<Письмо> Минэкономразвития России от 28.12.2017 N 38141-ОФ/Д01и "О направлении методических материалов" (вместе с "Методическими материалами по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции")
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 декабря 2017 г. N 38141-ОФ/Д01и
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Во исполнение пункта 6 плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (первый этап), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р, Минэкономразвития России разработало и согласовало с ФАС России (Р.М. Петросян, 04.12.2017) и Минфином России (А.М. Лавров, 21.12.2017) Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологично, продукции.
Направляем Методические материалы для доведения до субъектов хозяйственной деятельности, подпадающих под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в целях руководства и использования в работе.
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАКУПКЕ РАНЕЕ НЕ ЗАКУПАВШЕЙСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ИННОВАЦИОННОЙ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1. Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции (далее - методические материалы) носят рекомендательный характер и предназначены для применения юридическими лицами, являющимися субъектами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ), а также юридическими лицами, являющимися государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - заказчики, Закон 44-ФЗ), при подготовке к закупкам продукции, ранее не закупавшейся, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.
1.2. Методические материалы разработаны в целях реализации пункта 13 Плана мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития Российской Федерации, на 2017 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 1817-р, а также пункта 6 Плана мероприятий по реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р, в части обеспечения формирования механизмов стимулирования спроса на инновации со стороны заказчиков, в целях расширения практики осуществления закупок высокотехнологичной и инновационной продукции, работ, услуг на основе методологии учета полной стоимости владения закупаемой продукцией для обеспечения справедливой конкуренции поставщиков продукции с низкой закупочной стоимостью и поставщиков продукции с более высокой закупочной стоимостью, по более низкой совокупной стоимостью владения на жизненном цикле закупаемой продукции, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной, в том числе производимой и поставляемой субъектами малого и среднего предпринимательства.
1.3. Методические материалы разработаны с учетом положений ГОСТ Р 27.202-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла" и определяют принципы и общий порядок оценки совокупной стоимости владения продукцией или объектом, создаваемым в результате выполнения работ, оказания услуг, на жизненном цикле (далее - стоимость жизненного цикла) в целях принятия решения о целесообразности закупки продукции.
1.4. Методические материалы предназначены для использования заказчиками для принятия решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.
1.5. Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются:
справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла продукции;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.
В методических материалах применяются следующие термины:
продукция - товары, работы, услуги, иные объекты гражданских прав, приобретаемые заказчиком на возмездной основе;
заказчик - юридическое лицо, закупочная деятельность которого осуществляется в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ, либо юридическое лицо, являющееся государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Законом 44-ФЗ;
жизненный цикл продукции - совокупность этапов создания (приобретения), эксплуатации и утилизации продукции.
Стоимость жизненного цикла продукции - суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя затраты на подготовку к закупке продукции, на закупку продукции, владение продукцией (применение продукции) и утилизацию продукции.
3. Общий порядок применения оценки стоимости жизненного цикла закупаемой продукции.
3.1. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла.
3.2. Разработка предварительного описания жизненного цикла продукции, включая прогнозную оценку стоимости жизненного цикла.
3.3. Уточнение и доработка описания жизненного цикла продукции, включая уточнение прогнозной оценки стоимости жизненного цикла.
3.4. Принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции.
3.5. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок.
4. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла.
Заказчик принимает решение о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла продукции в случае получения достоверных сведений о наличии продукции с новыми или улучшенными свойствами, применимой в деятельности заказчика, при этом применение/использование новой продукции требует финансовых затрат, размер которых заказчику неизвестен.
5. Разработка предварительного описания жизненного цикла.
5.1. Заказчик осуществляет разработку предварительного описания жизненного цикла продукции собственными силами либо с привлечением сторонних юридических и физических лиц, включая разработчиков, производителей и поставщиков продукции, жизненный цикл которой описывается. В случае привлечения сторонних юридических и физических лиц на договорной основе договоры заключаются в порядке, предусмотренном законодательством и локальными нормативными актами заказчика.
5.2. Предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции должно содержать:
а) установленный заказчиком плановый период эксплуатации, выраженный в единицах, отражающих специфику применения требуемой продукции (годы, километры, количество циклов применения, иные единицы);
б) описание каждого из этапов жизненного цикла продукции.
5.3. Описание жизненного цикла продукции может содержать следующие этапы:
б) приобретение прав на владение, на использование, на распоряжение закупаемой продукцией или ее элементами;
в) доставка продукции до места применения (эксплуатации или хранения);
г) хранение (постоянное или до начала эксплуатации);
д) подготовка к эксплуатации, включая подготовку персонала;
и) иные этапы, определяемые спецификой закупаемой продукции.
5.4. Для каждого этапа жизненного цикла продукции, включенного в описание, заказчик указывает:
а) условия прохождения этапа в объеме, достаточном для определения состава и объема ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции;
б) состав, прогнозный объем и прогнозную стоимость ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции.
5.5. Для каждого ресурса, включенного в описание жизненного цикла продукции, заказчик указывает один из двух способов получения требуемого ресурса:
б) использование внутреннего ресурса заказчика.
5.6. Стоимость жизненного цикла продукции определяется как стоимость всех ресурсов, включенных в описание, на жизненном цикле продукции.
6. Уточнение и доработка описания жизненного цикла.
6.1. Заказчик организует публичное обсуждение предварительного описания жизненного цикла требуемой продукции с целью его уточнения и доработки.
6.2. При организации такого обсуждения заказчик обязан обеспечить равные возможности для участия в обсуждении всех желающих, в том числе путем размещения приглашения к участию в обсуждении на сайте заказчика и на электронных торговых площадках, применяемых заказчиком.
6.3. Участники обсуждения рассматривают разработанное заказчиком предварительное описание жизненного цикла продукции и представляют предложения по его доработке в части:
а) состава этапов жизненного цикла продукции;
б) состава, прогнозного объема и прогнозной стоимости ресурсов, которые могут быть востребованы на каждом этапе жизненного цикла продукции.
6.4. Заказчик вносит изменения в предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции с учетом представленных предложений и выносит его на повторное обсуждение.
6.5. Количество повторных обсуждений устанавливается заказчиком.
6.6. По итогам обсуждения заказчик готовит итоговое описание жизненного цикла продукции, включающее уточненное значение стоимости жизненного цикла продукции.
6.7. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции об итоговом описании жизненного цикла продукции теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.
7. Принятие решения о целесообразности закупки продукции.
7.1. Заказчик принимает решение о целесообразности закупки новой продукции в следующих случаях:
а) стоимость жизненного цикла новой продукции ниже стоимости жизненного цикла ранее закупавшейся продукции того же назначения;
б) продукция того же назначения ранее не закупалась и значение стоимости жизненного цикла новой продукции приемлемо для заказчика.
7.2. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции о принятом решении теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.
8. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок.
8.1. На основании описания жизненного цикла продукции заказчик готовит предложения для включения продукции в план (план-график) закупок:
а) формирует перечень предметов закупки, включающий выбранную продукцию, а также ресурсы, требуемые на ее жизненном цикле и подлежащие закупке;
б) указывает новые или улучшенные свойства продукции (минимально необходимые требования к продукции), обеспечивающие минимальную стоимость ее жизненного цикла;
в) указывает для каждого предмета закупки требуемый объем, стоимость и срок поставки (выполнения работ, оказания услуг).
8.2. Подготовленные предложения используются заказчиком для формирования плана (плана-графика) закупок в порядке, установленном законодательством и локальными правовыми актами заказчика.
Пример формы описания жизненного цикла продукции
Длительность жизненного цикла закупаемой продукции
Структура и стоимость жизненного цикла продукции
Обоснование стоимости (ссылка на документ и положение в документе) | |||||||
Приобретение прав (на владение/на использование/на распоряжение, на весь жизненный цикл) | |||||||
Доставка продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения); | - Сроки: - ... | ||||||
- Срок: - Темп. режим: - ... | |||||||
- Сроки - Время (день/ночь) - ... | (обучаемых) | ||||||
(преподаватели) | |||||||
Итого оценка стоимости жизненного цикла продукции (сумма по столбцу 7): |
Для учета изменения цен при оценке стоимости жизненного цикла продукции расчеты могут указываться с учетом дисконтирования сумм денежных затрат. Пример формулы расчета/оценки общей стоимости жизненного цикла с учетом дисконтирования приведен в Приложении 2.
ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЗАКУПАЕМОЙ
ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ ДИСКОНТИРОВАНИЯ
Пример формулы расчета жизненного цикла для примера описания жизненного цикла, приведенного в Приложении 1:
N - Количество периодов, в сумме равных общей длительности жизненного цикла продукции, где период и длительность могут быть фиксированы Заказчиком (например, период - "год" и длительность - "20 лет"), так и предлагаться Участниками;
- коэффициент дисконтирования без учета динамики цен, где I - ставка дисконтирования за период;
- коэффициент дисконтирования с учетом динамики цен, где g - инфляция за период.
Инфляция рассчитывается как среднеарифметическая величина уровня темпов инфляции трех последних лет, а также будущих темпов, прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации.
Расчет стоимости жизненного цикла может включать в себя расчет следующих статей расходов:
A - затраты на приобретение продукции либо прав на владение/использование/распоряжение на весь жизненный цикл;
B - затраты на доставку продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения);
C - затраты на хранение (постоянное или до начала эксплуатации);
D - затраты на организационную подготовку к эксплуатации;
F - затраты на сервисное обслуживание;
G - затраты на оперативный/плановый сервис;
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления