Законодательство РФ

<Письмо> ФНС РФ от 17.12.2008 N ШС-6-3/935@ "О направлении письма Минфина России" (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71)


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 17 декабря 2008 г. N ШС-6-3/935@

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71 по вопросам о порядке и сроках исчисления налоговыми органами транспортного и земельного налогов, направления соответствующих налоговых уведомлений физическим лицам, а также о порядке пересмотра неправильно произведенного налогообложения.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести указанное письмо Минфина России до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.ШУЛЬГИН




Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 декабря 2008 г. N 03-05-04-02/71

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросам о порядке и сроках исчисления налоговыми органами транспортного и земельного налогов, направления соответствующих налоговых уведомлений физическим лицам, а также о порядке пересмотра неправильно произведенного налогообложения и сообщается следующее.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Налоговые органы в случаях, предусмотренных Кодексом, исчисляют налоговую базу на основе имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода (пункт 5 статьи 54 Кодекса).

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 362 Кодекса налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Пунктами 4 и 5 указанной статьи на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложены обязанности сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с этими транспортными средствами изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется в установленном порядке налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Кодекса) на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктами 11 и 12 статьи 396 Кодекса органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами муниципальных образований.

Таким образом, Кодексом и другими федеральными законами обеспечено своевременное представление указанными государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами транспортного и земельного налогов, подлежащих уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, т.е. не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа. Конкретные сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 363 Кодекса), сроки уплаты земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пункты 1 и 4 статьи 397 Кодекса).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Пунктом 4 статьи 57 Кодекса установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу пунктов 6 и 8 статьи 58 Кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.

Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу (земельному налогу) у него не возникает обязанность по уплате этого налога.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и определения от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Кодекса) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Однако Кодексом не установлены порядок и сроки перерасчета сумм транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок и сроки привлечения к уплате указанных налогов таких налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этих налогов при наличии у налоговых органов сведений о соответствующих объектах налогообложения.

Установленный пунктами 10 и 11 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" срок давности (не более чем за три предыдущих года) привлечения к уплате соответствующего налога физических лиц, своевременно не привлеченных к уплате этого налога, либо пересмотра неправильно произведенного налогообложения не распространяется на другие налоги. Вместе с тем пунктом 7 указанной статьи предусмотрен перерасчет суммы соответствующих налогов, который производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика в случае несвоевременного его обращения за предоставлением льготы по уплате этих налогов.

Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса), а налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, а также осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном Кодексом (подпункт 7 статьи 32 Кодекса). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано на основании пункта 7 статьи 78 Кодекса в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Следовательно, в случае, если неправильное исчисление налоговым органом транспортного налога или земельного налога повлекло излишнюю уплату налога налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, налоговым органом должен быть произведен соответствующий перерасчет, а сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) в порядке и сроки, установленные статьей 78 Кодекса.

В числе основных начал законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 3 Кодекса) предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Из вышеуказанных норм Кодекса следует, что физические лица - налогоплательщики транспортного и земельного налогов должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.

В целях обеспечения дополнительной гарантии защиты прав физических лиц, своевременно не привлеченных в нарушение установленного порядка к уплате транспортного или земельного налога, представляется целесообразным внести в Кодекс изменения, направленные на установление временных пределов привлечения указанных физических лиц к уплате таких налогов, а также пересмотра неправильного исчисления налоговыми органами налогов, повлекшего их доначисление. Полагаем, что установление временных пределов привлечения налогоплательщиков к уплате налогов на основании налоговых уведомлений обеспечивает стабильность и определенность публичных правоотношений, является фактором, дисциплинирующим налоговые органы, гарантирует своевременность исчисления и уплаты указанных налогов и направления налогоплательщикам соответствующих налоговых уведомлений, а также сохранность необходимой доказательной базы в случае возникновения спора по поводу исчисления и уплаты таких налогов.

Впредь до установления Кодексом указанных временных пределов представляется возможным поддержать изложенную в рассматриваемом письме позицию об обеспечении направления в кратчайшие сроки физическим лицам налоговых уведомлений об уплате транспортного (земельного) налога при наличии соответствующего объекта налогообложения за прошедшие налоговые периоды в случаях представления регистрирующими органами в налоговые органы сведений, являющихся основаниями для исчисления этих налогов, с нарушением установленных сроков. Обязанность налогоплательщика по уплате этого налога возникнет в силу пункта 4 статьи 57 Кодекса не ранее даты получения налогового уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункты 6 и 8 статьи 58 Кодекса).

Кроме того, представляется целесообразным рекомендовать налоговым органам при принятии решений о перерасчете и доначислении сумм транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми органами и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, руководствоваться сложившейся судебной практикой.

С.Д.ШАТАЛОВ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления