"Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ" (вместе с "Правилами наделения работодателей, общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации", "Правилами проведения профессионально-общественной аккредитации аккредитующими организациями", "Правилами установления критериев оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации", "Общими требованиями к квалификации экспертов, привлекаемых для проведения профессионально-общественной аккредитации", "Правилами ведения мониторинга деятельности аккредитующих организаций") (утв. Национальным советом 03.07.2017)
Председатель Национального совета
при Президенте Российской Федерации
по профессиональным квалификациям
А.Н.ШОХИН
3 июля 2017 года
К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
ОСНОВНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1. Настоящие Общие требования (далее - Требования) устанавливают общие правила организации, проведения, установления критериев профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (далее - профессионально-общественная аккредитация).
2. Профессионально-общественная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы (далее - образовательные программы) в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям:
а) наделяет советы по профессиональным квалификациям (далее - Совет) полномочием по организации профессионально-общественной аккредитации по виду (видам) профессиональной деятельности, соответствующему(-им) профессиональным стандартам или иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - вид профессиональной деятельности);
правила наделения работодателей, общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации (приложение 1);
правила проведения профессионально-общественной аккредитации (приложение 2);
правила установления критериев оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации (приложение 3);
общие требования к квалификации экспертов, участвующих в профессионально-общественной аккредитации (далее - эксперты) (приложение 4);
правила проведения мониторинга деятельности аккредитующих организаций (приложение 5).
4. Национальное агентство развития квалификаций обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку Советов по организации проведения профессионально-общественной аккредитации и осуществляет информирование и консультирование участников профессионально-общественной аккредитации по вопросам ее проведения.
5. Совет организует проведение профессионально-общественной аккредитации в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящими Требованиями.
При организации и проведении профессионально-общественной аккредитации обеспечивается соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных, о противодействии коррупции, о государственной и иной охраняемой законом тайне.
а) устанавливает порядок проведения профессионально-общественной аккредитации и критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета;
б) наделяет полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации работодателей, общероссийские и иные объединения работодателей, ассоциации (союзы) и иные организации, представляющие и (или) объединяющие профессиональные сообщества (далее - аккредитующие организации) по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета;
в) осуществляет мониторинг деятельности аккредитующих организаций по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета;
г) осуществляет ведение реестра экспертов и его размещение на официальном сайте Совета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
д) может на основе результатов профессионально-общественной аккредитации формировать рейтинги аккредитованных образовательных программ с указанием реализующих такие образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
7. Совет устанавливает порядок проведения профессионально-общественной аккредитации, который определяет:
а) правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в аккредитующие организации по вопросу проведения профессионально-общественной аккредитации;
б) критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации, а также пороговые значения критериев для принятия решения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ или об отказе в профессионально-общественной аккредитации в рамках правил, установленных Требованиями;
в) требования к экспертам для проведения профессионально-общественной аккредитации по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета,
г) методику расчета стоимости предоставления услуги по профессионально-общественной аккредитации;
е) основания лишения профессионально-общественной аккредитации.
8. Аккредитующие организации проводят профессионально-общественную аккредитацию в соответствии с порядком (порядками), установленными Советом.
9. При отсутствии аккредитующей организации, наделенной полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации по виду профессиональной деятельности, закрепленному за Советом, Совет может временно, до наделения аккредитующей организации соответствующим полномочием, по решению Национального совета выполнять функции аккредитующей организации.
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
НАДЕЛЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ОБЩЕРОССИЙСКИХ И ИНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ, АССОЦИАЦИЙ (СОЮЗОВ) И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ И (ИЛИ) ОБЪЕДИНЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
СООБЩЕСТВА, ПОЛНОМОЧИЯМИ НА ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
1. Работодатель, общероссийское или иное объединение работодателей, ассоциация (союз) или иная организация, представляющая и (или) объединяющая профессиональное сообщество, желающие проводить профессионально-общественную аккредитацию (далее - заявитель), обращается в Совет с заявлением о наделении полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета.
полное наименование организации-заявителя;
идентификационный номер налогоплательщика;
основной государственный регистрационный номер;
адрес официального сайта организации-заявителя в сети "Интернет";
номер контактного телефона, факса (при наличии);
наименования видов профессиональной деятельности (профессиональных стандартов), иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым заявитель планирует проведение профессионально-общественной аккредитации;
обязательство заявителя руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, а также документами, принятыми Национальным Советом и Советом по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации.
сведения, подтверждающие статус заявителя как работодателя по заявленному виду (видам) профессиональной деятельности, либо общероссийского или иного объединения работодателей, ассоциации (союза) или иной организации, представляющей и (или) объединяющей профессиональные сообщества, по заявленному виду (видам) профессиональной деятельности;
сведения об экспертах, привлекаемых для проведения профессионально-общественной аккредитации;
сведения об иных кадровых, а также материальных и информационных ресурсах для проведения профессионально-общественной аккредитации, в том числе о штатных сотрудниках, наличии помещения с необходимым оборудованием, об официальном сайте в сети "Интернет" и др.;
пояснительная записка о наличии опыта деятельности заявителя в области внедрения элементов национальной системы квалификаций (участие в разработке профессиональных стандартов, проектировании образовательных программ с учетом профессиональных стандартов, разработке оценочных средств для независимой оценки квалификации, проведении профессионально-общественной аккредитации) с приложением документов и материалов, подтверждающих указанный опыт, или ссылок на них в сети "Интернет.
2. Совет проводит анализ сведений, указанных в заявлении, и документов, прилагаемых к заявлению, и в течение 90 дней со дня поступления документов принимает решение о наделении заявителя полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации или об отказе заявителю в наделении полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации.
3. Совет вправе принять решение о наделении заявителя полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации при условии предоставления всего комплекта документов, указанных в пункте 1.
Совет вправе принять решение об отказе заявителю в наделении полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации в следующих случаях:
а) заявитель является образовательной организацией или объединением образовательных организаций;
б) заявитель представил неполные или заведомо недостоверные сведения, указанные в заявлении, и (или) неполный комплект документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с пунктом 1;
в) заявитель находится в любой стадии рассмотрения дела о банкротстве или ликвидации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
г) заявитель не обладает достаточным опытом деятельности в области внедрения элементов национальной системы квалификаций;
д) квалификация экспертов, привлекаемых заявителем для проведения профессионально-общественной аккредитации, не соответствует Общим требованиям к квалификации экспертов, привлекаемых для проведения профессионально-общественной аккредитации (приложение 4) или дополнительным требованиям, установленным Советом.
4. Совет направляет заявителю уведомление о принятом решении не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения.
5. В случае наделения заявителя полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации Совет направляет сведения о заявителе в Минобрнауки России для внесения их в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.
6. Совет наделяет заявителя полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации сроком на 5 лет, по истечении которого аккредитующая организация проходит плановую проверку.
7. Аккредитующие организации представляют отчет о проведении профессионально-общественной аккредитации в Совет ежегодно, не позднее 15 января года, следующего за отчетным периодом.
8. Совет имеет право принять решение о лишении аккредитующей организации полномочий в случае несоблюдения аккредитующей организацией установленного советом порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ;
9. Советы и аккредитующие организации обеспечивают открытость и доступность информации о порядке проведения профессионально-общественной аккредитации, а также о результатах своей деятельности в этом направлении и несут ответственность за присвоение образовательным программам статуса аккредитованных.
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
АККРЕДИТУЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1. Профессионально-общественная аккредитация проводится по заявлению организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, желающая получить профессионально-общественную аккредитацию, направляет в Совет или в аккредитующую организацию заявление о проведении профессионально-общественной аккредитации.
сведения об образовательных программах, заявляемых для профессионально-общественной аккредитации (далее - заявленные образовательные программы): уровни образования, виды образования, направления подготовки, специальности, профессии, направленность (профили), срок реализации образовательных программ;
сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, ее реквизитах и сроке действия.
3. В случае направления заявления в Совет, Совет определяет аккредитующую организацию с учетом территориальных и кадровых возможностей аккредитующих организаций, за исключением случая, указанного в пункте 6 Общих требований.
4. Аккредитующая организация рассматривает заявление, принимает решение о проведении профессионально-общественной аккредитации или об отказе в ее проведении и информируют заявителя о принятом решении не позднее 10 календарных дней с момента получения заявления.
В случае отрицательного решения приводятся основания для отказа.
5. Аккредитующая организация вправе принять решение об отказе в проведении профессионально-общественной аккредитации в следующих случаях:
заявленные образовательные программы не соответствуют виду (видам) профессиональной деятельности, по которому аккредитующая организация наделена полномочиями по проведению профессионально-общественной аккредитации;
подготовка по заявленной образовательной программе не осуществляется заявителем или осуществляется в период менее срока, установленного для освоения образовательной программы;
заявителем не представлены сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
6. Профессионально-общественная аккредитация проводится на основании аккредитационной экспертизы. Аккредитационная экспертиза представляет собой оценку содержания и качества подготовки выпускников заявленных образовательных программ на соответствие требованиям профессиональных стандартов и (или) иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аккредитационная экспертиза проводится в соответствии с порядком (порядками) проведения профессионально-общественной аккредитации, установленным(и) Советом.
7. Аккредитационная экспертиза проводится на основании договора об оказании услуг, заключаемого с заявителем в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
8. Отбор и подготовка экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, формирование экспертной комиссии для аккредитационной экспертизы образовательной программы обеспечиваются аккредитующими организациями в установленном Советом порядке.
9. По результатам аккредитационной экспертизы экспертная комиссия формирует отчет. Требования к подготовке отчетов и порядок их хранения аккредитующими организациями устанавливаются Советом.
10. Аккредитующая организация по каждой заявленной образовательной программе принимает решение о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в профессионально-общественной аккредитации в срок не позднее 90 календарных дней с момента заключения договора.
11. Аккредитующая организация направляет в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, уведомление о принятом решении не позднее 10 календарных дней с момента его принятия.
12. При принятии решения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы аккредитующая организация:
- выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы по форме, установленной Советом;
- направляет сведения об аккредитованных образовательных программах в Минобрнауки России в соответствии с частью 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2017 N 431 "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ";
- публикует результаты профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте в сети "Интернет".
13. Организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, имеет право:
размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации у реализуемых образовательных программ на официальном сайте, на информационных стендах, в том числе при приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;
включать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в рекламные сообщения о деятельности организации, а также предоставлять указанные сведения иным лицам для размещения в информационных сообщениях;
указывать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании и (или) о квалификации и (или) в иных документах, выдаваемых выпускникам, освоившим образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию (в случае выдачи документов собственного образца).
14. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, получившая отказ в профессионально-общественной аккредитации, может подать в Совет апелляционное заявление о несогласии с решением, принятым аккредитующей организацией, в том числе в связи с нарушением, по мнению организации, осуществляющей образовательную деятельность, процедур проведения профессионально-общественной аккредитации.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, формируемой Советом совместно с аккредитующей организацией. Количественный состав комиссии не может быть меньше 3 человек, включая председателя. Членом Комиссии не может быть лицо, являющееся членом экспертной комиссии, созданной аккредитующей организацией для проведения профессионально-общественной аккредитации.
В случае установления апелляционной комиссией случаев нарушения Общих требований к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ Совет выдает аккредитующей организации предписание о пересмотре решения.
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
УСТАНОВЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
1. Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации, устанавливаемые советом по профессиональным квалификациям (далее - Совет), должны учитывать:
результаты прохождения выпускниками образовательной программы профессионального экзамена в форме независимой оценки квалификации (при наличии независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации);
соответствие сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций) профессиональным стандартам, иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);
соответствие кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник;
наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;
подтвержденное участие работодателей:
- в проектировании образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы;
- в организации проектной работы обучающихся;
- в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;
- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.
2. Приведенные критерии устанавливают обязательный минимум требований к оценке образовательных программ. Совет может расширить критерии, уточнить их за счет показателей, позволяющих проводить объективную и достоверную оценку качества образовательных программ, заявленных для проведения профессионально-общественной аккредитации.
3. Оценка критериев осуществляется с учетом взаимодействия организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
К КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
1. Эксперты, привлекаемые для проведения профессионально-общественной аккредитации, должны иметь:
- высшее образование, соответствующее направленности (профилю) и уровню образовательных программ, в отношении которых проводится аккредитационная экспертиза <1>;
--------------------------------
<1> В случае отсутствия высшего образования по профилю аккредитуемой образовательной программы эксперт может предъявить документы, подтверждающие наличие
- дополнительного профессионального образования, соответствующего направленности (профилю) аккредитуемой образовательной программы,
- ученой степени в соответствующей области знаний
- опыта работы в области профессиональной деятельности соответствующей направленности и деловой репутации.
- опыт работы по выполнению вида профессиональной деятельности, соответствующего направленности (профилю) образовательных программ, в отношении которых проводится аккредитационная экспертиза, не менее 3 лет;
- дополнительное образование по программе повышения квалификации экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации.
2. Программа повышения квалификации экспертов по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета разрабатывается на основании типовой программы повышения квалификации экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации и утверждается Советом.
3. Совет имеет право устанавливать дополнительные требования к экспертам.
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Совет организует проведение мониторинга деятельности аккредитующих организаций в целях анализа соответствия проводимой ими профессионально-общественной аккредитации требованиями законодательства Российской Федерации, а также документами, принятыми Национальным Советом и Советом по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации.
2. Аккредитующие организации несут репутационную ответственность за качество проведения профессионально-общественной аккредитации.
3. Результаты деятельности аккредитующей организации размещаются на официальном сайте аккредитующей организации в сети Интернет.
4. Аккредитующие организации представляют отчет о проведении профессионально-общественной аккредитации в Совет ежегодно, не позднее 15 января года, следующего за отчетным, включая:
- информацию о видах и уровнях образовательных программ, представленных на для проведения профессионально-общественной аккредитации; количестве проведенных аккредитационных экспертиз и количестве аккредитованных образовательных программ;
- анализ причин отказа в профессионально-общественной аккредитации;
- обобщенные предложения по совершенствованию подготовки кадров по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета на основе результатов профессионально-общественной аккредитации;
- информацию о подготовке экспертов.
5. При выявлении Советом факта невыполнения требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также документами, принятыми Национальным Советом и Советом по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации, Совет выдает аккредитующей организации предписание об устранении выявленного нарушения. В предписании устанавливается срок его исполнения.
6. В случае неисполнения предписания в указанный в нем срок Совет выдает аккредитующей организации повторное предписание и приостанавливает ее деятельность до исполнения предписания.
7. В случае неоднократного в течение года неисполнения аккредитующей организацией предписаний в указанные в них сроки и (или) неисполнения повторного предписания в течение года Совет принимает решение о лишении ее полномочий по проведению профессионально-общественной аккредитации и исключении из перечня работодателей, общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, проводящих профессионально-общественную аккредитацию.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления