<Письмо> ФНС РФ от 27.02.2010 N МН-21-6/119 <По вопросу ликвидации обществ с ограниченной ответственностью по искам регистрирующих органов>
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 февраля 2010 г. N МН-21-6/119
Рассмотрев письмо в части вопросов, относящихся в компетенции Федеральной налоговой службы, сообщаю следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 и пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и прекращается в момент внесения записи о его исключении из указанного государственного реестра.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (о создании, реорганизации, ликвидации, иных сведений) в силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является государственной регистрацией юридического лица, которая осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, состоящего из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий орган в силу положений пункта 4.1 вышеуказанного Федерального закона не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 24 указанного Федерального закона за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 указанного Федерального закона, отказ в государственной регистрации, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, на основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В части изменений, внесенных в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и касающихся минимального размера уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью, необходимо отметить следующее.
По указанному вопросу имеется позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженная, в частности, в проекте информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанный проект размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
Упомянутый проект информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержит также позицию по вопросу ликвидации обществ с ограниченной ответственностью по искам регистрирующих органов на основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Н.Е.МЕЛЬНИКОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления