диагностика среды (выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды, влияющих на подростка), коррекция среды и использование всех положительных возможностей школы, семьи и общественности позволит уменьшить количество детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления