"МУ 2.6.5.08-2019. 2.6.5. Атомная энергетика и промышленность. Установление категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта. Методические указания" (утв. ФМБА России 04.04.2019) (вместе с "Требованиями, предъявляемые к радиационным объектам различной категории при проектировании и эксплуатации")
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главный государственный санитарный врач
по обслуживаемым организациям
и обслуживаемым территориям
В.В.РОМАНОВ
04.04.2019
Дата введения: с момента утверждения.
2.6.5. АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
КАТЕГОРИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ
РАДИАЦИОННОГО ОБЪЕКТА
МУ 2.6.5.08-2019
Установление категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта: Методические указания. - М.: Федеральное медико-биологическое агентство, 2019. - 13 с.
1. Разработаны творческим коллективом в составе:
От ФГБУ "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр им. Л.И. Бурназяна" (ФГБУ ГНЦ - ФМБЦ им. А.И. Бурназяна) ФМБА России:
канд. техн. наук Ю.В. Абрамов, канд. мед. наук А.В. Симаков, Н.Л. Проскурякова
От ФБУН "Научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" (ФБУН НИИРГ):
доктор мед. наук, член-корр. РАН И.К. Романович
От Федерального радиологического центра:
От ФГБОУ дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России):
канд. мед. наук, доцент Е.П. Ермолина
2. Рекомендованы к утверждению Подкомиссией по специальному нормированию ФМБА России (протокол N 01/2019 от 04.04.2019).
3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом по обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям ФМБА России В.В. Романовым 04.04.2019.
4. Введены в действие с момента утверждения.
1.1. Настоящие методические указания "Установление категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта" (далее - МУ) определяют требования по установлению категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта организаций, обслуживаемых ФМБА России, в соответствии с принятыми в данном документе гигиеническими критериями.
1.2. Методические указания предназначены для использования территориальными органами ФМБА России, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - госсанэпиднадзор), руководителями радиационных объектов, проектных организаций, занимающимися проектированием радиационных объектов, службами радиационной безопасности (радиационного контроля) организаций, где имеются источники ионизирующего излучения, а также органами исполнительной власти, на территории которых размещаются радиационные объекты.
2.1. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141, с изменениями от 22.08 2004 N 122-ФЗ и от 23.07.2008 N 160-ФЗ; от 18.07.2011 N 242-ФЗ; от 19.07.2011 N 248-ФЗ).
2.2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650, с изменениями от 30.12.2001 N 196-ФЗ, 2002, N 1, ст. 2, от 10.01.2003 N 86-ФЗ, 2003, N 27, ч. 1 ст. 2700, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, 2004, N 35, ст. 3607, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, 2005, N 19, ст. 1752, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 246-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ).
2.3. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552, 1997, N 7, ст. 808, 2002, N 13, ст. 1180, 27.11.1995, N 48, ст. 4552, 17.02.1997, N 7, ст. 808, 16.07.2001, N 29, ст. 2949, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, 01.04.2002, N 13, ст. 1180, 17.11.2003, N 46 (ч. 1), ст. 4436, с изменениями от 11.07.2011 N 190-ФЗ, ст. 35).
2.4. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 68-ФЗ от 21.12.94.
2.5. Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" N 317-ФЗ от 01.12.2007 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078, 2010, N 48, ст. 6246, с изменениями от 11.07.2011 N 190-ФЗ, ст. 39).
2.6. Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2.7. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства РФ, 2000, N 31, ст. 3295, 2004, N 8, ст. 663, N 47, ст. 4666, 2005, N 39, ст. 3953).
2.8. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) СанПиН 2.6.1.2523-09. Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.08.2009, регистрационный N 14534.
2.9. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010). СП 2.6.1.2612-10 Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.08.2010, регистрационный N 18115, в редакции изменений N 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 N 43.
В рамках настоящего документа используются следующие термины и определения:
Авария радиационная - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Авария радиационная максимальная - наибольшая по масштабу возможная радиационная авария на данном объекте.
Аварийная ситуация - внештатная ситуация, возникшая вследствие превышения установленных пределов безопасной эксплуатации, которая не привела к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды, но требует принятия оперативных мер для смягчения возможных неблагоприятных последствий для здоровья и безопасности человека, имущества или окружающей среды.
Воздействие радиационное аварийное - потенциальное облучение персонала и/или населения вследствие максимальной возможной на объекте радиационной аварии, при котором максимальная эффективная доза облучения превышает уровни, установленные в п. 5.1 данных МУ.
Группа населения критическая - группа лиц из населения, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию за счет данного радиационного объекта.
Зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны радиационного объекта I категории, размер которой рассчитывается исходя из информативности радиационного контроля на этой территории при нормальной эксплуатации радиационного объекта.
Информативность радиационного контроля - показатель, определяющий достоверность минимально регистрируемых над фоном уровней измеряемого параметра и полезность радиационного контроля для оценки радиационной обстановки.
Категория радиационного объекта - характеристика объекта по степени его потенциальной радиационной опасности для населения и персонала в условиях возможной максимальной для данного объекта радиационной аварии. Категория радиационного объекта определяет, в каких пространственных зонах возможно аварийное радиационное воздействие при максимальной радиационной аварии.
Контроль радиационный - получение информации о радиационной обстановке на объекте, в окружающей среде и об уровнях облучения людей.
Максимальная эффективная доза потенциального облучения - максимальная эффективная доза потенциального облучения для критической группы населения или максимальная эффективная индивидуальная доза персонала, которая может быть получена за счет максимальной радиационной аварии на данном радиационном объекте в течение первого календарного года после нее при условии отсутствия защитных мероприятий.
Облучение потенциальное - облучение, которого нельзя ожидать с абсолютной уверенностью, но которое может иметь место в результате радиационной аварии с источником.
Обстановка радиационная - совокупность радиационных факторов в пространстве и во времени, сопровождающих функционирование (использование) радиационного объекта и способных вызвать облучение персонала, населения и радиоактивное загрязнение окружающей среды.
Объект радиационный - физический объект (сооружение, здание, огороженный комплекс зданий), где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения.
Пределы безопасной эксплуатации - установленные проектом и/или нормативными документами значения параметров и характеристик технологического процесса, отклонение от которых может привести к радиационной аварии.
Производственное помещение - ограниченное строительными конструкциями пространство, в котором размещено технологическое оборудование и/или осуществляется трудовая деятельность персонала.
Промышленная площадка (промплощадка) - охраняемая и огражденная территория размещения производственных, административных, санитарно-бытовых и вспомогательных зданий и сооружений предприятия (радиационного объекта).
Санитарно-защитная зона - территория вокруг радиационного объекта, за пределами которой уровень облучения населения за счет нормальной эксплуатации радиационного объекта не превышает дозу облучения населения 1 мЗв в год или установленное допустимое значение (квоту).
4.1. Настоящие МУ устанавливают порядок практической реализации положений раздела 3.1 Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010), в соответствии с которыми радиационные объекты делятся на четыре категории потенциальной радиационной опасности.
4.2. Целью настоящих МУ является введение в действие системы критериев для определения категории потенциальной опасности радиационных объектов, превышение которых в результате радиационной аварии характеризуется как аварийное радиационное воздействие.
4.3. При установлении категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта оцениваются эффективные дозы потенциального облучения персонала и населения в результате максимальной радиационной аварии в следующих пространственных зонах:
- помещения, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения (производственное помещение);
- остальная территория радиационного объекта (промышленная площадка);
- санитарно-защитная зона (СЗЗ) радиационного объекта;
- территория за пределами санитарно-защитной зоны.
По результатам этих оценок определяется территория возможного распространения аварийного радиационного воздействия.
4.4. Основой для установления категории потенциальной опасности является характеристика максимальной радиационной аварии на радиационном объекте, при которой масштаб (территория) аварийного радиационного воздействия на персонал или население является наибольшим.
4.5. Установление категории радиационного объекта базируется на оценке последствий аварий, возникновение которых не связано с транспортированием источников ионизирующего излучения за пределами территории объекта и гипотетическим внешним воздействием (например, взрывы в результате попадания ракеты или террористического акта и т.п.).
4.6. При установлении категории радиационного объекта должны рассматриваться возможные радиационные аварии как на территории радиационного объекта, так и в местах постоянного или временного хранения относящихся к данному объекту транспортабельных установок, содержащих источники ионизирующего излучения (например, переносные дефектоскопы, передвижные медицинские рентгеновские установки и другие).
4.7. При установлении категории потенциальной опасности радиационного объекта расчеты эффективных доз потенциального облучения выполняются без учета проведения дополнительных защитных мероприятий.
4.8. При проектировании радиационного объекта организация, разрабатывающая проект, разрабатывает сценарии возможных радиационных аварий на объекте, среди которых должна быть выделена максимальная по масштабу радиационного воздействия авария. В проекте для максимальной радиационной аварии приводится оценка эффективных доз потенциального облучения персонала и населения на территории радиационного объекта, в его санитарно-защитной зоне и за ее пределами.
4.9. В случае, если на радиационном объекте изменились условия (размещение источников, технология использования, системы защиты и т.п.), влияющие на масштаб максимальной радиационной аварии, категория радиационного объекта может быть изменена по согласованию с органами, осуществляющими госсанэпиднадзор.
5. Критерии для установления категории
радиационного объекта
5.1. При установлении категории радиационного объекта для определения масштабов возможного аварийного радиационного воздействия на различные категории облучаемых лиц используются следующие уровни (гигиенические критерии) эффективных доз потенциального облучения:
- для персонала группы А - 20 мЗв/год;
- для персонала группы Б - 5 мЗв/год;
5.2. При оценке доз потенциального облучения различных категорий облучаемых лиц (персонал группы А, персонал группы Б, население) необходимо учитывать возможность их нахождения в различных пространственных зонах радиационного объекта с учетом установленного на нем режима посещения. При определении категории потенциальной опасности радиационного объекта учитывается потенциальное облучение в различных пространственных зонах только тех категорий облучаемых лиц, нахождение которых в них возможно.
5.3. Если за пределами санитарно-защитной зоны радиационного объекта при максимальной радиационной аварии возможно получение населением эффективной дозы потенциального облучения более 1,0 мЗв/год, объекту присваивается I категория.
5.4. Если радиационный объект не относится к I категории и в его санитарно-защитной зоне, которая не совпадает с территорией объекта, при максимальной радиационной аварии возможно получение хотя бы одной из категорий облучаемых лиц, нахождение которых в ней допускается установленным на объекте режимом посещения, эффективной дозы потенциального облучения, превышающей уровни, приведенные в п. 5.1, объекту присваивается II категория.
5.5. Если радиационный объект не относится ни к I, ни ко II категории и на его территории вне помещений, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения, при максимальной радиационной аварии возможно получение хотя бы одной из категорий облучаемых лиц, нахождение которых на территории объекта допускается установленным на нем режимом посещения, эффективной дозы потенциального облучения, превышающей уровни, приведенные в п. 5.1, объекту присваивается III категория.
5.6. Всем остальным радиационным объектам присваивается IV категория потенциальной радиационной опасности.
6. Порядок и методология установления категории
радиационного объекта
6.1. Определение категории потенциальной опасности радиационного объекта проводит проектная организация при его проектировании в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99/2010 и настоящих МУ.
Для действующих радиационных объектов категории потенциальной опасности устанавливаются администрацией по согласованию с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
6.2. При наличии на радиационном объекте нескольких источников ионизирующего излучения (установок, содержащих источники ионизирующего излучения) категория его потенциальной опасности определяется отдельно для каждого источника (установки), а радиационному объекту в целом присваивается максимальная из определенных для имеющихся на нем источников ионизирующего излучения категорий.
6.3. При расчетах эффективных доз потенциального облучения на территории радиационного объекта и в его СЗЗ время пребывания там облучаемых лиц следует принимать равным 8 часам в день, а за пределами СЗЗ пребывание населения следует считать постоянным.
6.4. Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта осуществляется на основании анализа официальных материалов проекта, включающих сценарии максимальных радиационных аварий для всех имеющихся установок, содержащих источники ионизирующего излучения.
6.5. В соответствии с категорией потенциальной опасности радиационного объекта ОСПОРБ-99/2010 устанавливают для него ряд санитарно-гигиенических требований, приведенных в приложении.
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАДИАЦИОННЫМ ОБЪЕКТАМ РАЗЛИЧНОЙ КАТЕГОРИИ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
Требования ОСПОРБ-99/2010 | ||||
Должны быть оценены метеорологические, гидрологические, геологические и сейсмические факторы, влияющие на безопасность радиационных объектов при их нормальной эксплуатации и при возможных авариях | ||||
Следует отдавать предпочтение участкам; - расположенным на малонаселенных незатопляемых территориях; - имеющим устойчивый ветровой режим; - ограничивающим возможность распространения радиоактивных веществ за пределы промышленной площадки объекта благодаря своим топографическим и гидрогеологическим условиям | ||||
Преимущественно с подветренной стороны по отношению к жилой территории, лечебно-профилактическим и детским учреждениям, а также к местам отдыха и спортивным сооружениям | ||||
Устанавливается с учетом уровней внешнего облучения, а также величин и площадей возможного распространения радиоактивных выбросов и сбросов | ||||
Воздействие на население при нормальной эксплуатации радиационного объекта | ||||
Наличие плана мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии | ||||
Наличие в проекте раздела "Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций | ||||
Использование стационарных автоматизированных средств непрерывного контроля радиационной обстановки |
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления