Законодательство РФ

"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2020 год" (подготовлен Росфинмониторингом)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ОБЗОР

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ЗА 2020 ГОД

Настоящий обзор подготовлен в рамках исполнения требований, предусмотренных статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ <1> и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

<2> Требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, и на основании Административного регламента Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191 <3>, Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за выполнением юридическими и физическими лицами <4> (далее - поднадзорные субъекты) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства о ПОД/ФТ.

--------------------------------

<3> Административный регламент Росфинмониторинга исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191.

<4> Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом ст. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства от 27.01.2014 N 58. К поднадзорным субъектам относятся: лизинговые компании; операторы по приему платежей; организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества); коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность Росфинмониторинга и устанавливающим обязательные требования в сфере ПОД/ФТ, является Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).


Осуществление государственного контроля (надзора)


а) результаты проведения профилактических мероприятий

Ежегодно Росфинмониторингом формируется перечень профилактических мероприятий, проводимых для повышения уровня законопослушности поднадзорных субъектов. В декабре 2020 года на сайте Росфинмониторинга <5> размещена Программа профилактики на 2021 год.

--------------------------------

<5> В разделе "Деятельность"/"Надзорная деятельность"/"Реализация мероприятий по профилактике нарушений"/"Программа профилактики".

В период пандемии COVID-19 вопрос своевременного дистанционного взаимодействия с частным сектором для минимизации рисков нарушений антиотмывочного законодательства приобрел первостепенное значение.

В этой связи контрольно-надзорная деятельность Росфинмониторинга была переориентирована и сосредоточена на проведении профилактических мероприятий, прежде всего путем размещения информации на сайте Росфинмониторинга и в Личном кабинете, открытом организациям и индивидуальным предпринимателям на официальном портале Росфинмониторинга.

Профилактические мероприятия проводились Росфинмониторингом для всех субъектов Федерального закона N 115-ФЗ. В 2020 году проведено более 16 тыс. профилактических мероприятий в форме направления писем о несоблюдении требований антиотмывочного законодательства, email-рассылки, телефонограмм, телефонных консультаций, охвативших более 12 тыс. субъектов.

Росфинмониторингом и его территориальными органами в режиме видео-конференц-связи (ВКС) проводились семинары, встречи, с привлечением гильдий, ассоциаций, объединений от частного сектора и представителей иных надзорных органов. Обсуждаемые вопросы касались разъяснений действующих норм законодательства о ПОД/ФТ и (или) внесенных изменений, а также информации о рисках ОД/ФТ и типологиях, проявляющихся в секторах.

В качестве одного из основных инструментов взаимодействия Росфинмониторинга с частным сектором является Совет комплаенс.

В целях выработки подходов и методов снижения рисков незаконопослушности и вовлеченности в теневые схемы лиц, обязанных принимать меры в сфере ПОД/ФТ, в 2020 году продолжено взаимодействие через Совет комплаенс во всех регионах Российской Федерации и Международный Совет комплаенс, созданный в рамках Евразийской группы.

В условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки (COVID-19) одним из приоритетов, позволяющих сдерживать тенденции активизации теневого оборота, а также террористической и экстремисткой деятельности, являлись превентивные меры, оперативно предпринимаемые финансовыми и иными организациями в рамках комплаенс процедур.

Принимая во внимание необходимость приоритезации таких процедур в апреле 2020 года на сайте Росфинмониторинга было размещено информационное письмо о повышении внимания к отельным операциям (сделкам) и обсуждены на заседаниях Региональных советов комплаенс новые риски ОД/ФТ, в том числе проявившиеся в условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки (COVID-19), связанные с незаконными финансовыми операциями по программам государственной поддержки бизнеса и социальной поддержки населения, онлайн-преступности, использованием мошеннических схем при производстве и обороте продукции медицинского назначения, а также товаров и услуг в противоэпидемических целях и др.

В 2020 году проведено 15 заседаний Региональных советов комплаенс, по результатам которых выявлены и размещены в Личных кабинетах 8 типологий ОД/ФТ.

В связи с повышением рисков при совершении сделок с недвижимостью на фоне пандемии COVID-19 Росфинмониторингом был разработан отдельный План мероприятий по повышению уровня участия организаций (индивидуальных предпринимателей), оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в системе ПОД/ФТ.

В рамках указанного Плана на площадках региональных советов комплаенс организованы тематические группы из представителей крупнейших риелторских компаний, проведены встречи в формате ВКС с региональными ассоциациями риелторов, на которых даны разъяснения по выявлению бенефициарных владельцев, публичных должностных лиц и их близких родственников, рассмотрены типологии ОД/ФТ, проявляющиеся в сфере недвижимости, а также изменения в законодательстве о ПОД/ФТ.

Значительный вклад в повышение профессиональной подготовки субъектов Федерального закона N 115-ФЗ внесен Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга (МУМЦФМ), на площадке которого в режиме ВКС проведены для частного сектора практико-ориентированные семинары в целях содействия обеспечению эффективного снижения рисков легализации преступных доходов, в частности, для субъектов сферы оказания посреднических услуг при сделках с недвижимостью.

В целом, не смотря на общий тренд сокращения количества субъектов малого и среднего бизнеса, который затронул и участников антиотмывочной системы, в 2020 году удалось сохранить уровень законопослушности поднадзорных субъектов - 80,7%, что соответствует показателям предшествующего года.


б) результаты мероприятий по контролю в отношении

поднадзорных субъектов

В условиях ухудшения ситуации, связанной с распространением короновирусной инфекции, проверочная деятельность Росфинмониторинга также претерпела в 2020 году существенные изменения. Прежде всего временно были отменены плановые проверки поднадзорных субъектов.

Во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 проводимые территориальными органами Росфинмониторинга проверки сначала были незамедлительно приостановлены, а в связи с последующим введением постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 моратория, проверки были отменены до конца 2020 года.

В этой связи Росфинмониторингом было проведено 52 проверки, запланированных на 1 квартал 2020 года, и завершено 3 проверки, начатых в 2019 году.

При этом контроль за исполнением поднадзорными субъектами требований законодательства о ПОД/ФТ продолжился в форме мониторинга их деятельности с использованием автоматизированной системы Росфинмониторинга, позволяющей определить уровень риска в целях проведения профилактических мероприятий.

Используемый Росфинмониторингом при планировании проверок риск-ориентированный подход позволил выявить в деятельности 98% проверенных поднадзорных субъектов нарушения обязательных требований и возбудить дела об административных правонарушениях.

Кроме того, в рамках взаимодействия с органами прокуратуры территориальными органами Росфинмониторинга рассмотрено более 300 материалов дел об административных правонарушениях, возбужденных органами прокуратуры по результатам проверок поднадзорных Росфинмониторингу субъектов, с последующим вынесением постановлений о назначении административных наказаний.

При рассмотрении указанных дел об административных правонарушениях учитывались последствия, связанные с COVID и вынужденным изменением условий работы проверенных субъектов. Как и прежде, оценивалась существенность допущенных нарушений антиотмывочного законодательства и принятие действенных мер, направленных на их устранение.

В результате такого подхода в большинстве случаев по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Росфинмониторингом принимались решения о вынесении предупреждений, а не штрафов.

Результаты анализа материалов проверок на предмет наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении.

В частности, чаще всего по результатам проверок было установлено непроведение совокупности мероприятий по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, а также неполное заполнение анкет клиентов и (или) нерегулярное обновление информации о них.

Данное нарушение считается существенным недостатком в организации внутреннего контроля и влечет, как правило, неисполнение других обязательных требований антиотмывочного законодательства, в частности, отражается на качестве представляемой в Росфинмониторинг информации (сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, и подозрительным операциям).

В этой связи Росфинмониторингом в рамках профилактических мероприятий уделяется особое внимание процессу идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей), практическому аспекту по установлению бенефициарных владельцев и обслуживанию публичных должностных лиц (ПДЛ), а также качественному формированию представляемой в Росфинмониторинг информации (сведений).

Доля обжалованных в 2020 году в судебном порядке поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, составила менее 5% <6>. При этом более 80% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга оставлены либо полностью в силе (жалобы без удовлетворения), либо частично - штраф заменен на предупреждение, изменен размер санкции.

--------------------------------

<6> С учетом постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных в 2019 году.

Основными доводами обжалования постановлений о назначении административных наказаний в анализируемом периоде стали следующие <7>:

--------------------------------

<7> Аналогично доводам, приведенным в 2019 году.

- заявитель в связи с неправильным пониманием нормативных правовых актов не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ;

- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение).

При осуществлении государственного контроля в сфере ПОД/ФТ Росфинмониторинг обеспечивает координацию соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти и взаимодействие с Банком России, а также ряда саморегулируемых организаций (СРО), реализующих контрольные функции в сфере ПОД/ФТ.

Обеспечение контроля за исполнением субъектами Федерального закона N 115-ФЗ требований законодательства о ПОД/ФТ позволяет Росфинмониторингу осуществлять регулярное взаимодействие не только с органами прокуратуры, но и с налоговыми органами.

В частности, если в результате осуществления контрольных мероприятий выявлено, что организация отсутствует по месту нахождения, заявленному при государственной регистрации, Росфинмониторинг информирует об этом налоговые органы.

С учетом того, что контроль по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы (в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами") Росфинмониторинг информирует налоговые органов о выявленных фактах неиспользования операторами по приему платежей специальных банковских счетов.

Кроме того, в рамках заключенных с Банком России и органами государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ соглашений о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия, Росфинмониторингом в 2020 году осуществлялось информирование об имеющихся рисках незаконопослушности поднадзорных им организаций, обязанных принимать меры по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ.


Развитие механизмов коммуникаций с поднадзорными субъектами

В условиях распространения пандемии и внедрения удаленных условий работы актуальность и значимость приобрел вопрос вынужденной трансформации взаимодействия Росфинмониторинга с субъектами Федерального закона N 115-ФЗ.

В сложившейся ситуации в целях недопущения снижения эффективности исполнения субъектами Федерального закона N 115-ФЗ обязательных требований, их ориентирования на признаки, которые могут свидетельствовать об их использовании в противоправных схемах, Росфинмониторингом и его территориальными органами были организованы встречи в режиме ВКС.

В этой связи первостепенное значение приобретает развитие цифровизации процессов Росфинмониторинга, которые позволяют своевременно предоставить частному сектору информацию для выработки превентивных мер, а также обеспечит контроль за исполнением обязательных требований, что, в свою очередь, позволит минимизировать применение мер надзорного реагирования за допущенные нарушения.

Одним из важнейших инструментов обратной связи с частным сектором является Личный кабинет Росфинмониторинга, возможности которого позволяют ориентировать субъектов Федерального закона N 115-ФЗ на снижение рисков несоблюдения обязательных требований, а также рисков вовлечения в проведение сомнительных операций.

В 2021 году Росфинмониторингом будет продолжено развитие функционала Личного кабинета прежде всего за счет обновления инструментария, позволяющего в онлайн режиме определять уровень понимания организациями рисков ОД/ФТ (актуализация анкетирования, тестирования по проблематике риск-подхода).

На основе Личного кабинета надзорного органа будет продолжено оперативное информирование Росфинмониторингом иных надзорных органов о рисках, выявляемых в поднадзорных им секторах и в деятельности конкретных субъектов, доведение типологий и другой информации. На конец 2020 года к Личному кабинету надзорного органа было подключены около 1,5 тыс. сотрудников ФНС России, Роскомнадзора, Федеральной пробирной палаты, Казначейства России, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Федеральной палаты нотариусов, СРО аудиторов.

В рамках реализации функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, Росфинмониторингом во взаимодействии с другими надзорными органами запланирована на 2021 год актуализация секторальных оценок рисков ОД/ФТ.




Приложение

к Обзору ППП

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ,

ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК ПОДНАДЗОРНЫХ СУБЪЕКТОВ,

ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ ВОЗБУЖДЕНЫ ДЕЛА ОБ АП

В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1, 2 СТАТЬИ 15.27 КОАП РФ

N п/п

Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок 1 квартала 2020 года

Лизинговые компании

Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Операторы по приему платежей

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

1

Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

2

Нарушение порядка и срока предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников

3

Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников

Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ

Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

4

Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ

5

Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников

Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников

---



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления