<Письмо> ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ "О работе территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 января 2024 г. N ШЮ-4-13/796@
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК
МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) в связи с поступающими обращениями налогоплательщиков и в целях обеспечения корректного разграничения полномочий территориальных налоговых органов в рамках осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - налоговый контроль цен) сообщает следующее.
В статье 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) закреплен общепринятый принцип "вытянутой руки", в соответствии с которым цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать ценам в сопоставимых сделках между независимыми лицами, которые в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 105.3 Кодекса признаются рыночными для целей налогообложения.
При этом пунктом 2 статьи 105.3 Кодекса полномочия по определению рыночных цен для целей налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами (сделках, приравненных к таковым) отнесены к компетенции ФНС России.
В статье 105.14 Кодекса отражены виды сделок, подпадающие под налоговый контроль цен со стороны ФНС России, такие сделки в целях Кодекса признаются контролируемыми.
Согласно положениям статьи 105.16 Кодекса контролируемые сделки отражаются налогоплательщиками в уведомлениях о контролируемых сделках (далее - уведомления), представляемых в налоговые органы по месту их нахождения (месту жительства). Информация о контролируемых сделках, выявленных налоговыми органами и не указанных налогоплательщиками в уведомлениях, направляется в ФНС России в форме извещения о контролируемых сделках (далее - извещения).
ФНС России подчеркивает, что сделка признается контролируемой в силу положений Кодекса, неотражение сделки в уведомлении, равно как и ее отсутствие в извещении не влияет на признание ее контролируемой.
Ответственность за неправомерное непредставление уведомления, представление недостоверных сведений в уведомлении установлена статьей 129.4 Кодекса.
На основании уведомления или извещения ФНС России вправе назначить и провести проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
ФНС России обращает внимание, что абзацем 4 пункта 1 статьи 105.17 Кодекса прямо установлено, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.
Таким образом, из совокупного толкования положений статей 105.3, 105.14, 105.16, 105.17 и 129.4 Кодекса следует, что полномочия территориальных налоговых органов в области налогового контроля цен законодательно ограничены приемом уведомлений, контролем корректности и полноты их заполнения, привлечением налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений, формированием извещений при выявлении неотраженных в уведомлениях сделок, а также сопутствующими полномочиями технического характера (сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов (информации) по поручениям ФНС России в порядке статьи 93.1 Кодекса и т.д.).
С учетом вышеизложенного, территориальные налоговые органы не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам.
Одновременно, указанное ограничение не оказывает влияния на иные полномочия территориальных налоговых органов.
В частности, в случае получения достоверных доказательств наличия в действиях налогоплательщика в рамках контролируемой сделки обстоятельств, предусмотренных статьей 54.1 Кодекса, территориальный налоговый орган вправе пересмотреть налоговые обязательства по указанной сделке с учетом подходов, изложенных в Письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@.
Аналогично, признание сделки контролируемой не лишает территориальный налоговый орган возможности проверки расходов по данной сделке на предмет их соответствия требованиям статьи 252 Кодекса. В части оценки расходов в результате совершения внутригрупповых операций сохраняют актуальность Письма ФНС России от 06.08.2020 N ШЮ-4-13/12599@ и от 12.02.2021 N ШЮ-4-13/1749@.
Как указывалось выше, к полномочиям территориальных налоговых органов в том числе относится выявление неотраженных в уведомлениях контролируемых сделок, составление и направление извещений в ФНС России, привлечение к налоговой ответственности.
При этом налоговому органу необходимо убедиться, что полученных материалов достаточно для признания сделки контролируемой, составить и направить в ФНС России извещение в установленном порядке, при наличии оснований - привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 129.4 Кодекса. На этом полномочия территориального налогового органа исчерпаны.
Возможны ситуации, когда в рамках сбора доказательной базы для признания неотраженной в уведомлении сделки контролируемой или в рамках иных мероприятий налогового контроля, прямо не связанных с данной сделкой, получена информация, которая, по мнению территориального налогового органа, может свидетельствовать об отклонении цены в контролируемой сделке от рыночной.
Описание данных предположений со всеми подтверждающими документами направляются в Межрегиональную инспекцию ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (далее - МИ по ценам). В этой связи Письмо Управления трансфертного ценообразования ФНС России от 09.11.2022 N 13-1-01/0019дсп утрачивает силу.
При этом территориальный налоговый орган не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить какие-либо последующие мероприятия налогового контроля в части оценки выявленных обстоятельств, связанных с предполагаемым отклонением цены.
При необходимости МИ по ценам может запрашивать дополнительную информацию (документы), находящуюся в распоряжении территориального налогового органа. Такие запросы МИ по ценам подлежат обязательному исполнению в срок, не превышающий 10 календарных дней с даты поступления.
В случае необходимости получения МИ по ценам дополнительных документов (информации) в отношении анализируемой сделки, отсутствующих в распоряжении территориального налогового органа, они истребуются МИ по ценам в порядке статьи 93.1 Кодекса. Налоговые органы обязаны исполнять поручения МИ по ценам об истребовании документов (информации) в установленном порядке.
3. Самостоятельные корректировки
В соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.
Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога, указываются в пояснениях, прилагаемых к уточненной налоговой декларации.
Такими сведениями являются номер и дата договора, предмет сделки, стоимость предмета сделки, указанная в договоре, метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки), сведения об участниках сделки и иная значимая, по мнению налогоплательщика, информация.
В случае непредставления указанных сведений одновременно с уточенной налоговой декларацией по налогу на прибыль в части изменения показателей по Листу 08, налоговый орган вправе на основании пункта 3 статьи 88 Кодекса направить налогоплательщику требование о представлении соответствующих пояснений.
При этом такое требование ограничено необходимыми сведениями, указанными выше. Истребование иной дополнительной информации не допускается.
Если уточненная налоговая декларация с отражением самостоятельной корректировки налоговой базы и сумм налога (убытка) представлена налогоплательщиком по результатам контрольно-аналитической работы ФНС России, то МИ по ценам информирует об этом соответствующий территориальный налоговый орган после представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, не позднее 10 календарных дней с даты ее представления.
При поступлении от МИ по ценам информации о самостоятельной корректировке налоговой базы по результатам контрольно-аналитической работы требование о представлении пояснений соответствующему налогоплательщику не направляется.
Как было отмечено выше, полномочия территориальных налоговых органов в области налогового контроля цен существенно ограничены, что также справедливо и для полномочий по истребованию документов в отношении контролируемых сделок.
Согласно положениям статей 105.15, 105.16-3 - 105.16-5 и 105.17 Кодекса документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), национальная документация и глобальная документация представляются исключительно по требованию ФНС России.
Таким образом, территориальные налоговые органы не вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальную документацию и национальную документацию, предусмотренную статьями 105.15, 105.16-4 и 105.16-5 Кодекса, соответственно.
Вместе с тем, при исследовании налоговым органом методологии формирования стоимости внутригрупповых услуг, как указано в пункте 6 Письма ФНС России от 06.08.2020 N ШЮ-4-13/12599@, налогоплательщик вправе предоставить территориальному налоговому органу документацию по трансфертному ценообразованию или ее отдельные элементы.
При осуществлении налогового контроля цен ФНС России в порядке статьи 93.1 Кодекса направляет в территориальные налоговые органы поручения об истребовании документов (информации). При исполнении поручений ФНС России территориальным налоговым органам необходимо принимать во внимание Письмо ФНС России от 20.12.2023 N ШЮ-5-13/2071ДСП@.
В силу пункта 4 статьи 93.1 Кодекса в течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Соответственно, к требованию, направленному территориальным налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля цен, проводимых ФНС России, в обязательном порядке будет приложено поручение, подписанное заместителем руководителя ФНС России.
Отсутствие такого поручения к требованию территориального налогового органа в отношении документов (информации) по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам указывает на самостоятельное истребование документов (информации) территориальным налоговым органом.
На основании вышеизложенного ФНС России поручает осуществлять должный контроль за корректным осуществлением полномочий территориальных налоговых органов в области налогового контроля цен.
Настоящее письмо необходимо довести до нижестоящих налоговых органов.
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления