Законодательство РФ

<Письмо> ФНС РФ от 21.04.2008 N ШС-6-3/301@ "О земельном налоге" (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 31.03.2008 N 03-05-04-02/24)


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 21 апреля 2008 г. N ШС-6-3/301@

О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.03.2008 N 03-05-04-02/24 о порядке применения норм подпункта 5 пункта 2 статьи 389 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, а также положения статьи 10 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" в отношении земельных участков, занятых водохранилищами.

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.ШУЛЬГИН




Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 марта 2008 г. N 03-05-04-02/24

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы о порядке применения норм подпункта 5 пункта 2 статьи 389 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, а также положения статьи 10 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и сообщает.

1. В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. При этом перечень земель, ограниченных в обороте, занятых водными объектами, установлен пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1), а водный фонд - это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (пункт 6 статьи 1). При этом перечень водных объектов определен статьей 5 Водного кодекса, к которым, в частности, отнесены и водохранилища.

Кроме того, в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, отнесены к землям водного фонда. При этом установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса в состав земель Российской Федерации входят, в том числе, земли водного фонда, населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и др. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне с соответствующим видом разрешенного использования.

Таким образом, на основании норм Земельного кодекса земельные участки, занятые водными объектами, могут также входить не только в состав земель водного фонда, но других категорий земель, например в состав земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения (статьи 85, 77 Земельного кодекса).

В силу указанных выше норм законодательства не признаются объектом налогообложения земельные участки, занятые водными объектами, при одновременном выполнении следующих условий:

- земельный участок должен быть занят водным объектом, обладающим признаками, установленными статьями 1 и 5 Водного кодекса;

- водный объект должен относиться к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации;

- земельный участок, занятый водным объектом, должен относиться к категории "земли водного фонда" или другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка.

Поэтому земельные участки, занятые водохранилищами, не признаются объектом налогообложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса и статьи 5 Водного кодекса при условии нахождения данных водных объектов в государственной собственности и на основании документов на землю, указанных в статье 8 Земельного кодекса.

2. Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ N 1738-1, утратил силу) налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимался по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Исходя из данной нормы, подлежали налогообложению земельные участки, отнесенные к категории "земли водного фонда", предоставленные для указанных целей.

Постановлением ВАС РФ от 20.11.2007 N 6019/07 по делу N А35-4621/05-С4 в удовлетворении заявления о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в отказе произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за 2004 год, отказано, так как земельный участок, занятый водным объектом (водохранилищем), отнесен к категории "земли промышленности" и поэтому земельный налог подлежал исчислению по ставкам, установленным Законом Российской Федерации "О плате за землю" для категории "земли промышленности".

При этом отказом в удовлетворении заявления налогоплательщика послужило то, что согласно статье 15 Закона РФ N 1738-1 основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком и, в случае если в этом документе категория земельного участка не указана, то исходя из пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса категория земельного участка для установления платы за землю может быть определена на основании документов государственного земельного кадастра и документов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Одновременно, по вопросу применения статьи 10 Закона РФ N 1738-1 и признания земель, занятых водохранилищами, объектом налогообложения земельным налогом имеется арбитражная практика в регионах (например, Постановления ФАС УО от 05.06.2007 N Ф09-4194/07-С3, ФАС ЦО от 11.05.2006 N А54-5786/2005-С5, ФАС СКО от 18.01.2006 N Ф08-6566/2005-2594А), в соответствии с которой в мотивировочной части постановлений суды указывают на то, что в силу статей 26 и 28 Водного кодекса с момента выдачи лицензии на водопользование организации становятся участниками водного правоотношения в отношении используемых водных объектов. В соответствии со статьей 7 Водного кодекса поверхностные воды и земли, покрытые водами и сопряженные с ними (дно, берега), являются единым водным объектом. Следовательно, дно и берег водохранилища являются его неотъемлемой частью и должны рассматриваться с ним как единое целое. В связи с тем, что налогоплательщик являлся водопользователем водохранилища, следовательно, к отношениям по использованию водных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса и пунктом 1 статьи 5 Водного кодекса должно применяться водное законодательство, что исключает существование земельных правоотношений и, соответственно, обязанность уплачивать земельный налог на земли, расположенные под водохранилищем.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что земли, занятые водохранилищами, в соответствии с Законом РФ N 1738-1 во взаимосвязи с Водным кодексом не подлежали налогообложению земельным налогом в случае, если в соответствии с указанными выше документами земельный участок отнесен к категории "земли водного фонда" или другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка.

Директор Департамента

И.В.ТРУНИН



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления