Законодательство РФ

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований (1 квартал 2017 года)" (утв. Ространснадзором)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

ДОКЛАД

С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

(1 КВАРТАЛ 2017 ГОДА)

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Закон N 294-ФЗ).

В частности, введен институт профилактики нарушений обязательных требований, проведение проверок без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями включено в сферу действия Закона N 294-ФЗ, уточнен порядок запроса документов у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотрена обязательность использования проверочных листов и прочее.

Указанные законодательные новшества нередко вызываю затруднения исполнения тех или иных норм права у подконтрольных субъектов, а также и трудности применения таких правовых норм у контрольно-надзорных органов.

Ниже приведены доклады с руководством по соблюдению обязательных требований по видам контроля с учетом отраслевой специфики.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ НАДЗОР


1. Надзор за деятельностью в гражданской авиации


Неоднозначные или не ясные для подконтрольных лиц

обязательных требований, в том числе в силу пробелов

или коллизий в нормативных правовых актах

1. Применение Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2003 N 150 (далее - ФАП-150) и Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок", утвержденных приказом ФСВТ России от 18.04.200 N 89 (далее - ФАП-89) в связи с внесением изменений в Воздушный кодекс РФ, отменившим обязательную сертификацию аэропортов, и отсутствие обязательных требований к операторам аэропортов, а также операторам, осуществляющим отдельные виды аэропортовой деятельности.

2. Применение требований Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требования федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286 (далее - ФАП-286), в части наличия у операторов аэродрома (пункт 44) "спецтранспорта и средств механизации для выполнения своих функций в течении всего объявленного периода работы" без ссылки (расшифровки) на обязательный поименный Перечень спецтранспорта и средств механизации.

3. Неоднозначность в определении "достаточности" лиц руководящего состава у оператора аэродрома в пункте 50 ФАП-286.

4. Отсутствие требований документов гражданской авиации к повышению квалификации персонала оператора аэродрома согласно пункту 54 ФАП-286.


Разъяснения неоднозначных или не ясных

обязательных требований

1. До принятия Федеральных авиационных правил, определяющих требования к операторам аэропортов, применение в контрольно-надзорной деятельности не сертификационных, а обязательных для осуществления деятельности требований, указанных в ФАП-150 и ФАП-89.

2. Использовать опыт применения обязательных требований Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов", утвержденных приказом ФСВТ России от 06.05.2000 N 121 в части ссылки на номенклатуру спецавтотранспорта по эксплуатационному содержанию аэродрома.


Необходимые для реализации новых требований

нормативных правовых актов организационные, технические

и иные мероприятия

1. Разработка и принятие Федеральных авиационных правил, определяющих требования к операторам аэропортов.

2. Внесение изменений в действующие нормативные акты гражданской авиации с учетом приведенных неясностей.

Проблемы при проверке службы электросветотехнического обеспечения:

- вопрос правомочности применения ФАП "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов", утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2003 года N 149.

Сертификацию отдельных видов аэропортовой деятельности отменили. Следовательно, ФАП применять нельзя.

В ходе проверки юридического лица установлено, что начальник службы электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП), осуществляющий деятельность по светотехническому обеспечению полетов воздушных судов и централизованному снабжению электроэнергией аэропорта и его объектов, связанную с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, не имеет специальной подготовки, а также не имеет действующего удостоверения о прохождении аттестации, согласно приложению N 3 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденных приказами Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 N 13/11. Указанное нарушение было отражено в акте проверки и в инспекторском предписании. Инспекторским предписанием предписано принять меры по устранению указанного нарушения и о принятых мерах по выполнению проинформировать УГАН НОТБ УФО Ространснадзора с представлением подтверждающих документов в установленный срок. В ответе на предписание юридическое лицо отказалось исполнять требование, мотивируя свой отказ тем, что действие совместного приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ N 13/11 от 11.03.1994 не распространяет свое действие на организацию, не занимающуюся осуществлением воздушных перевозок и у юридического лица отсутствует обязанность по организации прохождения начальником службы ЭСТОП периодической аттестации по безопасности полетов, как руководителя службы ЭСТОП.

В пункте 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30 августа 1993 г. N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" указано, что в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установить, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Пунктом 1 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от 11 апреля 2005 г. N ШН-107-р "О специальной подготовке руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, связанных с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте (гражданской авиации)" установлено: Проводить специальную подготовку (повышение квалификации), подлежащих периодической аттестации, руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, в порядке и по категориям должностей, установленным совместным приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 (наименования должностей по перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации).

В совместном приказе Минтранса РФ и Минтруда РФ N 13/11 от 11.03.1994 указано, что Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 30 августа 1993 г. N 876 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установил, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

В пункте 2 Приложения к совместному приказу Минтранса РФ и Минтруда РФ N 13/11 от 11.03.1994 указано: Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (приложение N 1).

В приложении 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, указан перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации. На воздушном транспорте обязательной аттестации подлежат:

- руководители, заместители руководителей, отвечающие за безопасность полетов гражданских воздушных судов предприятий авиационного транспорта независимо от форм собственности и вида деятельности;

- организации летной работы;

- управлению воздушным движением;

- авиационной безопасности;

- эксплуатации авиационной техники;

- регулированию авиационных перевозок и работ;

- радиотехническому обеспечению полетов;

- аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов.

В рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов в ст. 24.1 Федерального закона "Воздушный кодекс РФ" от 19.03.1997 N 60-ФЗ, Правительство РФ устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами, в том числе операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации.

В соответствии с требованиями пункта 4 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. N 1215, поставщик услуг разрабатывает план внедрения системы управления безопасностью полетов поставщика услуг, включающий в себя назначение сотрудников, ответственных за безопасность полетов, и установление их обязанностей, ответственности и полномочий.

Согласно Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов ГА. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям ФАП", утвержденных приказом Минтранса РФ от 25.09.2015 N 286 (далее - ФАП-286), оператор аэродрома ГА, подлежащего обязательной сертификации:

- п. 57 ФАП 286 - разрабатывает и обеспечивает функционирование системы управления безопасностью полетов на аэродроме;

- п. 58 ФАП 286 - оператор аэродрома гражданской авиации не может выполнять работы, для выполнения которых у него на момент проведения работ отсутствует необходимая документация, персонал, оборудование или иные условия, установленные Правилами;

- п. 61 ФАП 286 - сведения о системе управления безопасности полетов (далее - СУБП), установленной с целью обеспечения соблюдения всех правил безопасности, а также постоянного улучшения состояния безопасности, основными элементами которой являются;

- пп. и) п. 61 ФАП 286 - обучение и квалификация персонала, в том числе рассмотрение и оценка достаточности подготовки персонала в части выполнения им обязанностей, связанных с обеспечением безопасности полетов, а также системы проверки навыков и знаний для определения уровня квалификации.

Из анализа указанных выше нормативно-правовых актов в области гражданской авиации следует, что обязательной аттестации и специальной подготовке подлежат не только руководители и специалисты организаций, непосредственно осуществляющие воздушную перевозку пассажиров и грузов, но также руководители и специалисты организаций, осуществляющих обслуживание и обеспечение воздушных перевозок.

В таблице представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

N п/п

Суть типового вопроса

Руководство по соблюдению обязательного требования, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным

1.

Реализация права подконтрольного субъекта на "Надзорные каникулы"

Статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях создания благо благоприятной среды для малого бизнеса в 2016-2018 годах предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми последние не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

Если юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они в праве подать в орган Госавианадзора заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

2

Какие действия может предпринять лицо, привлеченное к административной ответственности по защите своих прав и законных интересов

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лицо, на которое наложено административное взыскание, вправе в течении 10 суток с момента вручения либо получения постановления по делу об административном правонарушении обжаловать его у вышестоящего государственного инспектора или в суде.

3

Каков судебный порядок обжалования решений действий (бездействия) должностных лиц УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора

Судебный порядок обжалования решений действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

Порядок подачи заявления об оспаривании решения. Действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего предусмотрен статьей 254 ГПК РФ.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Районными судами рассматриваются все дела об оспаривании решений, действий (бездействия), не отнесенные к подсудности статьей 27 ГПК РФ к подсудности верховного СУДА РФ, не отнесенные статьей 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Мировые судья не вправе рассматривать дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти. Органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которые оспариваются.

Отказ в решении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и судов автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Следует отметить, что суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

В заявлении об оспаривании решении, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно быть указано, какие решения, действия (бездействия), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены, осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия.

К заявлению об оспаривании решений (действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщить копию заявления, копию оспариваемого решения, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление судом рассматривается в течении десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействия) которых оспаривается.


2. Государственный железнодорожный надзор


Разъяснения неоднозначных или не ясных

для подконтрольных лиц вопросов с руководством

по соблюдению обязательных требований

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, а также услуги, оказываемые при перевозках пассажиров и грузов, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям, правилам и нормативам.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. N 286) устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями, работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Работники, не прошедшие аттестацию, не допускаются к выполнению работ. Руководители и специалисты, связанные с обеспечением безопасности движения на предприятиях промышленного транспорта независимо от форм собственности и вида деятельности подлежат аттестации на основании требований Приложения к приказу Минтранса и Минтруда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 п. 2.

Сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию.

Сооружения, устройства, механизмы, оборудование железнодорожного транспорта, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - нормы и правила), требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, санитарным нормам и законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать утвержденной проектной и технической документации на данные пути необщего пользования.

Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечиваются в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.

Погруженные в железнодорожный подвижной состав грузы, контейнеры с грузом или порожние должны быть размещены и закреплены в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

При технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

Размещение и техническое оснащение обслуживающих подразделений путевого хозяйства владельца инфраструктуры и владельца железнодорожных путей необщего пользования должны обеспечивать выполнение работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств для выполнения заданных размеров движения поездов с установленными скоростями.

Владельцы и пользователи железнодорожных путей необщего пользования обеспечивают освещение данных путей в пределах занимаемой ими территории и мест погрузки, выгрузки грузов, а также проводят очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

На каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

Каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы.

После ввода в эксплуатацию новых объектов, их закрытия или ликвидации владелец железнодорожного пути необщего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает владельцу инфраструктуры, сообщая ему о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов.

Железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Ремонт железнодорожного подвижного состава должен выполняться на предприятиях, имеющих условный номер клеймения, полученный на соответствующие виды работ в соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утвержденным и введенным в действие решением шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 21 - 22 октября 2014 г.

Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.

Выход локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций с железнодорожных путей необщего пользования, включая допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава к следованию в поездах по железнодорожным путям общего пользования, и выхода вышеназванного подвижного состава на железнодорожные пути необщего пользования с железнодорожных путей общего пользования (далее - подача локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава), осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами, определяющими требования к обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также в соответствии с Порядком подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования Учет тормозных башмаков, получаемых предприятиями (структурными единицами, подразделениями) железнодорожного транспорта со складов (баз) материально-технического снабжения, из ремонта и выдаваемых для пользования, производится в Книге инструмента строгого учета ф. ПУ-80а, которая ведется в месте постоянного хранения тормозных башмаков (кладовой) лицами, уполномоченными руководителями предприятий для этой работы.

Каждый тормозной башмак, находящийся в эксплуатации, должен иметь маркировку (клеймо). Кроме этого, на боковой или торцевой поверхности корпуса колодки масляной краской белого цвета может наноситься порядковый номер тормозного башмака.

Эксплуатация немаркированных (неклейменых) тормозных башмаков запрещается.

В нижеприведенной Таблице представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований дающее разъяснение, какое поведение является правомерным, по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, а также установленными в ходе анализа правоприменительной практики.


Таблица

N п/п

Суть типового вопроса

Руководство по соблюдению обязательного требования, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным

1

Правомерно ли действие органа государственного железнодорожного надзора по включению предприятия, эксплуатирующего подвижной состав с правом выхода на железнодорожные пути общего пользования, в план проверок на 2017 год, если с момента проведения предыдущей плановой проверки прошло менее трех лет?

Действия надзорного органа в данном случае правомерны, так как, в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ): "К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области железнодорожного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 7 настоящей статьи".

И далее, в пункте 4 статьи 20.1: "Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является:

2) истечение одного года со дня окончания последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих железнодорожный подвижной состав на железнодорожных путях общего пользования.

Т.е., если подвижной состав предприятия эксплуатируется на путях общего пользования (например: имеется локомотив с правом выхода на пути общего пользования), следовательно, организация и проведение проверки осуществляется в соответствии с пп. 2 пункта 4 статьи 20.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

2

Какой срок действия "надзорных каникул" для предприятий малого бизнеса?

Статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016-2018 годах предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми последние не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

Если юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе направить в орган надзора заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

3

Проверяемое лицо уведомлено о проведении плановой проверки. При этом в приказе (распоряжении) о ее проведении в качестве проверяющего указан инспектор "Петров". Однако в день начала проверки пришел совершенно другой инспектор. Правомочен ли он на проведение проверки по этому приказу (распоряжению)?

Действия государственного должностного лица ФГПН в данном случае являются незаконными, так как, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Придя на проверку, инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки, подписанное начальником территориального органа надзора.

4

Каким нормативным документом установлен порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, в том числе опасных?

Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, в том числе опасных, а также порядок формирования аттестационной комиссии установлен приказом Минтранса России от 11.07.2012 N 230.

5

Предприятие перевозку грузов и пассажиров не осуществляет, подвижного состава не имеет, является грузоотправителем и имеет в собственности путь протяженностью 1000 м - правомерно ли требование органа надзора по прохождению специалистами предприятия аттестации по вопросам безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта?

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установлено, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Согласно пункту 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 (далее Положение) назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ": перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Предприятие, являясь грузоотправителем/грузополучателем, осуществляет операции по погрузке/выгрузке грузов, то есть является участником перевозочного процесса.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

В пункте 2 Положения указано, что требования по аттестации не распространяются на исполнительных руководителей и специалистов предприятий и организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования.

Так как на пути необщего пользования предприятия производится подача и уборка подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, то, следовательно, перевозка не является технологической и на данное предприятие, относящееся к железнодорожному транспорту необщего пользования, в полной мере распространяется действие Приказа Минтранса РФ от 11.03.1994 N 13/11.

В соответствии с требованием части 2 статьи 20 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Из чего следует, что предприятие, являясь владельцем железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителем (грузополучателем), участником перевозочного процесса не может обеспечить в полной мере безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, не имея в своем штате работников (руководителей, специалистов) прошедших обучение и аттестацию по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в установленном порядке.

6

Возможна ли эксплуатация на территории Российской Федерации железнодорожных цистерн для перевозки опасных грузов моделей 15-1548, 15-1614, в случае продления срока службы на территории Республики Казахстан в 2017 году?

Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с приложением N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 N 286 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627).

Согласно пункту 21 приложения N 5 к Правилам: "Не допускается включать в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования во всех видах сообщения груженые грузовые вагоны, в отношении которых после 1 января 2016 г. выполнены работы по продлению сроков их службы или модернизации с продлением сроков их службы, за исключением:

1) специального железнодорожного подвижного состава, включаемого в хозяйственные поезда и предназначенного для производства работ по содержанию, обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железных дорог;

2) вагонов-цистерн для перевозки: патоки; желтого фосфора; виноматериалов; гептила; амила; уксусной кислоты; ядохимикатов; алкилбензолсульфокислоты; меланжа; молока; поливинилхлорида; капролактама; суперфосфорной кислоты; сульфанола;

3) рефрижераторных вагонов;

4) вагонов-термосов;

5) вагонов-ледников;

6) вагонов-дизель-электростанций;

7) вагонов-транспортеров;

8) вагонов-платформ для перевозки гусеничной и колесной техники".

В соответствии с техническими условиями завода-изготовителя железнодорожная цистерна модели 15-1548 предназначена для перевозки серной кислоты, цистерна модели 15-1614 - для перевозки соляной кислоты. Следовательно, включение вышеуказанных груженых вагонов-цистерн в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, не допускается.

7

Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при проведении обучения и аттестации по пожарной безопасности работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием тягового (железнодорожного) подвижного состава, какой порядок организации этой работы?

При проведении обучения и аттестации по пожарной безопасности работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием тягового (железнодорожного) подвижного состава, следует руководствоваться: Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте от 11.11.1992 N ЦУО-112 (ППБО 109-92, зарегистрированы в Минюсте РФ 24.12.1992 рег. N 112); Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденными Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (зарегистрированы в Минюсте РФ 21.01.2008 рег. N 10938).

Основные этапы организации и проведения обучения мерам пожарной безопасности на железнодорожном подвижном составе вышеуказанной категории работников должны включать:

1) разработку специальных программ обучения мерам пожарной безопасности: машинистов и помощников машинистов; рабочих и служащих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом тепловозов (Приказ МЧС РФ N 645 раздел V; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.23, глава 4 пункт 1.7; ЦТ-ЦУО/175 пункты 1.6, 1.7);

2) издание распорядительного документа определяющего:

- перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий по программе пожарно-технического минимума, имеющих соответствующую подготовку (Приказ МЧС РФ N 645 пункт 40; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12);

- порядок и сроки занятий по программе пожарно-технического минимума (Приказ МЧС РФ N 645 раздел III; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12; ЦТ-ЦУО/175 пункт 1.9);

- перечень работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава, которые должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума (ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12; ЦТ-ЦУО/175 пункт 1.9);

3) создание комиссии для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности (принятия зачетов) у работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке (Приказ МЧС РФ N 645 раздел IV пункт 43);

4) проведение проверки знаний требований пожарной безопасности (принятие зачетов) у работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава с установленной периодичностью: в соответствии с пунктом 1.12 ЦТ-ЦУО/175 периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов с локомотивными бригадами, а также с работниками связанными с ремонтом и обслуживанием локомотивов по вопросам пожарной безопасности - не реже двух раз в год.

8

В каких случаях требуется оформление лицензии на перевозку опасных грузов железнодорожным транспортом? Необходима ли такая лицензия при перевозке опасных грузов по железнодорожным путям необщего пользования?

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте", в состав данного вида лицензируемой деятельности входят работы (услуги) по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, осуществляемой по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций, то есть при осуществлении перевозки, подачи/уборки вагонов с опасными грузами на путях необщего пользования лицензия не требуется.

9

Требуется ли переоформление лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в случае изменения наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации?

Согласно статье 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случае изменения его наименования.

Однако, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2017 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - глава 4 ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Таким образом, необходимость в переоформлении лицензии в связи с изменением наименования юридического лица в целях приведения его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ отсутствует.

10

Какие опасные грузы подлежат охране при перевозке по путям общего пользования?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 1424-р установлен Перечень специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора. В соответствии с установленным перечнем, охране подлежат следующие опасные грузы: взрывчатые материалы, топливо для реактивных двигателей, бензины и топливо дизельное всех наименований, спирт метиловый (метанол), газ энергетический (пропан, бутан).


3. Государственный морской и речной надзор


Разъяснение неоднозначных или не ясных для подконтрольных

лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов

или коллизий в нормативных правовых актах

В настоящее время существуют трудности при установлении соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах:

Пунктом 3 Положения о лицензировании погрузочной-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 погрузочная-разгрузочная деятельность включает в себя работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.

При осуществлении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) является наличие у соискателя лицензии (лицензиата), в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности, производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623.

К производственным объектам относятся гидротехнические сооружения, причал (причалы), крытые и открытые грузовые склады, нефтебазы, бункеровочные базы, подъемно-транспортное оборудование, плавучие краны, суда-бункеровщики и иные плавучие объекты (Подпункт "г" пункта 7 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193).

Лицензирование погрузочно-разгрузочных операции с опасными грузами предполагает две технологических схемы: "судно - судно", "берег (автомобиль, нефтебаза, накопитель и т.п.) - судно".

Подтверждение права осуществления погрузочно-разгрузочной операции с опасными грузами на внутреннем водном транспорте по выбранной лицензиатом технологической схеме удостоверяется приложением к лицензии, в котором указывается соответствующий производственный объект (объекты), с использованием которого лицензиатом производиться погрузка-разгрузка опасного груза непосредственно на судно (плавучий объект) (Подпункт "а", "г", "д" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах для владельца судна при осуществлении работ по схеме "судно-судно"; Подпункт "а", "б", "в", "д" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах для владельца берегового производственного объекта при осуществлении работ по схеме "берег-судно". Полностью пункт 4 для соискателя лицензии при осуществлении работ по схемам "берег-судно", "судно-судно")

Например, в случае применения технологической схемы "автомобиль-судно" в приложении к лицензии указывается эксплуатируемый на законном основании в этих целях производственный объект - причал, соответствующий требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, с которого осуществляется погрузка-разгрузка непосредственно на судно (плавучий объект).

В случае применения технологической схемы "судно-судно" в приложении к лицензии указывается эксплуатируемое на законном основании судно, соответствующее требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, с которого осуществляется погрузка-разгрузка непосредственно на судно (плавучий объект).

Наличие лицензии на осуществляющее погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами на внутреннем водном транспорте по схеме "судно-судно" не предоставляет лицензиату и иным лицам права осуществления таких операций по схеме "берег-судно".

Остается проблема несовершенство нормативно-правовой базы, в части конкретизации требований, предъявляемых к эксплуатации гидротехнических сооружений.

При проведении проверок, государственные инспекторы в основном руководствуются "Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (утв. Постановлением Правительства от 12.08.2010 N 623 - далее Технический регламент-623); "Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта" (утв. Постановлением Правительства от 12.08.2010 N 620 - далее - Технический регламент - 620), Правилами технической эксплуатации Портовых сооружений (утв. МРФ РСФСР 27.06.1985); ГОСТ Р 54523-2011 "Портовые гидротехнические сооружения. Правилами обследования и мониторинга технического состояния" (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.11.2011 N 600-ст); ГОСТ Р 55561-2013 "Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности", РД 31.35.10-86 "Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий" (утв. Министерством морского флота СССР)

Однако положения Технического регламента - 623 и Технического регламента - 620 не отражают всех требований, предъявляемых при проведении проверок ПГТС, а именно: отсутствие "Положения о Паспорте ПГТС" не позволяет однозначно понимать, что представляет паспорт (технический паспорт) ПГТС, как должен вестись паспорт ПГТС, какие требования предъявляются к паспорту, каким образом должны и могут вноситься изменения в паспорт ПГТС и т.п.

На основании пунктов 518, 519, 520 Технического регламента-623 портовые гидротехнические сооружения подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной лаборатории (центра). При этом заявителем является собственник или эксплуатант объекта.

Составлению декларации о соответствии указанных объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента предшествует подготовка собственных доказательных материалов (технической документации, результатов собственных испытаний и измерений, других документов, служащих мотивированным основанием для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента) и проведение обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

По результатам обследования аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает документы, в которых указываются режимы безопасной эксплуатации и срок действия документов (период безопасной эксплуатации), определяется перечень необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ремонтных работ и сроки их выполнения. Указанные документы являются доказательными материалами для принятия декларации о соответствии, полученными с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

По результатам обследования, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и на основе собственных доказательств соответствия заявитель составляет декларацию о соответствии причала или причального сооружения требованиям настоящего технического регламента.

Приказ Минтранса РФ от 23.07.2014 N 196 "Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию", указывает на то, что участки внутренних водных путей в границах Южного Федерального округа РФ, пункты отстоя судов, не подпадают под действие вышеуказанных пунктов Технического регламента-623. Разъяснение (пояснения) термина "участок внутренних водных путей", может включать в себя, как основной, так и дополнительный судовой ход, а также подходной путь к ПГТС, и сам причал.

Необходимо проведение актуализации нормативно-правовых актов, дающих разъяснение по конкретизации вышеуказанных противоречий.

Правила технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений - ПТЭ СГТС (утв. заместителем Министра речного флота РСФСР В.Н. Фоминым 24.07.1978), Правилами технической эксплуатации Портовых сооружений - ПТЭ ПС (утв. МРФ РСФСР 27.06.1985) на данный момент уже устарели и не отражают всех требований при проведении контрольно-надзорных мероприятий СГТС, ПГТС.

ГОСТ Р 54523-2011 и ГОСТ Р 55561-2013 в основном носят рекомендательный характер.

Отсутствие сводов правил, которые раскрывали бы точные характеристики положений Технических регламентов, приводит к тому, что эксплуатирующие организации не имеют возможность добросовестно осуществлять техническую эксплуатацию гидротехнических сооружений. А отсутствие, в свою очередь, четких требований в нормативных документах не позволяет осуществлять в полной мере качественный и высокоэффективный надзор за эксплуатирующими ГТС организациями.

В связи с вышеизложенным, необходимо внести изменения (дополнения) в Технические регламенты о безопасности объектов внутреннего водного и морского транспорта, разработать и ввести в действие новые ПТЭ СГТС, ПТЭ ПС, которые будут соответствовать нынешним требованиям по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС.


Разъяснение новых требований нормативных правовых актов

Основные изменениях, которые были внесены в постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", эти изменения были внесены и вступили в действие в августе 2016 года:

1. Изменения в части осуществления перевозки пассажиров морским и внутренним водным транспортом.

До вступления в силу таких изменений обязательным условием для получения лицензии являлось наличие пассажирского свидетельства для судна, осуществляющего перевозку пассажиров.

Следует отметить, что согласно КТМ РФ требование о наличии пассажирского свидетельства применимо только к пассажирским судам. КТМ РФ не содержит определения пассажирского судна, однако согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74) пассажирское судно означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров.

Вместе с тем, лицензированию подлежит деятельность в независимости от количества перевезенных человек на борту судна. Даже, в случае если перевозка пассажиров осуществляется с использованием маломерного судна, пассажировместимость которого не превышает 12 человек, то такая деятельность подлежит лицензированию.

Однако, как было указанно ранее наличие пассажирского свидетельства для маломерного судна теперь не является лицензионным требованием.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 193 от 06.03.2012 (далее - Положение) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров.

Основные условия допуска непассажирских судов к перевозке пассажиров и организованных групп людей определены главой 2.13 "Правил освидетельствования судов в эксплуатации" (далее - ПОСЭ).

Так, согласно п. 2.13.1 гл. 2.13 ПОСЭ при положительных результатах внеочередного освидетельствования, проводимого по заявке судовладельца, непассажирское судно может быть признано пригодным для перевозки пассажиров и организованных групп людей, о чем в соответствии с п. 2.13.3 гл. 2.13 ПОСЭ вносится соответствующая запись в акт внеочередного освидетельствования и в Свидетельство о классификации.

Исходя из вышеизложенного, следует, что для получения лицензии на перевозку пассажиров морским и речным транспортом с использованием непассажирского судна отсутствует необходимость в получении пассажирского свидетельства. Вместе с тем, в свидетельстве о классификации такого судна должна быть внесена запись о пригодности судна к перевозке пассажиров.

2. Изменены требования к должностному лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях или осуществляющему контроль за обеспечением безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды, необходимо отметить, что эти требования значительно смягчились. Редакция норм, устанавливающих необходимость наличия у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей таких ответственных должностных лиц, допускает неоднозначное толкование при использовании для осуществления лицензируемых видов деятельности маломерных судов. Согласно позиции Ространснадзора для соискателей лицензий (лицензиатов), осуществляющих деятельность только с использованием маломерных судов, наличие указанных ответственных должностных лиц не является лицензионным требованием.

3. Вместо ссылки на статьи 14 КВВТ РФ и 25 КТМ РФ определен конкретный перечень документов, необходимых для каждого судна, в том числе маломерного.

4. При осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к нефти и нефтепродуктам наличие плана ЛАРН для соискателей лицензий (лицензиатов) необходимо при эксплуатации береговых объектов, плавучих нефтехранилищ, нефтенакопителей. Наличие плана ЛАРН у соискателей лицензий (лицензиатов), эксплуатирующих суда-бункеровщики, не является лицензионным требованием. При том, это не является основанием для уклонения таких организаций от исполнения законодательства Российской Федерации в части разработки и наличия планов ЛРН.

5. Отменено требование о наличии у лицензиата договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования, сейчас наличие такого договора не является лицензионным требованием, но опять же повторяюсь не является лишь лицензионным требованием.

В то же время в новой редакции постановления Правительства N 193 появились новые лицензионные требования:

1. Наличие для каждого судна (за исключением маломерного) судового свидетельства об управлении безопасностью в соответствии со ст. 34.1 КВВТ.

2. Наличие для каждого судна вместимостью более 1000 свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335 КТМ.

В соответствии с подпунктами "ж" и "з" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности перевозок внутренним водным, морским транспортом опасных грузов лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) являются:

- ж) наличие для каждого судна вместимостью более чем 1000 свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а также свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335, 336.6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

- з) наличие для каждого судна, перевозящего нефть и нефтепродукты, свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в соответствии со статьями 323 и 324 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (при перевозке наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти).

В данных требованиях указана ссылка на Федеральный закон N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания" от 30.04.1999 (далее - КТМ РФ) в которых регламентируются правила ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью, бункерным топливом и ответственность за ущерб при перевозке морским транспортом опасных и вредных веществ.

КТМ РФ разделяет ответственность за ущерб от загрязнения нефтью и нефтепродуктами и ответственность за ущерб от загрязнения опасными и вредными веществами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 326 КТМ РФ Правила, установленные главой XIX "Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ", не применяются к ущербу от загрязнения как он представлен в подпункте 5 пункта 2 статьи 316 "ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим в следствии утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечки не произошли" главы XVIII "Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью".

Из чего следует сделать, что ответственность за ущерб в связи с перевозкой опасных и вредных веществ не применяется к судам, предназначенным или используемым для перевозки нефти наливом в качестве груза.


4. Государственный автомобильный и дорожный надзор


Разъяснение новых требований нормативных правовых актов

Территориальными Управлениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в редакции от 2 марта 2017 года, проведена работа по внедрению новых форм и методов работы при осуществлении лицензионного контроля.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до 31 декабря 2018 года продолжает действовать мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса.

Таким образом, при составлении проекта плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год Управлениями Госавтодорнадзора будут учтены требования указанных выше нормативных правовых актов.

Необходимо отметить, что, начиная с 2014 года нами ведется планомерная работа, направленная на уход от технологии сплошного контроля, результативность которого оценивается по количеству проверок.

Так в 2014 году было проведено порядка 35 тысяч плановых проверок, в 2015 - 32 тысячи, а в 2016 году уже чуть более 15 тысяч проверок.

С 1 января 2017 года вступили в силу дополнения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, которые касаются изменения процедуры проведения внеплановых проверок, в частности согласно пункта 2 части 2 статьи 10 одним из основанием для проведения внеплановой проверки является "мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации", а также в соответствии с частью 2.1 статьи 10 "выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора)".

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 10.02.2017 N 166, которое утвердило Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.


Разъяснение неоднозначных или не ясных

обязательных требований

Суть вопроса

Ответ

Я являюсь индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в одном регионе. В настоящий момент живу и собираюсь осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в регионе не по месту регистрации. Могу ли я подать заявление на получение лицензии в регионе не по месту регистрации?

В соответствии с пунктом 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144, для получения государственной услуги заявитель направляет почтовым отправлением, электронной почтой в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или представляет в территориальный орган соответствующие документы по месту государственной регистрации.

Требуется ли получать разрешение для осуществления международной перевозки грузов с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 4 Приложения N 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (подписан в г. Астане 29.05.2014, вступил в силу 01.01.2015), международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, осуществляются без каких-либо разрешений:

1) между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом;

2) транзитом через территории других государств-членов;

3) между другими государствами-членами.

Правомерно ли применение нормы статьи 12.21.3 КоАП РФ к собственникам (владельцам) транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, а также задержание данных транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

В соответствии с частью 1 статьи 23.36 Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Кодекс) должностные лица Ространснадзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.3 (в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи).

В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства, предусмотренных статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих собственникам (владельцам) транспортных средств, предусмотрено задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств, которое применяется до уплаты административного штрафа.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностными лицами управлений Госавтодорнадзора проводятся проверки органов местного самоуправления. В случае выявления нарушений выносятся предписания, об устранении выявленных нарушений. Однако, законом не предусмотрено понятие контрольной проверки выполнения ранее выданного предписания. При этом органами прокуратуры данные мероприятия пресекаются. Как Ространснадзором решается эта проблема и осуществляется контроль за выполнением выданных предписаний?

По данному вопросу Ространснадзором получены конкретные разъяснения от Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Согласно которым, после выдачи предписаний необходимо запрашивать необходимую информацию об исполнении указанных предписаний.

Полученные сведения о невыполнении предписания являются поводом к возбуждению в отношении виновного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ.

При этом непредставление или несвоевременное предоставление указанных сведений являются поводом к возбуждению в отношении виновного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ

Имеет ли Ространснадзор право применять ст. 14.43 КоАП РФ "Нарушение требований технических регламентов" за нарушения по содержанию автомобильных дорог?

В 2016 году имелись случаи, когда суды различных инстанций переквалифицировали указанные нарушения на ст. 12.34 КоАП РФ "Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения", право применения которой возложено на органы ГИБДД.

Окончательное решение вопрос правоприменительной практики по данной статье нашел в Верховном суде Российской Федерации, который встал на сторону Ространснадзора и в своем Решении от 10 ноября 2016 года подтвердил выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в бездействии подрядной организации, выразившемся в непроведении комплекса мероприятий по текущему ремонту автомобильной дороги, признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Возможно ли осуществлять подготовку водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, в регионе не по месту нахождения учебного учреждения?

Согласно п. 2 Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки, утвержденного приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 202 (далее - Порядок), Порядок определяет правила утверждения курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, (далее - Утверждение) в соответствии с главой 8.2 "Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства" приложения B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.57 (далее - ДОПОГ)".

В соответствии с п. 5 Порядка заявление об Утверждении подается образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, а также образовательным подразделением организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности. Согласно пп. 3 п. 6 Порядка к заявлению об утверждении курсов прилагается информация о помещениях, в которых проводятся курсы.

В соответствии с п. 8.2.2.6.5 ДОПОГ Утверждение выдается в письменном виде компетентным органом при соблюдении, в том числе следующего условия: "подготовка осуществляется в соответствии с документами, прилагаемыми к заявлению".

Также, согласно п. 8.2.2.6.7 ДОПОГ "Если после утверждения курса подготовки обучающая организация намерена внести какие-либо изменения в те или иные детали, учитывавшиеся при утверждении, то она должна сначала получить соответствующее разрешение компетентного органа. Это относится, в частности, к изменениям, касающимся программы подготовки. В случае выполнения соответствующих требований Порядка и ДОПОГ, предъявляемых к учебному учреждению при подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, учебное учреждение вправе осуществлять такую подготовку на территории Российской Федерации.

О возможности неполной занятости консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов на предприятии и заключения договора с аутсорсинговой компанией на оказание услуг консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

В силу п. 1.8.3.1 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.57 (далее - ДОПОГ) "Каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов (далее консультант), задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды". Согласно п. 1.8.3.4 ДОПОГ функции консультанта могут выполняться лицом, не работающим непосредственно на данном предприятии, при условии, что это лицо способно выполнять обязанности консультанта. При этом, отношения с таким лицом должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, на консультанта возлагаются функции, требующие его постоянного присутствия на предприятии, в том числе:

- наблюдение за выполнением требований, регулирующих перевозку опасных грузов;

- контроль за процедурой проверки оборудования, используемого для перевозки, упаковки, наполнения, погрузки или разгрузки опасных грузов:

- контроль за применением процедур проверки, позволяющих удостовериться в наличии на перевозочных средствах требуемых документов и оборудования для обеспечения безопасности и в соответствии этих документов и оборудования действующим правилам;

- контроль за применением процедур проверки для обеспечения соблюдения требований, касающихся упаковки, наполнения, погрузки и разгрузки.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В ОБЛАСТИ

ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий нормативных правовых актов, разъяснение новых требований нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с приказами Минтранса России от 06.09.2014 N 194 "О порядке получения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности", от 13.12.2011 N 313 "Об утверждении Административного регламента Ространснадзора проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности".

Для реализации новых требований нормативных правовых актов в области транспортной безопасности большинством субъектов транспортной инфраструктуры уже проведены различные необходимые организационные мероприятия.

В большинстве случае, при несоблюдении требований транспортной безопасности, субъекты ссылаются на отсутствие финансовых средств и длительные процедуры при осуществлении закупок.

По вопросам неясности или неоднозначности трактовки обязательных требований юридические лица, индивидуальны предприниматели и граждане в Управление транспортной безопасности не обращались.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления