<Письмо> ФАС РФ от 08.07.2010 N ИА/21482 "О применении методических рекомендаций по расчету оборотного штрафа" (вместе с "Методическими рекомендации по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31 и 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 8 июля 2010 г. N ИА/21482
О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАСЧЕТУ ОБОРОТНОГО ШТРАФА
В целях расчета размера административного штрафа, кратного сумме выручки правонарушителя от реализации товара, ФАС России рекомендует с 10 июля 2010 года использовать доработанные "Методические рекомендации по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31 и 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (прилагаются).
ПО РАСЧЕТУ ВЕЛИЧИНЫ ШТРАФА, НАЛАГАЕМОГО НА ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 14.31 И 14.32 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Методические рекомендации определяют порядок расчета размера штрафа, установленного статьями 14.31 и 14.32 КоАП для правонарушителей - юридических лиц и выраженного в сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (далее - сумма выручки от реализации товара).
Расчет размера БШ осуществляется следующим образом:
1. Рассчитывается максимальный штраф (МШ), составляющий:
а) 15 процентов суммы выручки от реализации товара, если сумма выручки от реализации товара составляет 75 и менее процентов совокупной суммы выручки, при условии, что:
- эта величина (15 процентов) меньше, чем 2 процента совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации им всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году (далее - совокупная сумма выручки) для случая злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке,
- эта величина меньше, чем 4 процента совокупной суммы выручки для случая заключения ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий;
б) 3 процента суммы выручки от реализации товара, если сумма выручки от реализации товара составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки, при условии, что:
- эта величина меньше, чем 2 процента совокупной суммы выручки для случая злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке,
- эта величина меньше, чем 4 процента совокупной суммы выручки для случая заключения ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий;
в) 2 процента совокупной суммы выручки для случая злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке либо 4 процента совокупной суммы выручки для случая заключения ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, если указанные в пунктах "а" и "б" условия не выполняются.
2. Рассчитывается часть максимального штрафа, равная одной пятнадцатой (1/15) его величины.
3. Одна пятнадцатая (1/15) максимального штрафа умножается на коэффициент, характеризующий степень тяжести правонарушения (Ктяж):
Таблица 1 коэффициентов тяжести
┌────┬────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐ │ N │ Разновидность правонарушения в зависимости от степени │Коэффициент│ │п/п │ его тяжести │ (Ктяж) │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 1. │ Заключение запрещенного статьей 11 Федерального│ 5 │ │ │закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите│ │ │ │конкуренции" ограничивающего конкуренцию соглашения или│ │ │ │осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных│ │ │ │действий, которые привели или могли привести к: │ │ │ │ 1) установлению или поддержанию цен (тарифов),│ │ │ │скидок, надбавок (доплат), наценок; │ │ │ │ 2) повышению, снижению или поддержанию цен на│ │ │ │торгах; │ │ │ │ 3) разделу товарного рынка по территориальному│ │ │ │принципу, объему продажи или покупки товаров,│ │ │ │ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов│ │ │ │или покупателей (заказчиков). │ │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 2. │ Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения│ 4 │ │ │или осуществление ограничивающих конкуренцию│ │ │ │согласованных действий, которые запрещены статьями 11,│ │ │ │16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О│ │ │ │защите конкуренции" и не указаны в пункте 1 таблицы. │ │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 3. │ Злоупотребление доминирующим положением на товарном│ 3 │ │ │рынке, которое привело к недопущению, ограничению или│ │ │ │устранению конкуренции и выразилось в следующих│ │ │ │действиях: │ │ │ │ 1) установлении, поддержании монопольно высокой или│ │ │ │монопольно низкой цены товара; │ │ │ │ 2) изъятии товара из обращения, если результатом│ │ │ │такого изъятия явилось повышение цены товара; │ │ │ │ 3) навязывании контрагенту условий договора,│ │ │ │невыгодных для него или не относящихся к предмету│ │ │ │договора (экономически или технологически не│ │ │ │обоснованные и (или) прямо не предусмотренные│ │ │ │федеральными законами, нормативными правовыми актами│ │ │ │Президента Российской Федерации, нормативными│ │ │ │правовыми актами Правительства Российской Федерации,│ │ │ │нормативными правовыми актами уполномоченных│ │ │ │федеральных органов исполнительной власти или судебными│ │ │ │актами требования о передаче финансовых средств, иного│ │ │ │имущества, в том числе имущественных прав, а также│ │ │ │согласие заключить договор при условии внесения в него│ │ │ │положений относительно товара, в котором контрагент не│ │ │ │заинтересован, и другие требования); │ │ │ │ 4) экономически или технологически не обоснованном│ │ │ │отказе либо уклонении от заключения договора с│ │ │ │отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия│ │ │ │возможности производства или поставок соответствующего│ │ │ │товара, а также в случае, если такой отказ или такое│ │ │ │уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами,│ │ │ │нормативными правовыми актами Президента Российской│ │ │ │Федерации, нормативными правовыми актами Правительства│ │ │ │Российской Федерации, нормативными правовыми актами│ │ │ │уполномоченных федеральных органов исполнительной│ │ │ │власти или судебными актами; │ │ │ │ 5) экономически, технологически и иным образом не│ │ │ │обоснованном установлении различных цен (тарифов) на│ │ │ │один и тот же товар, если иное не установлено│ │ │ │федеральным законом; │ │ │ │ 6) установлении финансовой организацией│ │ │ │необоснованно высокой или необоснованно низкой цены│ │ │ │финансовой услуги; │ │ │ │ 7) нарушение установленного нормативными правовыми│ │ │ │актами порядка ценообразования. │ │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 4. │ Злоупотребление доминирующим положением на товарном│ 2 │ │ │рынке, которое привело к недопущению, ограничению или│ │ │ │устранению конкуренции и выразилось в следующих│ │ │ │действиях (бездействии): │ │ │ │ 1) экономически или технологически не обоснованном│ │ │ │сокращении или прекращении производства товара, если на│ │ │ │этот товар имеется спрос или размещены заказы на его│ │ │ │поставки при наличии возможности его рентабельного│ │ │ │производства, а также если такое сокращение или такое│ │ │ │прекращение производства товара прямо не предусмотрено│ │ │ │федеральными законами, нормативными правовыми актами│ │ │ │Президента Российской Федерации, нормативными правовыми│ │ │ │актами Правительства Российской Федерации, нормативными│ │ │ │правовыми актами уполномоченных федеральных органов│ │ │ │исполнительной власти или судебными актами; │ │ │ │ 2) создании дискриминационных условий; │ │ │ │ 3) создании препятствий доступу на товарный рынок│ │ │ │или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим│ │ │ │субъектам; │ │ │ │ 4) ином действии (бездействии). │ │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 5. │ Злоупотребление доминирующим положением на товарном│ 1 │ │ │рынке, которое не привело к недопущению, ограничению│ │ │ │или устранению конкуренции. │ │ └────┴────────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘
В случае если могут быть применены два и более коэффициентов тяжести, применяется один наибольший.
4. Базовым штрафом является произведение одной пятнадцатой (1/15) максимального штрафа на коэффициент тяжести, умноженное на срок, в течение которого продолжалось нарушение (Ксрок):
БШ = (МШ * Ктяж * Ксрок) * 1/15, при этом:
срок принимается равным одному году, если нарушение продолжалось меньше, чем один год; в случае, если правонарушение продолжалось более одного года, срок принимается равным количеству полных лет, в течение которых продолжалось правонарушение, увеличенному на 0,25 за каждый целый квартал сверх срока, выраженного в полных годах.
II. Обстоятельства, уменьшающие штраф
┌────┬────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐ │ N │ Обстоятельства, уменьшающие штраф │ Величина │ │п/п │ │уменьшения │ │ │ │ штрафа │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 1. │Правонарушитель не инициировал ограничивающие│ 10 │ │ │конкуренцию соглашение или согласованные действия│ процентов │ │ │либо получил обязательное для исполнения указание│ базового │ │ │участвовать в них │ штрафа │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 2. │Правонарушитель заключил соглашение, ограничивающее│ 20 │ │ │конкуренцию, однако его поведение на рынке│ процентов │ │ │свидетельствует, что он не исполняет соглашение и его│ базового │ │ │поведение можно квалифицировать как самостоятельное и│ штрафа │ │ │конкурентное │ │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 3. │Лицо нарушило запреты, установленные статьями 10, 11 и│ 40 │ │ │16 Закона "О защите конкуренции", факт нарушения│ процентов │ │ │отражен в решении антимонопольного органа по делу о│ базового │ │ │нарушении антимонопольного законодательства, лицу│ штрафа │ │ │выдано предписание, которое им исполнено до окончания│ │ │ │производства по делу об административном│ │ │ │правонарушении по статье 14.31 или 14.32 КоАП │ │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 4. │Правонарушитель признал, что нарушил запреты,│ 100 │ │ │установленные в статье 10 Закона "О защите│ процентов │ │ │конкуренции", прекратил правонарушение и оказал помощь│ базового │ │ │в проведении антимонопольным органом расследования│ штрафа │ │ │правонарушения │ │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 5. │Правонарушитель признал, что нарушил запреты,│ 100 │ │ │установленные в статьях 11, 16 Закона "О защите│ процентов │ │ │конкуренции", прекратил правонарушение и оказал помощь│ базового │ │ │в проведении антимонопольным органом расследования│ штрафа │ │ │правонарушения (за исключением случаев обращения в│ │ │ │антимонопольный орган лиц, в отношении которых│ │ │ │антимонопольным органом применяется освобождение от│ │ │ │административной ответственности по основанию,│ │ │ │указанному в примечании к статье 14.32 КоАП) │ │ └────┴────────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘
При расчете размера штрафа могут быть применены одна или несколько величин, указанных в столбце 3 таблицы.
III. Обстоятельства, увеличивающие штраф
┌────┬────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐ │ N │ Обстоятельства, увеличивающие базовый штраф │ Величина │ │ п/п│ │увеличения │ │ │ │ штрафа │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 1. │Правонарушитель повторно совершил административное│ 100 │ │ │правонарушение, ответственность за которое установлена│ процентов │ │ │статьей 14.31 или 14.32 │ базового │ │ │ │ штрафа │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 2. │Совершение правонарушения группой лиц │ 50 │ │ │ │ процентов │ │ │ │ базового │ │ │ │ штрафа │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 3. │Правонарушитель инициировал ограничивающие конкуренцию│ 50 │ │ │соглашение или согласованные действия │ процентов │ │ │ │ базового │ │ │ │ штрафа │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 4. │Правонарушитель принуждал иных лиц к совершению│ 100 │ │ │правонарушения либо к продолжению участия в соглашении│ процентов │ │ │или согласованных действиях, ограничивающих│ базового │ │ │конкуренцию │ штрафа │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 5. │Степень тяжести правонарушения характеризуется двумя и│ 50 │ │ │более коэффициентами тяжести из Таблицы 1 (например,│ процентов │ │ │если злоупотребление доминирующим положением на│ базового │ │ │товарном рынке выразилось как в создании│ штрафа │ │ │дискриминационных условий, так и в создании│ │ │ │препятствий доступу на товарный рынок или выходу из│ │ │ │товарного рынка другим хозяйствующим субъектам) │ │ ├────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ 6. │Правонарушитель препятствовал проведению│ 50 │ │ │антимонопольным органом расследования правонарушения │ процентов │ │ │ │ базового │ │ │ │ штрафа │ └────┴────────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘
При расчете размера штрафа могут быть применены одна или несколько величин, указанных в столбце 3 таблицы.
Размер штрафа, который подлежит применению (ПШ), является суммой базового штрафа и соответствующих обстоятельствам выявленного правонарушения величин, указанных в разделе III, уменьшенной на соответствующие обстоятельствам выявленного правонарушения величины, указанные в разделе II:
ПШ = БШ + (Сумма величин из раздела III) - (Сумма величин из раздела II)
В случае, когда полученный в результате расчета размер административного штрафа меньше, чем 1 процент суммы выручки от реализации товара, и при этом сумма выручки от реализации товара составляет 75 и менее процентов совокупной суммы выручки, применяется штраф в размере 1 процента суммы выручки от реализации товара.
В случае, если сумма выручки от реализации товара составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки, а полученный в результате расчета размер административного штрафа меньше, чем 0,3 процента суммы выручки от реализации товара, то применяется штраф в размере 0,3 процента суммы выручки от реализации товара.
В случае, когда полученный в результате расчета размер штрафа больше максимального штрафа, применяется максимальный штраф.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления