<Письмо> Минобрнауки России от 28.05.2021 N МН-5/1091 "О направлении информации"
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 мая 2021 г. N МН-5/1091
В связи с принятием Федерального закона от 26 мая 2021 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ) (вступает в силу 1 сентября 2021 г.) Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России разъясняет некоторые вопросы разработки и реализации образовательных программ высшего образования.
Федеральный закон N 144-ФЗ направлен на создание правовых условий для расширения перечня компетенций, формируемых у обучающихся по образовательным программам высшего образования, а также возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
Федеральный закон N 144-ФЗ вносит в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) изменения, касающиеся разработки образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организации), разработки и применения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) и примерных основных образовательных программ высшего образования (далее - ПООП ВО), получения обучающимися квалификаций по результатам освоения образовательных программ высшего образования.
Федеральным законом об образовании в редакции Федерального закона N 144-ФЗ установлено, что образовательные программы высшего образования разрабатываются организациями в соответствии с ФГОС ВО.
ПООП ВО разрабатываться и применяться не будут.
Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями на основе профессиональных стандартов (при наличии). При этом образовательные программы могут включать в себя компетенции, отнесенные не только к одной специальности или направлению подготовки. Предусмотрены следующие варианты включения компетенций в образовательные программы:
компетенции, отнесенные к нескольким специальностям, направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования;
компетенции, отнесенные к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
компетенции, отнесенные к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности. Указанные области и виды профессиональной деятельности устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством (области и виды профессиональной деятельности, по которым разрабатываются профессиональные стандарты).
Образовательная программа высшего образования может предусматривать возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций. Получение нескольких квалификаций является академическим правом обучающихся.
Предусмотрено бесплатное профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (далее - профессиональная подготовка) в пределах образовательной программы высшего образования.
В соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ ФГОС ВО будут разрабатываться в следующих вариантах:
по специальностям и направлениям подготовки;
по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
по областям и видам профессиональной деятельности.
Федеральный закон N 144-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2021 г.
В целях подготовки к реализации Федерального закона N 144-ФЗ организациям необходимо по реализуемым направлениям подготовки (специальностям) высшего образования проработать вопрос о возможности и целесообразности:
расширения перечня компетенций, формируемых у обучающихся, имея в виду включение в образовательные программы компетенций, отнесенных к нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки, к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности;
одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций в результате освоения образовательной программы.
Поскольку основой для разработки образовательных программ высшего образования являются ФГОС ВО, в том числе по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, по областям и видам профессиональной деятельности, организация разрабатывает и утверждает образовательную программу высшего образования только при наличии соответствующего ФГОС ВО.
Вместе с тем, до разработки указанных ФГОС ВО организации могут в соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ:
расширять перечень профессиональных компетенций, включаемых в образовательные программы высшего образования;
проводить профессиональную подготовку в пределах образовательных программ высшего образования.
Необходимо иметь в виду, что если прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществлялся по конкретным направлениям подготовки (специальностям), то перевод обучающихся на обучение по образовательным программам, предусматривающим формирование компетенций, выходящих за рамки конкретного направления подготовки (специальности), осуществляется с согласия обучающихся. Проведение профессиональной подготовки в пределах образовательных программ высшего образования также осуществляется с согласия обучающихся.
государственной политики
в сфере высшего образования
Т.В.РЯБКО
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления