Законодательство РФ

<Письмо> ФТС РФ от 19.04.2011 N 01-11/18036 "О соблюдении законности при запросе документов и информации от уполномоченных банков, Внешэкономбанка, территориальных управлений Банка России и Банка России для целей валютного контроля"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 19 апреля 2011 г. N 01-11/18036

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ

ПРИ ЗАПРОСЕ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ ОТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ

БАНКОВ, ВНЕШЭКОНОМБАНКА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ БАНКА

РОССИИ И БАНКА РОССИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

В связи с вступлением в силу Федеральных законов от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля" и от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), на основании обращений Банка России и уполномоченных банков в целях соблюдения таможенными органами валютного и административного законодательства Российской Федерации, а также принятых в соответствии с ними актов разъясняем порядок запроса таможенными органами у уполномоченных банков и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - кредитные организации) документов, необходимых для осуществления таможенными органами функций агентов валютного контроля (далее - документы).

В соответствии со статьей 167 Закона N 311-ФЗ и порядком, утвержденным Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2721 "Об утверждении порядка направления таможенным органом в банки и иные кредитные организации запроса о представлении документов и сведений", таможенные органы имеют право запрашивать у уполномоченных банков документы, поименованные в части 1 указанной статьи, исключительно при проведении таможенной проверки.

В целях реализации таможенными органами функции агентов валютного контроля, заключающейся в проведении проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ним актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство), порядок направления таможенными органами в уполномоченные банки запросов о представлении документов регламентирован статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

В соответствии с Приказом ФТС России от 16 июля 2010 г. N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" таможенные органы как агенты валютного контроля осуществляют мониторинг соответствующего сегмента центральной базы данных валютного контроля ФТС России на выявление признаков нарушений валютного законодательства.

Для получения документального подтверждения фактов нарушений валютного законодательства таможенные органы вправе в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ направлять запросы в кредитные организации о представлении имеющих юридическую силу и поименованных в части 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ документов.

При этом частью 14 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлены следующие требования к направляемым таможенными органами в кредитные организации запросам:

- запрос таможенного органа о представлении копий требуемых документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных таможенному органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента;

- срок исполнения запроса не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Возможность запроса таможенными органами документов непосредственно у Банка России и его территориальных учреждений Законом N 173-ФЗ не предусмотрена.

В целях реализации статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в случае возбуждения дела об АП по выявленному нарушению валютного законодательства должностное лицо таможенного органа на основании статьи 26.10 КоАП России обладает полномочиями по истребованию сведений, необходимых для разрешения дела об АП.

Порядок истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об АП должностными лицами таможенных органов, в производстве которых находятся дела об АП, определен инструкцией, утвержденной Приказом ФТС России от 24 апреля 2007 г. N 523.

Кроме того, в рамках производства по делу об АП, возбужденному за нарушение валютного законодательства в соответствии с частью 1 статьи 25.6 КоАП России, должностное лицо таможенного органа вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний, в том числе законного представителя кредитной организации (либо иное должностное лицо кредитной организации, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению), через счета в которой резидентом осуществлена соответствующая валютная операция и/или в которой оформлен (переоформлен) паспорт сделки.

Дополнительно обращаем внимание на необходимость соблюдения требований распоряжения ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 38-р "О порядке оформления писем-запросов в кредитные организации", а также рекомендаций, направленных письмом ФТС России от 26 ноября 2009 г. N 14-111/56600 "О порядке направления запросов в уполномоченные банки".

Заместитель руководителя

генерал-лейтенант

таможенной службы

С.О.ШОХИН



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления