"Отраслевое соглашение в отношении учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) на 2024 - 2026 годы" (утв. Росгидрометом, Общероссийским профсоюзом авиационных работников 12.07.2024)
Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
И.А.ШУМАКОВ
12.07.2024
Общероссийского профсоюза
авиационных работников
В.И.СЕЛИТРИННИКОВ
12.07.2024
В ОТНОШЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(РОСГИДРОМЕТА) НА 2024 - 2026 ГОДЫ
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение в отношении учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) на 2024 - 2026 годы (далее соответственно - Соглашение, подведомственные организации) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленными на обеспечение социальной защиты работников подведомственных организаций, и заключено на федеральном уровне социального партнерства в целях стабильной и эффективной деятельности Росгидромета.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
работники подведомственных организаций, в лице их полномочного представителя - Общероссийского профсоюза авиационных работников (далее соответственно - работники, Профсоюз), действующего на основании Устава, утвержденного VII съездом Профсоюза 07.09.2021;
работодатели - руководители подведомственных организаций, в лице их полномочного представителя - Росгидромета (далее соответственно - работодатели, Служба), действующего на основании Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372.
1.3. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между Профсоюзом и Службой на отраслевом уровне социального партнерства в пределах их компетенции.
Соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам, режимов труда и отдыха, занятости, условий высвобождения работников, подготовки и дополнительного профессионального образования работников, условий охраны труда работников, развития социального партнерства, по другим вопросам, определенным Сторонами Соглашения.
1.4. Положения настоящего Соглашения являются обязательными для выполнения, при этом не ограничивают права работодателей в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии финансовых возможностей для их обеспечения.
1.5. Действие настоящего Соглашения распространяется на:
работодателей, присоединившихся к настоящему Соглашению после его заключения в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.6. ТК РФ, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения с момента вступления их в силу.
1.7. В случае проведения реорганизационных мероприятий или мероприятий по ликвидации организации у одной из сторон Соглашения права и обязательства переходят к их правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.
1.8. Ни одна из Сторон не может в течение установленного срока действия настоящего Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
1.9. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами Соглашения и их представителями.
Стороны Соглашения по запросу предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию, касающуюся хода выполнения настоящего Соглашения.
1.10. Для ведения коллективных переговоров по подготовке изменений и дополнений в настоящее Соглашение, организации контроля за выполнением настоящего Соглашения по решению Сторон Соглашения на всех уровнях создается Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в организациях Росгидромета (далее - Комиссия).
1.11. Если в ходе коллективных переговоров Сторонами Соглашения не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.
1.12. Вопросы реализации настоящего Соглашения, при необходимости, могут рассматриваться на заседаниях Коллегии Службы, проводимой совместно с Профсоюзом, с оформлением соответствующего решения.
1.13. Стороны Соглашения несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по подготовке изменений и дополнений в настоящее Соглашение, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, и неосуществления контроля за соблюдением настоящего Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.14. В период действия настоящего Соглашения Стороны Соглашения руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов, с целью предупреждения применения работниками крайней меры их разрешения (забастовок).
1.15. В двухнедельный срок с момента регистрации настоящего Соглашения в Минтруде России Соглашение подлежит опубликованию на официальных сайтах Росгидромета и Профсоюза в сети Интернет.
II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ
2.1. Стороны Соглашения обязуются:
2.1.1. Содействовать решению вопросов повышения престижа профессии, уровня социально-экономической и профессиональной защиты работников.
2.1.2. Проводить разъяснительную работу в части применения настоящего Соглашения, совершенствования системы оплаты труда и оформления трудовых отношений с работниками.
2.1.3. Содействовать организации и проведению семинаров по охране труда с работодателями и специалистами (руководителями) служб охраны труда подведомственных организаций.
2.1.4. Содействовать поддержанию благоприятного морально-психологического климата в подведомственных организациях.
2.1.5. В целях реализации отдельных положений ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, готовить предложения по вопросам обеспечения экономических, социально-трудовых прав и интересов работников подведомственных организаций.
2.1.6. Оказывать содействие работодателям и выборным органам первичных профсоюзных организаций при заключении коллективных договоров.
2.2. Стороны Соглашения в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг и анализ ситуации по:
2.2.1. Достижению целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.2.2. Совершенствованию и реализации в подведомственных организациях систем оплаты труда.
2.3. Стороны Соглашения при необходимости готовят обоснованные предложения в Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
2.3.1. О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы должностей работников.
2.3.2. О внесении изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее специальную оценку условий труда, направленных на объективную и качественную оценку условий труда на рабочих местах.
2.3.3. О разработке правил (типовых инструкций) по охране труда для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности.
2.4. Стороны Соглашения обеспечивают систематический контроль:
2.4.1. за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам;
2.4.2. за реализацией ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, при установлении и изменении систем оплаты труда в подведомственных организациях.
3.1. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям:
3.1.1. Вносить изменения и дополнения в локальные нормативные акты подведомственных организаций в части оплаты труда в порядке, установленном ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
3.1.2. Создавать условия для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества их труда, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений подведомственных организаций, повышения качества оказываемых услуг.
3.1.3. Заключать в порядке, установленном ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, дополнительные соглашения с работниками в целях конкретизации их должностных обязанностей, условий оплаты труда, установления показателей, критериев оценки деятельности для назначения выплат стимулирующего характера.
3.1.4. При установлении, изменении и реализации систем оплаты труда исходить из того, что системы оплаты труда работников учреждений, подведомственных Службе, устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами указанных подведомственных организаций в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Системы оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Службе, устанавливаются с учетом:
- Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583;
- примерных положений об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых Службой;
- Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ежегодно утверждаемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
- мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
3.1.5. Производить единовременные выплаты работникам при награждении государственными наградами Российской Федерации, Правительственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, объявлении Благодарности Президента Российской Федерации, награждении нагрудным знаком "Почетный работник гидрометеослужбы России", Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, награждении Почетной грамотой Росгидромета, объявлении Благодарности руководителя Росгидромета.
Размер выплат определяется в соответствии с коллективным договором, выплаты производятся из средств от приносящей доход деятельности при наличии у учреждения возможности направить средства на указанные цели.
3.2. Работодатели обеспечивают:
3.2.1. Дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.
3.2.2. Установление при изменении условий оплаты труда заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не менее заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
3.2.3. Установление размеров окладов (должностных окладов) работников учреждений, подведомственных Службе, на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (на основе квалификационных уровней, соответствующих профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
3.2.4. Установление фиксированного размера оклада (должностного оклада) работнику за выполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности, квалификации за установленную норму труда предусматривается в трудовом договоре с работником.
3.2.5. Установление оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с требованиями ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Конкретные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, устанавливаются дифференцированно в зависимости от степени вредности проводимых работ, по результатам специальной оценки условий труда, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и не могут быть менее 4% (процентов) тарифной ставки (окладов, должностных окладов), установленных для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Размеры таких выплат компенсационного характера предусматриваются в трудовом договоре с работником и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, не могут быть уменьшены без проведения специальной оценки условий труда, подтвердившей улучшение условий труда на данном рабочем месте.
3.2.6. Оплату за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере, не менее 20% (процентов) оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом подведомственной организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
3.2.7. Оплату проезда работникам и неработающим членам их семей в отпуск и обратно и провоза багажа в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 455.
3.2.8. Установление размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера для работников федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Службе.
Конкретные размеры стимулирующих выплат и условия их осуществления, в том числе показатели и критерии оценки эффективности труда работников, устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом подведомственной организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
3.2.9. Установление должностных окладов заместителей руководителей и главных бухгалтеров на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
3.2.10. Установление выплат стимулирующего характера заместителям руководителей подведомственных организаций с учетом показателей эффективности работы, устанавливаемых коллективными договорами, локальными нормативными актами подведомственных организаций, трудовым договором.
3.2.11. Индексацию заработной платы в соответствии с принимаемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решениями, направленную на увеличение размеров окладов (должностных окладов) работников в порядке, установленном ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
3.2.12. Пайковым питанием в порядке и объеме, определенных Службой, работников труднодоступных гидрометеорологических станций, членов экипажей морских судов, Российской Антарктической экспедиции, Высокоширотной Арктической экспедиции и дрейфующей станции "Северный полюс".
3.3. Работодатели соблюдают ТК РФ, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, гарантирующие:
- своевременность выплаты заработной платы работникам;
- обеспечение зависимости заработной платы работников от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
- повышение размеров заработной платы работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3.4. Стороны Соглашения договорились совместно добиваться достижения уровня оплаты труда работников в организациях Работодателей в значениях, сопоставимых со среднемесячным уровнем оплаты труда в соответствующих субъектах Российской Федерации.
IV. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА
4.1. Стороны Соглашения договорились, что работодатели требуют от работников соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и ведут учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, в том числе сверхурочной работы.
4.2. Режим труда и отдыха в подведомственных организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности, утвержденными с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.
4.3. Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели не более 36 часов.
4.4. Для работников из числа женщин, работающих в сельской местности, в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" может устанавливаться 36-часовая рабочая неделя, за исключением случаев, когда меньшая продолжительность рабочего времени предусмотрена статьями 262, 263 ТК РФ.
Для работников из числа женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договорами может устанавливаться 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.
4.5. В течение рабочего дня (смены) работодатель предоставляет работникам перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут. Время предоставляемого перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. В рабочее время указанные перерывы не включаются.
На тех работах, где по условиям труда перерыв для отдыха и питания установить невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также место для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
4.6. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 ТК РФ, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 113 ТК РФ.
4.7. Продолжительность работы (смены) в ночное время устанавливается в соответствии со статьей 96 ТК РФ.
4.8. Работникам предоставляются ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью 28 календарных дней в соответствии со статьей 115 ТК РФ.
4.9. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
4.10. Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3, 4 степени вредности или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней (статья 117 ТК РФ).
Продолжительность ежегодных дополнительных отпусков, а также условия их предоставления устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом подведомственной организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
С письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией, рассчитываемой в соответствии со статьей 139 ТК РФ.
4.11. Работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 321 ТК РФ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
- в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня;
- в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней;
- в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней.
По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя), работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.
В соответствии со статьей 319 ТК РФ одному из родителей (опекун, попечитель, приемный родитель), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
4.12. Работникам, работающим в условиях ненормированного рабочего дня, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется в соответствии со статьей 119 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 884 "Об утверждении правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях".
Конкретная продолжительность указанного отпуска устанавливается коллективным договором или локальными нормативными актами подведомственных организаций и не может быть менее трех календарных дней.
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
4.13. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами подведомственных организаций, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
4.14. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском и по заявлению работника могут предоставляться по частям.
При этом продолжительность хотя бы одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
4.15. Работникам из числа инвалидов ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 30 календарных дней.
4.16. Педагогическим работникам подведомственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии со статьей 334 ТК РФ, пунктом 3 части 5 статьи 47, частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках".
4.17. Работодатели, осуществляющие руководство научными организациями, вправе устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск работникам, имеющим ученую степень, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 949 "О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень":
докторам наук - 48 рабочих дней;
кандидатам наук - 36 рабочих дней.
Указанные отпуска предоставляются работникам, занимающим штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
4.18. Работнику, являющемуся одним из родителей (опекуном, попечителем, приемным родителем), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, работодатель предоставляет ежегодный оплачиваемый отпуск по его желанию в удобное для него время.
4.19. Работодатель может предоставлять работникам, по предварительному письменному заявлению, отпуск без сохранения заработной платы в соответствии со статьей 128 ТК РФ и положениями коллективного договора.
V. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
5.1. Стороны Соглашения договорились:
5.1.1. Контролировать соблюдение правовых гарантий и компенсаций работникам при смене собственника, изменении подведомственности или реорганизации подведомственной организации.
5.1.2. При принятии решений о высвобождении в связи с реорганизацией или ликвидацией подведомственной организации, сокращением численности или штата руководствоваться нормами ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, при проведении отбора кандидатур работников, подлежащих высвобождению, а также реализовывать преимущественное право оставления на работе с учетом гарантий, предусмотренных статьями 178, 179 и 180 ТК РФ.
5.1.3. Работодатель не позднее чем за три месяца представляет выборному органу первичной профсоюзной организации информацию о возможном массовом увольнении, численности сокращаемой категории работников и сроке осуществления сокращения по установленной форме.
Массовым увольнением Стороны признают единовременное сокращение списочной численности работников на 5 и более процентов, либо сокращение списочной численности работающих в организации на 10 и более процентов в течение последовательных трех недель, либо сокращение списочной численности работников на 25 и более процентов в течение последовательных четырех месяцев.
При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.
5.2. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям включать в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения, следующие льготы и компенсации для работников:
- оказание материальной помощи высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;
- компенсацию при увольнении сверх выходного пособия, установленного трудовым законодательством;
- выплату единовременного пособия в случае высвобождения работника за два и менее года до наступления пенсионного возраста и др.
5.3.1. С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации определяют численность высвобождаемых работников. В целях предотвращения массового высвобождения работников при временном сокращении объемов работ работодатели проводят обязательные взаимные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации и разрабатывают мероприятия по поддержке занятости, социальной защищенности работников.
5.3.2. Предоставляют, при наличии возможности, преимущественное право трудоустройства работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с квалификацией работника в данную подведомственную организацию в случае создания новых рабочих мест или возникновения вакансий. Право трудоустройства может быть установлено коллективным договором.
5.3.3. Проводят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников за счет средств работодателя. Условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При направлении работодателем работников для повышения квалификации с отрывом от работы за ними сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы на весь период обучения.
6.1. Стороны Соглашения договорились о нижеследующем:
6.1.1. Организует сбор и обработку информации о состоянии охраны труда в подведомственных организациях.
6.1.2. Осуществляет учет, анализ производственного травматизма в подведомственных организациях.
6.1.3. Проводит совместно с Профсоюзом актуализацию отраслевых нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны труда.
6.2.1. Обеспечивать соблюдение требований охраны труда в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
6.2.2. Создавать службы охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда в подведомственных организациях с численностью 50 и более работников.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
6.2.3. Создавать комитет (комиссию) по охране труда, в состав которой на паритетных началах включать представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
6.2.4. Разрабатывать Перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней.
6.2.5. Осуществлять обязательное социальное страхование, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.2.6. Для проведения специальной оценки условий труда формировать комиссию для проведения специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
6.2.7. Не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения.
Информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты обеспечения безопасности работников.
6.2.8. Обеспечивать проведение обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, проверку знаний требований охраны труда.
6.2.9. Бесплатно выдавать работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, молоко или другие равноценные пищевые продукты или соответствующие компенсации в соответствии с частями 1 и 3 статьи 222 ТК РФ, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.05.2022 N 291н "Об утверждении Перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов".
6.2.10. Беспрепятственно допускать представителей правовых и технических инспекций труда, уполномоченных для проведения независимой экспертизы условий труда, участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведения проверок состояния условий и охраны труда в соответствии со статьей 370 ТК РФ.
6.2.11. Рассматривать представления профсоюзных инспекторов труда о выявленных нарушениях ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и информировать о принятых мерах.
6.3. Первичная профсоюзная организация обязана:
6.3.1. Проводить разъяснительную работу с работниками по выполнению ими обязанностей в области охраны труда в соответствии со статьей 214 ТК РФ.
6.3.2. Разрабатывать предложения, направленные на улучшение условий и охраны труда работников и улучшение организации работы в области охраны труда, и направлять их для рассмотрения работодателю.
6.3.3. Принимать участие в разработке Перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней.
VII. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
7.1. Профсоюз рекомендует первичным профсоюзным организациям:
- обеспечивать представительство и защиту индивидуальных социально-трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов работников, являющихся членами Профсоюза. Способствовать созданию условий для повышения жизненного уровня работников, являющихся членами Профсоюза, и их семей:
- выходить с инициативой по привлечению к административной ответственности должностных лиц подведомственных организаций (в том числе руководителей), допустивших нарушения трудовых прав работников;
- проводить необходимую работу по обеспечению детей работников, являющихся членами Профсоюза, путевками на период каникул в организации отдыха детей и их оздоровления.
7.2. Работникам может быть оказана материальная помощь в случае смерти близких родственников (муж, жена, дети, родители), а также в иных исключительных ситуациях.
Перечень ситуаций, размеры, условия и порядок оказания материальной помощи определяются коллективным договором.
VIII. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТРУДОВЫХ ПРАВ
МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
8.1. Стороны Соглашения считают молодыми работниками граждан в течение трех лет после окончания образовательной организации (далее - молодые работники).
8.2. Приоритетными направлениями в совместной деятельности являются:
- проведение разъяснительной работы с молодыми работниками;
- развитие творческой активности молодых работников;
- обеспечение молодых работников правовой и социальной защитой.
8.3. Стороны Соглашения в целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижа профессии, эффективного участия молодых работников в рабочем процессе, обеспечения преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности молодых работников рекомендуют работодателям:
8.3.1. При заключении коллективных договоров и соглашений включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников.
8.3.2. Проводить работу по обучению молодых работников с целью формирования кадрового резерва для назначения в дальнейшем их на руководящие должности.
8.3.3. Выплачивать при наличии финансовых средств молодому работнику, впервые поступившему на работу, единовременное пособие в размере не менее одного должностного оклада (ставки) на условиях, устанавливаемых трудовым договором, коллективным договором.
8.3.4. Содействовать созданию и работе Молодежного совета первичной профсоюзной организации, направленной на активизацию участия молодых работников в повышении эффективности деятельности подведомственной организации.
8.3.5. Председателю Молодежного совета предоставлять 1 (один) день в месяц (при необходимости) с сохранением среднего заработка по основному месту работы для выполнения общественных обязанностей в интересах молодых работников.
8.4. Профсоюз вовлекает молодых работников в ряды членов Профсоюза и содействует созданию условий для реализации их профессиональных потребностей.
IX. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
9.1. В целях развития социального партнерства Стороны Соглашения:
9.1.1. Строят свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдают определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
9.1.2. Принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.
9.1.3. Сотрудничают на паритетных началах при решении социально-экономических отраслевых проблем по защите социально-трудовых прав работников.
9.1.4. Представляют в установленные ТК РФ сроки необходимую информацию для анализа хода реализации настоящего Соглашения и подготовки последующего Соглашения, а также подготовки изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
X. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ ПРОФСОЮЗА В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ
ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
10.1. Стороны Соглашения договорились:
10.1.1.1. Предоставляют первичной профсоюзной организации в бесплатное пользование необходимые для ее деятельности отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи, необходимые нормативные правовые документы, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности первичной профсоюзной организации могут быть предусмотрены коллективным договором.
10.1.1.2. Представляют бесплатную информацию, необходимую для реализации уставных целей и задач Профсоюза, по экономическим и социально-трудовым вопросам, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
При приеме на работу информируют работников о наличии в учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников.
10.1.1.3. Ежемесячно и бесплатно по письменному заявлению работников, являющихся членами Профсоюза, удерживают и перечисляют на счет первичной профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы одновременно с ее выплатой в соответствии с коллективным договором.
10.1.1.4. Обеспечивают выплату среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, работникам, участвующим в ведении переговоров и заключении Соглашения со стороны Профсоюза, а также в других совместных мероприятиях, проводимых Росгидрометом и Профсоюзом, в соответствии со статьей 167 ТК РФ.
Основанием для командирования является соответствующий приказ, распоряжение или поручение о необходимости командирования работника для участия в конкретном мероприятии, подписанный руководителем Росгидромета (его заместителем).
10.1.1.5. Освобождают от основной работы членов выборных органов первичных профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, для участия в качестве делегатов в работе созываемых выборными органами первичных профсоюзных организаций съездов, конференций, для участия в работе их выборных коллегиальных органов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы.
Условия освобождения от основной работы членов выборных органов первичных профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором.
10.1.1.6. Беспрепятственно пропускают на территорию подведомственной организации представителей Профсоюза для реализации уставных целей и задач Профсоюза.
10.1.2. Соблюдать условия для осуществления уставной деятельности Профсоюза и выборных органов первичных профсоюзных организаций, не допускать случаи нарушения прав Профсоюза, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
10.1.3. Рассматривать в течение месяца все требования, предложения, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и принимать соответствующие меры.
10.2. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам предоставляются в соответствии со статьей 375 Трудового кодекса Российской Федерации.
10.3. Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя, получаемых от приносящей доход деятельности, в размерах, установленных коллективным договором.
11.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 12 июля 2024 г. и действует в течение трех лет.
Стороны Соглашения могут по взаимному согласию один раз продлить действие настоящего Соглашения на срок не более трех лет.
11.2. Стороны Соглашения обеспечивают доведение текста настоящего Соглашения до работодателей и выборного органа первичных профсоюзных организаций в течение одного месяца со дня его регистрации.
11.3. В течение срока действия настоящего Соглашения стороны Соглашения вправе вносить изменения и дополнения в текст настоящего Соглашения на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих изменения или дополнения настоящего Соглашения, заинтересованная Сторона Соглашения вносит соответствующее предложение о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации другой Стороне Соглашения.
11.4. За три месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения Стороны Соглашения имеют право вступить в переговоры о заключении Соглашения на новый период или о продлении срока действия настоящего Соглашения на срок не более трех лет.
11.5. Стороны Соглашения освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Соглашению, если неисполнение явилось следствием наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Соглашения. При этом сроки исполнения обязательств по настоящему Соглашению отодвигаются соразмерно времени, в течение которого действовали упомянутые обстоятельства.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления