"Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров" (утв. Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, Протокол от 12.05.2015 N 2)
Межведомственной
комиссией по аттестации
аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных
формирований и спасателей
Протокол N 2
12 мая 2015 года
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ И СПАСАТЕЛЕЙ
НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ,
СВЯЗАННЫХ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования у аттестационных органов единого подхода к аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
Методические рекомендации не применяются при аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на судах и объектах, находящихся в море и на внутренних водных путях.
Сокращения, принятые в документе
АСА - аварийно-спасательный автомобиль.
АСР - аварийно-спасательные работы.
АСС (АСФ) - аварийно-спасательные службы (формирования).
ДАСВ - дыхательный аппарат на сжатом воздухе.
ДАСК - дыхательный аппарат на сжатом кислороде.
НАСФ - нештатное аварийно-спасательное формирование.
ОППП - огневая полоса психологической подготовки.
ОШС - организационно-штатная структура.
ПСА - пожарно-спасательный автомобиль.
ПТВ - пожарно-техническое вооружение.
РТП - руководитель тушения пожара.
СИЗ - средства индивидуальной защиты.
СИЗОД - средства индивидуальной защиты органов дыхания.
УТК - учебно-тренировочный комплекс.
1.1. Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, и спасателей на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров (далее - Методические рекомендации), разработаны Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и на основании "Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 (далее - Положение о проведении аттестации).
1.2. Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, являются одним из видов аварийно-спасательных работ [5].
1.3. К аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров (далее - АСР, связанные с тушением пожаров), относятся действия по спасению людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия опасных факторов пожара, которые могут привести к травмированию или гибели людей, а также к увеличению материального ущерба [20].
1.4. Методические рекомендации предназначены для применения аттестационными органами (далее - аттестационные комиссии) при проведении аттестации АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в том числе - личного состава и подразделений пожарной охраны, на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров.
1.5. Аттестационные комиссии осуществляют аттестацию АСС (АСФ) и спасателей на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, в соответствии со своими полномочиями и с учетом специфики различных территорий, отраслей и объектов [13].
2. Аттестация аварийно-спасательных служб
и аварийно-спасательных формирований на право ведения
аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров
2.1. Решение об аттестации АСС (АСФ) на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, принимается соответствующей аттестационной комиссией по результатам проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, и готовности к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров [15].
2.2. Перечень документов, представляемых для аттестации АСС (АСФ) на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, определяется в соответствии с п. 13 и 14 Положения о проведении аттестации.
2.3. Определение готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров, осуществляется в месте их дислокации рабочей (экспертной) группой, создаваемой аттестационной комиссией [12].
2.4. По результатам проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, в том числе готовности к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров, составляется акт проверки.
При проведении проверки рабочей группе рекомендуется использовать критерии оценки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, в том числе - готовности к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров (см. приложение А).
Для определения соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям используется следующая система оценки (по каждому требованию):
"полностью соответствует" - замечаний нет;
"не полностью соответствует" - имеются замечания, влияющие на организацию и функционирование АСС (АСФ), но не препятствующие выполнению АСР, связанных с тушением пожаров;
"не соответствует" - замечания препятствуют выполнению АСР, связанных с тушением пожаров.
2.5. Рекомендуются к аттестации АСС (АСФ), показавшие оценки "полностью соответствует" по всем проверяемым обязательным требованиям.
При наличии оценки "не полностью соответствует" по одному и более обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации АСС (АСФ) на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, аттестация возможна решением аттестационной комиссии и при условии устранения замечаний в сроки, указанные аттестационной комиссией. Для этого в аттестационную комиссию представляются мероприятия по устранению выявленных замечаний.
При наличии оценки "не соответствует" по одному и более обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации АСС (АСФ) на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, АСС (АСФ) не рекомендуется к аттестации на данный вид аварийно-спасательных работ.
2.6. В ходе проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, комиссией анализируются:
- документы для аттестации АСС (АСФ) в соответствии с пунктами 13, 14 Положения о проведении аттестации;
- соответствие АСС (АСФ) утвержденной организационно-штатной структуре (см. приложение Б);
- укомплектованность АСС (АСФ) личным составом, аттестованным для проведения АСР, связанных с тушением пожаров;
- оснащенность АСС (АСФ) в соответствии с нормами обеспечения аварийно-спасательными средствами и оборудованием для выполнения АСР, связанных с тушением пожаров (см. приложения В, Г);
- наличие условий, обеспечивающих размещение АСС (АСФ), несение дежурства спасателями и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к ведению АСР, связанных с тушением пожаров (см. приложение Д);
- постоянная готовность АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров.
2.7. Структура и численность АСС (АСФ) для проведения АСР, связанных с тушением пожаров, определяется исходя из требований нормативной документации, утвержденной и согласованной в установленном порядке. Структура и численность АСС (АСФ) утверждаются учредителем формирования. Документ, устанавливающий структуру и численность АСФ, должен содержать соответствующее обоснование.
В ходе проверки анализируются соответствие структуры и численности АСС (АСФ) возлагаемым на него задачам и функциям, кадровый состав АСС (АСФ), стажу работы, образованию и квалификации.
2.8. Укомплектованность АСС (АСФ) личным составом определяется как соотношение фактической численности спасателей, аттестованных на право ведения АСР, к установленной ОШС численности работников, должностные обязанности которых предусматривают непосредственное участие в проведении АСР.
При проверке укомплектованности АСС (АСФ) личным составом устанавливается соответствие фактической структуры и численности АСС (АСФ), в том числе дежурной смены (отделения), требованиям нормативных документов, локальным актам о структуре и численности АСС (АСФ), утвержденным учредителем и согласованным с заинтересованными органами и службами, сведениям, которые были направлены руководством формирования для рассмотрения вопроса о его аттестации на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров.
2.9. АСС (АСФ) должно быть оснащено необходимым техническим оборудованием и снаряжением для выполнения АСР, связанных с тушением пожаров, в соответствии с утвержденными учредителем нормами обеспечения аварийно-спасательными средствами для выполнения данного вида работ с учетом специфики профессиональных и нештатных АСС (АСФ), особенностей обслуживаемых объектов и территорий, применяемого оборудования и других факторов, влияющих на техническую оснащенность.
2.10. Дислокация АСС (АСФ) должна обеспечивать возможность прибытия к месту проведения АСР, связанных с тушением пожаров, в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность АСС (АСФ), а также иными руководящими документами.
2.11. Проверка постоянной готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров, осуществляется путем проведения учебной тревоги (с учетом плана привлечения сил и средств пожарно-спасательного гарнизона, расписания выездов, ПЛА, ПТП и других документов планирования действий) с выездом к месту проведения АСР, развертыванием сил и средств, демонстрацией действий по проведению АСР, связанных с тушением пожаров (приложение Ж).
К проведению учебной тревоги привлекаются руководящий состав и спасатели АСС (АСФ). План проведения учебной тревоги согласовывается с руководителем рабочей группы.
2.12. В ходе проверки постоянной готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров, особое внимание уделяется состоянию профессиональной подготовки работников органов управления и спасателей АСС (АСФ) к выполнению АСР, связанных с тушением пожаров.
2.13. При проведении проверки постоянной готовности рекомендуется использовать техническое оснащение, имеющееся на оснащении аттестуемого АСС (АСФ).
3. Аттестация спасателей и граждан, приобретающих статус
спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ,
связанных с тушением пожаров
3.1. Решение об аттестации спасателей на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, принимается соответствующей аттестационной комиссией по результатам проверки соответствия обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, и готовности спасателей к действиям по проведению АСР, связанных с тушением пожаров [14, 16].
3.2. Для аттестации спасателей на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, представляются документы в соответствии с п. п. 23 - 25 Положения о проведении аттестации [14].
3.3. К аттестации на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, допускаются спасатели и граждане, приобретающие статус спасателя, прошедшие обучение в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях АСС (АСФ) или организациях, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности, по программам подготовки к ведению АСР, связанных с тушением пожаров.
3.4. Определение готовности спасателей к действиям по проведению АСР, связанных с тушением пожаров, проводится на основании оценки их теоретических и практических знаний и навыков.
3.5. Для определения готовности спасателей к действиям по проведению АСР, связанных с тушением пожаров, в аттестационных комиссиях разрабатываются перечни теоретических вопросов и практических упражнений (нормативов) с учетом функциональных обязанностей спасателей и занимаемых ими должностей в АСС (АСФ), а также с учетом статуса АСС (АСФ), специфики различных территорий, отраслей и объектов (примерный перечень вопросов приведен в приложении Е).
3.6. Перечни теоретических вопросов и практических заданий (упражнений) должны находиться в свободном доступе и бесплатно предоставляться всем аттестуемым.
3.7. При проверке готовности спасателя может быть проверено выполнение 1 - 2 практических упражнений (нормативов) из перечня, разработанного аттестационной комиссией, и (или) оценены теоретические знания и умения спасателя по ведению АСР, связанных с тушением пожаров.
Выбор практических упражнений и теоретических вопросов осуществляется аттестационной комиссией (рабочей группой) с учетом специфики АСС (АСФ), в составе которой действует спасатель, имеющихся возможностей, технического оснащения и условий для проведения проверки.
3.8. Уровень физической подготовки спасателей проверяется путем выполнения контрольных нормативов, устанавливаемых приказом МЧС России [17].
3.9. При обсуждении вопроса аттестации спасателя членами аттестационной комиссии учитывается информация о возрасте, образовании, обучении по профилю АСР, квалификации, опыте (стаже) работы в АСС (АСФ), результатах медицинского обследования и психиатрического освидетельствования, участии в аварийно-спасательных работах, результатах проверки готовности спасателя к действиям по проведению АСР, связанных с тушением пожаров.
3.10. Решение об аттестации с присвоением (подтверждением) статуса спасателя или об отказе в аттестации принимается аттестационной комиссией по результатам проверки соответствия обязательным требованиям и оценки готовности к действиям по проведению АСР, связанных с тушением пожаров [18].
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ ПРИ АТТЕСТАЦИИ АСС (АСФ) НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ
Оценка соответствия обязательным требованиям, мероприятия по устранению замечаний | |||
2. Соответствие АСС (АСФ) утвержденной организационно-штатной структуре | |||
2.1 Соответствие АСС (АСФ) ОШС, утвержденной ее (его) учредителями или организацией, создавшей АСС (АСФ) | АСС (АСФ) соответствует утвержденной ОШС, которая обеспечивает проведение АСР, связанных с тушением пожаров | ||
Имеются замечания по ОШС, не влияющие на возможность проведения АСР, связанных с тушением пожаров | Не полностью соответствует. Мероприятия по устранению - уточнение и приведение структуры в соответствие в сроки, согласованные с комиссией | ||
ОШС не обеспечивает проведение АСР, связанных с тушением пожаров | Не соответствует. Мероприятия по устранению - пересмотр структуры формирования и приведение ее в соответствие с задачами и функциями в сроки, согласованные с комиссией | ||
3. Укомплектованность личным составом, аттестованным для проведения АСР, связанных с тушением пожаров | |||
3.1 Укомплектованность личным составом, аттестованным для проведения АСР, связанных с тушением пожаров | Укомплектованность составляет не менее 75%, при этом укомплектованы должности <*> руководителя или заместителя руководителя АСС (АСФ) | ||
Укомплектованность составляет не менее 75%, при этом не укомплектованы должности <*> руководителя и заместителя руководителя АСС (АСФ) | Не полностью соответствует. Мероприятия по устранению - доукомплектование в сроки, согласованные с комиссией | ||
4. Оснащенность в соответствии с нормами обеспечения аварийно-спасательными средствами для выполнения АСР, связанных с тушением пожаров | |||
4.1 Оснащенность аварийно-спасательными средствами для ведения АСР, связанных с тушением пожаров | Имеется оснащение на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока аттестации, в исправном состоянии, в полном соответствии с нормами обеспечения | ||
Имеется оснащение на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока аттестации. Имеются замечания по наличию и исправности оснащения, не препятствующие проведению АСР, связанных с тушением пожара | Не полностью соответствует. Мероприятия по устранению в сроки, согласованные с комиссией | ||
Имеется оснащение на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока аттестации. Имеются замечания по наличию и исправности оснащения, препятствующие проведению АСР, связанных с тушением пожара | |||
Отсутствует подтверждение принадлежности АСС (АСФ) оснащения на законных основаниях | |||
4.2 Наличие и состояние оперативного автотранспорта (для профессиональных АСС (АСФ)) | Имеется в наличии в полном соответствии с нормами обеспечения, в исправном состоянии, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока аттестации. Автотранспорт имеет цветографическую раскраску, специальные звуковые и световые сигналы [24], обеспечивает оперативную доставку личного состава, оснащения и оборудования к месту проведения АСР, связанных с тушением пожаров | ||
Имеется в наличии и в исправном состоянии. Оперативный автомобиль имеет цветографическую раскраску, специальные звуковые и световые сигналы. Требуется косметический ремонт, имеются повреждения кузова, отсеков, отсутствуют крепления ПТВ и оборудования. Нарушена герметичность пожарного оборудования для заправки и подачи огнетушащих веществ (для ПА, ПСА) | Не полностью соответствует. Мероприятия по устранению - в сроки, согласованные с комиссией | ||
Оперативный автотранспорт отсутствует или в неисправном состоянии, не имеет цветографической раскраски установленного образца и специальных звуковых и световых сигналов, не приспособлен для оперативной доставки личного состава, оснащения и оборудования к месту проведения АСР, связанных с тушением пожаров | |||
Отсутствует подтверждение принадлежности АСС (АСФ) оперативного автотранспорта на законных основаниях | |||
5. Наличие условий, обеспечивающих размещение АСС (АСФ), несение дежурства спасателями и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к ведению АСР, связанных с тушением пожаров | |||
5.1 Наличие условий для размещения АСС (АСФ) и несения дежурства спасателями (для профессиональных АСС) | Имеется в собственности (арендуется) служебно-техническое здание со всеми необходимыми служебными и бытовыми помещениями. Состояние здания и помещений позволяет обеспечивать размещение и функционирование АСС (АСФ) в полном объеме | ||
Имеется в собственности (арендуется) служебно-техническое здание. Имеются замечания по количеству и состоянию служебных и бытовых помещений, не препятствующие размещению и несению дежурства спасателями. Требуется косметический ремонт отдельных помещений | Не полностью соответствует. Мероприятия по устранению - обеспечение служебными и бытовыми помещениями, проведение ремонта в сроки, согласованные с комиссией | ||
Служебно-техническое здание отсутствует или не позволяет обеспечивать размещение и функционирование АСС (АСФ) и не соответствует предъявляемым требованиям | |||
Отсутствует подтверждение принадлежности АСС (АСФ) служебно-технического здания на законных основаниях | |||
5.2 Наличие условий для профессиональной подготовки спасателей к ведению АСР, связанных с тушением пожара | Имеется в собственности (или используется на договорных условиях) учебный класс, УТК, ТДК состояние и оснащенность которых позволяют проводить подготовку спасателей | ||
Имеется в собственности (или используется на договорных условиях) учебный класс, УТК, ТДК состояние и оснащенность которых не позволяют проводить подготовку спасателей в полном объеме | Не полностью соответствует. Мероприятия по устранению - проведение ремонта и оборудование необходимым оснащением в сроки, согласованные с комиссией, использование на договорных условиях учебно-тренировочной базы и оснащения сторонней организации | ||
Условия для профессиональной подготовки спасателей к ведению АСР, связанных с тушением пожара, отсутствуют (нет возможности использования на договорных условиях учебно-тренировочной базы и оснащения сторонней организации) | |||
6. Постоянная готовность к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров | |||
Дислокация АСС (АСФ) должна обеспечивать возможность прибытия к месту проведения АСР в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность АСС (АСФ), а также иными руководящими документами | |||
Дислокация профессионального АСС (АСФ) не обеспечивает возможность прибытия к месту проведения АСР в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность АСС (АСФ), а также иными руководящими документами | |||
Допущены ошибки, не влияющие на жизнь и здоровье людей в условиях реального пожара | Не полностью соответствует. Представляются мероприятия по устранению | ||
Допущены грубые ошибки, способные привести к травмам или гибели людей в условиях реального пожара | |||
Выводы о соответствии АСС (АСФ) обязательным требованиям по результатам проверки | |||
Оценка "полностью соответствует" по всем параметрам проверки | |||
Оценка "не полностью соответствует" по одному или более параметрам проверки | Аттестация возможна решением аттестационной комиссии и при условии устранения замечаний в сроки, согласованные с комиссией | ||
Оценка "не соответствует" по одному или более параметрам проверки | |||
<*> Наименование должностей определяется штатным расписанием подразделения. |
ПО СТРУКТУРЕ АСС (АСФ), ВЫПОЛНЯЮЩИХ АСР,
СВЯЗАННЫЕ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ
Основу АСС (АСФ), выполняющих АСР, связанные с тушением пожаров, составляют отделения (звенья, расчеты) спасателей. Наименования должностей оперативного состава, имеющего статус спасателя, определяются штатным расписанием подразделения (пожарный, спасатель, газоспасатель и др.).
Первичной тактической единицей для выполнения АСР, связанных с тушением пожаров, является звено спасателей. Звено состоит не менее чем из 3-х спасателей, включая командира звена.
Рекомендуемая численность дежурного отделения (звена, расчета) профессионального АСС (АСФ) для выполнения АСР, связанных с тушением пожаров, - не менее 4 человек: командир отделения (звена, расчета) и 3 спасателя, не считая водителя оперативного (пожарного) автомобиля.
На случай отпусков, болезней, учебы рекомендуется иметь резерв спасателей не менее 20% от численности.
Кроме того, в штате профессионального аварийно-спасательного формирования рекомендуется предусмотреть должности:
заместитель руководителя (начальника) - не менее 1;
начальник караула (смены) - по количеству караулов (смен);
инструктор профилактики - при необходимости проведения профилактической работы;
водитель - по количеству дежурных отделений (расчетов) в соответствии с категорией транспортных средств формирования.
Наименования должностей указанных выше категорий определяются штатным расписанием подразделения.
Количество смен НАСФ, создаваемых на опасных производственных объектах, определяется числом производственных смен предприятия.
Рекомендуемая численность спасателей НАСФ в смену должна составлять не менее 2-х (двух) человек, а при работе в непригодной для дыхания среде в СИЗОД - не менее 3-х (трех) человек (в исключительных случаях, при проведении неотложных спасательных работ в небольших по объему помещениях с несложной планировкой и наличием в непосредственной близости выходов на свежий воздух, состав звена (отделения) спасателей может быть уменьшен до 2-х человек) [23].
В составе нештатного формирования рекомендуется предусмотреть должности руководителя НАСФ, механика по проверке и ремонту СИЗ и снаряжения, если эти функции не могут осуществляться профессиональными АСС (АСФ) или иными специализированными организациями на договорной основе.
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ И СОСТОЯНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ
АСС (АСФ) ДЛЯ ВЕДЕНИЯ АСР, СВЯЗАННЫХ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ
Нормы обеспечения аварийно-спасательными средствами должны учитывать специфику АСС (АСФ), особенности обслуживаемых объектов и территорий, применяемое оборудование и другие факторы, влияющие на техническую оснащенность спасателей.
Все техническое оснащение АСС (АСФ), используемое для ведения АСР, связанных с тушением пожаров, должно:
принадлежать АСС (АСФ) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока аттестации;
иметь сертификат [10];
периодически, согласно инструкциям по эксплуатации, испытываться и проверяться;
обслуживаться согласно установленным срокам;
постоянно содержаться в исправном состоянии.
комплектность технического оснащения АСС (АСФ) согласно утвержденным нормам обеспечения;
наличие сертификатов [11];
техническая исправность и подготовленность к применению имеющегося пожарно-спасательного оснащения, а также средств измерений и контрольно-измерительных приборов для их проверки;
соблюдение инструкций по эксплуатации оборудования и снаряжения, а также своевременность проведения испытаний и проверок в соответствии с графиками и календарными планами;
качество ведения документации, связанной с содержанием и эксплуатацией данного вида оборудования и снаряжения.
Оснащение спасателя профессиональных АСС (АСФ) должно находиться в исправном и чистом состоянии.
Место расположения боевой одежды личного состава дежурной смены должно обеспечивать своевременный сбор и выезд по тревоге.
Спасатели обеспечиваются дыхательными аппаратами на сжатом воздухе (ДАСВ) или дыхательными аппаратами на сжатом кислороде (ДАСК) [21]. Рекомендуется применение дыхательных аппаратов с наличием дополнительного разъема для подключения спасательного устройства.
В соответствии с "Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности" (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015)):
средства индивидуальной защиты должны защищать личный состав от воздействия опасных факторов пожара, неблагоприятных климатических воздействий и травм при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ [7];
запрещается использование средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего действия [8];
запрещается использование кислородных дыхательных аппаратов в комплекте со специальной защитной одеждой от тепловых воздействий, за исключением боевой одежды пожарных, и специальной защитной одеждой изолирующего типа [8];
время защитного действия дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (при легочной вентиляции 30 литров в минуту) должно быть не менее 1 часа, кислородно-изолирующих аппаратов - не менее 4 часов [8];
дыхательные аппараты со сжатым воздухом должны обеспечивать поддержание избыточного давления в подмасочном пространстве в процессе дыхания человека [8];
специальная защитная одежда (общего назначения, для защиты от тепловых воздействий и изолирующего типа) должна обеспечивать защиту спасателей (пожарных) от опасных воздействий факторов пожара. При этом степень защиты должна характеризоваться показателями, значения которых устанавливаются в соответствии с необходимостью обеспечения безопасных условий труда пожарных [9];
используемые материалы и конструктивное исполнение специальной защитной одежды должны препятствовать проникновению во внутреннее пространство одежды огнетушащих веществ и обеспечивать возможность экстренного снятия одежды, контроля давления в баллонах дыхательного аппарата, приема и передачи информации (звуковой, зрительной или с помощью специальных устройств) [9].
Оперативный транспорт (ПА, ПСА, АСА) - транспортное средство, предназначенное для оперативной доставки отделения (расчета) спасателей, пожарно-технического вооружения, специального оборудования и оснащения, средств защиты, связи, освещения и огнетушащих веществ к месту проведения АСР, связанных с тушением пожара.
Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей (при их наличии в АСС (АСФ)) регламентируются приказом МЧС России [10].
Цветографические схемы, специальные звуковые и световые сигналы оперативного автотранспорта АСС (АСФ) должны соответствовать требованиям нормативных документов [1, 24].
ОБЕСПЕЧЕНИЯ АСС (АСФ) АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АСР, СВЯЗАННЫХ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ
Нормы обеспечения аварийно-спасательными средствами устанавливаются с учетом статуса и специфики АСС (АСФ), особенностей обслуживаемых объектов (при их наличии) и территорий, применяемого оборудования и других факторов, влияющих на техническую оснащенность.
Приведенные в таблицах Г.1, Г.2 нормы обеспечения являются примерными и могут быть скорректированы. Аттестационные комиссии вправе разработать и принять собственные рекомендуемые нормы обеспечения для АСС (АСФ), находящихся в сфере их полномочий.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АСС (АСФ)
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АСР,
СВЯЗАННЫХ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ
1.1 Основной оперативный автомобиль с цветографической раскраской установленного образца и специальными звуковыми и световыми сигналами для выезда оперативного состава | По числу отделений (расчетов) дежурной смены подразделения плюс резерв 100% | |
1.2 Вспомогательный автомобиль оперативный легкого класса (рекомендовано) | ||
2.1.1 Дыхательный аппарат на сжатом воздухе, обеспечивающий избыточное давление под маской, или дыхательный аппарат на сжатом кислороде | По числу лиц, работающих в дыхательных аппаратах, по одному резервному (на ПА) на оперативное отделение (расчет) и 100% запас (на дежурную смену) на посту (базе) | |
2.1.2 Спасательное устройство, совместимое с дыхательным аппаратом на сжатом воздухе (при наличии ДАСВ) | ||
2.2.6 Термоагрессивостойкий теплоотражательный костюм (рекомендовано при обслуживании объектов с АХОВ) | ||
3.3 Радиостанция переносная (в искровзрывобезопасном исполнении) | По числу лиц командного состава, по количеству отделений (2 на расчет) плюс 1 резервная на формирование | |
3.7 Система дистанционного мониторинга (телеметрии) состояния спасателя и работы СИЗОД (рекомендовано) | ||
4.1 Носилки санитарные складные продольно-поперечные с увязочными ремнями (в чехле) | ||
4.3 Укладка для оказания первой помощи [25] | ||
5.7 Генератор электрический переносной с защитно-отключающим устройством | ||
6.1 Компрессор стационарный для наполнения баллонов дыхательных аппаратов | ||
6.2 Компрессор передвижной (возимый) воздушный для наполнения баллонов дыхательных аппаратов с давлением 300 - 330 кг/см2 (бензиновый или электрический) (при наличии ДАСВ) | ||
7.2 Прибор контроля качества воздуха, закачиваемого в воздушные баллоны изолирующих дыхательных аппаратов (при наличии ДАСВ) | ||
8 Приборы контроля состава атмосферы (при обслуживании объектов с АХОВ) | ||
8.1 Переносные портативные газоанализаторы для определения содержания токсичных газов в атмосфере: - меховые газоанализаторы с набором индикаторных трубок или - многоканальные газоанализаторы | Количество газоанализаторов определяется как отношение количества опасных веществ к количеству веществ, которое способен определять один такой газоанализатор | |
9.2 Фонари индивидуальные в искровзрывобезопасном исполнении смене | ||
10.1 Трос путевой (направляющий) на катушке для ориентирования при плохой видимости | ||
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСФ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ
СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АСР, СВЯЗАННЫХ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ
Нормы обеспечения аварийно-спасательными средствами утверждаются учредителями АСС (АСФ).
ПО НАЛИЧИЮ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗМЕЩЕНИЕ АСС (АСФ)
И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СПАСАТЕЛЕЙ К ВЕДЕНИЮ АСР, СВЯЗАННЫХ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ
Для размещения профессиональных АСС (АСФ) рекомендуется использовать комплекс зданий и сооружений, построенных по типовому проекту или приспособленных для АСС (АСФ), в который входят:
служебно-техническое здание (пожарное депо);
теплодымная камера для тренировки личного состава в изолирующих дыхательных аппаратах и боевой одежде пожарных в условиях непригодной для дыхания атмосферы;
учебно-тренировочный комплекс.
Служебно-техническое здание (пожарное депо) - комплекс помещений, предназначенных для размещения личного состава АСС (АСФ) и оперативных автомобилей для выполнения возложенных задач. В служебно-техническом здании должны быть предусмотрены необходимые служебные и бытовые помещения.
Служебно-техническое здание должно быть обеспечено связью со всеми обслуживаемыми взрывопожароопасными объектами (при их наличии), прямой телефонной связью с диспетчером предприятия и телефоном с выходом в городскую телефонную сеть.
Кроме того, должна быть предусмотрена радиосвязь между служебно-техническим зданием (пожарным депо), оперативными автомобилями и диспетчерской службой обслуживаемых взрывопожароопасных объектов.
Для сбора личного состава по сигналу "Тревога" территория и помещения служебно-технического здания (пожарного депо) должны быть обеспечены звуковой электрической и аварийной сигнализацией.
Учебно-тренировочный комплекс - система отдельно стоящих объектов, предназначенных для совершенствования навыков работы личного состава подразделений спасателей в сложных условиях и психологической подготовки к действиям по проведению АСР, связанных с тушением пожаров.
Учебно-тренировочный комплекс должен обеспечивать возможность:
отработки контрольных нормативов по пожарно-строевой подготовке;
проведения занятий по развертыванию сил и средств;
поддержания физической подготовленности оперативного состава формирования.
При проведении проверки на месте дислокации АСС (АСФ) аттестационной комиссией (рабочей группой) проверяется наличие и соответствие служебных помещений условиям несения службы и профессиональной подготовки; состояние зданий, чистота и порядок в помещениях; благоустройство прилегающих территорий; соответствие и соблюдение требований охраны труда и техники безопасности.
Теплодымокамера - отдельно стоящее здание, предназначенное для проведения занятий по подготовке и адаптации спасателей для работы в непригодной для дыхания среде.
Психологическая подготовка личного состава подразделений спасателей проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, возникающих при проведении АСР, связанных с тушением пожаров.
Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений спасателей с применением СИЗОД в боевой одежде и снаряжении (в пожарной каске с защитным стеклом, в средствах защиты рук, ног, с пожарным спасательным поясом с карабином и топором в чехле), а в отдельных случаях - в теплоотражательных костюмах [16].
При отсутствии необходимых условий для подготовки личный состав АСС (АСФ) может тренироваться в ТДК, ОППП, УТК пожарно-спасательного гарнизона и иметь соответствующие графики, согласованные с начальником гарнизона.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБЪЕМ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СПАСАТЕЛЕЙ
ПО ВИДУ РАБОТ "АСР, СВЯЗАННЫЕ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ"
права, обязанности и ответственность спасателя;
документы, определяющие основы обеспечения пожарной безопасности на территории РФ;
документы, регламентирующие тушение пожаров и проведение АСР, связанных с тушением пожаров.
использовать средства индивидуальной защиты от опасных факторов пожара;
проверять работоспособность и применять средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
осуществлять подачу огнетушащих веществ для защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
выполнять разведку в задымленной зоне, поиск и спасение пострадавших в условиях непригодной для дыхания среды, угрозы взрыва и обрушения, высокой температуры, плохой видимости, сложной планировки и в других обстоятельствах, осложняющих организацию и ведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;
использовать табельное пожарно-техническое вооружение и оборудование;
оказывать первую помощь пострадавшим, эвакуированным из опасной зоны;
взаимодействовать со службами жизнеобеспечения и другими АСС (АСФ) при локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций;
соблюдать требования охраны труда и техники безопасности при проведении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;
владеть методами и способами проведения спасательных работ на высоте с использованием технических средств.
Руководители АСС (АСФ) дополнительно к вышеперечисленному должны знать:
права, обязанности и ответственность руководителя АСС (АСФ) при проведении АСР, связанных с тушением пожаров;
основы руководства и распределения полномочий при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
порядок взаимодействия с иными АСС (АСФ) при тушении пожаров, ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций;
обязанности руководителя тушения пожара;
тактико-технические характеристики пожарной техники, стоящей на вооружении АСС (АСФ);
требования к структуре и численности, оснащенности, оперативной готовности, исправности технических средств и организации обеспечения АСС (АСФ), осуществляющих ведение АСР, связанных с тушением пожаров;
требования к организации и проведению пожароопасных работ на обслуживаемых объектах и территориях;
требования к уровню подготовки руководителей и спасателей АСС (АСФ);
требования к организации учебно-тренировочных занятий в АСС (АСФ);
общую характеристику и основные факторы опасности обслуживаемых объектов и территорий;
схемы и способы взаимодействия с ФПС и другими видами пожарной охраны, АСС (АСФ), задействованными по документам планирования действий (ПЛА, ПТП, КТП и т.д.);
состояние и возможности НАСФ, функционирующих на обслуживаемых опасных производственных объектах (при наличии).
Руководители АСС (АСФ) должны уметь:
возглавлять звено (отделение) спасателей при проведении АСР, связанных с тушением пожаров в непригодной для дыхания среде;
выбирать, использовать источники противопожарного водоснабжения и автоматические установки пожаротушения;
обеспечивать готовность отделений спасателей и формирования в целом к организации и проведению АСР, связанных с тушением пожаров;
обеспечивать режим труда и отдыха спасателей.
(справочное)
СВЯЗАННЫЕ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ [19]
Спасание людей на пожаре проводится с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность людей, и мероприятий по предотвращению паники.
Спасание людей организуется в первоочередном порядке и проводится, если:
люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;
имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;
предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.
Последовательность и способы спасания людей определяются руководителем тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей.
Основными способами спасания людей и имущества являются:
перемещение их в безопасное место, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств;
защита их от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, которая осуществляется в процессе перемещения людей в безопасное место, либо - при невозможности осуществления такого перемещения - с применением средств защиты органов дыхания; защита осуществляется посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.
Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров и состояния пострадавших на пожаре посредством:
организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны личным составом подразделений.
Подъем на высоту (спуск с высоты) организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ.
Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделения на высоту, допускается только после оповещения его об этом.
Подъем на высоту (спуск с высоты) осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания.
При спасании людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:
автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей машины;
стационарные и ручные пожарные лестницы;
спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасания);
средства защиты органов дыхания;
аварийно-спасательное оборудование и устройства;
Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасности действий по тушению пожаров и проведению АСР.
При выполнении защитных мероприятий отключаются (включаются), блокируются, а по решению руководителя тушения пожара - разрушаются оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектовый транспорт и иные источники повышенной опасности на месте пожара.
Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб организации (объекта) или населенного пункта самостоятельно или по указанию руководителя тушения пожара.
Электропровода и иные токопроводящие элементы, находящиеся под напряжением до 0,38 кВ включительно, отключаются (обесточиваются) личным составом подразделений по указанию руководителя тушения пожара в случаях, если они:
опасны для людей и участников тушения пожара и проведения АСР;
создают опасность возникновения новых очагов пожара;
препятствуют выполнению основной задачи.
Отключение осуществляется личным составом подразделений, допущенным к обесточиванию находящихся под напряжением установок и имеющим допуск по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок не ниже II группы, с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности, а также с учетом особенностей технологического процесса.
Вскрытие и разборка строительных конструкций здания (сооружения), транспорта, технологических установок и иного оборудования проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.
Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, а также с учетом несущих способностей этих конструкций.
При спасании людей им, в случае угрозы их жизни и здоровью, оказывается первая помощь.
Спасание людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений проводится одновременно с действиями по тушению пожара.
Если сил и средств подразделений недостаточно, то они используются в первую очередь для спасания людей, при этом действия по тушению пожара не ведутся или приостанавливаются.
Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей, при отсутствии нуждающихся в спасении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ГОСТ Р 50574-2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования. - Введ. 2004-01-01. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. - 65 с.
2 Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы: утв. Главным военным экспертом МЧС России П.В. Платом 10 мая 2011 г. - М.: 2011. - 44 с.
3 НПБ 157-99. Боевая одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний. - Введ. 1999-10-01. - М.: ВНИИПО, 2000. - 32 с.
4 ПОТРО-01-2002. Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - Введ. 2003-03-10. - М.: ВНИИПО, 2003. - 106 с.
5 Российская Федерация. Законы. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей [Электронный ресурс]: Федер. закон: принят Гос. Думой 14 июля 1995 г.: с изм. от 2 июля 2013 г.
6 Российская Федерация. Законы. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федер. закон: принят Гос. Думой 4 июля 2008 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2008 г.: в ред. от 13 июля 2015 г. Ст. 76 пункт 1.
7 Там же. Ст. 118.
8 Там же. Ст. 119.
9 Там же. Ст. 120.
10 Российская Федерация. Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года [Электронный ресурс]: утв. приказом МЧС России от 25 июля 2006 г. N 425 (с изменениями).
11 Российская Федерация. Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. Пункт 3 з.
12 Российская Федерация. Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя [Электронный ресурс]: утв. приказом МЧС России от 20 февраля 2013 г. Пункт 10.
13 Там же. Разд. 2.
14 Российская Федерация. Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. Пункт 3.
15 Там же. Пункт 12.
16 Там же. Пункт 22.
17 Там же. Пункт 22 б.
18 Там же. Пункт 27.
19 Российская Федерация. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны [Электронный ресурс]: утв. приказом МЧС России от 31 марта 2011 г.
20 Там же. Пункт 1.3.
21 Российская Федерация. Правила проведения личным составом Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде [Электронный ресурс]: утв. приказом МЧС России от 9 января 2013 г. Пункт 8.
22 Там же. Пункт 16.
23 Там же. Разд. 4.
24 Российская Федерация. Требования к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства от 30 августа 2007 г.: с изм. от 22 декабря 2012 г.
25 Приказ Минздрава от 10 октября 2012 г. N 408н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями набора для оказания первой помощи для оснащения пожарных автомобилей".
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления