Законодательство РФ

Приказ ФАДН России от 29.12.2022 N 199 (ред. от 22.12.2023) "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации"


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2022 г. N 199

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 5.11 Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368, с целью оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

2. Управлению анализа, прогноза и работы с иностранными гражданами (И.А. Власов) направить Методические рекомендации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации направить Методические рекомендации органам местного самоуправления для практического применения.

4. Управлению делами (Е.В. Полежаев) разместить Методические рекомендации на официальном сайте Федерального агентства по делам национальностей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей С.А. Бедкина.

Руководитель

И.В.БАРИНОВ




Утверждены

приказом Федерального агентства

по делам национальностей

от 29.12.2022 N 199

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. приказа ФАДН России от 22.12.2023 N 211)


I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 62 раздела VII плана мероприятий по реализации в 2022 - 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 3718-р, на основе результатов анализа деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

2. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан и направлены на обеспечение единых подходов к реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, а также носят рекомендательный и разъяснительный характер.

3. Методические рекомендации разработаны с учетом следующих положений:

Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);

Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ);

Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации);

Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.";

Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" (далее - Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации);

распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р "Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации";

приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам);

приказа ФАДН России от 17 ноября 2020 г. N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации");

иных нормативных правовых актов.

4. С учетом внесенных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 342 значительных изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации, "содействие адаптации иностранных граждан" рекомендуется использовать в качестве синонима "социальной и культурной адаптации иностранных граждан".

5. Социальная и культурная адаптация (содействие адаптации) иностранных граждан в Российской Федерации (далее - социальная и культурная адаптация, содействие адаптации) представляет собой систему организационных, просветительских, образовательных, воспитательных, трудовых (профессиональных), экономических и иных мер, направленных на обеспечение конструктивного приспособления иностранных граждан к новым для них условиям жизни и общественным отношениям, стимулирующих их правопослушное и культурно-адекватное поведение в российском обществе, способствующих реализации ими в соответствии с законодательством Российской Федерации своих прав и обязанностей.

6. Социальная и культурная адаптация (содействие адаптации) осуществляется в целях установления иностранными гражданами социальных отношений, способствующих бесконфликтному проживанию в российском обществе, профилактики их социальной изоляции, а также обеспечения государственной и общественной безопасности.

7. Основными задачами социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан и их несовершеннолетних детей являются:

а) создание условий, способствующих:

успешному освоению ими русского языка;

усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они проживают;

формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры;

приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

б) принятие мер, направленных на недопущение любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, их социальной исключенности, маргинализации и пространственной сегрегации;

в) формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальную и культурную адаптацию (содействие адаптации) иностранных граждан;

г) обеспечение равного доступа иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, к государственным и муниципальным услугам;

д) совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и бизнес-структурами с целью социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан и членов их семей, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ.


II. Рекомендации органам государственной власти

субъектов Российской Федерации, органам местного

самоуправления по повышению эффективности реализации

государственной политики в сфере социальной и культурной

адаптации иностранных граждан

8. С целью повышения эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан в субъектах Российской Федерации рекомендуется определить орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за осуществление мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан (далее - уполномоченный орган), предусмотрев закрепление соответствующих полномочий в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации.

Уполномоченному органу рекомендуется:

8.1. На системной основе организовывать совещания с представителями органов местного самоуправления, в ходе которых рассматривать результаты текущей деятельности в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, имеющиеся проблемные вопросы, лучшие практики и т.п.;

8.2. Ввести в практику работы совещательно-координационных органов при высших должностных лицах обсуждение актуальных вопросов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, национально-культурных автономий, общественных объединений, образовательных, религиозных организаций, и работодателей;

8.3. Разработать и утвердить региональные стандарты организации деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, в которых будут четко обозначены цели, задачи, направления деятельности в данной сфере;

8.4. Ежегодно разрабатывать и утверждать региональные планы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, включающие конкретные мероприятия, ответственных исполнителей, сроки исполнения, а также предусматривать мониторинг результатов их исполнения;

8.5. Организовать мониторинг соответствия деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления положениям Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, региональному стандарту, настоящим Методическим рекомендациям и Методическим рекомендациям "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан Российской Федерации";

8.6. Использовать потенциал региональных научных и научно-образовательных учреждений с целью экспертного сопровождения реализации государственной политики по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на уровне субъекта Российской Федерации;

8.7. Осуществлять методическую поддержку проектной деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, национально-культурных автономий и общественных организаций, реализующих мероприятия в сфере социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан, с целью ее приведения в соответствие с содержанием, целями и задачами деятельности по данному направлению, обозначенными в пунктах 5, 6 и 7 настоящих Методических рекомендаций;

8.8. Исключить проведение мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, в рамках деятельности по социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

8.9 Учитывать, что в целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком, образовательные организации вправе включать в учебный план общеобразовательной программы курсы, дисциплины (модули), реализовывать дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ, а также для определения потребности в организации курсов, дисциплин (модулей), в реализации дополнительных общеобразовательных программ по изучению русского языка проводить диагностику обучающихся на уровень владения русским языком в порядке, установленном локальным правовым актом образовательной организации <1>;

--------------------------------

<1> Пункт 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63180).

8.10 Организовать мониторинг реализации общеобразовательными организациями в которых обучаются несовершеннолетние иностранные граждане права по проведению диагностики обучающихся на уровень владения русским языком;

8.11 Организовать мониторинг включения общеобразовательными организациями в учебный план общеобразовательной программы курсов, дисциплин (модулей), а также реализации дополнительных общеобразовательных программы по изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком;

8.12 Учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 33, пунктом 1 статьи 42 и пунктом 43 статьи 44 Федерального закона N 414-ФЗ полномочия по осуществлению мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан относятся к основным полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также к полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

9. С целью повышения эффективности реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации рекомендуется:

9.1. Принять во внимание, что в соответствии с подпунктом 16 пункта 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации реализация государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации мигрантов определена одним из механизмов достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности;

9.2. Учитывать, что государственные программы субъектов Российской Федерации должны быть направлены на достижение целей и приоритетов, содержащихся в документах стратегического планирования;

9.3. Учитывать необходимость решения задач по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации при разработке раздела, отвечающего за целеполагание (определение направлений, целей и приоритетов работы региона, в том числе в части обеспечения национальной безопасности Российской Федерации), в программном документе субъекта Российской Федерации;

9.4. Разработать и включить раздел, направленный на достижение целей социальной и культурной адаптации иностранных граждан, (далее - профильный раздел) в программный документ субъекта Российской Федерации, в котором будут четко обозначены цели, задачи, направления деятельности субъекта Российской Федерации в данной сфере, а также учтены все целевые группы иностранных граждан (иностранные трудовые мигранты, студенты, несовершеннолетние иностранные граждане и т.д.);

9.5. При разработке профильного раздела программного документа субъекта Российской Федерации руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями и Методическими рекомендациями "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации";

9.6. Разработать комплекс мероприятий в рамках программного документа субъекта Российской Федерации, способствующих достижению поставленных целей, задач и соответствующий направлениям, обозначенным в профильном разделе;

9.7. При разработке мероприятий учитывать целевую группу, ее особенности и характеристики (иностранные трудовые мигранты, студенты, несовершеннолетние иностранные граждане и т.д.);

9.8. Принять во внимание, что социальная и культурная адаптация иностранных граждан направлена исключительно на иностранных граждан;

9.9. При разработке комплекса мероприятий учитывать комплексность и межведомственный характер задач, решаемых в рамках реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

9.10. Предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

9.11. При подготовке перечня мероприятий в программный документ субъекта Российской Федерации руководствоваться прилагаемым к настоящим Методическим рекомендациям примерным перечнем рекомендуемых мероприятий в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

10. Органам местного самоуправления при реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан рекомендуется:

10.1. Учитывать, что в соответствии с пунктом 6.2 части 1 статьи 15 и пунктом 7.2 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, относятся к вопросам местного значения муниципального района, муниципального и городского округа;

10.2. Принимать решение о необходимости разработки профильного раздела в программном документе органа местного самоуправления, количества включенных в него мероприятий и объема финансирования, исходя из комплексного анализа миграционной обстановки (количества мигрантов в муниципальном образовании по отношению к местному населению, уровня социальной напряженности, состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, процентного соотношения количества несовершеннолетних иностранных граждан, обучающихся в образовательной организации (отдельном классе), к количеству несовершеннолетних граждан Российской Федерации, наличия мест компактного проживания иностранных граждан и т.д.);

10.3. При разработке профильного раздела в программном документе органа местного самоуправления руководствоваться рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации обозначенных в пункте 9 настоящих Методических рекомендаций, а также Методическими рекомендациями "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации".

ФАДН России




Приложение 1

к Методическим рекомендациям

для органов государственной власти

субъектов Российской Федерации

и органов местного самоуправления

по повышению эффективности реализации

государственной политики в сфере

социальной и культурной адаптации

иностранных граждан на территории

Российской Федерации

(утв. Приказом ФАДН России

от 29.12.2022 N 199)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ

АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Наименование мероприятия

Содержание

Мероприятия, рекомендуемые к реализации на региональном и муниципальном уровнях

1. Образовательные мероприятия

1. Организация и проведение занятий по изучению русского языка как иностранного;

2. Организация и проведение занятий по изучению особенностей культуры и традиций региона пребывания и Российской Федерации;

3. Организация и проведение занятий по изучению правил (ответственности за совершение административных правонарушений, миграционного и уголовного законодательств) и норм поведения (правил общежития) в российском обществе, в том числе особенностей отправления религиозных обрядов в Российской Федерации;

4. Организация и проведение занятий по профилактике экстремизма и идеологии терроризма;

5. Организация и проведение занятий по вопросам адаптации иностранных граждан в трудовом коллективе;

6. Организация и проведение занятий по вопросам действий иностранных граждан в экстренных ситуациях.

2. Мероприятия консультативного характера

1. Оказание помощи в оформлении различных видов документов;

2. Организация и проведение консультаций о порядке получения государственных и муниципальных услуг в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения, миграции и т.д.;

3. Организация и проведение юридических консультаций по вопросам защиты трудовых и иных прав иностранных граждан;

4. Оказание помощи в поиске жилья, работы.

3. Проведение тематических встреч по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, миграционного законодательства, правил и норм поведения в российском обществе, особенностей отправления религиозных обрядов и т.д.

1. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями органов государственной власти и местного самоуправления;

2. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями подразделений МВД России по вопросам миграции;

3. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями религиозных организаций;

4. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями национальных объединений;

5. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями общественных организаций.

4. Мероприятия в информационной сфере

1. Разработка и распространение в социальных сетях и иных каналах распространения информации в среде иностранных граждан материалов о законодательстве Российской Федерации, правилах и нормах поведения, особенностях отправления религиозных обрядов, полезных адресах и контактных данных муниципальных и региональных органов власти, учреждений здравоохранения, миграционных центров, региональных национально-культурных автономий, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, оказывающих помощь иностранным гражданам, и другой необходимой информации.

5. Мероприятия в сфере научно-методического сопровождения

1. Разработка и распространение методических материалов для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, работников образовательных организаций, представителей религиозных организаций и т.д. по различным аспектам осуществления деятельности в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

2. Проведение круглых столов, секций в рамках форумных мероприятий по вопросам социальной и культурной адаптации иностранных граждан с привлечением представителей научного сообщества, специализирующихся в указанной теме;

3. Привлечение представителей научных и научно-образовательных организаций к сопровождению деятельности по социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

4. Проведение исследований по изучению характеристик структуры миграционного потока;

5. Проведение социологических исследований, направленных на изучение возникающих барьеров и потребностей иностранных граждан в процессе их социальной и культурной адаптации;

6. Проведение социологических исследований, направленных на изучение жизненных стратегий и мотиваций иностранных граждан, практик их жизни, формируемых ими сетей;

7. Составление социального портрета среднестатистического мигранта (иностранного гражданина) в субъекте;

8. Проведение социологических исследований, направленных на изучение интеграционного потенциала принимающего сообщества.

Мероприятия рекомендуемые к реализации на муниципальном уровне

6. Мероприятия, направленные на включение иностранных граждан в среду принимающего сообщества (для отдельных категорий мигрантов)

1. Проведение командных спортивных мероприятий с участием представителей принимающего сообщества и иностранных граждан (в составе смешанных команд);

2. Привлечение иностранных граждан к мероприятиям, организуемым на уровне территориального общественного самоуправления (благоустройство территории, праздники, конкурсы и т.д.);

3. Привлечение иностранных граждан к участию в мероприятиях, направленных на укрепление единства российской нации;

4. Привлечение иностранных граждан к волонтерской деятельности для помощи соотечественникам.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления