"Методические рекомендации по определению безопасных районов, пригодных для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в субъектах Российской Федерации (в том числе с учетом возможности использования районов с минимальными поражающими факторами)" (утв. МЧС России 26.04.2012 N 2-4-87-11-14)
Главный военный эксперт
МЧС России
генерал-полковник
П.В.ПЛАТ
26 апреля 2012 г. N 2-4-87-11-14
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ РАЙОНОВ, ПРИГОДНЫХ
ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭВАКУИРУЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЙОНОВ
С МИНИМАЛЬНЫМИ ПОРАЖАЮЩИМИ ФАКТОРАМИ)
1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
2. В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации", ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных современных средств поражения. Однако в случае возникновения военного конфликта с применением обычных современных средств поражения, ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.
Тем не менее вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга и применение оружия массового уничтожения другими государствами невысока.
Поэтому в настоящих Методических рекомендациях принято, что применение оружия массового поражения, в том числе и ядерного, по территории Российской Федерации маловероятно, наиболее вероятен конфликт с применением обычных современных средств поражения. При этом принимается, что образование зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) возможно только вокруг радиационно опасных объектов.
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей осуществляется из городов и иных населенных пунктов:
а) отнесенных к группам по гражданской обороне;
б) имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне;
в) имеющих железнодорожные станции первой категории;
г) расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.
4. Эвакуируемое население размещается в безопасных районах в загородной зоне, представляющей собой территорию в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенную вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Безопасные районы подготавливаются для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
II. Определение загородной зоны
5. Определение загородной зоны осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в следующем порядке:
5.1. На карте субъекта Российской Федерации определяются зоны опасности, предусмотренные СНиП 2.01.51-90 в соответствии с Приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При наложении двух и более зон опасности устанавливается общая граница этих зон по их внешним контурам.
Территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, не попадающая ни в одну из указанных зон, образует загородную зону.
5.2. При недостаточности загородной зоны, с учетом принятых в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций допущений, в нее также включаются территории, попадающие в зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, при условии принятия дополнительных мер по защите населения, предусматривающих инженерно-технические и организационные мероприятия.
6. Настоящими Методическими рекомендациями принято считать данные территории районами с минимальными поражающими факторами.
7. Инженерно-технические мероприятия в районах с минимальными поражающими факторами включают: строительство и оборудование противорадиационных укрытий, мероприятия по защите источников водоснабжения и запасов продовольствия и другие инженерно-технические мероприятия.
8. Организационные мероприятия могут включать установление специального режима функционирования с учетом радиоактивного заражения местности, мероприятия по информированию населения и др.
III. Определение безопасных районов для размещения
населения, размещения и хранения материальных
и культурных ценностей
9. Определение безопасных районов в загородной зоне для размещения населения, материальных и культурных ценностей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления, главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и органами военного управления.
10. Безопасными районами являются населенные пункты (территории), расположенные в пределах загородной зоны, подготовленные для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения материальных и культурных ценностей.
11. Подготовка безопасных районов к жизнеобеспечению местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей осуществляется заблаговременно в мирное время.
12. Перечень безопасных районов в загородной зоне определяется нормативным правовым (распорядительным) актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
к Методическим рекомендациям
по определению
безопасных районов,
пригодных для размещения
эвакуируемого населения,
материальных и культурных
ценностей в субъектах
Российской Федерации
(в том числе с учетом
возможности использования
районов с минимальными
поражающими факторами)
1. Определение зоны возможных разрушений
Территория с расположенными на ней городами, отнесенными к группам по гражданской обороне, и организациями, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне, на которой может возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны , равное 10 кПа (0,1 кгс/кв. см) и более, составляет зону возможных разрушений.
Часть территории зоны возможных разрушений, в пределах которой избыточное давление во фронте воздушной ударной волны , равное 30 кПа (0,3 кгс/кв. см) и более, составляет зону возможных сильных разрушений.
Территория, заключенная между границами зоны возможных сильных разрушений и зоны возможных разрушений, составляет зону возможных слабых разрушений.
Зона возможных разрушений определяется в соответствии с таблицей 1.
УДАЛЕНИЕ ГРАНИЦ ЗОН ВОЗМОЖНЫХ РАЗРУШЕНИЙ ОТ ГРАНИЦ ПРОЕКТНОЙ
ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЕ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ ОСОБОЙ
ВАЖНОСТИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐ │ Города, отнесенные к группам │ Границы зон возможных разрушений │ │ по гражданской обороне, ├────────────────────┬───────────────────┤ │ и организации │ Сильных │ Слабых │ ├────────────────────────────────┼────────────────────┼───────────────────┤ │Города, отнесенные к группам по │В границах проектной│7 км от границы │ │гражданской обороне │застройки города │проектной застройки│ │ │ │города │ ├────────────────────────────────┼────────────────────┼───────────────────┤ │Организации, отнесенные к кате- │3 км от границы │10 км от границы │ │гории особой важности по граж- │проектной застройки │проектной застройки│ │данской обороне, расположенные │объекта │объекта │ │вне городов, отнесенных к │ │ │ │группам по гражданской обороне │ │ │ └────────────────────────────────┴────────────────────┴───────────────────┘
2. Определение зоны возможного опасного химического заражения
Территория, прилегающая к химически опасным объектам, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами (АХОВ) вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражения незащищенных людей, составляет зону возможного опасного химического заражения.
Удаление границы зоны возможного опасного химического заражения от емкостей с АХОВ определяется в соответствии с таблицей 2.
УДАЛЕНИЕ ГРАНИЦ ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО ОПАСНОГО ХИМИЧЕСКОГО
ЗАРАЖЕНИЯ ОТ 50-ТОННЫХ ЕМКОСТЕЙ С АХОВ
┌───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐ │ Наименование АХОВ │ Удаление границ зоны возможного опасного │ │ │ химического заражения от емкостей с АХОВ, км │ │ ├─────────────────────────────────────────────────┤ │ │ Высота обваловки (поддона, стакана), м │ │ ├─────────────┬───────────┬───────────┬───────────┤ │ │Без обваловки│ 1 │ 2 │ 3 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Аммиак │1,15 │0,35 │0,25 │0,23 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Водород цианистый │2,6 │1,25 │1 │0,95 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Нитрилакриловая кислота│0,9 │0,43 │0,3 │0,27 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Сернистый ангидрид │1,1 │0,5 │0,38 │0,35 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Сероводород │0,9 │0,45 │0,35 │0,3 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Сероуглерод │0,2 │0,07 │0,07 │0,07 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Фосген │8 │2,5 │1,9 │1,65 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Хлор │5,7 │1,2 │1 │0,9 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Хлорпикрин │1,8 │0,6 │0,45 │0,38 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Ангидрид уксусный │0,15 │0,06 │- │- │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Винил хлористый │0,45 │0,07 │0,06 │- │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Дихлорэтан │0,3 │0,13 │0,08 │0,06 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Кислота азотная │0,45 │0,21 │0,14 │0,12 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Кислота соляная │0,8 │0,38 │0,33 │0,3 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Метил бромистый │0,65 │0,45 │0,38 │0,48 │ ├───────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤ │Метил изоцинат │4,5 │1,6 │1,5 │1,5 │ └───────────────────────┴─────────────┴───────────┴───────────┴───────────┘
Расстояния, указанные в таблице 2, следует определять:
для необвалованных емкостей - от стенок резервуара;
для обвалованных емкостей - от внутренней границы обвалования (от поддона, стакана).
Для определения удаления границ зон возможного опасного химического заражения при других количествах АХОВ в емкостях необходимо использовать коэффициенты, приведенные в таблице 3.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА АХОВ В ЕМКОСТЯХ
┌────────────┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────┬────┬─────┬───────┐ │Количество │1 │5 │10 │25 │50 │100│250│500│1000│2500│5000│10000│20000 │ │АХОВ, т │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │и более│ ├────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼─────┼───────┤ │Поправочный │0,1│0,3│0,4│0,7│1 │1,5│2,5│3,6│5,3 │8,9 │13 │19 │28,2 │ │коэффициент │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴────┴────┴─────┴───────┘
3. Определение зоны катастрофического затопления
Зону катастрофического затопления составляет территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.
Размеры зон возможного катастрофического затопления должны определяться при разработке обосновывающих материалов (ТЭО, ТЭР) выбора площадки (трассы) для строительства городских и сельских поселений, объектов, зданий и сооружений.
4. Определение зоны опасного радиоактивного заражения (загрязнения)
Зона возможных разрушений вокруг проектной застройки города, отнесенного к группе по гражданской обороне, и организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, с прилегающей к этой зоне полосой территории шириной 20 км составляет зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Для атомной станции (АС) зону опасного радиоактивного заражения (загрязнения) составляет зона ее возможного разрушения и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для АС установленной мощностью до 4 ГВт включительно и 40 км - для АС установленной мощностью более 4 ГВт.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления