Законодательство РФ

Методическое письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 13.06.2019 N 22127/2019 "О порядке реализации положений нормативных правовых документов по сопровождаемому трудоустройству инвалидов"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

от 13 июня 2019 г. N 22127/2019

О ПОРЯДКЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

ПО СОПРОВОЖДАЕМОМУ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ

Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для использования в работе методическое письмо с разъяснениями по порядку реализации нормативных правовых документов по сопровождаемому трудоустройству инвалидов.

В целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) внесен ряд норм, вступивших в силу с 1 января 2019 года, предусматривающих осуществление сопровождения при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении.

Так, Федеральным законом от 29.12.2017 N 476-ФЗ в Закон о занятости населения была введена статья 13.1 "Сопровождение при содействии занятости инвалидов".

Согласно положениям пункта 2 статьи 13.1 "Сопровождение при содействии занятости инвалидов", под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов отнесена Законом о занятости населения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с внесенными изменениями в Закон о занятости населения (п. 6 ст. 13.1), "помощь инвалидам в формировании пути их передвижения до места работы и обратно при наличии такой потребности может оказываться негосударственными организациями, осуществляющими деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, на основании договоров, заключаемых с органами службы занятости".

В связи с внесением изменений в Закон о занятости населения, 02.09.2018 вступил в силу приказ Минтруда России от 03.08.2018 N 518н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов" (далее - Федеральный государственный стандарт).

Действия должностных лиц органов службы занятости по предоставлению данной государственной услуги конкретному инвалиду в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" должны регулироваться региональными административными регламентами ее предоставления.

В соответствии с пунктом 13 Федерального государственного стандарта, решение о предоставлении инвалиду государственной услуги принимается государственным учреждением службы занятости населения с учетом:

- сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА) (об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности, о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности, рекомендуемых условиях труда);

- рекомендации федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, выданной по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях.

Согласно положениям пункта 14 Федерального государственного стандарта, государственная услуга включает следующие административные процедуры (действия):

1) анализ сведений об инвалиде, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц;

2) информирование инвалида о порядке предоставления государственной услуги;

3) определение ответственного за сопровождение работника государственного учреждения службы занятости населения либо подбор негосударственной организации, в том числе добровольческой (волонтерской) организации, осуществляющей оказание инвалиду индивидуальной помощи в виде сопровождения, которая в установленном законодательством Российской Федерации порядке вправе оказывать соответствующие услуги;

4) оформление приказа о назначении ответственного работника государственного учреждения службы занятости населения, непосредственно занимающегося сопровождением, либо заключение договора о сопровождении с негосударственной организацией, осуществляющей оказание инвалиду индивидуальной помощи в виде сопровождения;

5) оформление заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего информацию о лицах (организациях), определенных для сопровождения;

6) выдача инвалиду заключения и приобщение к его личному делу второго экземпляра заключения;

7) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.

Информационное взаимодействие федеральной службы по труду и занятости и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы при принятии решения о предоставлении инвалиду государственной услуги осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 872н "Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (далее - приказ о Порядке обмена сведениями).

Реквизитами новой формы ИПРА, вступившей в силу с 01.01.2019 (в ред. приказа Минтруда России от 30.05.2018 N 322н "О внесении изменений в приложения N 1 - 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"), предусмотрены: указание степени выраженности ограничений жизнедеятельности, рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, рекомендуемые условия труда, а также рекомендации по оснащению специального рабочего места для инвалидов.

В рамках положений статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. То есть, выписка из ИПРА, содержащая вышеуказанную информацию по разделу "Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации", направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Таким образом, в ответ на запрос специалистов органов службы занятости, содержащий, в том числе, сведения об условиях труда в предлагаемой инвалиду вакансии, в рамках положений Порядка обмена сведениями (межведомственного взаимодействия), специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, предоставляется рекомендация федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, выданной по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях (далее - рекомендация о нуждаемости в сопровождении при содействии занятости).

Запросы с целью получения сведений о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях, а также сами сведения представляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, либо по защищенным каналам передачи данных, либо на электронных носителях по согласованию между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Учитывая вышеизложенное, алгоритм действий специалистов федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при поступлении запросов из органов службы занятости по вопросу нуждаемости в сопровождаемом трудоустройстве инвалида, содержащий, в том числе, сведения об условиях труда в предлагаемой инвалиду вакансии, следующий.

При поступлении запроса от органов службы занятости в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, по результатам консультации формируется рекомендация с учетом степени выраженности ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма человека, которые могут обуславливать нуждаемость в сопровождении при решении вопросов занятости.

Учет рекомендаций о нуждаемости инвалида о возможности нуждаемости в сопровождении при содействии занятости ведется в "Журнале учета рекомендаций федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, выданных органам службы занятости".

В ходе проведения консультации проводится анализ медико-экспертных документов (Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы (далее - Протокол), Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида), содержащих сведения о степени выраженности ограничений жизнедеятельности, рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, рекомендуемые характер и условия труда в предлагаемых инвалиду вакансиях, а также рекомендации по оснащению специального рабочего места для инвалидов;

- указывается особая отметка: "рекомендация федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости".

- специалисты федерального учреждения медико-социальной экспертизы формируют рекомендацию о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости.

Рекомендация о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости формируется в федеральной государственной информационной системе "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы".

Сведения о рекомендациях (о выполнении рекомендаций) могут быть сформированы в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса информационной системы или направлены из информационной системы. При формировании указанных сведений могут быть использованы справочники, реестры и классификаторы, используемые в информационных системах в сфере занятости населения, медико-социальной экспертизы.

Рекомендация о возможности нуждаемости в сопровождении при содействии занятости направляется не позднее трех рабочих дней с даты ее формирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Рекомендация федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, определяется в случаях, когда с момента последнего освидетельствования инвалида прошло не более 3 лет: в данном случае выносится рекомендация о возможности нуждаемости в сопровождении при содействии занятости на момент проведения медико-социальной экспертизы, о чем указывается в рекомендациях.

Рекомендации о возможности нуждаемости в сопровождении при содействии занятости формируются с учетом:

- анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях;

- видов нарушенных функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и степенью их выраженности:

- степени выраженности ограничений жизнедеятельности,

- рекомендаций о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности.


Образец рекомендации о возможности нуждаемости

в сопровождении инвалида в тех случаях, когда с момента

последнего освидетельствования прошло не более 1 года

Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы рассмотрело поступивший от 12.05.2019 запрос органа службы занятости субъекта Российской Федерации на гражданина Иванова И.И. N 12 (ИПРА N ..., Протокол N ...), которому рекомендованы следующие вакансии (перечислить) с выполнением трудовых функций (перечислить, каких).

Учитывая вид нарушенных функций организма и степень их выраженности, степень выраженности ограничений жизнедеятельности, рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, а также по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях, у гр. Иванова И.И. могут возникнуть трудности (барьеры), которые, в свою очередь, могут потребовать сопровождение при содействии занятости.


Образец рекомендации о возможности нуждаемости

в сопровождении инвалида в тех случаях, когда с момента

последнего освидетельствования прошло не более 3-х лет

Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы рассмотрело поступивший от 12.05.2019 запрос органа службы занятости субъекта Российской Федерации на гражданина Иванова И.И. N 12 (ИПРА N ..., Протокол N ...) которому рекомендованы следующие вакансии (перечислить) с выполнением трудовых функций (перечислить, каких).

Учитывая вид нарушенных функций организма и степень их выраженности, степень выраженности ограничений жизнедеятельности, рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, а также по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях, у гр. Иванова И.И. могут возникнуть трудности (барьеры), которые, в свою очередь, могут потребовать сопровождение при содействии занятости. Рекомендация о возможности нуждаемости в сопровождении при содействии занятости определена на момент проведения медико-социальной экспертизы (указать дату).


Образец рекомендации (заключения) в тех случаях,

когда с момента последнего освидетельствования инвалида

прошло более 3 (трех) лет

Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы рассмотрело поступивший от 12.05.2019 запрос органа службы занятости субъекта Российской Федерации на гражданина Иванова И.И. N 12 (ИПРА N ..., Протокол N ...) которому рекомендованы следующие вакансии (перечислить) с выполнением трудовых функций (перечислить, каких).

Учитывая вид нарушенных функций организма и степень их выраженности, степень выраженности ограничений жизнедеятельности, рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации, а также по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях, у гр. Иванова И.И. могли возникнуть трудности (барьеры), которые, в свою очередь, могли потребовать сопровождение при содействии занятости на период проведения медико-социальной экспертизы 12.05.2010 года.

Учитывая значительный срок, прошедший с момента последнего освидетельствования гр. Иванова И.И. и возможность (вероятность) изменений в состоянии его здоровья, предоставить рекомендации федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости не представляется возможным.

Запросы о получении сведений о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях, а также рекомендации федеральных учреждений медико-социальной экспертизы о сопровождении инвалида при содействии занятости представляются в рамках межведомственного взаимодействия в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, либо по защищенным каналам передачи данных, либо на электронных носителях по согласованию между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Прошу: руководителей главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации:

1) обеспечить неукоснительное соблюдение указанных нормативных правовых актов, организовать взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, вести мониторинг количества поступающих запросов, наладить их учет, контроль за сроками предоставления сведений;

2) организовать работу по предоставлению информации в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы о возникающих проблемах при правоприменении.

И.о. руководителя

С.И.КОЗЛОВ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления