"Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 29.03.2022 N 2ПК) (вместе с "Требованиями к структуре стандарта внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований")
постановлением Коллегии
Счетной палаты Российской Федерации
от 29 марта 2022 г. N 2ПК
К СТАНДАРТАМ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Общие требования) разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
1.2. Общие требования определяют единые для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - контрольно-счетные органы) требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения стандартов внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее - Стандарт).
1.3. Стандарты - это внутренние нормативные документы контрольно-счетных органов, определяющие требования, правила и процедуры осуществления деятельности контрольно-счетных органов по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
2. Требования к структуре и содержанию Стандарта
2.1. Структура Стандарта должна соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Общим требованиям.
2.2. Стандарт, устанавливающий общие требования, правила и процедуры проведения контрольного мероприятия, должен определять:
последовательность процедур при проведении контрольного мероприятия;
требования к формулированию предмета, целей и вопросов контрольного мероприятия;
процедуры организации контрольного мероприятия, требования к служебным контактам сотрудников контрольно-счетного органа с должностными лицами объектов контрольного мероприятия и между собой, формированию группы инспекторов, привлечению экспертов;
последовательность и содержание действий участников контрольного мероприятия, в том числе при выявлении нарушений и недостатков в деятельности объектов контрольного мероприятия, обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, создании препятствий для проведения контрольного мероприятия, иных обстоятельствах;
требования к описанию результатов контрольного мероприятия, в том числе к классификации нарушений с учетом Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, формируемым доказательствам, выводам и предложениям по результатам контрольного мероприятия;
правила и порядок оформления актов, представлений, предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, составления протоколов об административных правонарушениях; порядок передачи материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы в случае выявления данных, указывающих на признаки составов преступлений или коррупционных правонарушений; порядок подготовки отчета о результатах контрольного мероприятия; требования к рабочей документации, а также формы документов, подготавливаемых в ходе и по результатам контрольного мероприятия;
правила контроля за реализацией документов, подготовленных по результатам контрольного мероприятия, в том числе за выполнением представлений и предписаний, рассмотрением уведомлений о применении бюджетных мер принуждения и исполнением решений об их применении, рассмотрением обращений в правоохранительные органы, рассмотрением дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами контрольно-счетного органа; порядок формирования <1>, мониторинга и контроля за реализацией предложений по результатам контрольного мероприятия, а также снятия с контроля документов, подготовленных по результатам контрольного мероприятия;
--------------------------------
<1> При необходимости могут быть включены положения о проведении консультаций по реализации предложений контрольно-счетного органа по итогам контрольного мероприятия.
процедуры управления качеством контрольного мероприятия;
иные положения по проведению контрольного мероприятия (при необходимости).
2.3. Стандарт, устанавливающий общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия, должен определять:
последовательность процедур при проведении экспертно-аналитического мероприятия;
требования к формулированию предмета, целей и вопросов экспертно-аналитического мероприятия;
процедуры организации экспертно-аналитического мероприятия, требования к формированию группы инспекторов, привлечению экспертов;
требования к описанию результатов, формируемым доказательствам, выводам и предложениям по результатам экспертно-аналитического мероприятия;
порядок подготовки отчета (заключения) о результатах экспертно-аналитического мероприятия; требования к рабочей документации, а также формы документов, подготавливаемых в ходе и по результатам экспертно-аналитического мероприятия;
правила контроля за реализацией документов, подготовленных по результатам экспертно-аналитического мероприятия, в том числе за рассмотрением обращений в правоохранительные органы; порядок формирования <2>, мониторинга и контроля за реализацией предложений по результатам экспертно-аналитического мероприятия, а также снятия с контроля документов, подготовленных по результатам экспертно-аналитического мероприятия;
--------------------------------
<2> При необходимости могут быть включены положения о проведении консультаций по реализации предложений контрольно-счетного органа по итогам экспертно-аналитического мероприятия.
процедуры управления качеством экспертно-аналитического мероприятия;
иные положения по проведению экспертно-аналитического мероприятия (при необходимости).
2.4. Общие правила контроля за реализацией документов, подготовленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, и процедуры управления качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий могут быть определены отдельными стандартами.
2.5. При необходимости контрольно-счетный орган может разрабатывать иные стандарты, определяющие общие правила и процедуры осуществления отдельных полномочий.
Примерная структура системы стандартов контрольно-счетного органа приведена в приложении N 2 к Общим требованиям.
3. Требования к порядку разработки и утверждения Стандарта
3.1. Стандарт разрабатывается с учетом следующих основных принципов:
целесообразность - соответствие поставленным целям разработки Стандарта;
четкость и ясность - обеспечение однозначности понимания положений, изложенных в Стандарте;
логическая стройность - обеспечение последовательности и целостности изложения положений Стандарта, исключение внутренних противоречий в нем;
полнота - достаточно полный охват регламентируемого Стандартом предмета;
согласованность - обеспечение взаимосвязи и непротиворечивости положений Стандарта с внутренними нормативными и методическими документами контрольно-счетного органа, исключение дублирования положений таких документов в Стандарте;
подконтрольность - наличие в Стандарте положений, обеспечивающих возможность соблюдения (выполнения) требований, правил и процедур, содержащихся в Стандарте;
единство терминологии - обеспечение одинаковой трактовки терминов, применяемых в Стандарте, а также в иных внутренних нормативных и методических документах контрольно-счетного органа.
3.2. Разработчик Стандарта осуществляет сбор необходимой информации, ее изучение и обобщение, подготовку и согласование проекта Стандарта с заинтересованными должностными лицами и структурными подразделениями (сотрудниками) контрольно-счетного органа.
При необходимости к разработке проекта Стандарта могут привлекаться эксперты.
3.3. Стандарт утверждается коллегиальным органом (коллегией) либо председателем контрольно-счетного органа в соответствии с их полномочиями.
3.4. По решению коллегиального органа (коллегии) или председателя контрольно-счетного органа в соответствии с их полномочиями может проводиться апробация Стандарта, заключающаяся в проверке практической реализуемости его положений, выявлении недостатков и проблем, возникающих в процессе применения Стандарта.
3.5. Стандарт вступает в силу с даты его утверждения либо с даты, указанной в решении об утверждении Стандарта.
Срок действия Стандарта не ограничивается, если иное не предусмотрено решением об утверждении Стандарта.
4.1. Контрольно-счетный орган обеспечивает актуализацию Стандарта путем подготовки и внесения в него необходимых изменений.
4.2. При необходимости одновременно с актуализацией Стандарта вносятся изменения во взаимосвязанные с ним документы или принимается решение о признании соответствующих документов утратившими силу и (или) о разработке новых документов.
4.3. Стандарт подлежит признанию утратившим силу в случаях:
несоответствия Стандарта вновь принятым законодательным актам Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, при этом объем изменений, подлежащих внесению в связи с этим в Стандарт, затрагивает значительную часть Стандарта и (или) существенно изменяет его структуру;
утверждения нового Стандарта взамен действующего;
включения значительной части или всех положений Стандарта в другой утвержденный Стандарт;
в иных случаях в соответствии с решением контрольно-счетного органа.
4.4. Актуализация Стандартов, а также признание их утратившими силу производится аналогично порядку, установленному для разработки и (или) утверждения Стандартов.
к общим требованиям к стандартам внешнего
государственного и муниципального аудита
(контроля) для проведения контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий
контрольно-счетными органами субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, утвержденным постановлением
Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации
от 29 марта 2022 г. N 2ПК
К СТРУКТУРЕ СТАНДАРТА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Стандарт должен иметь следующую структуру:
а) титульный лист с указанием наименования контрольно-счетного органа, наименования Стандарта, его кода (при наличии), даты начала действия Стандарта, срока действия Стандарта (при наличии), сведений об утверждении Стандарта;
б) содержание (при наличии нескольких разделов);
правовые основания разработки Стандарта - перечень правовых актов, являющихся основанием для разработки Стандарта;
взаимосвязь с другими Стандартами и методическими документами - ссылки на другие Стандарты и методические документы контрольно-счетного органа или на их отдельные положения, с учетом которых должен применяться данный Стандарт (при необходимости);
взаимосвязь с нормативной базой (при необходимости) - перечень нормативных правовых актов, которыми сотрудник контрольно-счетного органа должен руководствоваться при выполнении требований Стандарта;
назначение Стандарта - описание целей и задач Стандарта, решение которых обеспечивает его применение;
описание сферы применения Стандарта - общая характеристика деятельности контрольно-счетного органа, которую регулирует Стандарт, указание (при необходимости) категорий работников контрольно-счетного органа, которые должны руководствоваться Стандартом;
определение основных терминов (при необходимости) - перечень понятий, используемых в Стандарте, с их определениями либо указание на другие документы, устанавливающие определения используемых в Стандарте терминов;
г) описание требований, правил и процедур осуществления деятельности контрольно-счетного органа, регулируемой Стандартом:
содержание и специфика соответствующей деятельности, требования к ее результатам;
подходы к осуществлению соответствующей деятельности (при необходимости);
последовательность и процедуры осуществления соответствующей деятельности;
состав и содержание формируемых документов;
иные положения по осуществлению соответствующей деятельности (при необходимости);
д) приложения (при необходимости).
к общим требованиям к стандартам внешнего
государственного и муниципального аудита
(контроля) для проведения контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий
контрольно-счетными органами субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, утвержденным постановлением
Коллегией Счетной палаты
Российской Федерации
от 29 марта 2022 г. N 2ПК
СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
1. Стандарты по формам осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (утверждаются обязательно):
стандарт, устанавливающий общие требования, правила и процедуры проведения контрольного мероприятия;
стандарт, устанавливающий общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия.
2. Стандарты по отдельным процедурам:
стандарт по контролю за реализацией документов, подготовленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
стандарт по управлению качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
3. Стандарты по отдельным полномочиям контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренным:
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Жилищным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления