"Памятка о правилах определения происхождения товаров при импорте в Евразийский экономический союз" (утв. Коллегией Евразийской экономической комиссии)
КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ПРИ ИМПОРТЕ
В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., Положением о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о ЕАЭС), а также Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98.
В частности, к полномочиям Комиссии не относятся вопросы информирования и консультирования, а также интерпретаций положений Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Евразийского экономического союза и решений Комиссии. Соответственно настоящий документ носит исключительно информационный характер.
В Евразийском экономическом союзе (далее - Союз, ЕАЭС) применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на его таможенную территорию.
В зависимости от целей внешнеторгового регулирования действующие правила происхождения делятся на преференциальные и непреференциальные.
I. Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (утверждены Решением Совета Комиссии от 13.07.2018 N 49) (далее - Непреференциальные правила).
Данные правила применяются для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся членами Союза, в условиях непреференциальной торговли для целей применения мер нетарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли, установления требований к маркировке происхождения товаров. Для целей получения тарифных преференций (в рамках режима свободной торговли или в рамках единой системы тарифных преференций развивающимся или наименее развитым странам) необходимо выполнение специально установленных для этих целей правил определения происхождения товаров.
1. Критерии определения происхождения товаров
Товар признается происходящим из конкретной страны, если он полностью получен или произведен в такой стране (пункт 3 Непреференциальных правил) или подвергнут достаточной переработке в такой стране, если при производстве товара использовались иностранные материалы.
В случае если при производстве товара используются иностранные материалы, такой товар считается происходящим из соответствующей страны при выполнении одного из следующих условий (пункт 6 Непреференциальных правил):
1) в результате осуществления операций по переработке или производству классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее - ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с ГС;
Например, в стране А при производстве товара "мебель" (код товара 9401) используется иностранный материал "деревянные доски" (из страны Б) (код товара 4407).
В результате производства классификационный код иностранного товара (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, страной происхождения товара будет являться страна А.
2) стоимость иностранных материалов не превышает 50 процентов стоимости произведенного товара на условиях EXW (Инкотермс 2010).
Например, в стране А при производстве товара "мебель" используется иностранный материал "деревянные доски" (из страны Б).
Стоимость товара "мебель" на условиях EXW составляет 100 долларов. При этом подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готового товара составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и страной происхождения товара будет страна А.
Для товаров, аналогичных тем, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые используются, если указанные выше основные критерии не позволяют определить конечную страну происхождения товаров (пункт 14 Непреференциальных правил):
1) если при производстве товара использовались материалы, происходящие только из одной страны, отличной от страны, в которой осуществлялось производство товара, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходят все используемые материалы;
Например, в стране А при производстве товара "бананы сушеные" (код товара 0803, стоимостью 100 долларов) используется иностранный материал "бананы свежие" (код товара 0803, стоимостью 80 долларов) (из страны Б).
Критерии достаточной переработки в данном случае не выполняется, следовательно, произведенный товар "бананы сушеные" сохранит свое происхождение из страны Б.
2) если при производстве товара использовались материалы, происходящие более чем из одной страны, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного товара на условиях EXW.
Например, в стране А при производстве товара "смесь сухофруктов" (код товара 0813, стоимостью 100 долларов) используется иностранные материалы "сушеный абрикос" (код товара 0813, стоимостью 60 долларов) (из страны Б) и "сушеный чернослив" (код товара 0813, стоимостью 30 долларов) (из страны В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов.
Критерии достаточной переработки в данном случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенного товара "смесь сухофруктов" будет определено по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т.е. страна Б.
В остальных случаях (при определении происхождения товаров, в отношении которых не применяются меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении основных критериев достаточной переработки происхождение товаров считается неизвестным.
В соответствии с п. 6 ст. 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно:
1) ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза;
2) специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования;
3) в отношении товара применяются иные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависит от происхождения товаров.
2. Подтверждение происхождения товаров
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров (пункт 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В целях подтверждения непреференциального происхождения товаров возможно применение декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара.
Декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара (ст. 30 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). К примеру, счет-фактура, CMR, коносамент, упаковочный лист и др.
Сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или, в определенных случаях, - страны вывоза товара.
Происхождение товаров должно быть заявлено в декларации на товары при ввозе на таможенную территорию Союза и в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, документально подтверждено декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением двух случаев:
1) в случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган вправе мотивированно запросить сертификат о происхождении товара;
2) при ввозе товаров, аналогичных тем, в отношении которых в Евразийском экономическом союзе применяются меры защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры).
В случае применения мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, должно быть обязательно подтверждено сертификатом о происхождении товара (пункт 25 Непреференциальных правил).
При этом декларант вправе не предоставлять сертификат о происхождении товара, если подтверждено соблюдение применяемых мер защиты внутреннего рынка, т.е. при ввозе товара уплачены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, или если общая таможенная стоимость товаров не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам.
Кроме того, если происхождение аналогичных товаров уже подтверждено преференциальным сертификатом о происхождении товара, применяемым в рамках международных соглашений государств - членов Союза с третьей стороной, заключенных до 2015 г. (например, со странами СНГ и Сербией), вместо дополнительного сертификата для этих целей может использоваться декларация о происхождении товара, если такая возможность предусмотрена законодательством импортирующего государства-члена (абзац 2 пункта 25 Непреференциальных правил).
Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля выявлена недостоверность сведений, содержащихся в таком сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует установленным требованиям;
3) уполномоченным органом третьей страны не представлен ответ на запрос о проверке подлинности сертификата в установленный срок или предоставлен ответ, не позволяющий подтвердить происхождение товаров.
3. Требования к сертификату о происхождении товара.
Непреференциальные правила не устанавливают обязательную форму сертификата о происхождении товара для целей подтверждения происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли, т.е. может использоваться любой сертификат о происхождении товара, который выдается в стране экспорта товара (например, сертификат о происхождении общей формы).
Однако Непреференциальные правила устанавливают минимальный набор требований к сертификатам о происхождении товара и их содержанию.
Так, например, сертификат должен быть оформлен в печатном виде на английском, французском или русском языке. Наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и дополнений не допускается.
Сертификат должен содержать сведения о стране происхождения товаров и сведения о товаре, достаточные для его идентификации.
Допускается применение бланков сертификата о происхождении товара, используемого в преференциальной торговле (например, сертификат формы "А"), однако он должен быть оформлен в соответствии с требованиями Непреференциальных правил и подтверждать выполнение критериев происхождения, установленных Непреференциальными правилами.
В таком случае сертификат должен содержать отметку "для непреференциальных целей" (на русском, английском или французском языке).
II. Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (утверждены Решением Совета Комиссии от 14.06.2018 N 60) (далее - Правила для РС и НРС).
Данные правила применяются для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза (далее - страна-пользователь).
Товар, претендующий на применение тарифных преференций, должен быть признан происходящим из страны-пользователя в соответствии с Правилами для РС и НРС.
1. Критерии определения происхождения товаров.
Товар признается происходящим из страны-пользователя, если он полностью получен или произведен в стране-пользователе (пункт 4 Правил для РС и НРС) или подвергнут достаточной переработке в такой стране, если при производстве товара использовались иностранные материалы.
Критерий достаточной переработки предусматривает, что при производстве товара в стране, включенной в перечень развивающихся стран-пользователей, может быть использовано не более 50 процентов иностранных материалов в стоимости готового товара на условиях EXW (пункт 5 Правил для РС и НРС).
Например, в стране А при производстве товара "мебель" используется иностранный материал "деревянные доски" (из страны Б).
Стоимость товара "мебель" на условиях EXW составляет 100 долларов. При этом подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готового товара составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и страной происхождения товара будет страна А.
При производстве товара в стране, включенной в перечень наименее развитых стран-пользователей, предусмотрена поэтапная либерализация критерия происхождения в части возможности использования таких иностранных компонентов (пункт 6 Правил для РС и НРС) (на дату выдачи документа о происхождении товара):
1) до 31 декабря 2019 г. может быть использовано до 50 процентов иностранных материалов в стоимости товара;
2) с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. может быть использовано до 55 процентов иностранных материалов в стоимости товара;
3) с 1 января 2025 г. доля иностранных материалов в стоимости товара может достигать 60 процентов.
При этом Правилами установлен перечень операций, выполнение которых не влияет на признание товара происходящим из страны-пользователя (пункт 7 Правил для РС и НРС).
При определении происхождения товаров может применяться кумулятивный принцип, позволяющий при производстве товара использовать как товары, происходящие из иных стран-пользователей, так и товары, происходящие из государств - членов Союза (пп. 13 - 16 Правил для РС и НРС).
2. Подтверждение происхождения товаров.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров (пункт 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В целях подтверждения преференциального происхождения товаров используется один из следующих документов (раздел V Правил для РС и НРС):
1) декларация о происхождении товара;
2) сертификат о происхождении товара формы "А".
Документ о происхождении товара выдается (оформляется) на одну партию товара.
Срок применения документа о происхождении товара в целях предоставления тарифных преференций составляет не более 12 месяцев с даты его выдачи (удостоверения).
В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза тарифные преференции заявляются при таможенном декларировании товара. Однако в определенных случаях тарифные преференции могут быть восстановлены и после выпуска товаров при соблюдении условий, предусмотренных Решением Совета Комиссии от 22.02.2019 N 64.
Декларация о происхождении товара.
Происхождение партий товаров, таможенная стоимость которых не превышает 5000 евро, может быть самостоятельно задекларировано производителем, продавцом или отправителем товара в коммерческих и иных документах, имеющих отношение к товару.
Декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара (ст. 30 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). К примеру, счет-фактура, CMR, коносамент, упаковочный лист и др.
При этом в соответствии с Правилами для РС и НРС декларация о происхождении товара обязательно должна содержать запись на английском или французском языке, предусмотренную Приложением N 3 к Правилам для РС и НРС.
Происхождение партий товаров, таможенная стоимость которых не превышает в эквиваленте 5000 Евро, может быть также подтверждено по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара формы "А".
Сертификат о происхождении товара формы "А".
Для целей подтверждения преференциального происхождения товаров из развивающейся и наименее развитой страны при заявлении тарифного преференциального режима при таможенном декларировании должен быть представлен оригинал сертификата о происхождении товара формы "А".
Форма бланка сертификата о происхождении товара формы "А" приведена в приложении N 1 к Правилам для РС и НРС.
Требования по заполнению сертификата о происхождении товара формы "А" приведены в приложении N 2 к Правилам для РС и НРС.
Сертификат о происхождении товара должен быть выдан уполномоченным органом развивающейся или наименее развитой страны экспорта товара, который выполнил условия административного сотрудничества.
3. Условия предоставления тарифных преференций.
Помимо того, что преференциальный товар должен быть признан происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, Правила для РС и НРС предусматривают обязательные условия для получения тарифного преференциального режима (раздел IV Правил для РС и НРС):
1) Прямая поставка (пункты 23 - 26 Правил для РС и НРС)
Преференциальный товар должен поставляться на таможенную территорию Союза без провоза через третьи страны, за исключением тех случаев, когда по географическим, транспортным или экономическим причинам выполнение этого условия невозможно. В таком случае транзит через третьи страны разрешен при соблюдении определенных условий.
Прямая поставка должна быть подтверждена документально. Для этих целей используется:
1) транспортный документ, содержащий необходимую информацию о товаре и его транспортировке,
2) документ, выданный таможенным органом третьей страны, подтверждающий нахождение товаров под таможенным контролем.
2) Непосредственная закупка (пункт 27 Правил для РС и НРС)
Товар должен быть закуплен лицом государства - члена ЕАЭС у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в установленном порядке в стране-пользователе; выполнение этого условия должно быть подтверждено документально (пункт 27 Правил происхождения).
Под лицом государства - члена Союза понимается юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств - членов Союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена Союза.
3) Условия административного сотрудничества (раздел VI Правил для РС и НРС)
Немаловажным условием для предоставления тарифных преференций является выполнение страной-пользователем условий административного сотрудничества.
Перед осуществлением экспортных поставок происходящих товаров, в отношении которых предоставляется преференциальный тарифный режим, страны-пользователи должны направить в Евразийскую экономическую комиссию следующую информацию на английском языке:
1) наименования и адреса органов, уполномоченных на выдачу сертификатов о происхождении товара формы "А";
2) оригиналы образцов оттисков печатей, используемых уполномоченными органами при выдаче сертификатов о происхождении товара форма "А", с указанием даты начала их применения;
3) наименования и адреса органов, уполномоченных осуществлять верификацию происхождения (если такие органы установлены в странах-пользователях).
Вся вышеуказанная информация направляется в Комиссию в оригинале в шести экземплярах. Оттиски печатей должны быть отчетливыми для целей проведения идентификации на предмет их подлинности.
Требования считаются невыполненными, если страна-пользователь направила указанную информацию в любой из органов государства - члена Союза или его дипломатическое представительство и не представила эту информацию в Евразийскую экономическую комиссию.
Страны-пользователи должны информировать Евразийскую экономическую комиссию о любых последующих изменениях в ранее направленной информации и представлять уточняющие сведения о таких изменениях, в том числе указывать дату начала применения новых печатей, а также представлять пояснения, взамен каких ранее направленных образцов оттисков печатей они представлены.
Тарифные преференции не предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей, которые не представили информацию в Евразийскую экономическую комиссию либо представили информацию, не отвечающую требованиям, установленным Правилами для РС и НРС.
Актуальные версии Непреференциальных правил и Правил для РС и НРС (на русском и английском языках) доступны на сайте Евразийской экономической комиссии по следующей ссылке:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/prav_proish/Pages/default.aspx
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления