"Методические рекомендации о порядке осуществления регулярных обследований гидротехнических сооружений" (утв. МЧС России 19.03.2021)
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-полковник
П.Ф.БАРЫШЕВ
19.03.2021
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
1.1. Методические рекомендации о порядке осуществления регулярных обследований гидротехнических сооружений (далее - методические рекомендации) разработаны взамен ранее действующих Временных методических рекомендаций (в отношении выдачи заключений для организаций, эксплуатирующих судоходные гидротехнические сооружения), утвержденных от 08.06.2011 N 2-4-60-6-14, и методических рекомендаций, утвержденных от 23.07.2014 N 2-4-87-13-14 (в отношении выдачи заключений для организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, за исключением судоходных), в целях реализации требований, установленных федеральными законами от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 1892 "О декларировании гидротехнических сооружений", от 20.11.2020 N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", от 05.10.2020 N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" и от 03.10.2020 N 1596 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", приказов Ростехнадзора от 04.12.2020 N 497 "Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", от 07.12.2020 N 499 "Об утверждении формы представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", от 09.12.2020 N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", от 10.12.2020 N 516 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" и приказом Минтранса России от 27.11.2020 N 524 "Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений".
В соответствии с действующим законодательством гидротехнические сооружения (далее - ГТС) - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
1.2. Методические рекомендации предназначены для организации в системе МЧС России мероприятий по осуществлению регулярных обследований ГТС и определяют порядок:
проведения оценки готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС;
учета ГТС, подлежащих декларированию безопасности в территориальных органах МЧС России.
II. Порядок осуществления регулярных обследований ГТС
2.1. Департамент гражданской обороны и защиты населения (далее - ДГО) осуществляет методическое руководство и контроль деятельности территориальных органов МЧС России в оценке готовности организаций, эксплуатирующих ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий в случае аварии ГТС.
2.2. Территориальные органы МЧС России:
а) в целях организации планирования регулярных обследований ГТС во взаимодействии с территориальными органами Ростехнадзора, Ространснадзора и эксплуатирующими организациями осуществляют подготовку и утверждение соответствующего графика обследований ГТС (ежегодно по состоянию на 15 января текущего года);
б) ежегодно в срок до 20 января текущего года направляют в установленном порядке в ДГО график регулярных обследований;
в) утверждают внутренним приказом ответственных должностных лиц, которые будут участвовать в регулярных обследованиях ГТС в составе комиссий, формируемых собственником и (или) эксплуатирующей организацией.
Указанные должностные лица по итогам обследования ГТС, в части касающейся компетенции МЧС России, заполняют и подписывают акт регулярного обследования, результатом которого является общий вывод о готовности или неготовности организации, эксплуатирующей ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.
Копия акта регулярного обследования ГТС 1 и 2 класса опасности, содержащего вывод об их неготовности, в течение 5 рабочих дней после его утверждения (подписания) направляется в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, для проведения профилактических мероприятий и (или) принятия мер реагирования.
2.3. В регулярных обследованиях ГТС I класса, авария на которых может привести к чрезвычайной ситуации федерального характера, может принимать участие представитель ДГО.
2.4. Порядок участия представителей МЧС России в регулярном обследовании ГТС предусматривает согласование с эксплуатирующей организацией порядка предоставления и рассмотрения:
исходных данных для определения масштабов возможных чрезвычайных ситуаций при авариях на ГТС;
сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций;
состава представителей МЧС России;
документов, характеризующих степень готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС, в том числе по проведению учений.
2.5. Исходными данными для проведения классификации характера возможной чрезвычайной ситуации в случае аварии ГТС являются показатели, характеризующие:
величину материального ущерба, обусловленного возникновением чрезвычайной ситуации в случае аварии ГТС, в соответствии с методиками (Ростехнадзора, Ространснадзора) определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
2.6. Эксплуатирующей организацией проводится учение для оценки готовности руководителей и персонала ГТС, а также поисково-спасательных формирований, обслуживающих ГТС, к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае возможных аварий ГТС.
Тема учений определяется исходя из наиболее опасного сценария развития аварии на ГТС с рассчитанным эксплуатирующей организацией максимальным размером вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, и согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальным органом МЧС России.
2.5. При осуществлении ответственным должностным лицом территориального органа МЧС России регулярного обследования ГТС используется проверочный лист, состоящий из перечня вопросов, характеризующих степень готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС (приложение N 1).
2.6. Результаты деятельности территориальных органов МЧС России по осуществлению регулярных обследований ГТС и предложения по совершенствованию работы в данной области направляются в МЧС России в составе материалов, представляемых территориальными органами МЧС России в ежегодный государственный доклад "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2.7. В территориальных органах МЧС России ведется учет ГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и подлежащих декларированию безопасности, сведения о которых направляются в ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской обороны" (ФЦ) для анализа их состояния.
III. Учет в территориальном органе МЧС России ГТС,
расположенных на территории субъекта Российской Федерации
3.1. Учет ГТС, подлежащих декларированию безопасности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется территориальным органом МЧС России по форме согласно приложению N 2.
В Перечень ГТС, подлежащих декларированию безопасности на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень ГТС), включаются ГТС в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.1993 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
3.2. Перечень ГТС обновляется по состоянию на 1 февраля текущего года и ежегодно направляется в ДГО к 10 февраля текущего года.
Срок хранения Перечня ГТС в территориальном органе МЧС России - 5 лет.
к методическим рекомендациям
Вопросы, характеризующие степень готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС | Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования | |||
Учения по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии на ГТС | 1) приказ Минтранса России от 27.11.2020 N 524 "Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений" (пункт 13.2 раздел III типовой формы декларации); 2) приказ Ростехнадзора от 09.12.2020 N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (пункт 14.5 раздел III типовой формы декларации). | Необходимо просмотреть материалы последнего учения (акт, фотоматериалы). | ||
Имеется ли план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций у организации: | 1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (пункт "д", ст. 14) (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ); 2) Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 N 12 (пункт 16, раздел IV); 3) Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (пункт 23) (далее - Положение о РСЧС). | Необходимо проверить наличие плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также его актуальность на момент проверки, отображение в нем всех рисков чрезвычайных ситуаций, алгоритмов действий органов управления и другие сведения. | ||
входящей в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС)? | ||||
эксплуатирующей гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне? | ||||
1. Созданы ли в составе сил и средств организации, входящей в состав РСЧС и (или) эксплуатирующей гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне: | 1) Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (пункт 2, ст. 9) (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ); 2) Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (ст. 7) (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ); 3) Положение о РСЧС (пункт 14); 4) Согласование создания аварийно-спасательной службы (формирования) с МЧС России (приказ МЧС России от 12.03.2018 N 100). | Проверяется наличие указанных формирований путем анализа документации об их создании, фактического наличия людей, указанных в их составе, а также наличие их регистрации в МЧС России или органе местного самоуправления. | ||
собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования)? | ||||
заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями)? | ||||
2. Проведена ли в отношении созданного профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования): | 1) Федеральный закон N 151-ФЗ (ст. 12) 2) Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (пункты 4, 11, 12). | Проверяется наличие соответствующего свидетельства об аттестации. | ||
3. Проведена ли в отношении созданного нештатного аварийно-спасательного формирования: | 1) Федеральный закон N 151-ФЗ (ст. 12) 2) Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (пункты 4, 11, 12). | Проверяется наличие соответствующего свидетельства об аттестации. | ||
внеочередная аттестация в случаях, установленных законодательством? | ||||
4. Соответствуют ли обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) созданные: | 1) Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (пункт 12). | Проверяется соответствие обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования). | ||
собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования)? | ||||
1. Созданы ли на объектовом уровне РСЧС следующие органы управления: | 1) Федеральный закон N 68-ФЗ (ст. 4.1); | Проверяются распорядительные документы о создании органов управления, фактическое соответствие их состава имеющимся у организации работникам, знание должностных или функциональных обязанностей. | ||
координационный орган - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ)? | ||||
постоянно действующий орган управления - структурное подразделение, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченное структурное подразделение)? | ||||
орган повседневного управления - подразделение организации, обеспечивающее их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управление силами и средствами, осуществление обмена информацией и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях (далее - орган повседневного управления)? | ||||
2. Определены ли соответствующими положениями или уставами компетенция и полномочия для созданных: | Проверяется наличие положений или уставов о созданных органах управления РСЧС, а также указание в них соответствующих компетенции и полномочий. | |||
1. Прошли ли соответствующее дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций: | 1) Федеральный закон N 68-ФЗ (пункт "в" ст. 14); 2) Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485 (пункт 6) (далее - Положение о подготовке). | Необходимо проверить наличие удостоверений о прохождении подготовки, а также соответствие учебных заведений и указанных должностей на выполнение требованиям законодательства. | ||
руководитель организации, в полномочия которого входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций? | ||||
2. Проводится ли подготовка работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций в виде: | 1) Федеральный закон N 68-ФЗ (пункт "в" ст. 14); 2) Положение о подготовке (подпункт "а" пункта 4). | Проверяется документальное сопровождение видов подготовки со 100% работников, а также материально-техническое обеспечение учебного процесса. | ||
инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях (не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы)? | ||||
самостоятельного изучения порядка действий в чрезвычайных ситуациях? | ||||
Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС на каждое декларируемое сооружение | приказ Ростехнадзора от 10.12.2020 N 516 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)". | |||
Максимальное значение размера вероятного вреда в результате аварии ГТС, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. | 1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"; 2) постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; 3) приказ Ростехнадзора от 09.12.2020 N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (пункт 12.4, раздел II типовой формы декларации); 4) приказ Ростехнадзора от 10.12.2020 N 516 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)". | указывается сумма возможного ущерба и количество пострадавших | С учетом расчета размера вреда необходимо проверить соответствие суммы ущерба (и число возможных пострадавших) характеру возможной чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть при аварии ГТС. | |
1. Обеспечивается ли оповещение работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций? | 1) Федеральный закон N 68-ФЗ (пункт "з" ст. 14). | Необходимо проверить фактическое наличие технических и организационных средств оповещения и оценить их работоспособность. | ||
2. Созданы ли в организации, входящей в состав РСЧС, системы: | 1.) Федеральный закон N 68-ФЗ (пункт "з" ст. 14); 2) Положение о РСЧС (пункт 6); 3) Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказами МЧС России, Минцифры от 31.07.2020 N 578/365 (пункт 7) (далее - Положение о системах оповещения). | Необходимо проверить наличие распорядительного документа о создании систем, а также фактическое наличие технических и организационных средств оповещения и оценить их работоспособность. | ||
3. Создана ли организацией, эксплуатирующей гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности, локальная система оповещения? | 1) Федеральный закон N 68-ФЗ (пункт "г" ст. 14); 2) Положение о системах оповещения населения (пункт 7). | Необходимо проверить наличие распорядительного документа о создании локальной системы оповещения, а также проектную документацию, акт выполненных работ, акт ввода системы в эксплуатацию. | ||
4. Выполнены ли на этапе планирования, строительства новой локальной системы оповещения или на этапе ее совершенствования следующие требования: | 1) Положение о системах оповещения населения (пункты 10, 29, приложение N 1). | Необходимо проверить на соответствие предъявляемых требований к их фактическому соблюдению. | ||
к громкоговорящим средствам на подвижных объектах, мобильным и носимым техническим средствам оповещения? | ||||
5. Разработан ли на локальную систему оповещения паспорт рекомендуемого образца? | 1) Положение о системах оповещения населения (пункт 10, приложение N 2). | Проверяется наличие паспорта, его наполнение и соответствие образцу, приведенному в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения. | ||
6. Обеспечивается ли готовность локальной системы оповещения населения: | 1) Положение о системах оповещения населения (пункты 25, 26, 27). | Проверяется фактическое выполнение перечисленных мероприятий, в том числе подтверждающей их проведение документации. | ||
наличием актуализированных нормативных актов в области ее создания и поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования? | ||||
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за ее включение (запуск), и уровнем его профессиональной подготовки? | ||||
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности ее технических средств, и уровнем его профессиональной подготовки? | ||||
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации? | ||||
готовностью к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации? | ||||
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения? | ||||
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения? | ||||
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения? | ||||
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения? | ||||
Создание мест размещения резервных источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, а также систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при возникновении чрезвычайной ситуации и проведение аварийно-восстановительных работ | 1) Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (ст. 9); 2) Федеральный закон N 68-ФЗ (подпункты "б" и "ж" ст. 14, ст. 25). | Необходимо проверить документы, подтверждающие реализацию мероприятий по созданию резервов. | ||
Создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организации (с приложением актуальных фотоматериалов мест размещения) | ||||
Финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций | Федеральный закон N 68-ФЗ (подпункт "е" ст. 14). | |||
Проведение комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях | Федеральный закон N 68-ФЗ (подпункт "б" ст. 14). |
Вывод об итогах регулярного обследования ГТС: ___________________________ <*> | ||
(Наименование должности представителя территориального органа МЧС России) | ||
--------------------------------
<*> Примечание: если по одному из вопросов проверочного листа отсутствуют сведения, либо они представлены не в полном объеме и не позволяют объективно оценить готовность эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, то по результатам обследования ГТС делается вывод о неготовности данной организации.
к методическим рекомендациям
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления