"Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2023 год" (утв. Минпромторгом России 26.12.2022)
Заместитель Министра
промышленности и торговли
Российской Федерации
А.С.БЕСПРОЗВАННЫХ
26 декабря 2022 г.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ МИНПРОМТОРГА РОССИИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2023 ГОД
1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ФП Минпромторга России) считать:
реализацию целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
реализацию основ единой государственной политики Российской Федерации:
- в области гражданской обороны на период до 2030 года;
- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года;
- в области пожарной безопасности на период до 2030 года;
реализацию государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС);
снижение рисков и смягчение последствий ЧС в подведомственных организаций и организаций сферы деятельности Минпромторга России (далее - организации);
совершенствование системы защиты и устойчивого функционирования производственных объектов в мирное и военное время;
реализация Планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год.
2. Основными задачами совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны и ФП Минпромторга России, организаций является:
в области гражданской обороны:
продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований и формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организаций, отнесенных к категории по ГО и организаций, не имеющие категорию по ГО и продолжающих работу в военное время;
совершенствование системы управления ГО, а также систем оповещения и информирования сотрудников организаций (населения) об опасностях, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и ЧС;
развитие подсети сети наблюдения и лабораторного контроля Минпромторга России;
активизацию работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты персонала предприятий, а также подготовку мероприятий по их эвакуации, а также материальных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите персонала предприятий;
накопление средств индивидуальной защиты населения от конкретных видов аварийно-химических и опасных веществ;
проведение обязательного обучения соответствующих групп персонала предприятий в образовательных организациях, учебно-методических центрах и на курсах ГО;
повышение качества и эффективности командно-штабных учений и тренировок (далее - КШУ (ШТ)) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО;
проведение актуализации Перечня организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне Минпромторга России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804 "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения".
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
подготовку соответствующих руководителей к принятию решений при угрозе и возникновении ЧС и происшествий, направленных на организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), эффективное управление силами и средствами, оказание помощи пострадавшим, а также восстановление объектов экономики;
обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в качестве приоритетной задачи функционирования РСЧС;
развитие системы подготовки руководителей и работников (сотрудников) в области ГО и защиты от ЧС, внедрение современных методик и технических средств обучения;
совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, направленной на актуализацию задач и способов защиты персона предприятий и населения прилегающих к ним территорий с учетом современных социально-экономических реалий;
внедрение комплексной системы профилактики, предупреждения и максимального смягчения последствий природных и техногенных ЧС;
развитие системы экстренного оповещения персонала предприятий и населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
повышение готовности органов управления и сил РСЧС к реагированию на крупномасштабные ЧС и пожары, внедрение современных методов и технологий ведения АСДНР;
повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях;
учет рисков и соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при реализации инфраструктурных проектов;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
совершенствование взаимодействия постоянно действующих органов управления ФП Минпромторга России и организаций Минпромторга России при выполнении ими задач по предназначению в ЧС (происшествиях) различного уровня;
совершенствование подготовки сотрудников предприятий по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности;
реорганизация функциональных подсистем Минпромторга России;
совершенствование взаимодействия в области обмена информацией между органами управления Министерства и подведомственными организациями;
участие и проведение КШУ, ТСУ, ШТ и других практических мероприятий по выполнению задач в ходе ликвидации ЧС.
при подготовке к пожароопасному сезону 2023 года:
обеспечение готовности органов управления Минпромторга России, организаций и предприятий к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасном сезоне 2023 года;
разработку (корректировку) установленных планирующих документов;
проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите объектов организаций и предприятий Минпромторга России от лесных пожаров;
обеспечение готовности критически важных и потенциально опасных объектов, граничащих с лесными массивами, к защите от природных пожаров;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области пожарной безопасности с сотрудниками организаций;
организация проведения превентивных мероприятий на территории организаций и в санитарных зонах вокруг организаций, которые обеспечат противопожарную безопасность организации;
организация проведения работ по противопожарному обустройству полос, по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.
при подготовке к паводкоопасному периоду 2023 года:
обеспечение готовности органов управления Минпромторга России, организаций и предприятий к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период 2023 года;
проведение превентивных мероприятий, направленных на обеспечение готовности организаций, а в особенности критически важных и потенциально опасных объектов к защите от паводков;
подготовка имеющихся в организациях гидротехнических сооружений к прохождению весеннего половодья и летне-осенних паводков;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области обеспечения безопасности в паводкоопасный период.
в области обеспечения пожарной безопасности:
осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения;
совершенствование технической подготовки персонала предприятий и организаций при действиях на пожарной технике и с пожарно-техническим оборудованием;
участие в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативной правовой базы по вопросам пожарной безопасности;
организации развития противопожарной отрасли;
внедрение современных форм и методов обеспечения пожарной безопасности.
в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
участие в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности сотрудников организаций на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности имеющихся у организаций судов и несчастных случаев с сотрудниками организаций на водных объектах.
в области обеспечения единой информационной политики:
своевременное и объективное информирование сотрудников организации об угрозах возникновение ЧС и происшествий;
совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров, пожарной безопасности и безопасности сотрудников организаций на водных объектах, активное использование возможностей электронных, печатных средств массовой информации, наружной рекламы.
3. Руководителям структурных подразделений Минпромторга России, Росстандарта и организаций основные усилия по подготовке органов управления и сил ГО сосредоточить на:
организации комплекса мероприятий по реализации Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, а также Основ государственной политики Российской Федерации на период до 2030 года в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и в области пожарной безопасности;
совершенствовании нормативной правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, защиты персонала предприятий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышения защищенности критически важных объектов, создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
участие в корректировке федерального (муниципальных, объектовых) плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
повышении эффективности мероприятий по предупреждению ЧС, террористических проявлений за счет разработки и внедрения новейших технологий и технических средств, применения методов программно-целевого планирования;
участие в формировании перечней ПОО и формировании перечня КВО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
совершенствование деятельности органов управления Минпромторга России и организаций;
формировании "культуры безопасности" сотрудников организаций Минпромторга России, повышении уровня знаний и совершенствовании навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;
реализации новых подходов к повышению готовности ГО, совершенствованию защиты персонала предприятий и населения ЧС, улучшению системы обеспечения пожарной безопасности;
поддержании в готовности и использовании по предназначению систем оповещения;
строгом соблюдении требований инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, мероприятий радиационной, химической и медико-биологической защиты персонала предприятий, обратив особое внимание на поддержание в готовности ЗС ГО, создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и контроля, а также иных материально-технических средств;
защите сотрудников от угроз различных инфекционных заболеваний, с учетом опыта распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 - 2021 г.г.;
разработке планирующих и распорядительных документов по обучению в области безопасности работников центрального аппарата Министерства, Росстандарта и органов управления организаций;
поддержании в готовности к использованию по предназначению защитных сооружений;
проведении работы по накоплению в организациях резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
организации разработки и уточнения Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС, обратив особое внимание на вопросы предупреждения и ликвидации ЧС;
развитии информационного обмена между органами повседневного управления Минпромторга России, органов управления структурных подразделений Минпромторга России и организаций;
организации взаимодействия и информационного обмена с использованием ресурсов ГУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России (далее - НЦУКС);
проведение обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил ГО;
организации проведения КШУ (ШТ), комплексных и других учений и тренировок с органами управления и силами ГО Минпромторга России и организаций;
качественном обучение работников центрального аппарата Минпромторга России и организаций в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства;
планирование и проведение на критически важных объектах с участием инженерных служб этих объектов пожарно-тактических учений по отработке действий специальных подразделений федеральной противопожарной службы при тушении сложных пожаров и ликвидации техногенных аварий, в том числе с привлечением сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов.
II. Мероприятия по подготовке органов управления
Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:
КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС;
Всероссийская штабная тренировка по ГО;
учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО);
ежемесячные подведения итогов с органами повседневного управления по вопросам реагирования в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ежедневных тренировок;
подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
КШУ, комплексные тренировки (далее КТ) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
КТ с органами управления и силами РСЧС;
КШТ с органами управления и силами ГО и РСЧС.
Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить: КШУ и КШТ (ШТ), тренировки ГУ НЦУКС МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.
Периодичность мероприятий определить:
для центрального аппарата Минпромторга России:
участие в подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);
участие должностных лиц в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);
участие во внеплановых КШУ и тренировках по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера с участием Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (по отдельному плану);
участие соответствующих органов повседневного управления ФП РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС (по отдельному плану).
для организаций Минпромторга России:
подведение итогов деятельности по выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);
участие руководителей сил и средств во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год).
участие должностных лиц в совместных комплексных учениях в территориальной системе РСЧС по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС (один раз в год);
участие в инструкторско-методических занятии с персоналом органов повседневного управления РСЧС по порядку совместных действий при организации информационного взаимодействия при решении задач ГО, ЗНиТ от ЧС (на базе территориального органа МЧС России).
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера проводить в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2020 N 59580) и ОМУ Минпромторга России.
При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить:
оценке реальности имеющихся планов:
действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
организации взаимодействия НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления ФП РСЧС при ликвидации ЧС;
выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:
центральному аппарату Минпромторга России - практические занятия по действиям членов КЧС Минпромторга России при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты персонала предприятий в ЧС;
руководителям организаций Минпромторга России - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ), нештатными аварийно-спасательными формированиями (далее - НАСФ) по ликвидации ЧС и организации эвакуации персонала предприятий;
руководителям предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности - занятия с персоналом предприятий по действиям при возникновении ЧС.
КШУ, тактико-специальные (специальные) учения, КШТ (ШТ) проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соответствующей территории, перевода ГО в высшие степени готовности и ведения ГО.
При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.
Для органов управления и сил ГО началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.
III. Задачи по подготовке органов повседневного управления
организации взаимодействия Службы ответственных дежурных Министерства (СОД) и Дежурно-диспетчерских служб организаций сферы деятельности Минпромторга России;
повышению оперативности взаимодействия СОД с ГУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России;
повышение оперативности действий по повседневному взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти при ликвидации ЧС, тушении пожаров;
разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для СОД и дежурного персонала ДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на объектах организаций Минпромторга России;
организация тесного взаимодействия СОД(ДДС) с диспетчерскими службами по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;
оснащение ДДС современными средствами связи.
Подготовку специалистов СОД (ДДС) осуществлять:
в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке, для СОД - один день в квартал по 4 - 6 часов, для ДДС - один день в месяц по 6 - 8 часов, тематику определять исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;
в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
в ходе проведения тренировок со сменами СОД (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются СОД (ДДС).
В ходе подготовки персонала СОД (ДДС) особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.
Не реже одного раза в год принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов СОД (ДДС) к работе.
IV. Задачи по подготовке органов управления,
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований РСЧС
Основные усилия при подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - АСС (АСФ)) направить на поддержание их постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей АСС (АСФ) и организации взаимодействия в сложных условиях.
Руководителям организаций Минпромторга России проводить аттестацию АСС (АСФ) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Подготовку АСС (АСФ) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации. При подготовке АСФ и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание уделять специальной, физической и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.
При проведении тактико-специальных учений, тренировок с АСС (АСФ) создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.
В год, когда не проводятся тактико-специальные учения, проводить тренировки с АСС (АСФ) или отдельно со всеми структурными подразделениями АСС (АСФ) в течение года.
В ходе проведения тактико-специальных учений отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС (АСФ) с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, поисково-спасательными формированиями МЧС России (далее - ПСФ), подразделениями пожарной охраны, СВФ, ВГСЧ и ГИМС, общественными спасательными организациями и спасателями-общественниками.
Обучение специалистов АСС (АСФ) с целью повышения квалификации проводится в учебно-методических центрах или иных образовательных организациях на договорной основе.
Начальники АСС (АСФ) осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль его проведения.
Отраслевой аттестационной комиссии Минпромторга России по аттестации в химической промышленности (ОАК N 5/6), Отраслевой аттестационной комиссии металлургического комплекса России (ОАК N 5/8) и Комиссии по аттестации нештатных АСФ и спасателей учреждений и организаций металлургической промышленности, входящих в ведение или сферу деятельности Минпромторга России (ОАК N 5/8-1) при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС (АСФ) правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС (АСФ), уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.
Обеспечить качественную подготовку аварийно-спасательных формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.
V. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных
формирований и нештатных формирований по обеспечению
выполнения мероприятий по гражданской обороне
Создавать и готовить НАСФ и НФГО, руководствуясь Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской защиты", от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2006, регистрационный номер 7383), приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015, регистрационный номер 36034), независимо от форм собственности.
Основные усилия сосредоточить на подготовке сил ГО на критически важных и потенциально опасных объектах.
При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО добиваться точного выполнения требований нормативных правовых актов. Нормативные документы не должны носить рекомендательный характер.
В обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на потенциально опасных объектах и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. Допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.
Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводить в учебно-методических центрах ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
Подготовку личного состава НАСФ осуществлять:
по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;
в ходе ежегодного курсового обучения, разработанного в соответствии с требованиями Примерной программой курсового обучения личного состава НАСФ от 20.11.2020 N 2-4-71-28-11;
путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Подготовка НАСФ и НФГО включает:
повышение квалификации руководителей НАСФ и НФГО по программам обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС;
курсовое обучение руководителей НАСФ и НФГО на курсах ГО, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;
проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.
Ежегодно участвовать в сборах с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций, проводимых под руководством территориальных органов МЧС России.
Планировать на учениях с НАСФ и НФГО отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и формированиями министерств и ведомств. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в средствах индивидуальной защиты с использованием приборов радиационной и химической разведки.
Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, органами управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уполномоченных на решение вопросов в области ГО и защиты населения, согласно планам основных мероприятий, на текущий год, при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО.
При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению также оценивать:
обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;
состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.
В ходе подведения итогов отражать вопросы, связанные с готовностью НАСФ и НФГО к выполнению задач по предназначению.
VI. Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны
В соответствии с приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны" (зарегистрированного в Минюсте России 12 февраля 2018 г., регистрационный N 50008) профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны организовывать путем:
а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
б) обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации по установленным образовательным программам;
в) подготовку личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
г) служебной и физической подготовки;
з) самостоятельной подготовки.
Основными задачами профессионального обучения личного состава пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения АСР.
Профессиональная подготовка начальствующего состава пожарной охраны осуществляется в ходе:
изучение оперативно-тактической характеристики района выезда;
решения пожарно-тактических задач;
групповых упражнения или деловых игр;
Одним из видов совершенствования подготовки специалистов в области пожаротушения и проведения АСР является подготовка газодымозащитников.
Основными целями проведения практических тренировок газодымозащитников являются:
подготовка к работе в условиях высокой температуры, задымления и повышенной влажности;
формирование психологических и психофизиологических качеств, необходимых для выполнения работ в экстремальных условиях.
Действующими нормативными правовыми актами МЧС России определен следующий порядок подготовки газодымозащитников:
1. Занятия совместно с личным составом дежурного караула, не являющимся газодымозащитниками, в том числе в составе расчетов (отделений) пожарных автомобилей.
2. Специальных периодических тренировок в средствах индивидуальной защиты органов дыхания на свежем воздухе и в зоне с непригодной для дыхания средой:
- на свежем воздухе (один раз в месяц);
- свежем воздухе при проведении пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач (один раз в месяц);
- в зоне с непригодной для дыхания средой (теплодымокамере) (один раз в квартал);
- на огневой полосе психологической подготовки (не менее одной тренировки в год).
3. Отработки и выполнения (сдачи) нормативов.
4. Семинаров (зачетных занятий).
В ходе учений подразделений пожарной охраны по возможности привлекать добровольную пожарную охрану.
VII. Доведение Организационно-методических указаний
В целях осуществления полномочий Минпромторга России по координации и методическому руководству подготовкой органов управления, сил ГО и функциональных подсистем РСЧС Минпромторга России в области ГО, защиты персонала и объектов от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах настоящие Организационно-методические указания, а также План основных мероприятий Минпромторга России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на 2023 год (прилагается) довести до руководства Росстандарта, заинтересованных структурных подразделений Министерства и организаций в установленном порядке.
О ходе выполнения организационно-методических указаний организациям Минпромторга России ежегодно докладывать в Минпромторг России до 25 декабря в материалах ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в докладе о состоянии гражданской обороны (форма N 3/ДУ).
Руководителям организаций Минпромторга России обратить внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований в области защиты государственной тайны при разработке нормативных и правовых документов и направлении материалов в адрес Министерства.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления