"Концепция создания и функционирования государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (утв. Минспортом России 26.04.2021)
заместитель Министра спорта
Российской Федерации
А.К.СЕЛЬСКИЙ
26 апреля 2021 г.
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ "ЕДИНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА "ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И СПОРТ"
Концепция создания и функционирования государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (далее - Концепция) является документом, определяющим и устанавливающим цели, задачи, направления, этапы и ожидаемые результаты информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения и поддержки процессов управления в сфере физической культуры и спорта (далее - ФКиС).
Положения Концепции распространяются на развитие информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения и поддержку процессов управления Министерства спорта Российской Федерации, а также на информатизацию субъектов ФКиС в Российской Федерации.
Концепция определяет порядок и принципы создания, функционирования и развития государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (далее, соответственно - ГИС ФКиС, Система), основные компоненты ГИС ФКиС, а также содержит описание и обоснование критериев оценки ожидаемого социально-экономического эффекта от создания Системы.
Обеспечение соответствия требованиям законодательства Российской Федерации является основой разработки и реализации настоящей Концепции.
Правовую основу настоящей Концепции составляют:
1) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
2) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
3) Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
4) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
5) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
6) Федеральный закон 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
8) Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
9) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
10) постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
11) постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
12) постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
13) постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин";
14) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 N 302 "Об утверждении государственной Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
15) постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1222 "О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия";
16) постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1494 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия";
17) постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";
18) постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
19) постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг";
20) постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных";
21) постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений";
22) Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р;
23) Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16);
24) приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 645 "Об утверждении Порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку";
25) приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 108 "Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации";
26) приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 1034 "Об утверждении Порядка включения физкультурных и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий";
27) приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. N 152 "Об утверждении положения о присвоении почетных спортивных званий";
28) приказ Федеральной службы государственной статистики от 27 марта 2019 г. N 172 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта";
29) приказ Федеральной службы государственной статистики от 17 августа 2020 г. N 467 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку или обеспечивающих спортивную подготовку или обеспечивающих подготовку спортивного резерва";
30) приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";
31) приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
32) приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 22 декабря 2017 г. N 236 "Об утверждении формы направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий";
33) приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 3 апреля 2018 г. N 55 "Об утверждении положения о Системе сертификации средств защиты информации";
34) приказ Федеральной службы безопасности от 31 августа 2010 г. N 416/489 "Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных Системах общего пользования";
35) приказ Федеральной службы безопасности от 10 июля 2014 г. N 378 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности".
Перечень указанных законодательных и нормативных правовых актов не является исчерпывающим. Нормативная база определяет широкий спектр актуальных задач, связанных с развитием экономики нового технологического поколения и форсированной цифровизацией государственного управления. Решение этих задач возможно на основе поступательного и взаимосвязанного развития и гармонизации нормативной правовой базы, комплексной оптимизации процессов в сфере ФКиС, модернизации информационно-технологической базы, совершенствования системы кадрового обеспечения.
II. Предпосылки создания Системы
В использовании информационных технологий в сфере ФКиС на данный момент существует ряд аспектов, которые необходимо учесть при создании и внедрении ГИС ФКиС:
нормативно-правовое регулирование деятельности по информатизации в сфере ФКиС требует актуализации;
отсутствует формализованное и утвержденное описание архитектуры информационно-технологического комплекса. Имеется функционирующая информационная и коммуникационная инфраструктура федерального органа исполнительной власти, представленная современным оборудованием и программным обеспечением, однако, в субъектах Российской Федерации, как правило, отсутствует развитая инфраструктура, готовая к взаимодействию с информационными системами на федеральном уровне;
большая часть рабочих процессов Министерства спорта Российской Федерации (далее - Министерство) не поддерживаемся информационными системами и осуществляется с помощью офисного программного обеспечения, что отрицательно сказывается на времени проведения операций и трудозатратах, а также не в полной мере отвечает требованиям информационной безопасности. Единая система нормативно-справочной информации (общие классификаторы, словари и справочники) отсутствует;
отсутствует единое информационное пространство для всех статистических, отчетных и других информационных материалов и, соответственно, возможность их согласованного оперативного обновления ответственными лицами, вследствие чего информация быстро устаревает.
Использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС носит преимущественно локальный характер, что не позволяет существенно улучшить межведомственное и межрегиональное взаимодействие, повысить качество выработки государственной политики и услуг, предоставляемых субъектами ФКиС. Преобладание "ручного" ввода данных о достигнутых результатах повышает риски манипулирования данными (их намеренного искажения). Кроме того, низкая периодичность "ручного" ввода данных (например, отсутствие оперативного мониторинга достижения результатов федеральных проектов и государственных программ) приводит к тому, что данные системы носят, в сущности, реактивный, а не проактивный характер: в лучшем случае они помогают корректно обобщать данные о том, что уже случилось, но не позволяют выбрать оптимальный набор действий на перспективу.
В настоящее время рабочие процессы сферы ФКиС обслуживаются узкоспециализированными информационными системами субъектов ФКиС, не объединенными в единую цифровую платформу. Дальнейшая модернизация имеющихся замкнутых узкоспециализированных информационных систем, их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию функционала информационных систем, а хаотичная интеграция приведет к усложнению из-за неочевидности влияния изменений в одной информационной системе на данные другой системы.
Отсутствие интеграции информационно-аналитических систем приводит к необходимости повторного ввода одних и тех же данных в различные системы. Интеграция эксплуатируемых в настоящее время в сфере ФКиС информационных систем может решить проблему лишь частично, так как указанные информационные системы не направлены на предоставление данных, необходимых для формирования аналитической информации в требуемом разрезе.
Действующие информационные системы формировались отдельными органами государственной власти или общественными организациями в условиях отсутствия единой концепции, нормативной правовой и технической базы. Содержащиеся в них сведения доступны локально и не могут быть оперативно использованы иными субъектами ФКиС, что приводит к значительным временным и финансовым издержкам, многократному сбору и дублированию информации в различных системах или на бумажных носителях, невозможности актуализации накопленных массивов данных и формирования оперативной отчетности в режиме реального времени.
Отсутствует единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а также единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение для использования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях передового опыта и практик развития сферы ФКиС.
Цифровые технологии должны стать основой для планирования, мониторинга и оценки деятельности в сфере ФКиС. Так, например, использование "больших данных" позволит получать информацию об изменениях в сфере ФКиС практически в режиме реального времени, а использование искусственного интеллекта сделает возможным не ограничиваться несколькими показателями, а обрабатывать тысячи параметров и выбирать оптимальные управленческие решения. Развитие систем идентификации и защиты данных, раскрытие общедоступной информации, формирование "цифровых двойников" повысит качество государственных услуг и электронных сервисов в сфере ФКиС, обеспечит адресность и проактивность их предоставления.
Вследствие этого ключевой задачей цифровой трансформации сферы ФКиС является разработка единого цифрового контура ФКиС, электронного паспорта спортсмена и информационных систем ФКиС в каждом субъекте Российской Федерации с их интеграцией с информационными системами спортивной медицины, науки, образования, что позволит проводить отраслевое статистическое наблюдение за результатами обеспечения многообразных форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, формировать и развивать спортивную инфраструктуру в шаговой доступности с учетом потребностей граждан Российской Федерации, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также выстраивать адресные коммуникации с конечным потребителем.
Современные технологии предоставляют возможность цифровой трансформации процесса сбора статистической информации, при которой необходимые данные смогут автоматически направляться в ГИС ФКиС на основе взаимодействия информационных систем субъектов Российской Федерации без участия человека.
Необходимо обеспечить открытость Системы для неограниченного числа пользователей с одновременной защитой персональных данных граждан и коммерческой информации организаций, взаимодействующих с ГИС ФКкС; сохранить многоканальность взаимодействия между субъектами сферы ФКиС; обеспечить развитие единой среды доверия, минимизирующей использование услуг "цифровых посредников" (в том числе случаев получения нескольких электронных подписей в нескольких удостоверяющих центрах).
Внедрение современных цифровых технологий и реинжиниринг процессов в сфере ФКиС позволит снизить административные расходы Российской Федерации, организаций и граждан, а также коррупционные риски. Новые подходы к автоматизации задач управления в сложных информационных системах с большим объемом обрабатываемых данных, с возможностью применения облачных вычислительных ресурсов и современных методов компьютерной обработки, моделирования и прогнозирования создают предпосылки к развитию Системы и дальнейшей информатизации сферы ФКиС в целом.
Социальные сети, "большие данные", технологии предиктивной аналитики позволят адаптировать государственное регулирование сферы ФКиС к потребностям конкретных адресатов, сделать его гибким и зависящим от фактически достигаемого эффекта в рамках действующей государственной политики.
Цифровые технологии значительно изменяют традиционные подходы к планированию, мониторингу и оценке результатов органов исполнительной власти Российской Федерации. Объединение данных из различных источников, работа с неструктурированными и частично структурированными источниками информации, апробация отдельных инициатив в рамках контролируемых испытаний, интеграция постоянного сбора обратной связи в процесс разработки, мониторинга и оценки государственного регулирования позволяют Российской Федерации более качественно прогнозировать, выявлять и своевременно реагировать на возникающие проблемы.
Цифровая трансформация государственного управления сферы ФКиС должна стать качественным изменением на основе цифровизации содержания государственного управления отраслью, в том числе отдельных процедур, стадий управленческого цикла, государственных функций и их типов, что в дальнейшем обеспечит повышение качества государственного управления, которое направлено достижение "цифровой зрелости" отрасли.
III. Цели и задачи создания системы
Целью создания ГИС ФКиС является повышение эффективности государственного управления в сфере ФКиС за счет формирования и реализации единой политики создания и применения цифровых технологий, совершенствования информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях управления, существенного сокращения дублирующих информационных потоков, формирования единого информационно-технологического пространства в сфере ФКиС.
Для достижения поставленной цели Система должна обеспечивать решение следующих задач:
1. Обеспечение нормативно-правового, научно-методического и организационно-технического сопровождения при внедрении информационных технологий в сфере ФКиС;
2. Повышение полноты, корректности и оперативности сбора информации, поддержание целостности данных, гармонизации данных за счет использования единых справочников и классификаторов, в том числе за счет введения единых стандартов для ввода первичных данных;
3. Унификация процессов интеграции различных информационных ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений в сфере ФКиС;
4. Создание современных механизмов взаимодействия между субъектами сферы ФКиС, за счет разработки и размещения, в том числе в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - ЕПГУ), электронных сервисов в сфере ФКиС;
5. Обеспечение субъектов сферы ФКиС средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций, в том числе за счет использования онлайн идентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА);
6. Обеспечение качества данных за счет повышения путем представления данных, применения универсальных инструментов извлечения, очистки, преобразования и загрузки данных;
7. Использование широкого набора аналитических инструментов для мониторинга эффективности государственного управления и деятельности участников сферы ФКиС, в том числе за счет применения современных технологий обработки больших массивов данных, включая структурированные и полуструктурированные данные, в режиме реального времени;
8. Предоставление пользователям информационных сервисов, позволяющих использовать данные в различных форматах, в том числе выгружать данные в машинно-читаемых формах, формировать запросы по детализации данных;
9. Внедрение механизмов мониторинга и повышения удовлетворенности граждан, организаций ФКиС и учреждений качеством предоставляемых услуг в сфере ФКиС;
10. Обеспечение безопасности и регламентации прав доступа пользователей к данным ГИС ФКиС и инструментальным средствам их обработки.
Решение указанных задач позволит существенно расширить публичный доступ к централизованной информации, консолидируемой в рамках ГИС ФКиС, увеличит возможности ее использования субъектами сферы ФКиС.
Первоочередной задачей создания ГИС ФКиС является разработка сервисов: "Электронная запись в организации спортивной подготовки", "Единый календарный план", "Звания и разряды", "Автоматизация отчетности", а также модулей, обеспечивающих их полноценное функционирование и межведомственное взаимодействие с иными государственными информационными системами.
ГИС ФКиС предназначена для преобразования рабочих процессов государственного управления в сфере ФКиС для существенного повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия с другими участниками сферы ФКиС.
Создание ГИС ФКиС будет осуществляться на основе следующих организационных и информационных принципах:
1) использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе с учетом необходимости использования свободного программного обеспечения или программного обеспечения отечественной разработки;
2) обеспечение централизованного сбора и однократного ввода, поступающей в ГИС ФКиС, информации с возможностью последующего многократного использования информации;
3) сокращение объема взаимодействия по вопросам получения данных и исключения дублирования запросов информации непосредственно из ее источника;
4) обеспечение актуальности, достоверности и непротиворечивости данных, содержащихся в государственных и иных информационных системах, единства терминологии, нормативно-справочной информации, системы показателей, включая прозрачность методик формирования аналитических показателей, и регламентов отчетности;
5) обеспечение открытости государственных и иных информационных систем для интеграции между собой за счет соблюдения единых форматов, протоколов и регламентов информационного взаимодействия;
6) гибкость и адаптивность информационных систем к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;
7) обеспечение защиты содержащихся в информационных системах данных и разграничение прав доступа к ним.
При создании и развитии государственной информационной системы и ресурсов в сфере ФКиС будут соблюдаться базовые системотехнические принципы:
1) экономической целесообразности - выбор таких проектных решений (в том числе программных, технических и организационных), которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
2) максимального использования современных, эффективных подходов, методологий, технических средств, информационных и коммуникационных технологий;
3) типизации проектных решений - унификация и формализация структурных компонентов, процессов функционирования и взаимодействия, ориентация на взаимодействие и кооперацию, а также использование международных правил и протоколов информационного обмена;
4) электронно-административной регламентации - ориентирование на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку информационных документов, регламентируемую стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой операторов;
5) интеграции (в том числе - технологической, сетевой) единство для всей системы технологий создания, обновления, сохранения и использования информационных ресурсов, ранее созданных разнородных информационных систем и, в частности, однократная обработка данных и их многократное и многоцелевое использование;
6) модульности построения программных компонентов - компоновка структуры Системы из сегментов и входящих в них подсистем, обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования характеристик функционирования или ее адаптации к новым условиям;
7) адаптивности - компоненты Системы будут обладать свойствами, обеспечивающими приспособление их и Системы в целом к изменениям внешней среды и появлению новых информационно-коммуникационных технологий;
8) консолидации - создания унифицированных хранилищ данных и единого презентационного уровня;
9) технологического единства - информационно-коммуникационная инфраструктура будет развиваться на основе совместимости стандартов, интерфейсов и протоколов, единых правил представления информации;
10) достаточности средств защиты информации - уровень надежности применяемых средств защиты информации будет соответствовать уровню конфиденциальности информации, потребностям пользователей, при этом затраты на обеспечение защиты информации должны быть адекватны величине возможного ущерба от ее несанкционированного использования;
11) централизованного управления функционированием ГИС ФКиС.
Принципы обеспечения защиты информации в ГИС ФКиС должны определяться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации.
В соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 2 марта 2021 г. N ДЧ-П44-22пр система создается на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "Гостех", которая обеспечивает предоставление набора инструментов и компонентов для организации производственного процесса и ведения разработки модулей и сервисов ГИС ФКиС:
набор инструментов, позволяющих автоматизировать подготовку инфраструктуры;
набор инструментов, поддерживающих производственный процесс создания Системы;
набор вспомогательных компонентов и инструментов, облегчающих и ускоряющих реализацию бизнес-логики Системы реализацию различных типов интеграций, организацию хранения и обработку данных, машинного обучения.
Общая архитектура Системы представляют собой модули (реестры, регистры, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие между собой и иными информационными модулями и сервисами, платформами, а также иные, в том числе внешние информационные ресурсы и системы, необходимые для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования. Состав модулей, выполняемые функции и взаимосвязи компонентов системы представлены в техническом задании.
ГИС ФКиС является универсальным платформенным решением, позволяющим интегрировать создаваемые в будущем модули в единую государственную информационную Систему, обеспечивая единство архитектурных и технологических подходов, масштабируемость.
Правовой режим информации, содержащейся в ГИС ФКиС, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе представлен в техническом задании.
Система является территориально-распределенной автоматизированной государственной информационной системой, создаваемой в границах Российской Федерации, и строится на основе единой модели данных с учетом сервис-ориентированной архитектуры.
Цифровая трансформация сферы ФКиС осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном (местном) уровнях.
На федеральном уровне создается ГИС ФКиС, позволяющая обеспечить интеграцию с имеющимися на региональном и муниципальном уровнях информационными системами, а при их отсутствии "ручной" ввод данных через личные кабинеты.
На региональном уровне органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решение о развитии собственных информационных систем в сфере ФКиС (далее - региональная информационная система) и обеспечивают их интеграцию с ГИС ФКиС в соответствии порядком информационного взаимодействия, устанавливаемым Министерством.
На муниципальном (местном) уровне субъектами ФКиС с учетом принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений обеспечивается наполнение ГИС ФКиС через личный кабинет или с использованием региональной информационной системы.
При создании ГИС ФКиС учитывается опыт разработки и эксплуатации автоматизированной информационной системы XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 930, и информационных систем в сфере ФКиС, эксплуатируемых в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских спортивных федерациях и иных организациях.
VI. Показатели степени автоматизации процессов
Реализация Концепции до 2023 года позволит:
увеличить долю спортивных разрядов и спортивных званий (включая присвоение знаков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО)), присвоение которых осуществляется безбумажным способом посредством ГИС ФКиС, до 50%;
сократить среднее время присвоения спортивных разрядов и званий (включая присвоение знаков отличия ГТО) до 10 дней;
обеспечить электронное взаимодействие в рамках реализации государственной функции "Присвоение спортивных званий и квалификационных категорий" посредством ЕПГУ;
обеспечить внесение всех аккредитованных общероссийских и региональных спортивных федераций в единый цифровой реестр;
увеличить долю кандидатов, записанных на прием в организации спортивной подготовки посредством информационного сервиса онлайн, до 60%;
увеличить долю организаций, реализующих программы спортивной подготовки, осуществляющих прием граждан для прохождения спортивной подготовки в электронном виде до 60%;
увеличить долю организаций, реализующих программы спортивной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих прием граждан для прохождения спортивной подготовки в электронном виде до 100%;
увеличить долю данных для сводной статистической отчетности, поступающей путем автоматической загрузки (без ручного ввода) до 65%;
обеспечить мониторинг уровня удовлетворенности пользователей качеством информационных сервисов в сфере ФКиС.
Декомпозиция данных показателей определена в Ведомственной программе цифровой трансформации Министерства спорта Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, одобренной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 21 апреля 2021 г. N 11 (далее - ВПЦТ).
VII. Интеграционное взаимодействие ГИС ФКиС
с внешними информационными системами
Интеграционное взаимодействие ГИС ФКиС и иных информационных систем планируется осуществляться в автоматизированном и (или) автоматическом режиме в едином информационно-технологическом пространстве, в том числе посредством применения единых правил форматно-логического контроля (далее - ФЛК).
Информационное взаимодействие при интеграции ГИС ФКиС, государственных информационных систем в сфере ФКиС субъектов Российской Федерации и информационных систем иных субъектов сферы ФКиС с учетом требований законодательства Российской Федерации осуществляется, в том числе, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ). К моменту ввода системы в промышленную эксплуатацию должна быть обеспечена готовность ГИС ФКиС к интеграции с существующими информационными системами и платформами в соответствии с техническим заданием.
Целевое состояние процессов интеграции ГИС ФКиС на федеральном уровне с учетом требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
разработка единых подходов к формированию правил ФЛК;
применение в сфере ФКиС гармонизированной нормативно-справочной информации Министерства;
интеграция электронных сервисов сферы ФКиС на портале ЕПГУ в отдельном подразделе "Физическая культура и спорт".
Для обмена государственными данными в сфере ФКиС в режиме живого времени формируется ведомственная витрина данных в федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - НСУД).
VIII. Принципы взаимодействия с гражданами и организациями
при использовании электронных сервисов и предоставлении
(исполнении) государственных услуг (функций)
Предоставление государственных услуг, использование электронных сервисов в сфере ФКиС в электронном виде должно быть направлено на:
1) удобство для заявителей (пользователей) и предсказуемость процедур взаимодействия с органами исполнительной власти Российской Федерации и организациями сферы ФКиС, предоставляющими услуги, предоставление услуг (использование электронных сервисов) должно отвечать обоснованным ожиданиям граждан, интерфейсы, реализующие взаимодействие пользователей с ГИС ФКиС, должны быть удобными и интуитивно понятными;
2) минимизацию временных и финансовых расходов, связанных с получением услуг, заявитель должен получить услугу с минимальными временными затратами, включая затраты на подготовку документов, обучение работе с новыми технологиями, посещение организаций и ведомств, ожидание в очереди, ожидание результата услуги, а также с минимальными финансовыми затратами, в том числе сопутствующих неофициальных расходов (обращение к посредникам, приобретение программного обеспечения, консультации и т.п.);
3) предоставление заявителям "одного окна" к государственным и муниципальным услугам (электронным сервисам) в сфере ФКиС - гражданам и организациям должен быть доступен сервис, обеспечивающий отображение текущего статуса предоставления государственных и муниципальных услуг (использования электронного сервиса), сохранение истории, хранение загруженных документов и данных в электронной форме, единый личный кабинет;
4) максимальный охват целевой аудитории с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включающих официальный сайт и мобильное приложение, Единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, официальные аккаунты в социальных сетях а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
5) увеличение доли услуг, оказываемых в электронной форме, в том числе без необходимости личного посещения органов исполнительно власти Российской Федерации и организаций сферы ФКиС.
IX. Классификация Системы в соответствии с требованиями
по защите информации
При создании и функционировании ГИС ФКиС должно быть обеспечено выполнение требований по обеспечению информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемая система защиты информации должна обеспечивать целостность, конфиденциальность и доступность информации, хранящейся и обрабатываемой в ГИС ФКиС.
Класс защищенности ГИС ФКиС должен быть определен в техническом задании в соответствии с пунктом 14.2 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17.
Подсистема информационной безопасности должна быть разработана на базе компонентов Платформы ГосТех и соответствовать приказам ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
X. Обеспечение информационной безопасности
Задачами обеспечения безопасности информации, формируемой в системе, являются:
1) создание организационных и технических решений, обеспечивающих противодействие угрозам безопасности информации;
2) обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по защите информации в государственных информационных системах, в том числе по защите персональных данных (далее - ПДн);
3) минимизация рисков нанесения (пресечение, нейтрализация, отражение) субъектам ПДн, интересы которых затрагиваются при использовании объекта защиты, материального ущерба, морального или иного случайного или преднамеренного вреда, а также ущемления их законных прав в результате нарушения заданных характеристик безопасности ПДн;
4) минимизация негативных последствий нарушения одного из свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).
Большинство задач по информационной безопасности может быть централизовано и унифицировано при сервис-ориентированном подходе к созданию ГИС ФКиС. Задачи по управлению пользователями и их полномочиями в различных подсистемах или при доступе к различным наборам данных должны быть сосредоточены в рамках одного или нескольких ответственных лиц, обладающих полномочиями на их изменение, а предоставление доступа пользователям должно осуществляться через единую точку доступа. Для реализации указанной схемы необходимо рассмотреть возможность использования созданного и развиваемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации инструмента для безопасной онлайн-идентификации (ЕСИА), цель которой упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти).
Помимо закрытой части информационных ресурсов ГИС ФКиС предполагается создать наличие компонентов ее инфраструктуры, обращенных к неограниченному кругу пользователей сети "Интернет". Для защиты публичной части ГИС ФКиС от недобросовестных пользователей, пытающихся нарушить ее работу, должны применяться специальные программно-аппаратные решения, также являющиеся общими для всей информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Для работы пользователей с ресурсами ГИС ФКиС могут применяться автоматизированные рабочие места в различных исполнениях (ПЭВМ, моноблок, ноутбук), обеспечивающие возможность работы пользователей через веб-браузер по каналам связи сети "Интернет", защищенных с применением программных СКЗИ.
XI. Основные направления реализации Концепции
Основными направления реализации Концепции являются:
1) совершенствование нормативной правовой и методической базы в области использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС - регламентация вопросов автоматизированной обработки персональных данных субъектов сферы ФКиС, перехода к электронному документообороту между субъектами сферы ФКиС, в том числе при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций), использования электронной подписи, обеспечения информационной безопасности;
2) реинжиниринг имеющихся, а также создание и развитие новых процессов в государственном управлении, в том числе при предоставлении (исполнении) государственных услуг (функций) и при реализации Концепции является процесс цифровой трансформации существующих процессов, а также будут создание новых процессов на основе внедряемых цифровых технологий, продуктов, сервисов и платформенных решений, тиражирования успешных практик;
3) формирование нового подхода к управлению данными - формирование и реализация политики по работе с данными, нацеленной на создание экосистемы, и процессов, обеспечивающих максимально быстрое получение, обработку и анализ данных, их безопасное хранение, извлечение максимальной ценности из используемых данных, соблюдение требований законодательства о персональных данных, разработку и внедрение правил обмена данными, в том числе единого электронного формата обмена данными, формирование политики информационной безопасности, формирование системы принятия решений на основе данных, включающей сочетание автоматизированных систем принятия решений и систем поддержки принятия управленческих решений;
4) внедрение цифровых технологий и платформенных решений - внедрение цифровых технологий и платформенных решений субъектами отрасли, формирование сервисов по определению потребности субъектов отрасли, выстраивание каналов цифрового взаимодействия с ними;
5) обеспечение комплексной информационной безопасности в целях своевременного приведения информационных ресурсов сферы ФКиС к соответствию требованиям законодательства Российской Федерации;
6) обеспечение информационного, интеграционного взаимодействия ГИС ФКиС с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства;
7) создание единой цифровой экосистемы отрасли - создание механизмов консультационной, методической и экспертной поддержки отрасли по вопросам внедрения цифровых решений и сопровождения процессов цифровой трансформации, формирование базы знаний в сфере цифровых технологий; формирование регуляторных "песочниц" и пилотных зон внедрения (отработки применения) цифровых технологий, формирование системы обучения информационным технологиям и информационной безопасности в отрасли;
8) стимулирования субъектов сферы ФКиС к использованию информационных технологий, популяризация использования специализированных спортивных информационных ресурсов и сервисов - необходима выработка комплекса мер по стимулированию персонала общероссийских спортивных федераций, спортивных организаций, спортсменов и граждан, занимающихся физической культурой, к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности и при занятиях ФКиС, использованию электронных сервисов для взаимодействия с государством и организациями сферы ФКиС.
Концептуально целевое состояние информационно-аналитического обеспечения и поддержки процессов управления сферы ФКиС с учетом требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
1) информационно-технологическое взаимодействие субъектов сферы ФКиС (от муниципального до федерального уровня) в едином информационно-технологическом пространстве, в том числе посредством использования ГИС ФКиС;
2) информационное и интеграционное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в едином информационно-технологическом пространстве с использованием СМЭВ, в том числе посредством существующих видов сведений;
3) обеспечение информационной безопасности и защиты информации, обрабатываемой в ГИС ФКиС;
4) определение наборов открытых данных сферы ФКиС и электронных сервисов, размещаемых на портале на ЕПГУ;
5) развитие информационной поддержки принятия решений в сфере ФКиС;
6) автоматизацию процессов в сфере ФКиС путем создания подсистем специализированной деятельности, обеспечивающих:
совершенствование СМЭВ с целью использования информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;
мониторинг деятельности субъектов сферы ФКиС для повышения эффективности государственного управления отраслью;
гармонизацию нормативно-справочной информации в сфере ФКиС с федеральной государственной информационной системой "Единая система нормативной справочной информации" и НСУД;
совершенствование процессов аутентификации и идентификации пользователей в целях расширения перечня государственных услуг и электронных сервисов, предоставляемых без личного посещения органов исполнительной власти Российской Федерации и организаций сферы ФКиС;
автоматизацию централизованного динамического анализа данных сферы ФКиС на федеральном и уровне субъектов Российской Федерации сферы ФКиС позволит исключить дублирование информации, обеспечить возможность осуществления одномоментной верификации данных, определить уровень своевременности обработки информации и формировать отчеты по требуемым признакам и критериям;
информационную безопасность и защиту информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
преимущественное использование инфраструктуры государственной единой облачной платформы;
интеграцию с платформами онлайн образования и развитие онлайн-курсов для специалистов в области ФКиС;
поэтапный переход на свободное программное обеспечение и программное обеспечение российского производства при реализации мероприятий создания и развития информационных ресурсов ГИС ФКиС с учетом требований запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
XIII. Основные этапы создания Системы
Создание Системы осуществляется в три этапа.
На первом этапе в 2021 году планируется обеспечить:
разработку нормативного правового и методического обеспечения создания и функционирования Системы;
создание основных модулей общего назначения, обеспечивающих функционирование Системы;
разработку сервиса "Электронная запись в организации спортивной подготовки", обеспечивающего подачу и обработку заявлений в организации спортивной подготовки посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
разработку сервиса "Единый календарный план", обеспечивающего автоматизированный процесс представления предложений для включения спортивных мероприятий, внесения изменений и дополнений в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также их рассмотрение и принятие по ним решения;
разработку сервиса "Звания и разряды", обеспечивающего автоматизированный процесс подачи представлений и документов для присвоения спортивных званий и спортивных разрядов, а также их рассмотрение и принятие по ним решений;
разработку сервиса "Автоматизация отчетности", обеспечивающего сбор, обработку и анализ статистических данных;
создание модуля обеспечения информационной безопасности и контроля доступа к данным, обрабатываемым в Системе;
ввод ГИС ФКиС в опытную эксплуатацию;
разработку единых информационно-технологических подходов к интеграции с государственными информационными системами в сфере ФКиС субъектов Российской Федерации.
На втором этапе в 2022 - 2023 годах планируется обеспечить:
аттестацию ГИС ФКиС по требованиям информационной безопасности;
ввод ГИС ФКиС в промышленную эксплуатацию;
продолжение работ по разработке нормативного правового и методического обеспечения внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС, стандартизации в области цифровизации процессов отрасли;
сопровождение интеграции с Системой информационных систем, эксплуатируемых в органах исполнительной власти ФКиС субъектов Российской Федерации;
подключение всех органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов ФКиС к прикладным электронным сервисам Системы;
сопровождение и развитие Системы, развитие информационных систем субъектов ФКиС на основе единой модели обмена данными;
реализацию мер стимулирования внедрения информационных технологий в сфере ФКиС и популяризацию разработанных электронных сервисов.
На третьем этапе в 2024 - 2025 годах планируется обеспечить:
продолжение работ по разработке нормативного правового и методического обеспечения внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС;
сопровождение и развитие Системы, развитие информационных систем субъектов ФКиС на основе единой модели обмена данными;
реализацию мер стимулирования внедрения информационных технологий в сфере ФКиС и популяризацию разработанных электронных сервисов.
Состав и распределение перечисленных мероприятий по этапам может быть уточнен, в том числе в зависимости от объемов выделяемого финансирования.
XIV. Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов
Основным источником финансирования создания ГИС ФКиС являются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках реализации мероприятий ВПЦТ и Федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
При необходимости доработки и развития информационных систем, интегрируемых с ГИС ФКиС, необходимо предусмотреть следующий порядок их финансирования:
государственные информационные системы субъектов Российской Федерации - за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, выделяемых в рамках реализации федерального проекта;
иные информационные системы - за счет средств собственников таких систем, а также за счет иных источников финансирования.
Для оценки стоимости работ по созданию сервисов ГИС ФКиС было подготовлено технико-экономическое обоснование мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию и эксплуатации информационных систем информационно-коммуникационной инфраструктуры, предусмотренных Концепцией создания и функционирования государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (Приложение 1).
XV. Ожидаемый эффект от внедрения Системы
Ожидаемый эффект от внедрения ГИС ФКиС для граждан Российской Федерации:
повышение качества и доступности государственных услуг и муниципальных услуг, сервисов в сфере ФКиС в цифровом виде за счет их персонализации и унификации интерфейсов СМЭВ;
сокращение сроков оказания (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций);
повышение удобства получения государственных услуг и муниципальных услуг для граждан Российской Федерации благодаря снижению количества предоставляемых гражданином документов за счет развитой сети межведомственного взаимодействия.
Ожидаемый эффект от внедрения ГИС ФКиС для представителей бизнеса и отрасли в сфере ФКиС:
повышение производительности и эффективности деятельности за счет использования дополнительных источников государственных данных и сервисов предоставления государственных данных;
повышение управляемости коммерческими организациями за счет использования оперативных, актуальных и достоверных государственных данных:
снижение неоправданной и избыточной административной (отчетной) нагрузки на представителей коммерческих организаций и некоммерческого сектора.
Ожидаемый эффект от внедрения ГИС ФКиС для органов исполнительной власти Российской Федерации и организаций государственного сектора:
повышение эффективности исполнения государственных и муниципальных функций и решения государственных задач вследствие снижения количества ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности государственных данных в государственных информационных системах;
повышение достоверности собираемых данных и их охвата в рамках информационного взаимодействия с юридическими лицами и физическими лицами;
увеличение точности планирования и прогнозирования, скорости и качества принимаемых управленческих решений в рамках задач государственного управления в сфере ФКиС;
повышение эффективности бюджетных расходов на создание, эксплуатацию и развитие (модернизацию) государственных информационных систем, благодаря внедрению единых требований, отказу от сложной интеграции участников взаимодействия, сокращения дублирования данных;
устранение коррупциогенных факторов во взаимодействии граждан Российской Федерации и Российской Федерации, а также субъектов всех уровней в сфере ФКиС.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления